| |
|
|
Забытый НабоковКомпозитор Николай Дмитриевич Набоков (1903-1978)www.pseudology.org
Иван Толстой
|
В русской истории Набоковых много. Один был комендантом Петропавловской крепости в Петербурге и содержал там супостата Достоевского, другой стал министром юстиции, третий – специалист по уголовному праву, кадет, общественный деятель, убитый в Берлине пулей русского эмигранта. Сын убитого - знаменитый писатель Владимир Набоков. И существовал еще один Набоков, композитор В свое время его знали гораздо лучше
прочих Набоковых. Кто он, какую жизнь прожил,
какое оставил наследие? Отцом будущего композитора был Дмитрий Дмитриевич Набоков, женившийся на Лидии Эдуардовне Фальц-Фейн, в чьей усадьбе Любча (близ Новогрудка, Минская губерния) прошла половина детских лет Николая. Родители скоро разошлись, и воспитывать мальчика матери помогал отчим Николай Федорович фон Пёкер (дядя Коло), соседский помещик, в имение Покровское к которому Николай с трехлетнего возраста приезжал, как домой. Именно в Покровском он и пристрастился к музицированию на старом угловатом рояле. Рояль был не прост: его, по преданию, благословил сам Чайковский. В 1911 году восьмилетнего Николая Набокова привезли в Петербург, где он время от времени стал видеться со своим отцом Дмитрием Дмитриевичем. Их натужные свидания проходили в гостинице «Англетер» и омрачались слухами о происхождении мальчика. Кузины-Набоковы с жестоким наслаждением поведали Николаю только ему еще неизвестную тайну, что Дмитрий Дмитриевич никакой ему не отец и носа поэтому задирать не следует. Да и сам Дмитрий Дмитриевич не делал каких-либо заметных шагов к сближению с сыном, а со временем до Николая дошли рассказы о его поведении во время бракоразводного процесса с Лидией Эдуардовной: отец спутался с какой-то лесничихой и говорил, что это ответ жене, которая, мол, родила сына от соседа фон Пёкера. Тайны эти, как правило, не раскрываются
никогда, но именно сосед дядя Коло запомнился Николаю родным и заботливым
отцом. В 1914-м успешно сдал вступительные экзамены в Александровский
Лицей. К этому времени он уже пристрастился к фортепьяно и был автором
нескольких домашних пьесок, первая из которых, 1912 года, стилизованная
под восточную «Колыбельная», посвящена, как водится, матери. За границей Николай Набоков учился в Штутгартской и Страсбургской консерваториях, в Берлине посещал фортепьянные занятия у Ф.Бузони, затем перебрался в Париж, где и закончил Сорбонну со степенью бакалавра искусств. Целых шесть лет продолжалось его сотрудничество с Сергеем Дягилевым, для «Русских Сезонов» которого он написал балет-ораторию «Ода» по Ломоносову, замеченную даже советским музыковедом Борисом Астафьевым: «О многих страницах его музыки можно сказать, что они напевны, даже проще, что поют». Сильно было вокальное начало и во
втором набоковском балете, правда, менее удачном – «Жизнь Афродиты». Со
смертью Дягилева в 1929-м закончился парижский период композитора, оцененный
музыкальными критиками как соединение русского мелодического начала с
традициями французского импрессионизма. А такой авторитет, как композитор
Онеггер, поставил Набокова в один ряд с Прокофьевым, Шостаковичем, Бриттеном
и Хиндемитом. Однако Наталья Шаховская, первая жена Набокова, придумала неожиданный ход. Она решила сделать ставку на Фонд Барнса. Богатый филадельфиец Альберт Барнс был владельцем не то галереи, не то художественной студии, располагавшейся в небольшом пенсильванском городке Мэрион, куда он приглашал с лекциями известных художников и ученых. А что, если убедить Барнса в необходимости позвать Набокова? Николаю Дмитриевичу вся эта затея казалась блажью. «Я в жизни не читал лекций. Я знать ничего не знал о живописи. Кроме того, я совершенно не был убежден, что готов покинуть Францию. Америка казалась далекой, отталкивающей, запретной». Но именно этот дерзкий план оказался удачным. Летом 1933 года Набоков с женой отправился пароходом из Гавра в Нью-Йорк. Лекции Фонда Барнса оказались куда проще, чем можно было ожидать. «Все, что нам нужно, Ник, - говорил поначалу щедрый меценат, - это твои собственные ощущения от Дебюсси и Сезанна, а не мысли всяких шарлатанов по этому поводу». Вскоре после Набоковых в Америку прибыл Русский балет Монте-Карло, незадолго перед тем основанный Джорджем Баланчиным. И первой постановкой для Николая Дмитриевича стал балет «Мирный союз», для которого он написал музыку. Оркестровкой занимался Эдди Пауэлл, знаменитый впоследствии голливудский оркестровщик, в главных ролях были заняты Леонид Мясин и Тамара Туманова, декорации выполнила восходящая тогда звезда Ирэна Шарафф. В музыкальную основу балета были положены американские полузабытые фольклорные напевы, записанные в конце XIX века кем-то из учеников Томаса Эдисона на звуковом валике. «Помню, - пишет Набоков, - две главные сцены. Одна разворачивалась в палатке железнодорожных рабочих, где всякая разношерстная экзотическая публика плясала на свой манер. Кульминацией сцены был мясинский «Танец бармена». В другой сцене танцующие изображали рельсы, лежащие друг на друге, пока не появлялись с двух сторон два мчащихся паровоза - «объединители мира», вечно потом оживлявшие бесчисленные альбомы фотографической Американы прошлого века». Америка оказалась для Николая Дмитриевича
и гостеприимней Европы, и благосклонней к его творческим замыслам. Он
пишет балеты «Афродита», «Жизнь Полишинеля», «Напрасные усилия любви»,
«Последний цветок», «Библейскую симфонию» и симфонию «Молитва», элегию
«Возвращение Пушкина» и кантату «Америка была надеждой», оратории, концерты
и увертюры, фортепьянные пьесы, перелагает на голос с оркестром 5 стихотворений
Ахматовой и 4 – Пастернака. Набоков поступил в распоряжение американского военного командования в Германии, где с апреля 1945 года он служил офицером по культурным связям в Morale division стратегических войск – в частях, так сказать, политпросвета, только американского. Кстати, здесь, в Германии, Николай Дмитриевич повстречал и своего полузабытого отца, надеявшегося на помощь родного сына и с недоумением теперь отвергавшего старые слухи о своей неблаговидной роли при разводе. Набоковское музыкальное наследие весьма велико, и все же не только оно и не активная преподавательская деятельность (в Нью-Йорке, Аннаполисе, Балтиморе, Буффало) оставили его имя на скрижалях истории. По прошествии лет особенно заметна его роль как художественного руководителя и пропагандиста современной музыкальной культуры: в 1952-м он возглавляет «Парижский фестиваль XX века», в 1954-м – музыкальный фестиваль в Риме, в 1961-м – в Токио, с 1963 по 1968 – в Берлине, в разные годы он организует фестивали негритянской культуры и фестиваль «Восток встречается с Западом» в Японии, затем такой же фестиваль – в Индии, в Мадрасе Фестиваль музыки Барокко. На протяжении десяти лет состоит генеральным секретарем музыкальной секции ЮНЕСКО в Париже. Влиятельнейшая личность в культуре мирового масштаба. Он был ненасытен в своем стремлении стать частью происходивших в мире процессов – политических и культурных. Сделал ли в литературе его кузен Владимир больше, чем Николай - в музыке? Очень трудно на это ответить, потому что о неисполняемом композиторе молчат музыкальные критики. Или дело в том, что в его композиторской карьере не было своей «Лолиты»? ИсточникСправка |
© Copyright HTML
Gatchina3000, 2005. |