ФАБЕРЖЕ - ПРИДВОРНЫЙ ЮВЕЛИР

Дизайн и стиль

Источник: Олимпиадная работа по Мировой Художественной культуре Гольдберга Александра http://revengewolf.narod.ru

Первоначально творческое лицо фирмы определял глубоко укорененный историзм. Карлу и Агафону потребовалось десять лет, чтобы освободить фирму от оков прямого подражательства и обрести собственный стиль. При Эрике Колине “Фаберже” полностью поглощен старыми - “антикварными” - стилями. При Агафоне и Михаиле Перхине фирма отдает предпочтение стилю Людовика XV. Но пытливый ум членов семьи и мастеров Фаберже искал и находил иные источ-ники вдохновения, включая стиль Людовика XVI, ампир, готику, Возрождения, арабский Восток, персидское, индийское, китайское и японское искусство. Стиль Дома Фаберже основывался на продуманном сочетании ранних “исторических” стилей, обогащенных русским чувством, легкостью, элегантностью и уникальной виртуозностью исполнения. Таков был “стиль Фаберже”, чрезвычайно популярный, ставший предметом восхищения и рабского подражания, но так никем и непревзойденный. В нем заключена причина успеха Фаберже.

Ниша, во вкусах и запросах публики, открытая гением Фаберже, теперь заполнялась с его помощью - это был нескончаемый поток полезных вещей - портсигаров, ламп, звонков, часов, - превосходивших друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца. Приобретая эти дорогие игрушки и безделушки, вы попадали в круг “избранных.” Фаберже располагал группой уникально одаренных дизайнеров и высочайшей квалификацией своих избранных мастеров. Благодаря постоянному новаторству он легко опережал своих конкурентов. Именно это стремление к новизне позволяло ему утверждать, что в конце каждого года он отправлял в переплавку все вещи, которые оставались непроданными. Фаберже мог с гордостью сказать о себе в интервью журналисту: “...если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга.” Это кредо отличало Фабер-же от его конкурентов. Он также заявлял, что любая вещь, не соответствующая его жестким стандартам совершенства, уничтожалась.

Эмали

Самыми популярными предметами “от Фаберже” всегда были изделия из золота и серебра, покрытые окрашенной в нежные тона эмалью, искусно положенной на механически обработанную основу. В отличие от конкурентов, которые предпочитали работать с надежными и безопасными тонами - белым, бледно-голубым или розовым, - Фаберже смело брался за создание эмали неподражаемых и рискованных тонов - тона желтых примул, за лилово-сливовый, розово-семужный, лилово-зеленый или голубой прусский тона. Выбирать он мог из более чем из стони цветов и оттенков. Самым изысканным, вне всякого сомнения, был его неподражаемый “устричный” - мерцающий теплый белый тон, отражающий переливающиеся оттенки внутренней поверхности морской раковины.

Эмалью также покрывалась и поверхность изделий, предварительно обработанная в технике “гильоше” - имевшей различные вариации - еще одна технология в ювелирном деле, которую Фаберже впервые применил в России для предметов искусства. “Солнечные лучи”, “волны” или муаровый узор, выгравированные на покрывавшейся эмалью металлической основе, придавали жизнь плоским поверхностям. Эти эффекты дополнялись “мотивами” цветочных лепестков, пейзажей или имитацией вкраплений агата, которые писались кистью перед наложением предпоследнего слоя эмалевого пигмента. Последний, верхний слой эмали - “fondant,” или его блестящее покрытие - тщательно и бережно, многими часами полировался на деревянном колесе и шлифовался для придания предмету его уникального сияния.

 

Фигурки животных

Доказан и не подлежит никакому сомнению тот факт, что многие из фигурок животных, созданных фирмой Фаберже, были вдохновлены японскими нэцке, большой коллекцией которых владел сам Карл Фаберже. Его очевидно привлекали компактные формы и естественная легкость исполнения этих фигурок из дерева и слоновой кости. Эти черты совершенно не теряют своего очарования и в каменных интерпретациях Фаберже. Его “животные” живы, зачастую юмористичный, а иногда - даже карикатурны. В любом случае, они никогда не статичны и не скучны. Стиль и качество работы варьируются в зависимости от замысла и материала. Самое известное собрание такого рода вещей - коллекция английской королевы Александры, впоследствии расширенная и дополненная королевой Мэри и находящаяся сегодня в собственности королевской семьи Великобритании.

Фаберже использовал разнообразные камни для создания своих животных. Некоторые модели выполнялись в цвете “реалистически”: тюлень из блестящего обсидиана сидит на льдине из горного хрусталя; для поросят использовался розовый кварц авантюрин; для носорога - серая калканская яшма и т. п. Фаберже также использовал естественные прожилки в камнях, чаще всего агата и яшмы, насколько это было возможно, для имитации меха животных. В более редких случаях Фаберже выбирал для своих животных “неестественные” для них цвета, таким образом, придавая им забавный вид: зеленый петух, розовый кролик, синий слон.

 

Цветы

Представляющие собой редкость изысканные композиции из цветов работы Фаберже также ведут свое происхождение от восточных оригиналов; в своих записках Ф. Бирбаум вспоминает: “Впервые мы обратили внимание на эту отрасль китайского искусства, когда нам принесли в починку букет хризантем... Благодаря искусному подбору тонов и прозрачности некоторых камней, работа эта производила прекрасное впечатление.

В большинстве случаев цветочные композиции Фаберже помещены в вазы из горного хрусталя, безукоризненно вырезанные так, чтобы создавалось впечатление, будто они наполнены водой. Золотые стебельки цветов тщательнейшим образом отгравированы. У них тонко вырезанные нефритовые листья и эмалевые, с бриллиантами, лепестки цветочного венчика или почки. Некоторые из них, выдержанные в японском стиле, поставлены в бовенитовые горшки. Очень немногие повторяются - среди них можно назвать ландыши, любимые цветы Александры Федоровны, веточки рябины, малины и одуванчики.

Дизайнеры Фаберже в качестве модели для своих работ часто брали живые цветы. В альбоме фотографий из мастерских Фаберже есть кадры с живыми цветами, в том числе и с корзиной ландышей, почти точно такой же, как и знаменитая корзина ландышей, выполненная Фаберже в 1896 г.

 

Objets de virtu - полезные предметы

Воплощая идею Карла и Агафона Фаберже, которые мечтали ввести в повседневный обиход изделия ювелиров и золотых дел мастеров, самые крупные мастерские Фаберже начали производство большого количества разнообразнейших бытовых изделий: рамок для фотографий, колокольчиков, ручек для тростей и зонтов, часов, письменных приборов, портсигаров. И это еще далеко не весь перечень декоративных и вполне функциональных предметов. Сделанные из золота и серебра, а иногда даже из дерева или поделочного камня, добываемого в России, эти предметы были украшены скромно, но с той элегантностью стиля, которая всегда ассоциировалась с изделиями Фаберже.

Портсигары

Из всех “полезных предметов” несомненно самыми популярными были портсигары. В то время курение было очень распространено среди всех слоев населения, начиная с императора. Николай II был заядлым курильщиком, и, как только ему исполнилось двадцать лет, он начал получать портсигары Фаберже в подарок на рождество и день рождения от отца, матери, а, позднее, и от жены.

Николай II сам подарил сотни портсигаров, украшенных императорским орлом или его монограммой, своим дядям - великим князьям, кузенам, родственникам за границей, дипломатам, русским чиновникам и различным людям, которые оказали услуги лично ему или послужили стране. Белый эмалевый портсигар с золотой монограммой, подаренный великому князю Николаю Николаевичу, кузену императора и командующему армией в 1914-1915 годах, является характерным образцом таких подарков и примером “простой” изысканности стиля Фаберже. Другим примером удивительной утонченной элегантности изделий Фаберже служит золотой полированный портсигар, украшенный монограммой великого князя Николая Николаевича под короной.

Большинство портсигаров украшены цветными прозрачными эмалями. Глубина сияния цвета на гильошированной поверхности металла доставляет особое чувственное удовольствие как курильщикам, так и некурящим.

Два серебряных портсигара в стиле модерн, украшенные русскими мотивами, представляют особый интерес. На обоих изображена сцена из русской жизни, написанная матовой эмалью в технике, изобретенной Федором Рюкертом около 1908 года. Один из них - редкий пример работы независимого московского мастера Ф. Рюкерта, чьи вещи из эмали в неорусском стиле часто продавались фирмой Фаберже. Прорезная композиция, изображающая нападение медведя на боярина в лесу, выполненная чеканкой в стиле “самородка”, позволяет видеть фон с русским зимним пейзажем, написанный эмалью. Другой портсигар является редким примером изделия в неорусском стиле. Он выполнен в Санкт-Петербурге мастером В. Реймером и украшен рельефом на русские мотивы и эмалевой миниатюрой, иллюстрирующей сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.

Портсигары, выполненные фирмой Фаберже, представляют большой диапазон стилей от неоклассического и рококо до стиля модерн. Интересно также разнообразие используемых материалов, от золота и серебра с эмалью до дерева и меди. С технической точки зрения портсигары выполнены превосходно - с бесшумными невидимыми пружинами и легко открывающимися замками. Благодаря разнообразным декоративным и техническим приемам, таким как использование цветного золота, богатой колористической гаммы прозрачных эмалей, драгоценных камней и декора эти портсигары являются примером великолепного мастерства ювелиров дома Фаберже.

Статуэтки

До наших дней дошло примерно 70 каменных статуэток из мастерских Фаберже. Их техника восходит к флорентийским commessi XVII века. Они составлены из цветных полудрагоценных камней, самоцветам из Сибири, с Урала и Алтая.

Статуэтки делятся на четыре категории. Небольшое число их, вероятно, самые ранние, являются портретными изображениями подлинно существовавших людей - таких, как дворник самого Фаберже, певица Варя Панина, или камер-казак вдовствующей императрицы. Самая большая их часть имела в качестве своих прототипов так называемые “фигурки для привратницкой,” популярные в прежние времена статуэтки из бисквитного фарфора, которые часто можно было увидеть в домах простых горожан. Таковы фигурки, изображающие националь-ные типы, из серии, принадлежащей сэру Уильяму Сиду. Среди них несколько му-зыкантов, полицейский, солдат, два крестьянина и казак. Небольшая группа ста-туэток представляет собой специальные заказы, такие как Джон Булль, Дядя Сэм, Челсийский пенсионер-ветеран, королева Виктория или Тяни-и-Толкая. И, наконец, позднейшая серия реалистичных карикатур на уличных разносчиков и торговцев, сделанная для Эммануэля Нобеля, который, как говорили, заказал Фаберже более 30 таких фигурок. С небольшими исключениями, все оригинальные статуэтки уникальны; повторения, если они бывали, вырезались из камней иного цвета.


Назад к разделу "Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina"1 2 3 4 5 6Следующая часть