Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи
Головная страница сайта / home
Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina

ФАБЕРЖЕ - ПРИДВОРНЫЙ ЮВЕЛИР

Выставки Фаберже

Источник: Олимпиадная работа по Мировой Художественной культуре Гольдберга Александра http://revengewolf.narod.ru

Карл Фаберже принимал участие в различных выставках. Так, он имел большой успех на выставке изящных искусств и ювелирного искусства в Нюрнберге в 1885 году, где он показал копии древнегреческих золотых украшений, оригиналы которых хранятся в Петербурге в Эрмитаже. Эти украшения были изготовлены за несколько веков до н. э. Фаберже был награжден золотой медалью. В этом же году Александр III присвоил Фаберже звание поставщика Высочайшего двора.

На Северной выставке 1888 года в Копенгагене, экспонируя свои произведения вне конкурса, он получил почетный диплом. Затем он принял участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 году (большая золотая медаль) и получил право носить на вывеске Государственный герб, до этого в 1882 году, в Москве на Всероссийской выставке он получил золотую медаль. В 1897 году, на Большой Северной выставке в Стокгольме, Фаберже получил от короля Швеции и Норвегии титул придворного ювелира, а Евгений Карлович Фаберже как член жюри получил памятную медаль.

Самый большой успех Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Выставка занимала площадь в 112 гектаров и простиралась до Елисейских полей, набережной Инвалидов, Марсова поля и берега Сены. Выставка открылась 14 апреля 1900 г. и закрылась 12 ноября. Все эти дни Париж был охвачен лихорадкой. 76 тысяч участников выставили здесь более 50 миллионов экспонатов.

Выставка ювелирных и золотых изделий демонстрировалась в Промышленном павильоне на набережной Инвалидов. Иностранным участникам было предоставлено прилегающее здание под названием Section Etrangere. Фаберже вместе с Фредериком Бушероном, Рене Лаликом и Анри Вевером был приглашен в качестве члена жюри по “Классу 95” (ювелирные изделия и бижутерия), возглавлявшегося Луи Акоком-сыном. Как член жюри он мог выставлять по этому классу свои собственные работы только вне конкурса. Изделия Фаберже были выставлены также в Классе 94 (изделия из золота и серебра), возглавлял который Жорж Буан.

Фирма Фаберже начала подготовку к этому событию в полной мере уже в 1899 г. Николай и Александра Федоровна позволили Фаберже выставить в Париже ряд вещей из Кабинета Е. И. В., включая несколько пасхальных яиц, изготовленных по императорскому заказу.

Ювелиры и золотых дел мастера, чьи работы были выставлены на Всемирной выставке, принадлежали к двум противостоящим друг другу направлениям: это были традиционалисты и модернисты.

Всемирная выставка стала своего рода коронацией модерна. Историзм Фаберже выглядел весьма неуместным на фоне общих тенденций Парижа 1900 г. На Фаберже обрушилась острая критика из лагеря сторонников стиля модерн, особенно из-под пера Рене Шантеклера.

Но несмотря на негативные отклики из лагеря сторонников нового стиля не остается сомнения в том, что Фаберже в своей первой крупной выставке на Западе, принесшей ему Золотую медаль Выставки и орден Почетного легиона, его сыну Евгению - звание и знак Офицера Академии, а главному мастеру Михаилу Перхину - Бронзовую медаль Выставки, оказал глубокое влияние на искусство своих более традиционно мыслящих конкурентов. Вплоть до Первой мировой войны многие известные фирмы Европы находились под сенью гигантской тени Фаберже.

Выставка принесла Фаберже большую известность, впоследствии ему были присвоены звания придворного ювелира Императора Российского (Николая II), Короля Шведского и Норвежского, Короля Великобританского (Георга V). Фаберже был придворным ювелиром и эмальером Короля Чулалонгкорна Сиамского. В числе его постоянных клиентов были болгарский царь, итальянские король и королева, испанский король, греческие король и королева, наследник Австро-Венгерского престола и многие другие.

В 1902 году в залах дворца барона фон Дервиза на Английской набережной состоялась первая в Петербурге благотворительная выставка Фаберже. Она проходила в пользу женских школ “состоящих под Августейшим покровительством Ея величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Императорского женского патриотического общества.” Патроном выставки выступила сама Александра Федоровна, большая поклонница “нашего милого Фаберже”. Выставка проходила при живейшем участии многих членов императорской семьи и представителей высшей знати Санкт-Петербурга.

Для размещения драгоценных ювелирных произведений Императорский Эрмитаж предоставил красивые пирамидальные витрины на подстольях в виде золоченых грифонов. Эти витрины и сейчас можно увидеть в Золотой гостиной Эрмитажа. В них были выставлены пасхальные яйца, принадлежавшие императрицам, цветы, фигурки и другие изящные безделушки из великокняжеских коллекций, из собраний княгинь Юсуповой, Долгоруковой, Куракиной, графинь Воронцовой-Дашковой, Шереметевой, Орловой-Давыдовой...


Назад к разделу "Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina"1 2 3 4 5 6Следующая часть