Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Неподвижной маски метод, один из видов комбинированной киносъёмки (или фотосъёмки), основанный на экспонировании кадра по частям с помощью маски и контрмаски, неподвижных по отношению к кадровому окну аппарата. В художественной кинематографии Н. м. м. применяется для съёмки одного актёра в нескольких ролях, соединения части естественного объекта в кадре с рисунком или макетом, соединения различных элементов объекта и т.д., в фотографии — для получения фотошуток в виде «двойников», «близнецов» или совмещения в одном изображении объектов, находящихся в разных местах. Маска представляет собой светонепроницаемую чёрную заслонку, перекрывающую от экспонирования часть кадра. Её применяют в сочетании с контрмаской, которая при вторичной съёмке перекрывает ранее экспонированную часть кадра и оставляет открытой неэкспонированную. Необходимое условие при такой съёмке — точное совмещение границы маски с границей контрмаски. Для получения кадра с последующей дорисовкой или домакеткой сначала (с маской) снимается объект с актёрами, а затем (с контрмаской) — рисунок или макет.

  В фотографии маской и контрмаской пользуются при проекционной печати, например с одного негатива печатается изображение пейзажа на часть листа фотобумаги (остальную часть перекрывает маска), а со второго негатива (с контрмаской) — изображение объектов, снятых в др. месте или в др. время.

 

  Лит.: Плужников Б. Ф., Занимательная фотография, 2 изд., М., 1967; Комбинированные киносъёмки, М., 1972.

  Б. Ф. Плужников.

 

 









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна