Архитектурные достопримечательности города

(часть пятая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Адмиралтейский мост | Трехарочный (Карпичный) мост | Площадь и обелиск Коннетабля | каменные верстовые столбы | Круглая рига | Дома № 7 и 9 (Киевская улица)

Проспект Императора Павла I в южном направлении проходит по двум перемычкам - между Белым и Черными озерами и между Карпиным прудом и протоком, ведущим в Глухое озеро. Эта часть проспекта служит композиционной связкой двух ансамблей - Дворцового и Приоратского парков, а также центра города Гатчины. Кроме того, вблизи находятся Адмиралтейские ворота. Именно этим было продиктовано создание на оси проспекта развернутого в перспективе ансамбля, включающего декоративные сооружения Дворцового парка, обращенные в сторону проспекта, и сооружения непосредственно на самом проспекте.

Первое звено этого ансамбля - Адмиралтейские ворота, следующие - одноименный мост с двумя павильонами - караулками и так называемый балкон-терраса, завершающий планировку средней части Дворцового парка, четвертое звено - трехарочный мост. Доминирующим высотным и композиционным ориентиром служит обелиск на площади Коннетабля, господствующий над всем окружением.

Величественные Адмиралтейские ворота играют тройную композиционную роль. Они выводят из парка на главную городскую дорогу и приглашают в него. Идущие по проспекту воспринимают их как декорацию его западной стороны, подготавливающую восприятие тех сооружений, которые включены в пространственную панораму проспекта.

Вблизи Адмиралтейских ворот трасса Большого проспекта сливалась с каменным Адмиралтейским мостом - монументальным однопролетным сооружением с высокими монолитными профилированными парапетами. С южной стороны мостовые парапеты продолжались двумя каменными полукружиями, которые обрамляли небольшую предмостную площадь. С ними смыкались две каменные караулки. Они до сих пор напоминают об архитектуре моста, построенного в 1792-1794 годах и взорванного в 1944 году отступавшими частями гитлеровской армии. Архитектура караулок подчеркнуто строга и лаконична. Квадратные в плане павильоны, приближенные в объеме к кубу и обработанные крупными рустами, воспринимаются как пропилеи. Это впечатление усиливалось плоскими каменными куполами и золочеными шарами на них, напоминающими завершения кровель Приората. Масштаб моста и караулок, их образный строй и трактовка декора говорят об авторстве Бренны, который тогда же построил первоначальный каменный балкон-террасу. Эта терраса является архитектурной связкой между Адмиралтейским и Трехарочным мостом.

Трехарочный, или Карпичныи, мост, отделяя Карпин пруд Дворцового парка от протока в Глухое озеро Приоратского парка, оформляет перспективу на обелиск площади Коннетабля. По замыслу А. Д. Захарова, проектировавшего и строившего мост в 1799-1801 годах, его устои должны были украшать декоративные каменные изваяния, аллегорически прославляющие «изобилие рек». Однако архитектору пришлось ограничиться резными каменными гирляндами на полукружных контрфорсах по сторонам среднего мостового пролета и горельефными масками львов на замковых камнях каждой из трех арок. Трехарочный мост был также взорван в 1944 году, и только частично сохранившийся средний пролет и поврежденная маска льва на нем, вырубленная скульптором М. П. Александровым-Уважным по рисунку А. Захарова из пудостского камня, напоминают об утраченном замечательном произведении искусства.

Кульминацией ансамбля, развернутого на отрезке Большого проспекта от Адмиралтейских до Смоленских ворот, является площадь Коннетабля с одноименным обелиском. С дальних подходов в перспективе проспекта просматривается четкий силуэт обелиска, стоящего на естественном возвышении.

Замысел площади с обелиском возник у Павла под влиянием впечатлений от путешествия по Франции, особенно от посещения резиденции Шантийи принца Конде. Там имелся аналогичный ансамбль с обелиском, воздвигнутым в честь одного из членов этого древнего аристократического рода герцога Анн Монморанси, который являлся с 1538 года «коннетаблем» - главнокомандующим королевской армии. Павлу, которому импонировали сравнения его личности с выдающимися деятелями прошлого, пришлась по душе идея подобного монумента в Гатчине: ведь для русской армии он являлся главнокомандующим. Проект гатчинского монумента, вероятнее всего, создал Бренна, а воплотил его мастер каменотесного дела и строитель К. А. Пластинин в 1793 году. Одновременно была распланирована окаймленная парапетом, а точнее - невысокой бастионной стеной с амбразурами, площадь, окончательно сформированная в 1796 году.

В истории этого монумента, столь незыблемого на первый взгляд, есть страница поистине фантасмагорическая. 23 мая 1881 года, в четыре часа пополуночи, каменная громада, весившая более 600 тонн, была разрушена почти до основания ударом молнии. Потребовалось пять лет, чтобы добыть и обтесать блоки черницкого камня соответствующих габаритов, а затем собрать их согласно разработанным чертежам. В 1904 году пришлось заново изготовить и сложить двенадцать рядов верхней части обелиска, а еще через десять лет заменить отдельные блоки обветшавшего бастионного парапета.

