Пасха нетления
Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи

Владимир Ильин

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

Пасхальная полунощница

Величайший праздник христианства — Пасха начинает свое празднование уже в вечерню и Литургию Великой Субботы. Ослепительный блеск пасхальной утрени и Литургии — полдень вечного дня, утро которого начинается в указанных службах Великой Субботы.

По Уставу надлежит закончить великосубботнюю Литургию во втором часу ночи (по нашему — в 8 часов вечера). Согласно этому же Уставу выходить из Церкви не полагается (имеется в виду монастырь): братия остается сидеть по местам и получает положенную еду в Церкви же (по единому укруху хлеба и по шести смоквей или фиников и по единому красовулю вина). Во время вкушения положенной пищи происходит чтение Книги Деяний святых Апостолов: настоящее чтение продолжается до звона к службе, называемой пасхальной полунощницей; она большей частью начинается в 11.30 ночи. До этого в приходских церквах происходит чтение Деяний Апостолов, начинаемое обыкновенно около 8—9 часов вечера. Во время этого чтения молящиеся начинают сходиться в церковь.

После 50-го псалма — Помилуй мя, Боже... — поется канон Великой Субботы Волною морскою. Но уже совсем по-другому звучат его величавые, медно-литые песнопения. Все растет и ширится, бесконечно разливаясь, светлая, блаженно бездонная река воды, текущей в Жизнь Вечную. Сколько здесь всемогущества, субботнего покоя и твердой уверенности! Ими дышит и последняя (девятая) песня: Не рыдай Мене Мати. Истинно нет места рыданию, ибо настает веселие вечное.

Спокойно и мощно катятся волны Великой Субботы в Пасху Воскресения Христова. Это те самые волны, которые древле покрыли гонителя мучителя, а теперь покрывают все зло, смерть и ад. Катятся волны, чтобы принести верных к порогу двери райской. Пасха, двери райские нам отверзающая... Солнце Пасхи близится к своему вечному, незаходимому полдню, который ныне воочию узрят все любящие Христа.

Во время пения полунощницы плащаница уносится в алтарь, полагается там на престоле и остается до праздника Вознесения — в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

Святая и Великая неделя пасхи. Утро

Светлый праздник начинается со звона, облагоухания всей Церкви фимиамом (для чего полагается установить два сосуда с горящим угольем в церкви и алтаре) и раздачи свечей. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. И начинается крестный ход как бы навстречу грядущему в Небесный Сион — Горний Иерусалим Победителю смерти.

Настоятель берет крест. Кадило несет диакон. Один из священников несет Евангелие, другой — икону Воскресения Христова.

Сочетание глубоко знаменательное: Крестом пришла пасхальная радость всему миру, в Евангелии раскрыта ее тайна и смысл, из Гроба воскресло Отчее Сияние, икона невидимого Отца, воплощенное Слово. Крестом, Евангелием и иконой (воплощением) приходит благоухание Духа Святого, Которым всяка душа живится. Бессмертное Ипостасное Дыхание Жизни Вечной, Утешитель, пришедший от Отца страданием и Воскресением Сына.

Клир исходит северными дверями при закрытых царских вратах. Лицом обращены на запад. Во время крестного хода поется стихира на глас 6-й:

Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити.

Крестный ход сопровождается трезвоном (ударяют во вся кампаны и тяжкие, и клеплют довольно). Войдя в притвор, останавливаются с обращенными на запад Евангелием и иконой. Взяв у диакона кадило и окадив иконы и братию, настоятель останавливается перед закрытыми церковными дверьми (главными) и, глядя на восток и держа в левой руке крест, правой творит кадильницей крестное знамение трижды. И возглашает громко: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице: всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Певцы поют: Аминь.

Этим возгласом начинается пасхальная утреня.

Настоятелем поется трижды тропарь:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Настоящий тропарь поется трижды священнослужителями и трижды певцами. В Воскресении Христовом прославилась вся Пресвятая Троица, откровение о Которой принесло на землю Вторым Ее Лицом, воплощенным Словом, воскресшим из мертвых.

После первого пения Христос воскресе начинается стихословие 67-го псалма, причем стихи поет настоятель, а тропарь Христос воскресе — хор.

Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся (рассеются) врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящий Его.

Хор: Христос воскресе....

Второй стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня.

Хор: Христос воскресе...

Третий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Хор: Христос воскресе...

Четвертый стих: Сей день егоже (который) сотвори (сотворил) Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь (то есть в этот день).

Слава: Христос воскресе...

и ныне: Христос воскресе...

И настоятель опять поет (высшим гласом): Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. После этих слов он отворяет церковные двери и входит в предшествии креста и двух светильников. Хор заканчивает тропарь: И сущым во гробех живот даровое. Здесь опять обильный трезвон (ударяют во все кампаны и клеплют довольно, три звоны).

Смысл сего действия тот, что Крестом Христовым нам открыты врата Жизни Вечной. Однако это стихословие имеет и грозный смысл по отношению к врагам Христа, и даже преимущественно грозный. Радость вечная Христова Воскресения — это в то же время суд над его врагами. От лица Церкви здесь разражается гроза над богоненавистниками, что нисколько не уменьшает, а скорее увеличивает свет и радость. Этим приводятся в исполнение угрозы, звучащие в тропаре Се жених... После того как священнослужители вошли в алтарь, произносится великая ектенья: Миром Господу помолимся. И возглас: Яко подобает Тебе всякая слава.

Следует пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина — важнейший момент пасхальной утрени, сосредотачивающий в себе всю радость ее, изъясняющий смысл ее. Канон этот поется

на глас 1-й. Поется он так: ирмос начинает настоятель; потом ирмос повторяется ликом (клиросом) правым или левым. Катавасией же является тот же ирмос, поемый обоими ликами. Во время каждой песни бывает каждение (а у нас — христосование кадящего с молящимися). После каждой песни — малая ектенья и соответствующий возглас.

Приводим канон полностью (в переводе профессора Ловягина). /продолжение



© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008