Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Вытеснение изображения, приём монтажного перехода (в кинофильме) от одного изображения к другому, когда на протяжении нескольких кадров изображение последующего кадра постепенно заменяет (вытесняет) изображение предыдущего. В. и. обычно получают покадровой киносъёмкой или оптической печатью (см. Трюкмашина) с применением маски и контрмаски. При первичном экспонировании киноплёнки маска, закрывая одну (малую) часть кадра и оставляя открытой другую (большую) часть, постепенно (от кадра к кадру) и в нужном направлении закрывает весь кадр (рис. 1, а). Затем экспонированные через маску кадры перематывают обратно, вместо маски устанавливают контрмаску, на которой непрозрачные и светлые места обратны таковым на маске, и производят вторичное экспонирование другого изображения в том же направлении и на тех же кадрах (рис. 1, б). В результате получают изображение, приведённое на рис. 1, в. При покадровой съёмке положение маски и контрмаски изменяют по заранее сделанным отметкам, что позволяет получить В. и. самой сложной формы (рис. 2). На аппарате для оптической печати В. и. получают контратипированием с промежуточных позитивов. В этом случае изображение последовательных положений маски и контрмаски заранее снимают на контрастную киноплёнку, с помощью которой и создаётся эффект В. и.

  Б. Ф. Плужников.


Рис. 2. Варианты масок. Стрелками указаны направления закрытия кадров маской, пунктиром — промежуточные положения.


Рис. 1. Последовательная замена изображений на четырёх кадрах: а — с применением маски (1-я экспозиция), б — с применением контрмаски (2-я экспозиция), в — в окончательном виде. Смена кадров — сверху вниз.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна