Гатчина. Открытки и фотографии 19 века - Gatchina. Cards and photos of 19 centuries

Гатчина. Вид на Приоратский дворец с берега озера / Gatchina - Lakeview of Priorat palace

головная страница | карта сайта | другие открытки и фотографии Гатчины 19 века



Previous | Home | Next




Гатчина. Вид на Приоратский дворец с берега озера / Gatchina - Lakeview of Priorat palace






Пришлось прокопать рвы и канавы, осушить болото. На образовавшемся из вынутой земли пригорке был возведен Приоратский дворец за баснословно короткий срок - три месяца (с 15 июня по 12 сентября 1798 года). "Все строение, - писал Львов, - сделано из чистой земли, без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолка, особым образом для того устроенных... Главный корпус, сверх фундамента, построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою".

Приорат в Гатчине - одно из последних творений Львова.

Обострились отношения с Обольяниновым, затеявшим тяжбу со Львовым за якобы перерасходованные на обучение крестьян землебитному строительству деньги. Боровичский уголь из-за косности, инертности и предубеждения, что отечественное не может быть лучше заграничного, не находил сбыта, - распускались слухи, будто он не горит. (В то же время 54,5 тысячи пудов этого угля, доставленного Львовым в столицу и за неимением складов сваленного на берегу Невы, загорелись - и потушить их, как ни старались, не смогли!) Перестали посылать учеников в школу для обучения землебитному строительству. "О земляном строении кричали, - писал в первой четверти XIX века биограф Львова, - что оно непрочно, нездорово, а ныне, т.е. по истечении 25 лет, многие земляные строения существуют без всякого поправления, в совершенной целости". Добавим, что и по истечении 200 лет землебитный Приоратский дворец, эта жемчужина Гатчины, стоит без признаков обветшания, даже несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны в непосредственной близости от него рвались фугасные бомбы!

Волнения и неудачи не прибавляли жизни. К прочим бедам присоединились частые болезни. В декабре 1803 года Николай Александрович Львов скончался в Москве. Похоронили его в самим же им возведенном мавзолее на родине, в селении Черенчицы-Никольское.

Львов умер в почете: со дня основания Российской академии он был ее избранником; был почетным членом Петербургской академии художеств и членом Вольного экономического общества; кроме того, его возвели в штатский генеральский чин - тайного советника. И умер все же неудовлетворенным...

Незадолго до смерти он ездил по Кавказу, обследовал минеральные источники и предложил оригинальный проект водной лечебницы, или, как тогда называли, "паровой бани", в толще сталактитовой гoры. Такие бани уже были известны за границей, в частности во Франции. Львов, страстно желая принести большую пользу, предлагал получить оттуда для сравнения подобный проект. "Может быть, и оттуда заимствовать будет что-нибудь возможно, - писал он, - не отступая однако от сего единственного и твердо во мне вкорененного закона, что для русского человека русские только годятся правила и что совсем он не сотворен существом подражательным - везде исполин и везде подлинник".

Николай Александрович Львов неотступно следовал этому "твердо вкорененному закону" в собственной практике, потому что сам был исполином и подлинником. И все, что он делал, делал во славу горячо любимого отечества.|

Самое известное в России строение из земли или Приоратский (Земляной) дворец в Гатчине| Написав об одареннейшем человеке - Николае Львове, мы не могли не рассказать о его практически последнем архитектурном творении - Приоратском дворце в Гатчине.

Название дворца, восходящее к старинному монастырскому и рыцарскому должностному чину, связано с принятием императором Павлом I в 1798 году титула главы - гроссмейстера, или Великого Магистра, духовного рыцарского ордена Иоанна Иерусалимского (еще в 1797 году он утвердил в России "великое приорство" ордена Мальтийских рыцарей).

После занятия острова Мальты войсками революционной Франции резиденция ордена была перенесена в Петербург.

Павел пожелал, чтобы в его любимой загородной резиденции Гатчине появился дворец для, находившегося в эмиграции, принца Конде - приора рыцарского ордена.

Проектирование поручили Н. А. Львову. Он подготовил проект небольшого дворца, который стилистически ассоциировался со старинными швейцарскими замками (но никоим образом не копировал их!).

Разумеется, архитектор обращался не к самому Павлу. При строительстве ему приходилось иметь дело с фаворитом царя - генерал-прокурором П. Х. Обольяниновым, грубым, малообразованным, бесталанным, да к тому же еще и завистливым служакой, штатским двойником Аракчеева. Когда пришла пора выбора места под приорат, Обольянинов спросил, где Львов думает его построить, но на указанном месте строить не разрешил. Другое место, предложенное архитектором, он тоже отклонил. "Тогда укажите сами", - сдерживаясь, сказал Львов. Обольянинов показал на болото возле Черного озера - самое бросовое место. "Хорошо, - невозмутимо ответил Львов, - я построю дворец и там, но это будет стоить государю намного дороже..."

Пришлось прокопать рвы и канавы, осушить болото. На образовавшемся из вынутой земли пригорке и был возведен Приоратский дворец.

Дворец состоит из основного корпуса и скомпонованной с ним башни, как бы вырастающей из общего массива. Благодаря разновысотности примыкающих друг к другу четырех объемов создается своего рода ритмическая игра, которую подчеркивают вертикали дымовых труб, шпиля и высокие с крутыми скатами кровли.

Но это не приводит к дробности, разнобою. Вся композиция отмечена исключительной цельностью и единством, необходимостью каждой части и детали. Компактность дворца и его архитектурного и природного окружения создает иллюзию, что он находится на островке, это давало образную перекличку с островом Мальта - оплотом рыцарского ордена.

Главный, западный, фасад дворца обращен к Черному озеру; он монолитно соединен с подпорной стеной из пудостского камня, развернутой на 327 метров и акцентированной по краям рустами. Отрезок подпорной стены, совпадающий с фасадом, укреплен четырьмя контрфорсами, которые конструктивно усиливают прочность сооружения и одновременно придают ему черты фортификационного строения. Над левой частью подпорной стены возвышается двухэтажный объем с высокой четырехскатной мансардной кровлей. В каждом этаже его по три окна. