на головную страницу сайта | к оглавлению раздела

Эдвард Радзинский

Николай II: жизнь и смерть

... 36 лет непрерывно вел Николай свой дневник. Он начал его в 14 лет в 1882 году в Гатчинском дворце и закончил пятидесятилетним арестантом в Екатеринбурге.




ГЛАВА 4
Могущественная пара

Революция в России совпала с революцией в Семье. В это время в Царском Селе появляются двое... Эти двое мало отражены в дневниках Николая, хотя занимали большое место в его жизни. И в жизни Семьи. И страны.
Григорий Распутин и Анна Вырубова (Танеева).

ПОДРУГА

В своих мемуарах Анна Танеева пишет о своем роде: ее отец Александр Сергеевич Танеев был статс-секретарем, обер-гофмаршалом двора и главноуправляющим Собственной Его Императорского Величества Канцелярией. Ее дед и прадед занимали эти должности при прежних императорах, ее другой предок - победитель Наполеона фельдмаршал Кутузов.
Правда, она не упоминает в своей книге еще об одном предке, которого светская молва связывала с родом Танеевых, - об императоре Павле I. Кровь этого безумного императора (точнее, его незаконного ребенка) текла в жилах Ани Танеевой. Да, она тоже была из рода Романовых.

В 17 лет она, опьяненная выходом в свет, танцует на 22 балах. Молодая фрейлина представлена императрице. Аликс заметила ее.
И вскоре скороход (была такая должность во дворце - будто из сказки Андерсена) по прозаическому телефону сообщает Ане: ее приглашает императрица.
Их первый разговор. Аня Танеева рассказывает Аликс: в детстве она заболела тифом, была при смерти, но отец позвал Иоанна Кронштадтского - и тот молитвой своей поднял ее с одра болезни. История должна была произвести впечатление на императрицу. Чудо исцеления - только об этом думает Аликс, глядя на сына.
Аня очень музыкальна. И с самого начала ей удалось взять верную ноту.
Вскоре ее позовут в плавание на царской яхте. В столь любимое в Царской Семье путешествие - в финские шхеры.
В залитой солнцем каюте они играют в четыре руки на фортепиано. Впоследствии Аня трогательно расскажет Аликс, как от волнения стали каменными ее руки...
Потом они пели дуэтом. У Аликс - контральто, у Ани - сопрано. Так сразу сложился этот роковой дуэт.
Когда Аня сошла на берег, Аликс сказала: "Благодарение Богу - он послал мне друга".
Теперь Аню часто берут на прогулки в шхеры. Светлые, покойные вечера на царской яхте... Мирные огни загораются на берегу. Запах воды и папироска в руках Государя. Белая яхта "Полярная Звезда" скользит в наступившей ночи.

В 1918 году арестованная Аня Танеева вновь окажется на "Полярной Звезде". Там будет заседать штаб Центробалта, и привезут ее туда новые хозяева яхты - революционные матросы.
Все будет заплевано окурками, загажено... Ее посадят в грязный трюм, кишащий паразитами, а потом поведут на допрос по знакомой палубе - и она вспомнит те ночи.

В чем главная причина успеха молодой фрейлины?
"Самая обыкновенная петербургская барышня, влюбившаяся в императрицу, вечно смотрящая на нее своими медовыми глазами со вздохами "ах, ах, ах!". Сама Аня Танеева некрасива и похожа на пузырь от сдобного теста", - написал Витте в своих мемуарах.
Уже после падения царского режима в феврале 1917 года была создана "Чрезвычайная следственная комиссия по рассмотрению злоупотреблений министров царского правительства и других высших должностных лиц свергнутого режима". В комиссии работал товарищ прокурора Екатеринославского окружного суда В.М.Руднев. Впоследствии он вспоминал о допросах арестованной Ани: "Я шел... откровенно говоря, настроенный к ней враждебно... И меня сразу поразило особое выражение ее глаз. Выражение это было полно неземной кротости".
Бесхитростная Аня, которая внесла в Царскую Семью искренность, преданность и обожание, которых так не хватало в холодном дворце, - таково заключение следователя. И еще он добавлял: "Пользоваться никаким политическим влиянием госпожа Вырубова не могла. Слишком силен был перевес умственных и волевых качеств императрицы".
Итак, простодушная, глупая, некрасивая?..
Вера Леонидовна:
"Она была очень хороша... Красавица - но в очень русском стиле: пепельные волосы, голубые огромные глаза, пышное тело. Я помню, как увидела ее впервые. После репетиции я шла по Невскому. "Атлантида" жила: неслись щегольские коляски, на дешевых пролетках проезжали ямщики в синих поддевках... Я часто слышу сейчас этот шум исчезнувшей жизни... Вот проносится великолепный султан кавалергарда... Спиной к кучеру в шинели внакидку пролетел градоначальник Петербурга, окруженный велосипедистами, - видимо, скоро должен проехать Государь... Было 2 часа, и появлялись самые роскошные выезды... И вот тогда я увидела экипаж: в нем лениво полулежала молодая женщина, перья шляпы висели над красивым, полноватым лицом, ноги были укрыты меховым пледом.
"Это она", - сказал мой друг. О ней много тогда говорили... Если молва приписывала Распутина царице, Аню отдавали в любовницы царю и Распутину... Кстати, она очень мило рассказывала о себе, и всегда смешные вещи. Только умные люди умеют подтрунивать над собой. Она была умна. И еще она была великой актрисой... Эта женщина, которая участвовала во всех политических играх Распутина, назначала и свергала министров, вела сложнейшие интриги при дворе, могла выглядеть совершенно простодушной русской дурехой..."
Была ли это маска? Или - маска, ставшая навсегда лицом?
Да, она сразу постигла характер "Саны" - так она называла императрицу. Повелительница России была... застенчива. Ее непосредственность сразу натолкнулась на холод двора. Она замкнулась в себе, усвоила сдержанность и отчужденность, которые принимали за надменность. И Аня нашла ключ к сердцу Саны: восторженное, беспредельное обожание.
Но неужели на этой однообразной игре она могла продержаться при Сане целых 12 лет? Нет, она постоянно придумывала новые, захватывающие и опасные игры для царственной подруги.

Среди бумаг, которые вывез Юровский после расстрела Семьи, было множество писем. Всю первую мировую войну, задыхаясь от любви, Аликс и Ники заваливали друг друга письмами. В этих письмах были загадочные строки. Например, в одном из писем к Николаю Аликс делает странную приписку:
"Милый! Ведь ты сжигаешь ее письма, чтобы они никогда не попали в чужие руки?"
Чьи письма? И почему эти письма не должны попасть в чужие руки? И вообще, кто такая эта "она"?
В другом месте: "Если мы теперь не будем оба тверды, у нас будут любовные сцены и скандалы, как в Крыму... Когда ты вернешься, она будет рассказывать, как страшно страдала без тебя... Будь мил, но тверд. Ее всегда надо обливать холодной водой". Итак, оказывается, "она" смеет устраивать сцены, скандалы и преследовать письмами Николая?!
И Аликс, не жалея слов, клеймит эту неизвестную: "Она груба, в ней нет ничего женственного..." "Она надоедлива и очень утомительна" и т.д.
А вот уже совсем злое, карикатурное описание: "Она всецело поглощена тем, насколько похудела. Хотя нахожу, что у нее колоссальный живот и ноги (и притом крайне неаппетитные), ее лицо и румяные щеки не менее жирные и тени под глазами". В письмах Аликс называет ее "Корова"!
Какая ревность! Уже смешная ревность.
Но вот уже почти крик: "Кто бы ни посмел тебя называть "мой собственный", ты все же мой, а не ее... Аня хочет завтра приехать к нам, а я была так рада, что долгое время мы не будем иметь ее в доме". Да, "она", "Корова" - это Аня! А как же - "наивная, кроткая"? Значит, молва права? И никакой идиллической любви Аликс и Ники не существовало? Была Аня - любовница царя?
Следователь Руднев:
"В данных медицинского освидетельствования госпожи Вырубовой, произведенного в мае 1917 года по распоряжению Чрезвычайной следственной комиссии, было установлено с полной несомненностью, что госпожа Вырубова - девственница".
Значит, ничего не было? Но откуда эти проклятия царицы?
Впрочем, почти одновременно Аликс пишет мужу: "Может быть, ты в своей телеграмме упомянешь, что благодаришь Аню за газету и шлешь ей привет?" И в другом письме: "Аня говорит о своем одиночестве - это меня сердит. Она дважды в день к нам приходит, каждый вечер она проводит с нами 4 часа, и ты ее жизнь..." Значит, "разлучница" преспокойно приходила каждый день и ей разрешали проводить во дворце долгие часы?!
Так что же все-таки было?

Я беседую с итальянской журналисткой. В конце века мы обсуждаем историю двух подруг начала века. Итальянская журналистка пишет книгу о Николае, и я начинаю свой рассказ. Точнее, это всего лишь пересказ того, что когда-то объясняла мне Вера Леонидовна...

"ТРЕТИЙ"

2 сентября 1915 года Аликс пишет Николаю: "Взяла Аню на могилу Орлова". 4 октября Аликс снова пишет: "Заехали с Аней на кладбище, где мне хотелось положить цветы на могилу бедного Орлова". О каждом посещении могилы "бедного Орлова" она сообщает Николаю. Это удивительно, ибо "бедный Орлов" был объявлен молвой любовником Аликс. Более того, светская сплетня именовала его отцом Алексея.
Александр Афиногенович Орлов - генерал-майор свиты, однофамилец знаменитого Алексея Орлова, который когда-то возводил на русский престол Екатерину Великую. Мы отмечаем это обстоятельство, ибо Александр Афиногенович несколько играл в этого красавца и кутилу из галантного XVIII века. Но играл уже с акцентом века ХХ - тут был кокаин и прочие прелести.
Все совершенно изменилось с приездом в Петербург молодой гессенской принцессы. Орлов выказывает ей истинно рыцарское почтение. Исчезли грубые гусарские замашки, одно восторженное поклонение рыцаря, встретившего Прекрасную Даму. И когда Аликс была отвергнута родителями Николая, Орлов оставался неизменен в своем поклонении. Подчеркнем - поклонении...
Став императрицей, Аликс не забыла верного Орлова.
Орлов получает назначение в полк, шефом которого была сама Прекрасная Дама. Теперь он по праву носит цвета императрицы. Средневековый роман продолжается.
Есть рассказ у Джека Лондона о двоих, которые решили обмануть богов: сделать свою страсть вечной. И Аликс хотела, чтобы их романтическая страсть с Ники не угасла в прозе жизни. Инстинктом любящей женщины она догадалась: для этого нужен "третий". Поддерживающий огонь. И любовь Орлова - почтительная любовь "бедного рыцаря" к недоступной принцессе - была такой лю-бовью.
Двор откликнулся как должно: тотчас родилась сплетня о любовной интрижке царицы. Результатом был разговор императрицы-матери с Николаем. Аликс не позволила уничтожить эту волнующую игру. Она придумала выход: Орлов женится на Ане, чтобы прекратить сплетни. Но красавец генерал от брака с Аней уклонился. Это, видимо, его погубило. Орлова отсылают за границу, и в дороге он внезапно умирает. Возможно, всесильная спецслужба побеспокоилась о репутации Семьи.

"Третьего" нет. Неужели любовь Аликс и Ники задохнется в обыденности? И Аня принимает на себя новую роль. Орлов платонически обожал царицу. Теперь Аня будет платонически обожать царя. Теперь она - "третья", создающая напряжение в вечной любовной игре Аликс и Ники. (Так институтки, влюбляясь в подругу, боготворят избранника ее страсти.) Нет, конечно же, она не дозволяет себе тягаться с Государыней, она лишь разрешает себе умирать от безответной любви. И даже устраивает сцены, но смешные, наивные, безопасные. В центре нового треугольника находится статист Ники, а вокруг - две актрисы этой утонченной любовной пьесы.
В это время Аню уже начали опасаться. В большой Романовской Семье зазвучали голоса: удалить Подругу. Но Аня сумела остаться при помощи новой игры.
Однажды Аня объявляет Аликс: она решила покинуть ее и успокоить двор. К всеобщему изумлению, всесильная Аня выходит замуж за скромного флотского офицера Вырубова. По язвительному замечанию Витте: "Бедная императрица рыдает, как московская купчиха, выдающая дочь замуж..." Но Аня знает заранее финал своего брака - у нее точные сведения о своем женихе. И вскоре она бежит с супружеского ложа, ибо муж оказался "половой извращенец и наркоман". Мистически настроенной царице Аня сможет сказать: это было наказание за то, что она изменила предназначению. Ее удел: отказавшись от своей семьи, служить Первой Семье России.
Итак, кто она? Простодушная, добрая, ясная, открытая? Да. И еще - лукавая, скрытная, хитрая, умная. Опасная женщина, посвятившая себя одной страсти. Витте писал: "За Аней Вырубовой все близкие царедворцы ухаживают, и не только они - но и их жены и дочери. Аня устраивает им различные милости и влияет на приближение к Государю тех или иных политических деятелей".
Ее страсть - власть. Власть, которая сразу пришла к молоденькой фрейлине и которой она подчинила всю жизнь. Тайная кровь императора Павла... Аня - незримая повелительница самого блестящего двора в Европе.
И вдруг в 1914 году - этот внезапный ураган безумной ревности императрицы. И все поставлено под удар!
Что же произошло? Аня заигралась? Виноваты южные ночи - эти сводящие с ума ночи в белом Ливадийском дворце?
Их никого нет. Они давно ушли, эти люди. А мы все пытаемся рисовать картины, но зыбкие фигуры растворяются в темноте. Занавес падает. Они - за занавесом, не будем их тревожить... Хотя, в общем-то, все ясно: тогда, в 1914 году (в начале войны своей новой родины с родиной прежней), Аликс была на грани истерии. И это объединилось в ней с тем страшным, плот-ским, что незримо приходило во дворец вместе со "Святым чертом". И хотя во дворце "черт" оборачивался в святого, незримое поле его похоти, его разнузданную силу не могла не чувствовать полубезумная царица. Отсюда ее страстные плотские мечты в письмах к Николаю. Нет, это уже не смиренная супружеская любовь, но исступленный зов! И все это нашло выход в безумии рев-ности, охватившем ее тогда. Нет, нет, как и в прошлые годы, Аня старательно играла свою роль - безопасной "третьей". Но однажды Аликс увидела себя в зеркале: измученная, постаревшая, седые волосы появились... а рядом с Ники эта молодая, цветущая, неотрывно смотрят медовые глаза... И родилось наваждение.
Аня повела себя мудро. Оправдываться - означало раздувать подозрительность. Она ответила подруге оскорбительной холодностью, презрением несправедливо обиженной. И - грубостью. Последнее было внове повелительнице России, но оказалось лучшим лекарством. И вскоре Аликс жалуется Ники: "Утром она опять была со мной нелюбезна, вернее, груба..." К грубости Аня добавила еще одно лекарство. "Она сильно флиртует с молодым украинцем, - ворчливо пишет императрица, - но жаждет тебя..." Однако буря уже спадает. И вскоре: "Я опасаюсь Аниного настроения..." И добавляет покорно: "Я теперь все переношу с гораздо большим хладнокровием и не так терзаюсь на ее грубые выходки. Мы друзья, я ее очень люблю и всегда буду любить, но что-то ушло..."
Все стало на свои места.
Впрочем, борясь с ревностью Аликс, Аня могла быть спокойна. Рядом с нею стоял тот, кто никогда не дал бы ее в обиду. Могущественнейший партнер в ее играх с Аликс - Распутин.

Аня слышала о Распутине от черногорских принцесс. Увидев его, сразу оценила.

"ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК"

Распутина ждали во дворце давно. Еще с начала царствования, когда Семья тщетно искала народных правдолюбцев. И когда черногорки обольщали гессенскую принцессу таинственным миром колдунов и юродивых - он приближался...
И когда они приехали на Саровские торжества в таинственную пустынь... Вот уж, действительно, дьявол входит в обличии святого: образ мудрого кроткого Серафима и будет присвоен "Святым чертом" - Григорием Распутиным.
"Есть в селе Покровском благочестивый Григорий... Как Святому Серафиму, как Илье Пророку, дано ему затворять небо - и засуха падает на землю, пока не велит он раскрыться небесам и пролить живительный дождь".
Так рассказывал о нем ректор Петербургской Духовной Академии отец Феофан почитателям своим, великим князьям Петру и Николаю Николаевичам. И вот уже черногорки, жены великих князей, понесли весть во дворец: так же, как Преподобный Серафим, ходит Григорий в своем селе, окруженный невинными девушками, и так же проповедует кротость, любовь и ласку и излечивает болезни...
В конце 1903 года Распутин появляется в коридорах Петербургской Духовной Академии. В засаленном пиджаке, в сапогах, отвислые брюки болтаются сзади, как истрепанный гамак, спутанная борода, волосы причесаны под скобку, как у полового в трактире. И гипнотические серо-голубые глаза - то нежные и ласковые, то яростные и гневные. Но чаще настороженные. И странная речь, будто бессвязная, баюкающая, какая-то первобытная...

Пока черногорки передают Аликс восторженные рассказы о "Старце", ее Подруга решает ввести его во дворец. Как блестящий режиссер, строит она сцену: явление "Старца" царице.
Поздний вечер, они играют с царицей Бетховена в четыре руки. Около полуночи по приказанию Ани Распутина неслышно вводят в полуосвещенную комнату. Императрица сидит спиной к нему - продолжает играть с Аней. Часы бьют полночь.
- Не чувствуешь ли, Сана: что-то происходит?
- Да-да, - почти испуганно отвечает императрица.
Аня медленно поворачивает голову, и бедная царица - послушно за ней вслед. И когда нервная Аликс увидела в дверях, как видение, неясную фигуру мужика, она забилась в истерике. Распутин подошел к ней, прижал измученную женщину к своей груди, тихо погладил, ласково приговаривая: "Не бойся, милая, Христос с тобой".

Распутин - один из популярнейших мифов ХХ века...
Все тот же следователь Чрезвычайной следственной комиссии В.М.Руднев составил впоследствии интереснейшую записку:
"Одним из самых ценных материалов для освещения личности Распутина послужил журнал наблюдений негласного надзора, установленного за Распутиным агентами охранки. Наблюдение было наружное и внутреннее, и шло это наблюдение за квартирой непрерывно... В связи с тем, что в периодической прессе особенно много внимания уделялось разнузданности Распутина, ставшей синонимом его фамилии, следствием было обращено на этот вопрос надлежащее внимание. Богатейший материал для освещения его личности с этой стороны оказался в данных того самого постоянного и негласного наблюдения за квартирой...
При этом выяснилось, что амурные похождения Распутина не выходили из рамок ночных оргий с девицами легкого поведения и шансонетными певицами, а также с некоторыми из его просительниц... Что же касается близости к дамам из высшего общества, то в этом отношении никаких положительных материалов наблюдением и следствием добыто не было".
Итак, "дам из высшего общества" не было! Но что же было?
Григорий Распутин родился в селе Покровском в Сибири. Сын крестьянина Ефима Новых. Его отец - горький пьяница - вдруг образумился, перестал пить, скопил себе достаток. Но умерла жена - и пошло опять мужицкое несчастье: начал пить, спустил нажитое. И его сын Григорий в это время прославился распутной жизнью: Распутиным уехал он в Тобольск, служил половым в гостинице, там женился на служанке Прасковье, и родила она ему троих детей - сына и двух дочерей.

Сам Григорий так описывает беспутное начало своей жизни: "В 15 лет в моем селе в летнюю пору, когда солнышко грело, а птицы пели райские песни, я мечтал о Боге... Душа моя рвалась вдаль... Не раз, мечтая, я плакал и сам не знал, откуда слезы и зачем они... Так прошла моя юность. В каком-то созерцании, в каком-то сне... И потом, когда жизнь коснулась, дотронулась до меня, я бежал куда-нибудь в угол и тайно молился. Не удовлетворен был я, на многое ответа не находил, и грустно было. И стал я попивать".
Какая нежная, сладостная речь. Вот уж точно - дар обольщения.
До 30 лет он блудодей и вор, но вот к 30 годам - случилось: студент-семинарист встретился на его пути и беседой своей наставлял заблудшую душу на истинный путь. С того времени начинается таинственное житие "Старца" Григория. Во время молотьбы, когда над его святостью смеялись домашние, он воткнул лопату в ворох зерна и пошел по святым местам... Ходил больше года, вернулся домой, в хлеву выкопал пещеру и молился там две недели. И опять пошел странствовать, поклоняться святым местам. Был он в Киеве, как Преподобный Серафим, и в самой Саровской пустыни, а потом на богомолье в Москве - и дальше по бесконечным российским городам и весям.
Вернулся домой после долгих странствий и, молясь в церкви, на глазах народа в усердии разбивал лоб об пол. С того времени было дано ему пророчествовать и исцелять.
Вера Леонидовна:
"Это был фантастический человек. Тогда открылся модный ресторан "Вена", меня привез туда Арцыбашев - автор знаменитой пьесы "Ревность". Какой успех имела эта пьеса! С нами был известный всему Петербургу тоже невероятный человек - Манасевич-Мануйлов... Ходили слухи, что он агент сразу всех возможных разведок. Вот он-то и предложил: "Поедемте к Распутину..." Это было рядом с "Веной", на Гороховой. Арцыбашев отказался, но я - авантюристка. Распутин сидел в столовой, между двумя девушками, это были его дочери... Глаза... я физически помню это ощущение... глаза впились в меня. Стол был в цветах, напротив сидела молоденькая беленькая Муня - Мария Головина, фрейлина императрицы. Все время звонили и приезжали. Приезжали женщины. Муня бегала открывать дверь с усердием служанки. Потом он сказал ей: "Пиши". И стал говорить. Все было - о кротости, о душе. Я пыталась запомнить и потом, придя домой, даже записала, но это было уже не то. А тогда у всех зажглись глаза... это был неизъяснимый поток любви... Я опьянела".

Этот рассказ я вспомнил в архиве.
Темно-синяя тетрадь императрицы. На обороте обложки тетради написано имя владелицы - Александра. Рядом с этой изящной росписью императрицы - каракули Распутина. Без знаков препинания пишет Григорий: "Здесь мой покой славы источник во свете свет подарок моей сердечной маме Григорий..."
Он называл ее "мама" - Мать русской земли. "Папа" - Николай.
"Подарок сердечной маме" - это его устные поучения, старательно записанные изящным почерком Аликс. Она их возьмет с собой в Тобольск и Екатеринбург. И будет их перечитывать до дня своей гибели.
Вот некоторые из них:
"Кто занят собою, тот дурак или мучитель Света, у нас вообще министры заняты собой - ой, не надо! Родина - широка, надо дать ей простор работы, но не левым и не правым, левые - глупы, а правые - дураки. Почему? Да потому что палкой научить хотят. Уже я прожил 50 лет, шестой десяток наступает и могу сказать: кто думает, что он научен и научился, правду говорят мудрецы, - тот дурак".
"Матерь Божья умна была, а никогда о себе не писала. Но жизнь ее известна духу нашему".
"Никогда не бойтесь выпускать узников, возрождать грешников к праведной жизни. Узники через их страдания... выше нас становятся перед лицом Божьим".
"Любите рай, он от любви, куда дух - там и мы. Любите облака - там мы живем".
Влияние полуграмотного мужика на Государыню всея Руси не только в том, что он врачевал тело несчастного сына. Но и в том, что он врачевал душу измученной императрицы.
Из его уст изливался поток великих христианских истин, с ним она очищалась от суеты, отдыхала душой. Знаток религиозных книг и, конечно, гипнотизер, он сумел стать для нее желанным "Старцем", о котором она мечтала там, в Саровской пустыни. Воскресшим Преподобным Серафимом.
Первое время, входя во дворец, Распутин кроток и светел. Потом, окончательно войдя в роль "Старца", он будет попеременно - фамильярен, свиреп, насмешлив и грозен с царской четой. При этом - никакой позы. Ошеломляющая простота и естественность.

Его тайна совсем не в силе чудотворства, сила эта - бесспорна. И она постоянно спасала ее сына. Ему даже необязательно было находиться рядом с Алексеем. Колдун ХХ века, он уже пользуется телефоном и телеграфом.
Множество раз описанные истории:
Звонок из Царского Села на квартиру Распутина: мальчик страдает, у него болит ухо - он не спит.
- Давай-ка его сюда, - обращается по телефону "Старец" к императрице. И уже совсем ласково подошедшему к телефону мальчику: - Что, Алешенька, полуношничаешь? Ничего не болит, ушко у тебя уже не болит, говорю я тебе. Спи".
Через 15 минут - ответный звонок из Царского: ухо не болит, он спит.
В 1912 году в Спале наследник умирал - у него опухоль, началось заражение крови. Но Аликс с измученным ночными бдениями лицом торжествующе показывает врачам распутинскую телеграмму: "Бог воззрил на твои слезы и внял твоим молитвам. Не печалься сын твой будет жить". Знаменитые врачи только печально качают головами: страшный финал неминуем.
А мальчик... мальчик вскоре выздоровел.
Во время войны Николай взял наследника с собой в Ставку. Алексей простудился, у него появился обычный насморк. Но мальчик - необычный: высморкался - и не выдержали сосуды, полилась кровь. И кровь эту врачи уже не смогли остановить... В императорском поезде вместе с Жильяром и бессильным доктором Деревенко Алексея отправляют в Царское. На перроне в Царском Селе их ожидает императрица.
- У него остановилась кровь! - торжествующе сказал Жильяр.
- Знаю, - спокойно отвечает Аликс, - когда это случилось?
- Где-то в половине седьмого.
Аликс протянула телеграмму Распутина: "Бог поможет, будет здоров". Телеграмма была отправлена в 6.20 утра.
В начале 1915 года Аня Вырубова получила тяжелые увечья.
"2 января... я ушла от Государыни, - вспоминала Вырубова, - и поездом 5.20 поехала в город. Села в первый вагон от паровоза... против меня сидела сестра кирасирского офицера. В вагоне было много народу. Не доезжая 6 верст до СПБ, вдруг раздался страшный грохот, и я почувствовала, что проваливаюсь куда-то головой вниз и ударяюсь об землю. Ноги запутались вероятно в трубы отопления, и я чувствовала, что они переломаны... Когда я пришла в себя, вокруг были тишина и мрак. Затем раздались стоны придавленных под развалинами вагонов раненых и умирающих. Я сама не могла ни пошевельнуться, ни кричать, на голове у меня лежал огромный железный брус".
Ее вытащили из под развалин.
"Помню, как меня пронесли через толпу народа в Царском, и я увидела императрицу и всех великих княжен в слезах. Меня принесли в санитарный автомобиль, и императрица вскочила в него и, присев на пол, держала мою голову на коленях, а я шептала ей, что умираю".
Подруга была безнадежна. И тогда позвали "Старца".
Распутин подошел к Ане... Стоит над кроватью, глаза лезут из орбит от страшного напряжения, и вдруг шепчет ласково: "Аннушка, проснись, поглядь на меня". Она открывает глаза...

Как должна относиться Аликс к тому, кто на ее глазах воскрешал из мертвых! К единственному человеку, который мог спасти и столько раз уже спасал ее сына! Мог ли Николай лишить ее врачевателя сына? И врачевателя ее души? Убрать Распутина - означало убить ее. И мальчика.
И он все терпел. И даже подыгрывал.
Он покорно соглашается на просьбы Аликс съесть чудодейственную корочку со стола Распутина, причесаться его чудотворной расческой. Аликс свято верила в их чудесную силу. И он должен делать вид, что тоже верит.
Но Николай не просто подыгрывал.
Для него Григорий - итог правдоискательства. Оно началось с Клопова - и вот закончилось подлинным мужиком во дворце. Союз "народ и царь" свершился... Конечно, он знал о беспутстве Григория. И в отличие от Аликс не строил мистических обоснований. Нет, он принимал его как беспутство реального народа. Оно лишний раз доказывало: его народ не готов к конституции. Но вперемежку с этой дикостью он видел в Григории здравый смысл, доброту и веру. Голос Григория для него - глас народный.
"Это только простой русский человек - очень религиозный и верующий, - объяснял он графу Фредериксу, министру двора, - императрице он нравится своей искренностью, она верит в силу его молитв за нашу семью и Алексея, но ведь это наше, совершенно частное, дело. Удивительно, как люди любят вмешиваться во все, что их не касается".
Но люди вмешивались. С ужасом рассказывали в обществе об удивительном ритуале, ставшем обычным в царском дворце: сибирский мужик целует руку у царя и царицы, а потом они - самодержец и императрица - целуют корявую руку мужика. А ведь в этом взаимном целовании было все то же евангельское: Христос омыл ноги своим ученикам. И вот они, повелители России, смиренно целовали руки сибирскому мужику. Народу. Религиозная Царская Семья и все больше становившееся атеистическим общество - все меньше понимали друг друга.

Итак, Распутин бесспорно обладал сверхчеловеческим даром. Для нашего века, привыкшего к чудесам парапсихологов, в этом нет никакой тайны. И все-таки тайна Распутина была.
Тайна начинается с его странного поведения. Бес-конечные дебоши, пьянство, разнузданная похоть - все это стало притчей во языцех. На глазах Петербурга и Москвы в шикарных ресторанах нагло, скандально кутил Гришка.
Но почему? У него была квартира, охраняемая полицией, и там он вволю мог предаваться разврату и пьянству, не вызывая пересудов и всеобщего гнева. Но он предпочитает похождения на глазах всей страны.
Может быть, в этом вызов: простой мужик над чинным петербургским великолепием, над всеми приличиями - в безумной пляске и всяком непотребстве...
Жги! Жги! Что хочу - то и ворочу!?
Это - литературщина, любимая выдумка Запада. Толстой плюс Достоевский, вечный Толстоевский...
Не тот это персонаж. Хитрющий мужик с колючим и настороженным взглядом. Но почему такая неосторожность? В чем тайна?
Один из самых громких его скандалов случился в 1915 году. Он приехал в Москву, выполняя обет: поклониться в Кремле святой могиле Патриарха Гермогена. Поклонение закончилось диким кутежом в знаменитом ресторане "Яр". Был составлен интереснейший полицейский протокол.
"26 марта сего года около 11 часов вечера в ресторан "Яр" прибыл известный Григорий Распутин вместе со вдовой потомственного почетного гражданина Анисией Решетниковой и сотрудником московских и петроградских газет. Николаем Соедовым и неустановленной молодой женщиной. Заняв кабинет, приехавшие вызвали к себе по телефону редактора-издателя московской газеты "Новости сезона" Семена Кугульского и пригласили женский хор, который исполнил несколько песен и протанцевал "Матчиш"... Опьяневший Распутин плясал впоследствии "русскую", а затем начал откровенничать с певичками в таком роде: этот кафтан подарила мне "старуха", она его и шила... Далее поведение Распутина приняло совершенно безобразный характер какой-то половой психопатии: он обнажал свои половые органы и в таком виде продолжал вести беседу с певичками, раздавая некоторым из них собственноручные записки с записью вроде "люби бескорыстно"..."
Какую любопытную компанию собирает вокруг себя Распутин: этот хитрющий, осторожный мужик зовет присутствовать при кутеже... сразу двух журналистов! И в присутствии этих журналистов, один из которых сотрудничает во всех бульварных газетах, устраивает непристойное представление.
Так можно было поступить только в одном случае: если... если он хочет, чтобы все произошедшее в "Яре" стало тотчас широко известно.
Значит?!..
Да, он сам хотел, чтобы все знали о его бесчинствах. Ибо к тому времени Распутин открыл забавную последовательность: каждый его публичный дебош моментально активизирует его могущественных врагов. И они немедля выступают против него, надеясь на легкую победу. Но стоит им это сделать - и они исчезают из дворца. Парадокс: но своими дебошами он... уничтожал влиятельных врагов!
Зловещая деталь: в "Яре" он рассказывает о царице такое, чего не посмели даже занести в протокол!
"Я делаю с ней, что хочу", - орет он в присутствии журналистов. Подобное не раз звучало во время его публичных кутежей.
В этом тоже был парадоксальный ход, открытый хитрым мужиком. Если в его дебоши еще могли поверить во дворце, то в грязные слова о боготворимой царице ни царь, ни сама Александра, конечно же, не верили! Разве могли уста того, чью преданную любовь к "маме" они наблюдали столько лет, произнести такое! Один пересказ подобных слов тотчас лишал правдивости в глазах Семьи остальное. Все становилось очередным заговором против бедного мужика, которого черт попутал выпить, а враги воспользовались да еще и оболгали беднягу.
Тем более что полиция, составлявшая протокол, забавно ошиблась. Анисия Решетникова, с которой будто бы кутил Распутин в "Яре", была... старуха лет под девяносто, никуда кроме церкви из дома не выходившая - типичная московская купчиха. В доме у нее часто останавливался Распутин...
Как мне удалось установить по документам, с Распутиным была не Анисья Решетникова, а ее родственница - молодая Анна Решетникова, фигура достаточно зловещая (как и почему возникла эта ошибка, а также о действующих лицах этой истории я расскажу подробнее в своей будущей книге - о Григории Распутине)...
Но этой ошибки было достаточно - царица могла уже не верить ничему.

Да и без этой полицейской оплошности она не поверила бы в похождения "Старца". И Распутин это знал.
Он понимал - царица не сможет без него. И она сделает все, чтобы защитить "Старца" и отомстить его врагам.
Тайна Распутина: его пьяные оргии, грязные рассказы о Царской Семье - все это была фантастическая провокация. Он сам как бы вкладывал оружие в руки своих врагов. Но как только они его применяли, тотчас исчезали из дворца.
Фрейлина Тютчева, внучка великого поэта, воспитательница великих княжон, пошла войной против "Старца". После его очередного похождения она требует запретить Распутину общаться с великими княжнами. В результате Тютчева должна покинуть Царское.
Всесильный глава правительства Столыпин составил записку о похождениях Григория и передал ее Николаю. Николай прочел, не сказал ни слова и попросил Столыпина перейти к текущим делам. И вскоре премьер-министру пришлось готовиться к отставке.
И наконец, против Распутина выступил великий князь Николай Николаевич, его прежний почитатель, понявший опасность, нависшую над династией. Верховный Главнокомандующий, ближайший человек к царю против сибирского мужика... Мужик оказывается сильнее.
До самого убийства Распутина его враги продолжают попадаться в его ловушку. И каждый раз они выдвигают против него все те же традиционные обвинения в разгуле и похоти. Они не знали, что он раз и навсегда замечательно объяснил Аликс и своим верным почитательницам таинственную причину своего странного поведения.
Феликс Юсупов, будущий убийца Распутина, узнал это удивительное толкование от своей знакомой, Марии Головиной, фрейлины царицы. С ласковым сожалением, как несмышленому ребенку, объяснила она Феликсу: "Если он это делает, то с особой целью - нравственно закалить себя".
"Старец", берущий на себя грехи мира и через грехопадение подвергающий себя добровольному бичеванию обществом (как это делали юродивые еще в Древней Руси), - так мистически объяснял Распутин свои похождения.
"У царицы хранилась книга "Юродивые святые русской церкви" с отметками в местах, где говорилось о проявлениях юродства в форме половой распущенности", - вспоминал отец Георгий Шавельский, протопресвитер императорской армии и флота.

Распутин и Аня - двое самых близких к Семье людей. Эти двое родили те ужасные мифы, которыми будет оперировать грядущая революция: безвольный рогоносец царь и царица в объятиях мужика. Впрочем, царю, как мы уже говорили, молва отдала в любовницы Вырубову.
По всей России к моменту революции ходило множество похабных рисунков. Один из этих "графити" - "Семья": бородатый мужик (Распутин), в его объятиях две крутобедрые красавицы (царица и Аня) - и все это на фоне бесстыдно отплясывающих девиц (великие княжны).

Банкеты, фуршеты и престижная недвижимость в самом центре Москвы. Ювелирные изделия на самый требовательный вкус. Все это можно найти в февральском номере журнала


© Copyright Эдвард Радзинский
© Copyright Издательство "Вагриус"

The Russian Empire - Российская империя

на головную страницу сайта | к оглавлению раздела