Дневники 1974 года Часть 5
Веселая детская почта к Восьмому марта. Раскрываю конверт за конвертом: поздравления, рисунки, плетеные бумажные коврики, закладки и самые немыслимые, но приятные пожелания, например: 'Мы хотим, что6ы вы жили так долго, как слон'.
Вскрываю еще один конверт, и улыбка сходит с моего лица - читаю: 'Поздравляю вас с Международным Женским днем, а моя мама пьет, что мне делать с такой мамой?'
***
Мать пятнадцатилетнего Андрюши готовится к докладу. Она одна дома, в квартире тишина, но то и дело звонит телефон.
- Слушаю,- говорит она. В ответ - молчание. Через несколько минут снова телефонный звонок.
- Слушаю! Слушаю! - Молчание. Ей понятно, в чем дело. Андрею звонит девочки и, услышав ее голос, молчат.
После очередного 'слушаю' и молчания мать говорит в трубку:
- Девочка, Андрея нет дома, он ушел с товарищем в театр.
И тут из безмолвной трубки неожиданно раздается вежливое 'спасибо'.
***
Была с Володей я опере. Ему понравилась исполнительница главной роли.
- Но у неё не хватает голоса,- сказала я.
Он от души возмутился:
- При чем тут голос? Здесь человеческая трагедия!
- Тогда при чем здесь опера? - засмеялась я.
***
Все-таки самый искренний разговор - это разговор с самим собой.
***
'Круговой' танец пчел вокруг улья извещает, что где-то 6лизко цветочная пыльца. У московских девочек, как у пчел, своя 'танцевальная' сигнализации. Если они выбегают стайками и начинают, кружась, прыгать через веревочку - значит, близко весна.
***
Поразительно: почти в каждом взрослом человеке вдруг проявляется что-то детское. Вчера в музыкальном салоне Дома Дружбы, где обычно собираются члены нашей Ассоциации, разложены были на круглом столе медали. Золотая и одиннадцать серебряных. И вот известные писатели, художники, почтенные музыковеды, библиотекари - чуть ли не каждый, подходя к столу, радостно, по-детски, всплескивал руками.
- Какое сияние! Кому эти медали? - с надеждой спрашивали одни.
- Из какой страны? - с детским лю6опытством интересовались другие.
- Кого награждают? - настороженно спросил кто-то.
- Медали из Индии,- ответила Нина Федоровна[1]. И засмеялась: - Утопаем в медалях.
И вправду, у нас в этом году каскад медалей. Не только имени Неру, но и из Турции получили мы две золотые, серебряную и бронзовую медали имени Ататюрка и 'Большую Золотую медаль' с Международной выставки в Югославии. Точнее сказать, их получили не мы, а дети. Наша комиссия изобразительного творчества детей (возглавляет ее вице-президент Б. П. Юсов) отбирает лучшие детские рисунки, компонует их и посылает на многочисленные выставки и международные конкурсы во многие страны. И всегда эти рисунки покоряют судей своей непосредственностью, яркостью, своеобразием сюжетов.
- Дети - прекрасные пропагандисты,- сказал на одной из выставок кто-то из наших друзей.- Они изображают то, что видят вокруг себя, и не верить им нельзя.
Дети-то, конечно, не знают, что они пропагандисты. Во время вручения медалей в Доме Дружбы вот какой однажды был случай. В парадном зале собрались деятели Ассоциации, взволнованные дети с их еще более взволнованными родителями, представители индийского посольства в Москве. И вот в самый волнующий момент вручения наград исчез мальчик, удостоенный почетного диплома. Только что он был тут, сидел в кресле рядом с мамой - и вдруг его нет! Пришлось прервать торжественную церемонию. Неслыханное нарушение протокола! Оказалось, что лишенный честолюбия пятилетний дипломант спрятался за последний ряд кресел. Обнаружив его, спрашиваю:
- Ты что тут сидишь?
Он отвечает без особого смущения:
- А мама сказала: сиди где хочешь, только тихо.
***
Считается, что дух противоречия возникает в юности. Нет, он появляется гораздо раньше. Четырехлетняя Катя так переделала стихи:
Не на мосту,
Не два козла,
Не встретились,
Не рогами.
***
'Юношеское взбрыкивание'. Не знаю, где я услышала это выражение, но как точно сказано, именно: 'взбрыкивание'. Люди взрослые юношескую заносчивость нередко принимают всерьез.
Примечание:
[1] Н. Ф. Л а п ш и н а - ответственный секретарь Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей (ССОД).
|