Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Комбинированная киносъёмка, методы, способы и приёмы киносъёмки, позволяющие объединить в одном изображении (в отдельном снимке) объекты, снятые в различных местах и в разное время, а также в разных масштабных соотношениях и пространств, положении. При обычной съёмке зритель видит на экране такое же изображение (по композиции, направлению и скорости движения), какое видел кинооператор в аппарате в момент съёмки. Изображение, полученное в результате К. к., как правило, не фактографично, т.к. оно может сниматься по частям (например, актёр — на киностудии, а пейзажный фон — в Антарктиде); натуральная или декорационная часть изображения может дополняться рисунком или макетом, пейзаж может изменяться по тональности и колориту (например, пейзаж, снятый днём, на экране превратится в ночной, а летний — в зимний). К. к. даёт возможность с минимальными затратами показывать на экране грандиозные сооружения, создавать изображения, которые невозможно снять обычными способами из-за риска для жизни актёров или других причин (например, стихийные явления, воздушные бои и морские сражения, ландшафты других планет и т.д.). Посредством К. к. изготовляются надписи, монтажные переходы и вставки между киноэпизодами (см. Вытеснение изображения).

  В основу К. к. положены методы: многократного экспонирования и съёмки изображения по частям посредством масок и контрмасок (см. Многократного экспонирования метод, Неподвижной маски метод, Блуждающей маски метод); перспективного совмещения объектов (см. Перспективного совмещения метод, Макетная киносъёмка); проекционного совмещения изображений (см. Проекционных совмещений метод, Рирпроекции метод, Фронтпроекции метод). Кроме основных методов, существуют так называемые аппаратные приёмы К. к., посредством которых кинооператор изменяет направление движения на экране на обратное, ускоряет, замедляет или останавливает действие, получает различные превращения, необычные эффекты или трюки. Выбор способов К. к. обусловлен максимальной способностью их создавать художественную выразительность изображения, быть наиболее простым для выполнения и экономичным для производства. На крупных киностудиях имеются отделы К. к. со специализированными павильонами для дорисовок, проекционных совмещений и пр., с бассейном киносъёмочным, оборудованные соответствующими установками и аппаратурой.

 

  Лит.: Горбачев Б. К., Техника комбинированных съёмок, 2 изд., М., 1961; Плужников Б. Ф. Комбинированные киносъемки, 2 изд., М., 1967; Комбинированные киносъёмки, М., 1972.

  Б. Ф. Плужников.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна