Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Фильмопроизводство, производство фильмов и телефильмов, основная отрасль кинематографии. Ф. осуществляется на киностудияхпредприятиях, специализированных по видам выпускаемых фильмов (художественные, хроникально-документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные). В зависимости от используемых кинематографических систем и технических средств кинофильмы бывают черно-белые, цветные, широкоэкранные, широкоформатные, стереоскопические, полиэкранные и др. Отличительные особенности Ф.: тесная взаимосвязь в процессе производства искусства и техники; значительная трудоёмкость производства и относительно высокая стоимость фильмов; участие в создании фильма большого коллектива творческих работников и технических специа листов; применение в процессе Ф. сложной техники и дорогостоящих материалов; зависимость процесса киносъёмок от метеорологических условий (при натурных съёмках); необходимость привлечения актёров из различных театров, использования при съёмках воинских подразделений, транспортных средств, музейных экспонатов и т.п.

  Наиболее сложны (по технологии Ф.) игровые (художественные) фильмы, процесс создания которых складывается из следующих основных этапов: подготовка литературного сценария, раскрывающего содержание, идейно-художественную основу фильма; разработка режиссёрского сценария, в котором литературный сценарий разбивается на кадры будущего фильма с подробным описанием способов их съёмки; подготовительный период, включающий разработку эскизов костюмов, макетов декораций, реквизита и т.п., подбор актёров и комплектование съёмочной группы, составление детального плана и сметы расходов на производство фильма; съёмочный период, в течение которого осуществляются все виды киносъёмок на натурных площадках и в павильонах киносъёмочных, монтажно-тонировочный период, включающий монтаж отснятых кадров фильма, озвучивание, перезапись звука (см. Звукозапись, Фонограмма), изготовление фильмокопий и сдачу готового фильма.

  Ф. возникло в первые годы после изобретения кинематографа. В начале 20 в. во Франции, России, Великобритании, США, Германии были организованы предприятия для выпуска фильмов – кинофабрики; первоначально они размещались в малоприспособленных для съёмок помещениях и пользовались примитивными оборудованием, аппаратурой и декорациями. В постановке кинофиль мов довлели театральные традиции. Однако всё увеличивающийся выпуск фильмов способствовал накоплению определённого опыта в организации и технологии Ф. Большое влияние на организацию Ф. оказало развитие кинотехники и появление новых технических средств. В своём развитии производство фильмов всё больше отходило от использования театрального опыта и совершенствовало свои специфические методы работы (см. Киноискусство), характерной чертой которых стало сочетание художественно-творческих и технических процессов.

  Ф. сыграло важную роль в развитии кинематографии и телевидения во всех странах мира. Особое значение оно приобрело в развивающихся странах Азии, Африки и Южной Америки, где увеличение выпуска фильмов оказало большое влияние на развитие национальных культур.

  В практике современного Ф. киностудии с формировались как предприятия с замкнутым технологическим циклом, на которых выполняется весь комплекс работ – от подготовки литературного сценария до выпуска готовой для показа фильмокопии. Постановка кино или телефильма на киностудии осуществляется её основным производственным звеном – съёмочной группой – коллективом творческих работников и технических специалистов, на который возлагается ответственность за идейно-художественное и техническое качество фильма, за сроки и стоимость его производства. Эта форма организации Ф. позволяет в процессе создания фильмов наиболее рационально использовать художественно-творческий персонал и материально-техническую базу киностудий. Подобная организационная структура Ф. существует в СССР, Болгарии, ГДР, Румынии, Чехословакии. В капиталистических странах эта форма в основном принята в США, Великобритании, с некоторыми изменениями – в Италии, ФРГ, Японии, Индии, Аргентине, Мексике и в ряде др. стран.

  Принципиально иной формой организации Ф. является система продуце нтских кинофирм, в которых художественно-творческие процессы отделены от производственно-технической базы. Продуцентская фирма формирует съёмочную группу вне киностудии, разрабатывает киносценарий и проводит все подготовительные работы, связанные с постановкой фильма, включая приглашение на договорных условиях актёров и др. участников съёмок, приобретение необходимых материалов, изготовление (или получение напрокат) костюмов и реквизита. После завершения подготовительных работ заключается договор с киностудией на аренду павильонов, постройку декораций и техническое обслуживание. Съёмочная группа, создаваемая на период постановки фильма, пользуется на киностудии средствами её технической базы. В капиталистических странах продуцентские фирмы, как правило, занимаются и реализацией своей продукции, находясь в сложных взаимоотношениях с кинопрокатными фирмами и банками. При такой системе киностудии, как правило, не имеют развитой технической базы: обработка киноплёнки, звукозапись, комбинированные съёмки выполняют ся специализированными фирмами по заказам продуцентских фирм. Аппаратура для съёмки фильмов обычно берётся на прокат в фирмах, где она изготовляется. Киностудия, располагая в основном съёмочными павильонами, содержит минимально необходимый штат специалистов; постановщики декораций, осветители и др. рабочие набираются по мере надобности, только на период постройки декораций и съёмок. Система продуцентских кинофирм получила распространение во Франции, частично в Италии, ФРГ и в ряде др. стран. Известная гибкость этой организационной формы, некоторые экономического преимущества, независимость творческого процесса от производства привлекают к ней внимание кинематографистов многих стран мира. Отделение художественно-творческого процесса от производственно-технической базы практикуется и в Ф. социалистических стран (например, в Польше и Венгрии), где киностудии предоставляют услуги, связанные с производством фильмов, самостоятельно существующим творческим объединениям.

  В 1950-х гг. в США, Франции, Японии и др. капиталистических странах получила распространение форма организации Ф., связанная с деятельностью независимых продюсеров – крупных кинорежиссёров, актёров, сценаристов, осуществляющих постановки кинофильмов на собственные средства. Независимые продюсеры разрабатывают сценарии, комплектуют съёмочные группы, проводят подготовительные работы к производству и только после этого обращаются к услугам киностудий, с которыми заключают соответствующие договоры. Законченные производством фильмы они продают кинопрокатным организациям или телевизионным компаниям. В ряде случаев независимые продюсеры создают собственные фирмы (например, «Юнайтед артистс» и «Мириш» в США) или осуществляют свои постановки совместно с киностудиями или телевизионными компаниями.

  Большое распространение в современном Ф. получили совместные постановки кинофильмов (или, как принято их называть, «копродукции»), реализуемые обычно несколькими продуцентскими фирмами или киностудиями разных стран. Совместные постановки фильмов позволяю т объединить финансовые ресурсы, пригласить для съёмки известных актёров и режиссёров, наиболее рационально использовать техническую базу киностудий и подобрать необходимую натуру. Съёмочные группы для таких постановок комплектуются по договорённости из представителей стран, участвующих в создании фильма. Советские киностудии осуществляют совместные постановки фильмов с киностудиями всех социалистических и многих капиталистических стран. Примеры совместных постановок фильмов: «Герои Шипки» (с Болгарией), «Ярослав Домбровский» (с Польшей), «Хождение за три моря» (с Индией), «Нормандия-Неман» (с Францией), «Красная палатка» (с Италией), «Синяя птица» (с США).

  В СССР киностудии художественных фильмов созданы во всех союзных республиках; наиболее крупные из них по объёму Ф. – Мосфильм, Ленфильм, киностудии имени Горького, имени Довженко, Беларусьфильм. Существуют также киностудии хроникально-документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов. В отдельных союзных республиках созданы объединённ ые киностудии, выпускающие художественные и хроникально-документальные фильмы. Практикуется также объединение в одной киностудии производства хроникально-документальных и научно-популярных фильмов. Значительное увеличение объёма производства художественных фильмов на наиболее крупных киностудиях обусловило необходимость децентрализации руководства художественно-творческим процессом. Для этой цели на киностудиях СССР были созданы творческие объединения, возглавившие руководство съёмочными группами и, что особенно важно, – подготовку сценариев. Впервые творческие объединения были организованы на киностудии Мосфильм в 1959. По аналогии с художественной кинематографией творческие объединения были созданы на крупных киностудиях, выпускающих хроникально-документальные и научно-популярные фильмы. При наличии в составе киностудии ряда творческих объединений принцип замкнутого технологического цикла не нарушается; студия продолжает оставаться единым организмом.

  Необходимость улучшения качества кинофильмов, со кращения сроков и стоимости их производства на основе использования современных технических средств требуют поиска новых форм организации Ф. В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972) намечена широкая программа дальнейшего развития кинодела, совершенствования организации Ф. и укрепления материально-технической базы кино. В последние годы в СССР ведутся работы по научной организации Ф. с использованием опыта некоторых отраслей народного хозяйства. При этом главное внимание уделяется повышению идейно-художественного и технического уровня выпускаемых фильмов, улучшению планирования и организации Ф., материальному стимулированию творческих и технических работников в зависимости от качества фильмов и результатов показа их в киносети.

 

  Лит.: Коноплёв Б. Н., Основы фильмопроизводства, 2 изд., М., 1975; Горюнова Г. Н., Чернов В. Г., Экономика кинематографии, М., 1975.

  Б. Н. Коноплёв.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна