| |
|
|
Пасхальный канон святого Иоанна ДамаскинаПеснь 1ИрмосВоскресения день, просветимся, люди, Пасха, Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на Небо Христос Бог привел нас, поющих (песнь) победную. ТропариПрипев: Христос воскресе из мертвых... 1. Очистим чувства и узрем Христа, сияющего неприступным светом Воскресения и «радуйтесь» явственно услыщим от Него, воспевая песнь победную (Мф. 28, 9). 2. Небеса достойно да веселятся, земля да радуется и да празднует весь мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос — веселие вечное (Пс. 95, 11; 1 Кор. 15, 20). Малая ектенья и возглас: Яко Твоя держава (власть) и Твое есть Царство, и Сипа, и Слава.
Песнь 3ИрмосПридите, станем пить новое, чудесно изводимое не из камня бесплодного*, но источник бессмертия, произведенный из Гроба Христом, на Котором мы утверждаемся (ομβρησαν τοζ χριστού). * Камень в пустыне, из которого Моисей ударом извлек воду, — прообраз животворящих ребер Христовых, источивших кровь и воду для Крещения и Причащения. ТропариПрипев: Христос воскресе из мертвых... 1. Ныне все наполнилось светом — Небо и земля и (места) преисподние, да празднует же вся тварь восстание Христа, на котором она утверждена (Еф. 4, 10). 2. Вчера я погребался с Тобою, Христе, сего- дня восстаю с Тобой, прославь меня с Тобой Сам Ты, Спаситель, в Царствии Твоем (Рим. 6, 3;8, 17). То, что преисподняя наполнилась светом, — это и означает суд над врагами Христа. Они должны бежать, но некуда им бежать, ибо всюду Христос (ср. со стихотворением да воскреснет Бог в начале утрени). Малая ектенья и возглас: Яко Ты еси Бог наш. Песнь 4ИрмосПророк Божий Аввакум да станет с нами на божественной страже и покажет светоносного Ангела, громко восклицающего: ныне спасение миру, ибо воскрес Христос, как всемогущий (Авв. 2,1; Ис. 9,6). Тропари1. Наша Пасха — Христос явился мужским послом, как Сын, разверзший девственную утробу; назван агнцем, как предлагаемый в снедь, — непорочным, как непричастный нечистоты (греха), а как истинный Бог — наречен совершенным (Исх. 12, 5, 2, 11; Ин.6, 54). 2. Благословляемый нами венец — Христос, как однолетний агнец, добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце Правды (Пс. 64, 12; 5, 7). 3. Богоотец Давид в восторге скакал перед прообразовательным ковчегом; мы же, святый народ Божий, видя исполнение прообразований, да возвеселимся духовно, ибо воскрес Христос, как всемогущий (2 Цар. 6, Еф. 1, 18). Четвертая песнь всех канонов напоминает о служении стоявшего на страже на башне святого Аввакума пророка, провидевшего необычайное и ужасавшегося силой Господа. Этим чудом силы и всемогущества Божия, провиденным Аввакумом, и было Воскресение Христово. В книге Исход даны два прообраза Иисуса Христа: пасхальный агнец в память избавления от египетского рабства (Исх. 12, 5—11) и посвящение каждого первенца, разверзающего всякие ложесна (то есть рождаемого в первый раз), между сынами Израилевыми, от человека до скота (Исх. 13, 1—2). Этих первенцев по Закону надо было выкупать особой жертвой. Прообраз ясен: Господь Иисус Христос был таким Первенцем, разверзающим девственную, нерожавшую утробу и посвященным Богу, волю Которого Он творил до конца. И жертвой, принесенной за Него, был Он Сам, принесщи Себя за грех всего мира. Вот смысл 1-го тропаря 4-й песни. Следует малая ектенья и возглас: Яко Благ и Человеколюбец. Песнь 5ИрмосВстанем ранним утром (утренюем утреннюю глубоку) и вместо мира принесем песнь Владыке и узрим Христа Солнце Правды, всех жизнью просвещающего (Лк. 24, 1; Мал. 4, 2). Тропари1. Узрев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых узах радостными стопами устремились к свету, прославляя вечную Пасху (Ис.49, 9; 1 Пет.З, 19). 2. Со светильниками в руках пойдем в стретение Христу, исходящему из гроба, как жениху, и будем с радостно празднующими чинами (φιλεορτ οιζ ταξεσι) [с чинами ангелов] праздновать спасительную Божию Пасху (Мф. 25, 1). Здесь раскрывается радостное исполнение притчи о десяти девах, которая в Страстную седмицу явлена была прикровенной голгофскими сумерками заката Христова. Ектенья и возглас: Яко святися и праславися пречестное и великолепое Имя Твое. Песнь 6Ирмос1. Не повредивший заключенный (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая (Мф. 27, 66; Иез. 44, 2). 2. Спаситель мой, живая и, как Бог, незака-лаемая жертва! Добровольно приведши Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама (Л к. 23,46; Рим. 6,4—5). В первом тексте утверждается мысль, что Господь побеждает законы природы не насилием («ломкой»), а переходом, уведением в существенно иной план бытия, находящийся вне сферы законов природы, вне периферии мира. Как очень хорошо выражались схоластики. Gratia naturam non tollit, sed perficit — благодать не уничтожает природы, а преображает (усовершает) ее. Чудо не противоестественно, а сверхъестественно. Христос родился, Христос воскрес — утроба осталась девственной, а камень запечатанным: Запечатану гробу, живот от гроба возсиял ecu Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал ecu (Суббота Светлой седмицы. Тропарь, глас 7-й). Это не нарушение, а превосхождение (perfectio). Такова истинная победа. Победитель же, насилующий побеждаемого, не победитель, а побежденный. Ектенья и возглас: Ты бо ecu Царь мира, и Спас душ наших. Кондак, глас 8-йПеревод: «Хотя и во гробсошел Ты, Бессмертный, но разрушил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, возвестив женам-мироносицам: «Радуйтесь!» и Твоим Апостолам даруя мир, падшим же подавая воскресение». ИкосПеревод: «Мироносицы девы, утром предваряя солнце и ища, как дня. Того, Кто был солнцем, зашедшим некогда во гроб, вопияли одна другой: подруги, пойдемте, помажем благовониями Тело живоносное и погребенное, лежащее во гробе. Тело Того, Кто поднимает павшего Адама. Идем, поспешим, как волхвы, и поклонимся, и принесем миро, как дары. Лежащему не Б пеленах, но плащаницею Обвитому, и, плача, восклицаем: О, Владыка, подающий воскресение падшим, восстань». Следует чтение пасхального синаксария. Из него приведем начало, как вскрывающее миротворческий, онтологический характер Пасхи: «Во святую и Великую неделю Пасхи празднуем само дивоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которое мы и называем Пасхой: по-еврейски это значит «переведение». Ибо это день, в который Бог вначале привел мир из небытия. В этот же день (Бог) провел людей израильских сквозь Чермное море и вырывает их из рук фараонов. И в тот же день опять, сойдя с Неба, в утробу Девы вселился и ныне, похитив все человеческое естество из ада и возведя на Небеса, приводит к древнему состоянию нетления. Однако, сойдя во ад, не всех воскресил, но лишь тех, кто захотел веровать в Него: освободил души святых, от века силою содержимых во аде, — и всем дал взойти на Небеса. Посему ликуя в этот день в несравненной радости, мы светло празднуем Воскресение — радость обогащения нашего естества Бо-жиим милосердием; также (празднуем) разрушение вражды и, показуя соединение с Богом и Ангелами, творим обычное приветствие». После этого поется: Воскресение Христово видевше и т. д. (трижды). Ибо в этот день действительно все любящие Христа увидели и видят Его Воскресение: одни — телесными очами, другие — очами веры. Воскрес Иисус от гроба и т. д. (трижды).
Песнь 7ИрмосИзбавивший отроков из печи, сделавшись человеком, страждет как смертный и страданием (Своим) облекает смертное в красоту бессмертия. Единый Бог отцов, благословенный и препрославленный. Тропари1. Умудренные Богом жены вслед за Тобою спешили с благовонными мастями, но Кого они как мертвого искали со слезами, Тому поклонились с радостью (как) живому Богу и ученикам Твоим, Христе, возвестили таинственную Пасху (песн. 1, 3; Мк. 16, 1-7). 2. Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника (Сего) Единого Бога отца, благословенного и прославленного (Ос. 13, 14; 1 Кор. 15,54). 3. Поистине священна и достойна всякого торжества эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного дня Воскресения (Εγερσε ωζ), в которую вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба (Ин. 20, 1). Эта песнь отличается чеканными богословскими формулировками, свойственными гению святого Иоанна Дамаскина, совмещающего поэтический полет мысли с безукоризненной строгостью и точностью выражения. Особенно замечателен здесь ирмос с его основною мыслью: страдание Христа — облечение принятого Им человеческого естества в благолепие (филокалический кенозис); 2-й тропарь дает догматическую формулировку Пасхи как начала жизни будущего века. Этим непосредственно связываются 6-й и 12-й члены Символа Веры (и воскресшего в третий день по писанием... и жизни будущего века). Малая ектенья и возглас: Буди держава Царствия Твоего... Песнь 8ИрмосЭтот желанный и святой день, первый от субботы царственно главный, есть праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки. Тропари1. Приидите в славный день Воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия. Царствия Христова, воспевая Его как Бога во веки (Мф. 26, 29, Пс. 103, 15). 2. Оглянись вокруг себя, Сион, и посмотри: вот стеклись к тебе, как дивно сияющие звезды, от запада, севера, юга и востока дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки. 3. Отец Вседержитель и Слово и Дух, Существо единое в трех Лицах, всевышнее и божест-веннейшее. В Тебя мы крещены и Тебя будем благословлять во веки (Мф. 28, 19). Первый тропарь являет Пасху как новое вино, вкусить которое в Царствии Небесном вместе с учениками подобает Спасителю накануне страдания на Тайной Вечере (Лк. 22, 16). Поистине вино Пасхи — это вино, веселящее сердце нового человека. Посему выражение псалма вино... веселит сердце человека (Пс. 103, 15) можно и нужно понимать в своей основе как пророчество о блаженном вине Пасхи Христовой, Пасхи прищедщего Царствия Божия. Второй тропарь — образ блаженнорадую-щейся Церкви, видящей, как ото всех языков, от всех стран света стекаются к Ней благословенные Отцы для наследования Царства, уготованного закланным от создания мира Агнцем — Христом. Третий тропарь (троичен) связывает это благословение с Крещением во имя Пресвятой Троицы, которую и раскрыла Пасха — Воскресший Спаситель. С этого места службы блеск и ослепительное сияние возрастают в почти невыносимой степени. И со всею силой, какую только может выдержать бренная плоть, дается чувствовать смысл речения: свет невечерний. Малая ектенья и возглас: Яко благословися имя Твое. Далее следуют вместо Честнейшей особые пасхальные припевы, где величается Воскресший и ублажается радующаяся о Нем Мать Его. Припевы на 9-й песни: 1-й. Величит душа моя воскресшего тридневно от гроба, Христа жизнедавца. Ирмос: Светится (см. дальше девятую песнь). 2-й. Величит душу моя волею страдавша, и погребена, и воскресшего тридневно от гроба. Ирмос: Светится. 3-й. Христос Новая Пасха. Жертва Живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира. И стих. 4-й. Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку (и еще раз говорю), радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от (из) гроба и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся. И еще восемь припевов: 1. Возбудил ecu (пробудил) уснув мертвыя от века, царски рыкавый (рыкая царственно) яко от Иуды лев (как лев от колена Иудова)*. [* Ср.: Откр. 5, 5: Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил.] 2. Магдалина Мария притече (прибежала) ко гробу, и Христа видевши, яко вертоградаря (как садовника) вопрошаше. 3. Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез (перестаньте плакать), яко Христос воскресе. 4. Христос воскресе, смерть поправый, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся. 5. Днесь всяка тварь веселится и радуется: яко Христос воскресе, и ад пленися (пленился). 6. Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники (узников), яже (которых) от века имяше (имел) люте (люто) одержимыя (заключенных). 7. Величит душа моя триипостаснаго и нераздельного Божества державу (власть). 8. Радуйся, Дево, радуйся, радуйся. Благословенная, радуйся, Препрославленная: Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба. Затем поются ирмос и тропарь: Христос воскресе (трижды).
Песнь 9ИрмосСияй, сияй, новый Иерусалим, ибо слава Господня озарила Тебя; торжествуй ныне и веселись, Сион, и Ты, чистая Богородица, радуйся воскресению Рожденного Тобою (Ис. 60, 1; Лк. 1,47). Тропари1. О как дивен, дорог и сладостен Твой голос, Христе! Ты твердо обещал быть с нами до конца века; основывая на этом надежды, мы, верующие, радуемся (Мф. 28, 20). 2. О Пасха великая и священнейшая, Христе! О, Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннее приобщиться к Тебе в вечном свете Твоего Царства (1 Кор. 5, 7; 13, 12). Малая ектенья и возглас: Яка Тя хвалят вся силы. В ирмосе слава (свет, сияние) Церкви, Нового Иерусалима, пришедшая Воскресением Христа — Главы Церкви, неразрывно связывается со славою Богородицы — сердца Церкви. Первый тропарь прославляет Христа за обещание: Се Аз с вами до скончания века. Второй тропарь славословит Христа как Божию Премудрость, явившую Себя в Воскресении из мертвых. Это славословие связано с молитвой о даровании полного приобщения радости Воскресения в жизни будущего века. Настоящий тропарь произносится тайно в алтаре диаконом после причащения на каждой Литургии святого Иоанна Златоуста и Василия Великого — вслед за Воскресение Христово видевшие и ирмосом 9-й песни: Светится, светится, Новый Иерусалим. Чтение приведенных пасхальных текстов показывает, что вкушение Евхаристии — это и есть вкушение Новозаветной Пасхи. Божия премудрость явила славу Воскресения в подвиге крестного послушания Отцу. В этом — Лик Второй Ипостаси: не искать Своей воли, но творить волю Отца. Вечное Божественное умирание для Отца, выразившееся на земле как воплощение и крестная смерть, — это блаженнейшая бессмертная жизнь, целость, крепость, вечность. Христос усыновил Адама Своей Божественной смертью и этим исцелил его от тления безбожной смерти, непослушания и гордыни (нелюбви). Поэтому здесь снова Церковь выступает, правда, в светло торжественном, православном виде, со словом о Распятой и погребенной Премудрости Божией, оглядываясь на Великую Пятницу и Субботу Ексапостиларий. Самогласен (перевод): «Уснув плотью, как мертвый, Ты, Царь и Господь, воскрес на третий день, Адама воздвигнув из тления и упразднив смерть: Пасха бессмертная, мира спасение». В разгар радости Церковь прославляет путь, приведший к Воскресению, путь Великого Пятка и Великой Субботы. Оглядываясь на Страсти Господни, Церковь как бы умеряет ликование — ибо мы еще на земле — и предлагает краткое, но сильное, мощное слово о путях бессмертия. На хвалитех поются стихиры воскресны на глас 1-й. Последняя из них повторяет мысль ексапостилария Плотию уснув, варьируя и дополняя ее: Благолепное Твое снизхождение славяще, поем Тя Христе: роди.1ся еси от Девы и неразлучен был еси от Отца, пострадал еси яко человек и волею претерпел еси крест, воскресл еси от гроба яко от чертога произошед (как выйдя из чертога), да спасеши мир. Господи, Слава Тебе. Вслед за стихирами воскресными опять стихословятся стихи 67-го псалма, как и в начале утрени. Стихословные припевы на этот раз состоят не из тропаря Христос воскресе из мертвых, а из особых стихир, называемых Стихиры Пасхи (на глас 5-й).
Стихиры Пасхи (на глас 5-й)Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася (показана, объявлена): Пасха нова святая: Пасха таинственная: Пасха всечестная: Пасха Христос избавитель: Пасха непорочна: Пасха великая: Пасха, верных (верующих): Пасха двери райския нам отверзающая: Пасха, всех освящающая верных. Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут. Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте (скажите): приими от нас радости благовещения, Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха происходяща (выходящего). Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Бо-жия, а праведницы да возвеселятся. Мироносицы жены, утру глубоку (рано утром), представша гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той (он) провещав им сице (так) глаголаше (говорил): что ищите Живаго с мертвыми; что плачете Нетленного во тли (что оплакиваете Нетленного среди тления); шедшие проповедите учеником (ученикам) Его. Стих: Сей день, егоже (который) сотвори (л) Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь (в него). Пасха красная. Пасха, Господня Пасха, Пасха всечестная нам воссия. Пасха, радостию друг друга обимем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь (сегодня) яко от чертога воссияв Христос, жены радости исполни (исполнил радостью жен), глаголя: проповедите Апостолом. Слава и ныне, глас 5-й: Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обимем. Рцем (скажем) братие! И ненавидящим нас простим вся (все) Воскресением, и тако возопим, Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущьш во гробех живот даровое. И еще Христос воскресе (трижды). Происходит целование. Потом Христос воскресе поется много раз, пока молящиеся целуют друг друга. Здесь открывается сущность жизни будущего века: Любовь. И тем, кто не может простить друг другу всего в радости Воскресения, остается одно: исчезнуть, как дым. На пире Любви нет места ненависти. Любовь все покрывает (1 Кор. 13,7). Ныне Церковь еще на земле дает образ райского блаженства, свято увлекая любовью к тому бытию, где Бог будет всяческая всех и услаждению не будет конца. Всеобъемлющий, всепрощающий, вселюбящий и вселенский характер Пасхи Христовой запечатлевает читаемое после целования «Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения», автором которого является святитель Иоанн Златоуст. Приводим его по-русски. |
© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008 |