Немалые повреждения были нанесены ансамблю площади Коннетабля в 1941-1944 годах. Но проведенные реставрационные работы сохранили памятник, вернув ему художественную выразительность.

В плане площадь Коннетабля представляет собой как бы миниатюрный четырехлучевой бастион. Об этом напоминают рвы, земляные валы и каменные парапеты с амбразурами для орудий. Известно, что здесь находились шесть пушек, отлитых за десять лет до создания площади. Посреди площади на квадратном основании (3,5х3,5 метра), подчеркнутом профилированным карнизом, высится четырехгранный обелиск с пирамидальным завершением. Его венчает медный золоченый шар, поднятый на высоту без малого 33 метра.

Горделиво возвышающийся обелиск утверждал мысль о величии владельца резиденции. Кроме того, он служил гигантской стрелкой солнечных часов: его тень падала на цифры, нанесенные на парапете.

Площадь Коннетабля с обелиском, архитектурным символом высшей власти, восходящим ко времени Древнего Египта, стала самой интересной достопримечательностью всего гатчинского комплекса.

Крупные архитектурные вертикали, связанные с Большим проспектом, дополнялись малыми-каменными верстовыми столбами. Зачастую в документах они, так же как обелиск Коннетабля, назывались пирамидами. Установка монументальных верстовых столбов на дороге из тогдашней столицы в Гатчину призвана была подчеркнуть ее значение как императорской резиденции.

В 1770-х годах по проекту Ринальди были смонтированы из мраморных и гранитных деталей верстовые столбы, расставленные по дороге в императорские резиденции Петергоф и Царское Село. Аналогично оформили и Гатчинскую дорогу. В 1795-1797 годах был заключен контракт с К. Пластининым на изготовление столбов из пудостского камня по специальному рисунку. Два из них сохранились на проспекте Императора Павла I.

Скомпоновав цилиндры разного диаметра и высоты, неизвестный архитектор создал сооружение пластически выразительное, сложное по силуэту. Общая высота верстового столба - 4 метра 25 сантиметров. Он покоится на квадратном плинте, сторона которого равна полутора метрам. Над плинтом ступеньками поднимаются три уменьшающихся в диаметре цилиндра. Основной цилиндр-столб, суживающийся кверху. В нижней части он перехвачен двумя дисками - широким и узким. Верхняя часть столба имеет точеное фигурное увенчание - квадратный брусок, как бы привинченный миниатюрным куполком с шишкой.

При создании ансамбля площади Коннетабля одновременно построили два небольших моста, один из которых служил переходом к зданию, напоминающему башню рыцарского замка, но имеющему чисто сельское назначение. Это рига, где сушили хлебные снопы. По своему объемному решению она получила название Круглой риги (более расширенное наименование - Круглая рига с хлебными магазинами). Ни автор проекта, ни точная дата сооружения неизвестны. Установлено, что рига появилась в 1770-х годах, когда Гатчиной владел Г. Орлов. Ее функциональная роль вполне отвечала нуждам мызы, а облик соответствовал общему замыслу резиденции как романтического охотничьего замка.

Круглая рига состоит из высокой центральной цилиндрической части, сложенной из каменных блоков местного камня, который добывался близ селений Черницы и Парицы. Над карнизом из плиты по всему периметру идут прорезные зубцы в виде ласточкина хвоста. В этой части велась просушка снопов и обмолот. Вокруг среднего цилиндра, образуя довольно узкий кольцевой двор, построена низкая каменная стена диаметром 32 метра с цоколем из двух рядов крупных блоков и широким карнизом. От стены пятью радиусами расходятся приземистые строения - «хлебные магазины» - хранилища для зерна. В последней четверти XIX века здание Круглой риги использовали под конюшни лейб-гвардии Кирасирского полка.

Сильно разрушенная во время военных действий и пострадавшая от нерадивого использования в наши дни, Круглая рига тем не менее воздействует своим необычным архитектурным обликом, вызывая в памяти ассоциации с памятниками средневековой архитектуры Англии.

Проспект Императора Павла I вблизи Круглой риги и Смоленских ворот на небольшом отрезке именуется Киевской улицей. Здесь в XIX веке сформировался своего рода ансамбль двухэтажных и одноэтажных зданий, в которых использованы композиционные и декоративные приемы классицизма. Особенно интересно, что в решении некоторых применены «секции» - прием, восходящий к архитектуре Петербурга первой трети XVIII века (Киевская улица, дома № 7 и 9). Дом № 7 - образец сдвоенных двухэтажных «секций», каждая из которых по главному фасаду имеет пять осей проемов. Центральный проем первого этажа - дверь, выделенная треугольным сандриком, по оси которого над карнизом помещена двухскатная мансарда с окном лучкового очертания. Средняя часть каждой «секции» акцентирована четырьмя пилястрами дорического ордера, охватывающими два этажа, углы здания выявлены чередованием больших и малых гладких рустов, а подоконные части - рельефными балясинами. Дом № 9 - самостоятельное строение, которое по объему и декору является одной типовой секцией.

 



следующая страница