Картины художников Гатчины/zlatkin-ashberry.jpg





Previous | Home | Next

Александр Златкин "Рябина"

Александр Златкин "Рябина"




"Дед мой, Осип Абрамович (настоящее имя его было Януарий, но прабабушка моя не согласилась звать его этим именем, трудным для ее немецкого произношения: "Шорн шорт, говорила она, делат мне шорни репят и дает им шертовск имя") — дед мой служил во флоте и женился на Марье Алексеевне Пушкиной, дочери тамбовского воеводы, родного брата деду отца моего (который доводится внучатым братом моей матери). И сей брак был несчастлив. Ревность жены и непостоянство мужа были причиною неудовольствий и ссор, которые кончились разводом. Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения. Он женился на другой жене, представя фальшивое свидетельство о смерти первой. Бабушка принуждена была подать просьбу на имя императрицы, которая с живостию вмешалась в это дело. Новый брак деда моего объявлен был незаконным, бабушке моей возвращена трехлетняя ее дочь, а дедушка послан на службу в черноморский флот. Тридцать лет они жили розно. Дед мой умер в 1807 году, в своей псковской деревне, от следствий невоздержанной жизни. Одиннадцать лет после того бабушка скончалась в той же деревне. Смерть соединила их. Они покоятся друг подле друга в Святогорском монастыре."

Над будущей матерью поэта, Надеждой Осиповной, взял опеку брат Осипа, Иван Ганнибал, он же подыскал для нее жениха – Сергея Львовича Пушкина, который приходился ей к тому же двоюродным дядькой.

Кобринское имение мать А. С. Пушкина Надежда Осиповна унаследовала в 1784 году и владела им по 1801 год, когда, в связи с отъездом Пушкиных в Москву, оно было продано Ш.К. Шандр, ставшей вскоре женой известного русского мореплавателя и географа Ю.Ф. Лисянского. Тогда садово-парковый ансамбль уже существовал.

В 1809 году, после успешного завершения кругосветного плавания с И.Ф. Крузенштерном Лисянский уходит в отставку и с той поры живет вместе с семьей в большом усадебном доме. В 1841 г. имение было куплено у его наследников Н.Т. Карташевской, сестрой писателя С.Т. Аксакова, более всего известного нам по замечательной сказке “Аленький цветочек”. Племянники писателя владели усадьбой до революции, после которой дом претерпел значительные перепланировки и использовался как туберкулезная больница.

В начале 1990-х больница была закрыта, и мрачно и страшно смотрит пустыми глазницами старый дом в ожидании случайной искры – иной участи, кажется, не уготовано ему судьбой. Что ж, едем дальше.

Указатель на Карташевскую напоминает нам фамилию прежних владельцев этих мест. В этом поселке находится недавно восстановленная Петропавловская церковь. Особого интереса, судя по всему, не представляет, поэтому осмелюсь предложить вам ехать прямо, на Куровицы. Вслед за указателем – пара поворотов. Я бы сказал, что они особой сложности не представляют, если на этом участке мне не приходилось бы пару раз уворачиваться от вылетающих на встречку ассов. Будьте предельно осторожны!

Проезжаем транзитом Куровицы. После поворота на Вырицу – часовня святого Николая-Чудотворца. Нам прямо, на Сиверский.

Сиверский. Название поселка происходит от фамилии Якова Иоанна Ефимовича Сиверса, государственного деятеля времен Екатерины Второй, новгородского губернатора, чьи владения находились здесь в те времена.

Окрестности деревни Сиверской дачники в XIX веке называли "Малой Швейцарией". Живописные берега реки Оредеж, загадочные пещеры и многочисленные родники обладали большой притягательной силой. Здесь свои этюды и картины писали Шишкин, Крамской, Бродский, не раз приезжала на дачу несравненная Матильда Кшесинская. Здесь находилось имение братьев Елисеевых, владельцев крупнейших магазинов С-Петербурга и Москвы.

Тут отдыхали Салтыков-Щедрин, Надсон, Блок, Горький, много лет подряд жил на даче Майков, а однажды к нему, почтенному седовласому поэту, сидевшему на скамейке, подошел бойкий шестилетний мальчик и сказал, что он очень любит стихи Майкова, особенно про ласточку, которые и прочел наизусть. Но сначала мальчик, будучи вежливым и воспитанным, представился: "Владя Ходасевич...".

Литературно-художественная значимость этого поселка не исчезла и поныне: сейчас здесь живет и творит Исаак Шварц, композитор, имя которого тесно связно с творчеством Окуджавы (“Ваше благородие, госпожа удача…”), Высоцкого, Луспекаева, Миронова… Близость Сиверского к пушкинским местам сделала Шварца одним из самых “пушкинских” композиторов: в 1972 году режиссер Сергей Соловьев пригласил его написать музыку к фильму “Станционный смотритель”. “Эта музыка была написана от души, – вспоминает композитор, – я действительно почувствовал то время. Да и сам я уже тридцать лет живу недалеко от дома станционного смотрителя”.

Туда мы с вами и направляемся. Наш маршрут пройдет по окраине Сиверского: при въезде в поселок нужно держаться левее, далее все время прямо, до железнодорожного переезда. С главной дороги не съезжать!

Особых достопримечательностей по дороге не наблюдается, хотя обнажения красных девонских песчаников, признаюсь честно, производят на меня колоссальное впечатление.

После железнодорожного переезда поворачиваем налево и едем (опять же по главной, которая вскоре уходит направо) вдоль местного военного городка – здесь, в Сиверской, находится военный аэродром.

Недалеко находились три имения, владельцы которых были связаны между собой узами родства. Рождествено и Вырская мыза принадлежали семье Рукавишниковых, в усадьбе Батово жили Набоковы. Две последние усадьбы до наших дней не дожили: дом в Батово сгорел в 1925, году, вырская усадьба сгинула в огне Великой Отечественной. Огонь не пощадил и усадьбу в Рождественно, однако она еще стоит на высоком холме на берегу Оредежа. Ее мы посетим чуть позже, но сначала сделаем обеденный перерыв в кабачке, названном именем пушкинского героя.

Выра. Итак, знак “Уступи дорогу” – выезд на трассу Петербург – Псков. Эта дорога проходит там же, где и в стародавние времена проходил большой почтовый тракт, связывавший Петербург с западными губерниями России. Выра была третьей станцией от столицы, где путники меняли лошадей.

Чинить дороги, наводить мосты и строить постоялые дворы за государственный счет начали в России лишь при Петре I. В 1722 голу по его указу были построены первые ямские дворы на Ревельском (Ямбургском), Московском и Шлиссельбургском трактах. С тех пор верстовые столбы, полосатые шлагбаумы и почтовые станции стали непременными спутниками любого путешествия.

Старая легенда прочно связывает Вырскую почтовую станцию с именем А. С. Пушкина и героями его повести “Дом станционного смотрителя”. Пушкин не случайно избрал местом действия своей повести почтовый двор – поэт много путешествовал, изъездив за двадцать лет своей жизни Россию почти по всем направлениям. Здесь, по Псковскому тракту проходил его путь в знаменитое ныне село Михайловское. Пушкин проезжал через эту станцию не менее тридцати раз, и неудивительно, что фамилия главного героя повести “Станционный смотритель” замечательным образом перекликается с названием почтовой станции. Кстати, слово “выр” означает пучину, омут.

Имя Самсона Вырина носит и ресторанчик, в котором я предлагаю вам отобедать.

Водителю, правда, придется доказать, что он способен выполнить грамотный разворот на достаточно загруженной трассе: кабачок расположен прямо напротив выезда на Киевское шоссе. Это – серое неказистое здание с вывеской “У Самсона Вырина”. Приятная атмосфера, свежевыпеченный хлеб (рекомендую прикупит буханку-другую для дома), неплохая русская кухня – что еще надо, чтобы насладиться прелестями путешествия?

После обеда рекомендую совершить небольшой променад на экскурсию в “домик станционного смотрителя”. Он располагается в здании вышеупомянутой почтовой станции. Воссозданная по проекту уже известного нам по Суйде архитектора Семочкина станция во многом обязана своему возрождению Александру Сергеевичу – не докажи литературоведы факта пребывания здесь “солнца русской поэзии”, эти руины постигла бы участь множества безвозвратно уже утраченных памятников русской архитектуры.

та станция – единственный в России музей, посвященный литературному герою. И в то же время – единственный в стране полностью воссозданный почтовый комплекс первой половины прошлого века.

В музее воспроизведено скромное убранство бывшей почтовой станции, показаны материалы о путешествиях Пушкина по России и работа поэта над повестью “Станционный смотритель” – рукописи, первое издание повести и многочисленные иллюстрации к ней. Один из разделов посвящен почте второй половины XIX века.

Нашей следующей остановкой будет усадьба Набокова/Рукавишниковых в Рождествено. Это следующий поселок в сторону Пскова, на юг. Автомобиль уже, слава Богу, развернут в нужном направлении.

Рождествено. Слева от дороги высится краснокирпичная церковь Рождества пресвятой Богородицы, а на противоположном берегу Оредежа, на высоком холме стоит господский дом.

Никольское. Для самых стойких – поворот направо по указателю “Меньково. 5 км”.

Усадьба Сиворицы – ныне известная как психиатрическая больница им. Кащенко. В парк вход свободный.

Вид Приоратского дворца со стороны Приоратского парка (приложение к проекту реставрации), 1949. Выполнен Научно-исследовательским сектором ЛИСИ по руководством ст.н.с. Л.К.Абрамова. бумага, карандаш. ГМЗ "Гатчина"

Вид Приоратского дворца со стороны Черного озера (приложение к проекту реставрации), 1949. Выполнен Научно-исследовательским сектором ЛИСИ по руководством ст.н.с. Л.К.Абрамова. бумага, карандаш. ГМЗ "Гатчина"

М.Э. Третьякова "Портрет архитектора Львова" 2003; копия с портрета Д.Г. Левицкого 1780-х, холст, масло

Разрез Приоратского дворца. 1949. бумага, перо, тушь. Обмерный чертеж выполнен Научно-исследовательским сектором ЛИСИ по руководством ст.н.с. Л.К.Абрамова в связи с планировавшейся реставрацией Приоратского дворца.

План и фасад Приоратского дворца. 1797. бумага, тушь, акварель. копия Е.Б. Аверьяновой

Проектный чертеж Приоратского дворца, который осуществлен в 1798-99 с незначительными отступлениями. Проект сохранился в нескольких копиях конца 1790-х годов.

Неизвестный художник. Портрет Павла I. Конец 1790-х. Тип С.С. Щукина. холст, масло

Проект придворцовых садов и планировки Малого Зверинца. Начало 1790-х. бумага, тушь, акварель. фотокопия

Малый Зверинец - в XVIII веке охотничьи угодья на территории современного Приоратского парка. Проект предусматривал обустройство берегов Черного озера, создание каскада на месте будующего Приората и строительство над ним павильона-бельведера. Не осуществлен. Сохранился в нескольких вариантах в альбоме архитектурных проектов для Гатчины.

Чертеж Приоратского дворца. 1887 . Н.В. Дмитриев. бумага, тушь, акварель.

Выполнен в связи с капитальным ремонтом дворца и приспособлением его для постоянного проживания придворных певчих. План "Старого местоположения" Гатчинской мызы. 1770-е. бумага, тушь, акварель. фотокопия

План снят в начале 1770-х годов в период строительства Гатчинского дворца (без боковых корпусов-каре) и создания всего дворцово-паркового ансамбля. На месте будующего Приоратского дворца зафиксирован ручей, вытекающий из болота. В ходе строительства Приората воды ручья были отведены в сторону, а на месте болота позднее создано Глухое (Филькино) озеро.

1. Выписка из Указа Императора Павла I о пожаловании Гатчинского Приората Ордену Св. Иоанна Иерусалиского. 23 августа 1799

2. Блюдо из "Кабинетского сервиза" с видом мальтийского порта. С.-Петербург, ИФЗ, 1797. фарфор, надглазурная роспись, золочение

3. Полное собрание Законов Российской Империи. Книга чертежей и рисунков (рисунки с гербами городов). С.-Петербург, 1843. бумага, печать

Конструкции чердачных перекрытий Приоратского дворца. 1949. бумага, перо, тушь

Обмерный чертеж выполнен Научно-исследовательским сектором ЛИСИ по руководством ст.н.с. Л.К.Абрамова в связи с планировавшейся реставрацией Приоратского дворца.

Разрез Приоратского дворца. 1887. Н.В. Дмитриев. бумага, тушь, акварель. ксерокопия

Пудосткий камень. Подобным материалом облицована подпорная стена Приората. Пудоский известняк (ноздреватая порода серого цвета) - самая известная порода гатчинского камня, название которого переносят на другие месторождения Гатчинского района. Добывался рядом с деревней Пудость, недалеко гот Гатчины. Он является извесковым туфом. использовался только при отделке фасадов, изготовлении декоративных деталей и скульптуры. С середины XIX века пудостские ломки использовались для добычи высококачественной извести, и к концу XIX века запасы камня были исчерпаны.

Рапорт мастера кунингама о сооружении пристани у Приората из пудостского камня. Ноябрь 1798 года. копия

Парицкий известняк. Использовался для забутовки фундаментов Приората и в кладке башни. Существует большое количество разновидностей гатчинского известняка, получившим свое название по деревням, рядом с которыми находились ломки: парицкий, черницкий, ротковский, дылицкий, елизаветинский и др. На продолжении XVIII - 1-ой половины XIX века местный камень являлся основным строительным материалом для Гатчины и ее окрестностей.

Образцы кирпича. Из стены-ограды Приората. первоначально кирпич был использован только в кладке стен Приората в местах, где на них опирались балки перекрытий. В процессе ремонтов XIX-XX веков кирпичом заменили утраты землебита. Так же кирпичной стала стена-ограда, первоначально сложенная из земляного кирпича.

Донесение надворного советника Старова о кирпичных работах в Приорате. Сентябрь 1798 года. копия. Воссоздание шатра на башне Приоратского дворца, 1997.

1. Приорат - База отдыха завода "Большевик", 1930-е. 2-3. Приоратский дворец: разрушения военного времени, 1944, фотограф Лаптев. 4. На Черном озере Приоратского Парка, 1944, фотограф Лаптев

5. Приорат - Дом пионера и школьника. Выставка моделей кораблей, 1950-е. 6. Дом пионера и школьника (б.Приоратский дворец), 1963. 7. Шпиль башни Приоратского дворца: состояние во время реставрации, 1996

8. Комната первого этажа после снятия старой штукатурки, 2000. 9. Свод над лестницей Приоратского дворца во время реставрации, 1997. Детали отделки Приоратского дворца. обнаружены во время проведения реставрационных работ

- "змея" - деталь флюгера - "копье" - фрагмент металлической ограды - фрагменты печных израсцов - розетки от кессонов - анкер, крепление каменных блоков - деталь грабель - деталь молота (?)

План Приоратской рощи. 1848. бумага, перо, кисть, тушь, акварель. ксерокопия

Кресло. Середина XIX века, по образцу конца XVIII века. дерево, краска, щелк. Гарнитуры подобной мебели стояли в помещениях Приоратского дворца в XIX веке. В 1880-х первоначальная обстановка Приората была вывезена в Гатчинский дворец, где была использована в убранстве парадных и жилых помещений.

План Приоратского парка с изъяснением, когда устроены дороги. В.П.Макеев, середина 1850-х. бумага, перо, кисть, тушь, акварель. ксерокопия

Стул. Середина XIX века, по образцу конца XVIII века. Стул из мебельного гарнитура, находивщегося в Приоратском дворце. В 1884 году по распоряжению Александра III перемещен в Гатчинский дворец и установлен в Греческой галерее.

Фрагмент монолитной земляной стены. Стены, которые изготовлялись методом набивки: земля насыпалась в передвижную опалубку слоем не более 16 сантиметров, а затем прессовалась трамбовками, уменьшаясь в объеме в два раза (по другим сведениям - до толщины 5-6 см). Этот уплотненный слой покрывался известью и прослойкой измельченного кирпича толщиной до 6 мм и превращался в основание следующего слоя. Так поднимались стены до высоты двух этажей (около 8,5 м). Толщина стен на уровне подоконника 1-го этажа - 78 см, на уровне подоконника 2-го этажа - 62 см.

Н.А. Львов подобрал такой состав грунтомассы, что по прочности она по сей день соперничает с железобетоном. Объемный состав этой грунтомассы следующий: гравий крупностью от 3 до 7 мм - 4%; песок - 58%; пыль (мелкая земля) - 20%; глина - 18%. Органические примеси не добавлялись. Прочность землебита у Львова через 20-30 лет после возведения здания составила 10-12 МПа, хотя цемент в состав грунтомассы не вводился.

Фрагмент стены с кладкой из "земляного" кирпича. Земляной кирпич изготовляли по методу землебита в специальных формах, меньшего, чем опалубки, размера.

'Все строение, - писал Львов, - сделано из чистой земли, без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолка, особым образом для того устроенных... Главный корпус, сверх фундамента, построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою'.

Вы находитесь в Арсенальном каре Гатчинского дворца. Его перестройка была осуществлена по велению императора Николая I, который в 20-40хх годах XIX века избрал окрестности Гатчины местом проведения ежегодных военных маневров. Здание дворца оказалось недостаточно приспособленным для царской семьи и ее приближенных.

Талантливый русский зодчий, знаток архитектурных стилей Роман Иванович Кузьмин стал автором проектов переделки Кухонного и Арсенального каре.

Решение о перестройке было принято в 1844 году после чего начались проектные и строительные работы. При возведении заново стен и перекрытий были применены новые для того времени материалы и конструкции; пустотелый кирпич, легкие несгораемые горшечные своды и перегородки. Архитектор должен был максимально сохранить целостность дворцового ансамбля, но при этом сделать интерьеры современными и комфортными. Освящение Арсенального каре состоялось в 1852 году хотя работы велись и позднее.

После завершения перестроек внешний вид Гатчинского дворца несколько изменился; были повышены две башни центрального корпуса Сигнальная и Часовая. Оба каре подняты до высоты дугообразных галерей, примыкающих к центральному корпусу.

В Кухонном каре располагались служебные помещения, кладовые, комнаты фрейлин. В Арсенальном — порадные покои и личные комнаты семей Николая I и Александра II. Они размещались на первом этаже. Здесь же находился Арсенальный зал с катальной горкой и качелями для детей, использовавшийся для проведения праздничных вечеров, семейных театральных постановок. Отделка всех залов повторяла приемы архитектуры ренессанса, готики, рококо, классицизма.

В 1881 году в Гатчину переехал император Александр III. Его семья заняла антресольный этаж с низкими сводчатыми потолками и небольшими комнатами. Однако, для приемных, а также апартаментов остальных членов императорской семьи и их гостей, предназначался третий этаж - бельэтаж.

В Арсенальном каре со времен Павла I существовал театр. Он был заново перестроен и расширен. К нему из дворцовых покоев вела парадная Мраморная лестница, созданная по проекту Р. И. Кузьмина.

Вплоть до Великой Отечественной войны интерьеры и богатое убранство Арсенального каре сохранялось практически в непрекосновенности. Оккупация и война нанесли всему дворцу значительный ущерб. К реставрации здания преступили в 1976году.

Сегодня в Арсенальном каре располагаются: дирекция государственного музея- заповедника, административные службы, реставрационные мастерские и музейные фонды. Восстановительные работы ведутся на Мраморной лестнице и в комнатах Александра III.

Дворцовая церковь. Храм Пресвятой Живоначальной Троицы - самая первая культовая постройка Гатчины. Ее сооружение относится к 60-м годам XVIII века, когда активно велось строительство Гатчинского замка для фаворита Екатерины II Г.Г.Орлова.

В конце столетия по велению Павла I были осуществлены переделки: появилось царское место, новый иконостас, были расписаны стены и плафоны. По окончании работ в храм стали поступать дары Императорской фамилии.

12 октября 1799 года в церкви поместили святыни Мальтийского ордена. В этот же день состоялось бракосочетание дочери Павла Великой княжны Елены Павловны. 19 октября было совершено бракосочетание Великой княжны Александры Павловны.

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Святыни в Гатчине хранились в орденской капелле (Дворцовой церкви). Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Русская Православная Церковь празднует 12 октября - перенесение десной руки из Мальты в Гатчину (1799).

Филермская икона Божией Матери. История Филермской иконы Божией Матери тесно связана и с Мальтой, и с Россией, и с Югославией.

Согласно преданию, этот чудотворный образ был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. Через Антиохию и Иерусалим икона была перенесена в Константинополь, откуда ее увезли крестоносцы после взятия ими города в 1204 году. Оказавшись в руках рыцарей Ордена госпитальеров, она переносилась ими сначала на Кипр, затем на Родос, и, наконец, в 1503 году, - на Мальту. Здесь она пребывала до 1798 года, когда мальтийские рыцари, изгнанные с острова Наполеоном, переправили ее в Россию. На следующий год Филермская икона Божией Матери вместе с частью Древа Животворящего Креста Господня и десницей св.Иоанна Предтечи была передана в дар всероссийскому императору Павлу I.

С тех пор вплоть до революции 1917 года эти бесценные святыни находились в России: вначале в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге, Москве, и, наконец, снова в Гатчине. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж.

Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. После ее смерти в 1928 году дочери императрицы Великие княжны Ольга и Ксения передали святыни Первоиерарху Русской Православной Церкви за границей митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году - в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей. После нападения фашистской Германии на Югославию и разгрома королевской армии король Петр II, покидая страну, оставил реликвии на хранение в Острожском монастыре в Черногории.

После войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб, и с тех пор следы их местопребывания теряются. Только в 1993 году, во время посещения Черногории Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, мальтийские святыни, в том числе Филермская икона Божией Матери, были вновь явлены миру.)))

Последняя перестройка храма началась в 1844 году в годы царствования Николая I, и с той поры интерьер церкви практически не изменился. Вплоть до революции здесь совершались богослужения для членов императорской семьи, придворных, офицеров гвардии и именитых горожан. В 1901 году в храме венчалась Великая княжна Ольга Александровна, дочь Императора Александра III.

По описи конца XIX века в церкви находились около 700 икон и огромное количество драгоценной утвари. В 1922 году из храма изьяли 340 кг. серебра, 30 кг. золота, жемчуг и драгоценные камни.

В последующие годы были утрачены иконостас, цветные витражи и другие реликвии. Однако архитектурное убранство церкви не изменилось с середины XIX века и сегодня является единственным интерьером Императорского Гатчинского Дворца, сохранившимся до наших дней. С 1999 года возобновлена традиция праздничного богослужения и крестного хода в честь перенесения мальтийских святынь.

В 2003 году в Гатчинском дворце зарегистрирована православная община. Восстановление храма Гатчинского дворца, в котором молились русские Императоры, имеет не только историческое, но и большое духовное значение.

В НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ НА МЕСТЕ АЭРОДРОМА БЫЛО ВОЕННОЕ ПОЛЕ НА КОТОРОМ УПРАЖНЯЛИСЬ ГАТЧИНСКИЕ КИРАСИРЫ. В ИЮНЕ 1909 ГОДА ПО ПРОСЬБЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВСЕРОССИЙСКОГО АЭРОКЛУБА И ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА, ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II РАЗРЕШИЛ "ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ОПЫТОВ С ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ". В СЕНТЯБРЕ СЮДА ИЗ ПЕТЕРБУРГА БЫЛИ ДОСТАВЛЕНЫ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ АЭРОПЛАНЫ ПОСТРОЕННЫЕ ВОЕННЫМИ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯМИ, А 11 ОКТЯБРЯ ФРАНЦУЗСКИЙ АВИАТОР Ж. ЛЕГАНЬЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ ПОЛЕТЫ НА АЭРОПЛАНЕ.

С 3 МАЯ 1910 ГОДА НА ГАТЧИНСКОМ АЭРОДРОМЕ ВПЕРВЫЕ В РОССИИ НАЧАЛАСЬ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ, А С 24 МАЯ ПОДНЯЛСЯ В ВОЗДУХ АЭРОПЛАН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ ИНЖЕНЕРА Я. М. ГАККЕЛЯ (ДАТЫ ПО СТАРОМУ СТИЛЮ). В ГАТЧИНЕ РАБОТАЛИ ПЕРВЫЕ В РОССИИ ЛЕТНЫЕ ШКОЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО АЭРОКЛУБА И "ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ". ЗДЕСЬ УЧИЛАСЬ ПЕРВАЯ РУССКАЯ ЛЕТЧИЦА Л. В. ЗВЕРЕВА, СОВЕРШАЛ ПОЛЕТЫ ПЕРВЫЙ КРЫЛАТЫЙ СЫН РОССИИ М. Н. ЕФИМОВ.

НАДОЛГО ОБОСНОВАЛИСЬ В ГАТЧИНЕ ВОЕННЫЕ ШКОЛЫ: С 1910-ГО ПО 1914 ГОД ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ ГОТОВИЛ АВИАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОФИЦЕРСКОЙ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НАЧАЛЬНИКИ: ШКОЛЫ - ГЕНЕРАЛ A. М. KOBAHЬKO, ОТДЕЛА - ПОЛКОВНИК С. А. УЛЬЯНИН), А С ИЮЛЯ 1914 Г. ПО МАЙ 1918 ГОДА, СОЗДАННАЯ НА ЕГО БАЗЕ ГАТЧИНСКАЯ ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА (ВАШ), ЗА ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ ОНИ ВЫПУСТИЛИ БОЛЕЕ 1000 ЛЕТЧИКОВ, МЕХАНИКОВ, МОТОРИСТОВ. ГЕРОИЧЕСКИМИ ПОДВИГАМИ ПРОСЛАВИЛИ ОТЧИЗНУ ИХ ПИТОМЦЫ : Г. Г. ГОРШКОВ, П. Н. НЕСТЕРОВ, Е. Н. КРУТЕНЬ, А. А. БАБУШКИН, М. Т. СЛЕПНЕВ И МНОГИЕ ДРУГИЕ.

ГАТЧИНСКИЙ АЭРОДРОМ БЫЛ НЕ ТОЛЬКО УЧЕБНЫМ ЦЕНТРОМ, НО И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ АВИАЦИОННЫМ ПОЛИГОНОМ, ГДЕ ИСПЫТЫВАЛИСЬ ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АЭРОПЛАНЫ, СОЗДАВАЛОСЬ И ПРОВЕРЯЛОСЬ НА ПРАКТИКЕ САМОЛЕТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ НА ГАТЧИНСКОМ АЭРОДРОМЕ ДИСЛОЦИРОВАЛИСЬ СОЕДИНЕНИЯ И ЧАСТИ ВВС ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА, ЗДЕСЬ СЛУЖИЛ ЗНАМЕНИТЫЙ ЛЕТЧИК В. П. ЧКАЛОВ.

В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГАТЧИНЫ ОТ ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ) С ЭТОГО АЭРОДРОМА ВЕЛА БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК 276-Я ГАТЧИНСКАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАДИВИЗИЯ, ДИСЛОЦИРОВАЛИСЬ ПОЛКИ АВИАОТДЕЛА ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА. ПОСЛЕДНЯЯ АВИАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПОКИНУЛА ГАТЧИНСКИЙ АЭРОДРОМ В ИЮЛЕ 1964 ГОДА. НА МЕСТЕ БЫВШЕГО АЭРОДРОМА С 1968 ГОДА СТАЛ ВОЗВОДИТСЯ ЖИЛОЙ МИКРОРАЙОН.

Капелла в Приоратском дворце. Одноэтажный шестигранный корпус Приоратского дворца. Стрельчатые "готические" окна и необычная форма придают залу некоторое сходство с небольшой католической церковью. Но в Капелле богослужения не проводились, зал использовали в качестве столовой.

Особенностью полотков в Капелле, как и в других залах Приората, является дощато-кессонная конструкция. Она давала возможность перекрывать большие помещения и при этом уменьшать нагрузку на стены здания. Благодаря такой системе перекрытий в зале очень хорошая акустика. Когда в XIX веке в Приоратском дворце жили придворные певчие, именно в Капелле проходили репетиции.

Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина». Россия, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, Красноармейский пр., 1 Тел. (81371) 134 92, факс (81371) 202 70

Музей работает с 10 до 18 час. Касса закрывается в 17 час. Выходной день - понедельник и первый вторник каждого месяца. Проезд из Санкт-Петербурга: электропоезда с Балтийского вокзала, маршрутное такси № 18 и автобус № 431 от ст. метро «Московская»

Овальная комната. (архитектор В.Бренна, конец XVIII века. Репродукция с картины Э.Гау 1877 года). Овальная комната примыкала к Чесменской галерее. Стены Овальной были выполнены из дерева и оштукатурены. Обилие золота, живописные панно, изображавшие прекрасные сады, полотнища дверей, украшенные резными корзинами цветов, медальоны и гирлянды цветов на сводах делали этот небольшой зал изысканным и нарядным. Интерьер был полностью уничтожен в 1944 году. Из Овальной по чугунной лестнице, сохранившейся до наших дней, спускались в подцерковное помещение (крипт) и уже оттуда поднимались в дворцовый храм.

Гатчинский дворец - уникальный памятник архитектуры П-й пол. XVIII в. - I-ой пол. XIX в., поражает оригинальностью своего внешнего облика, отчасти напоминая европейские замки Эпохи Возрождения. Ноту романтичности привносит подземный ход, построенный архитектором Антонио Ринальди для первого владельца дворца - Г. Г. Орлова.

Подземный ход, протяженностью 135 м и шириной Зм, стал связующим звеном между дворцом и парком, так как из подвальных помещений дворца по нему можно попасть прямо в Дворцовый парк.

Подземный ход построен с парковой стороны дворца, проходит под Серебряным лугом и выходит на берег Серебряного озера. Подобные названия луг и озеро получили в XVIII в. благодаря кристальной чистоте воды и её необычному цвету. Голубые глины, покрывающие дно озера придают воде серебристый оттенок и делают полезной для здоровья.

Вода из озера в данный момент поступает в городской водопровод, поэтому, посещая подземный ход, посетители не имеют возможности подойти непосредственно к берегу Серебряного озера. Однако это не делает менее романтичным осмотр подземного хода, который благодаря отделке стен камнем и арочной форме самого помещения напоминает средневековое подземелье или лабиринт.

Выход к Серебряному озеру носит поэтичное название грот "Эхо" - это одно из пасторальных сооружений, очень модных в галантном XVIII в. К подобным пасторальным постройкам можно отнести и сам подземный ход, построенный скорее для увеселения гостей, нежели в целях безопасности. Одни из таких увеселительных моментов - эффект эхо, которое можно слышать в определенном месте подземного хода.

Вокрут подземного хода Гатчинского дворца более чем за 200-летнюю историю его существования родилось множество легенд и историй. Однако на данный момент нет ни одного документа, подтверждающего «бегство» из дворца по подземному ходу какой-нибудь исторической личности, несмотря на то, что в подземный ход по потайной лестнице можно попасть прямо из Парадных залов дворца. Наличие подземного хода - это еще одно отличие Гатчинского дворца от других пригородных дворцов Санкт-Петербурга.

Правила катания на лодках в Приоратском парке: 1. Катание допускается с 10 часов утра до 10 часов вечера. 2. Лодка без провожатых отпускаются только взрослым. 3. Для детей лодки отпускаютсяне иначе как с провожатыми. 4. Нижним воинским чинам, кроме юнкеров и вольноопределяющихся, лодки не отпускаются. Примечания: воспитанникам школ солдатских детей лодки отпускаются тайка в тех случаях, когда они находятся при взрослых не нижних чинах. 5. Катание на лодке в нетрезвом виде вовсе не допускается. 6. Брать с собой в лодку закуски и напитки, гармоники, балалайки и др. инструменты строго воспрещается, равным образам не допускаются при катании пение песен, бросание в воду бумаги, картузов, всякого сора и пр.

Правила катания на лодках в Приоратском парке: 7. Выходить из лодок на берег и острова, а также принимать с берега пассажиров воспрещается. 8. Лодки, отпускаются по часам с платою в 30 коп, за час при одной паре весел, а за каждую лищнюю пару весел приплачивается по 10 коп. в час, причем плата за первый час взимается вперед. 9. При расчете за катание время менее часа считается за целый час. 10. При уплате расчет просят требовать установленный билет, каковой и сохраняется. 11. За услуги лодочника (за греблю) уплачивается по 15 коп. за час. 12. За утеренные и поломанные весла уплачивается по таксе. 13. Со всякими заявлениями просят обращаться в кассу. 14. Лодки вмещают: однопарные - не более 3 чел. 2-хпарные - 5, 3-хпарные - 7.

В устроенном при павильоне буфете торговля может проводиться не более 15 часов в сутки и продолжаться во всяком случае не позднее 10 часов вечера. Торговля спиртными напитками воспрещена. О лицах, проживающих в Павильоне, должно быть соевременно заявлено полицейскому Дворцовому управлению, которыми должны представляться документы таких лиц для надлежащей прописки.

24 июня 1908 г. Приоратский дворец, или Приорат, - один из интереснейших памятников русской архитектуры. Необычен его облик, необычны история его возведения и использованный при строительстве материал. Документы свидетельствуют, что в начале 1790-х годов на его месте планировали устроить каскад, а над ним построить одноэтажный павильон-бельведер. Проект не был осуществлен, но сохранился в фондах ГМЗ «Гатчина». Фотокопию с него можно увидеть на экспозиции.

В 1797 году император Павел I поручил известному архитектору Николаю Александровичу Львову возвести на отдаленном берегу Черного озера Приорат (приорство, или приорат - небольшой католический монастырь) для Приорства Мальтийского ордена, только что учрежденного в России. Этот рыцарский орден, известный с XI века и не раз менявший свое местопребывание, с 1530 года обосновался на острове Мальта, откуда и происходит его название.

Строительные работы велись около двух лет, с осени 1797 до конца лета 1799 года. Для строительства архитектор предложил необычный для России строительный материал - умятую в формах землю. Приорат стал первым крупным сооружением в России, возведенным по этой технологии, и единственным, сохранившимся до наших дней.

22 августа 1799 года император со свитой приезжал осматривать построенный дворец. На следующий день последовало высочайшее повеление пожаловать Приорат Мальтийскому ордену. Копия с этого документа представлена в экспозиции первого зала.

История Приората как резиденции мальтийцев нам неизвестна. С момента окончания строительства он стал запасным дворцом: высочайшие владельцы Гатчины совершали в него редкие выезды. В отдельные годы в нем выделялись "квартиры" для придворных. В течение нескольких лет в конце XIX века в нем жили придворные певчие.

Интерьеры Приората никогда не были роскошно отделаны и обставлены. Кессонированные перекрытия - главное украшение помещений. Обстановка изначально не отличалась единством. Это были многочисленные позолоченные, посеребренные, крашеные кресла, стулья и табуреты, обитые различной тканью и служившие для удобного отдыха. Для трапез использовались фарфоровые сервизы: Кобальтовый сервиз и сервиз с изображением российского герба. Два образца мебели из Приората и отдельные предметы из сервизов экспонируются во втором зале.

Строительство крупного архитектурного сооружения на отдаленном берегу Черного озера повлекло за собой обустройство всего окружающего ландшафта. Серьезные паркостроительные работы начались в середине XIX века. Тогда высаживались деревья, создавались гидротехнические сооружения, строились караульные будки, мосты. К началу XX века Приоратский парк стал любимым местом отдыха гатчинцев. Здесь существовали лодочная станция, музыкальный павильон, на Глухом (Филькином) озере были построены общественные купальни. Копии с проектов некоторых парковых сооружений можно увидеть во втором зале.

После Октябрьской революции Приоратский дворец не раз менял свое назначение. В 1917 году его занимал гатчинский комитет РСДРП(б). В 1920-е годы в нем поочередно размещались спортивная станция, естественно - научный музей и экскурсионная станция, служившая для отдыха приезжавших в Гатчину экскурсантов. В 1929 году его помещения арендовал ленинградский завод "Большевик" для своей летней базы отдыха.

После разрушений военного времени Приорат был восстановлен и приспособлен под Гатчинский Дои пионеров и школьников. В 1960-70-е годы в нем находился Гатчинский краеведческий музей. С начала 1980-х годов велась реставрация здания, в ходе которой реставраторам пришлось осваивать давно забытую технологию землебита. 27 сентября 2002 года была открыта первая очередь Приоратского дворца.

Собрание тканей и вышивок Гатчинского дворца. В убранстве Гатчинского дворца значительное место занимали изделия европейских мануфактур и шпалерной мануфактуры Петербурга. Ими украшали стены, обивали мебель.

Созданные в Санкт-Петербурге в 1805-1806 гг. шпалеры "Диана" ("Селена") и "Сатурн" входили в состав парадного гартинура,состоящего из четырех шпалер и 26 предметов резной мебели со шпалерными обивками. В 1806 г.гарнитур был поднесен управляющим Кабинетом Его Величества графом Д.А. Гурьевым Александру I. С 1880-х гг. шпалеры "Диана" и "Сатурн" украшали интерьеры арсенального кape Гатчинского дворца.

В зале представлены также вышивки русских и европейских мастериц XIX в. Сюжетами их нередко были пасторальные сцены, изображения сельской природы и быта. В витрине у стены - пять вышивок, выполненных в первой половине XIX в. с применением разнообразных техник: гладь, настил в прикреп, гобеленовый шов.

Домашнее рукоделие в XIX в. становится особенно модным: coзданные собственными руками милые вещицы, напоминающие о каком-либо событии, вносили в убранство интерьера уют и теплоту. Вышивками чаше всего украшали сонетки, диванные подушки, каминные экраны. Большой популярностью при этом пользовался растительный орнамент. Очень часто цветочные мотивы с достаточно натуралистическими изображениями роз выполнялись на темном фоне.

Увлечение романтизмом в XIX в. нашло свое отражение и в вышивках на средневековую тематику, где можно увидеть замки, рыцарей и прекрасных дам. Техника вышивки бисером считалась наиболee трудоемкой. Уникальными являются две вышивки бисером и гладью на бересте.

В 1870-х гг. выполнена диванная подушка. При ее создании использовали редкое до этого сочетание техник вышивки - и нитями и бисером. Предлагаемые для показа веши имеют историческую и художественную ценность и дают представление о разнообразии собрания тканей и вышивок Гатчинского дворца.

Чесменская галерея. (архитектор В.Бренна, конец XVIII века. Репродукция с акварели художника Э. Гау 1887 года). Вы находитесь в Чесменской галерее. На акварели она изображена такой, какой была до пожара 1944 года. Свое название галерея получила благодаря украшавшим ее батальным полотнам Чесменского боя. Галерея примыкала к парадным залам бельэтажа. Это был один из лучших интерьеров В. Бренны.

Главный элемент оформления - три монументальных живописных полотна, посвященных морской победе русской эскадры над турецким флотом при Чесме в 1774 году, работы художника Я.-Ф. Хаккерта. В Павловское время галерея носила название Золотой и часто использовалась как Тронная. На хорах располагались музыканты и певчие.

В дни торжественных приемов и религиозных праздников через галерею русские императоры вместе с гостями проходили в дворцовую церковь. В настоящее время интерьер нуждается в реставрации



Узнать и увидеть больше о Гатчине её дворцах, парках и истории:
◦   Гатчина. Художественные памятники / Gatchina. Art monuments - рассматривается весь комплекс гатчинских дворцово-парковых ансамблей и города как единое художественное целое в их исторической и композиционной связи. Фотографии и иллюстрации к данному разделу.
◦   Фотоальбом 'Моя заповедная Родина' с путевыми заметками и подразделами
◦   Статьи и публикации о городе Гатчина и Гатчинском районе / Articles and publications about the city of Gatchina
◦   Литературный раздел - Гатчина. Литературное зеркало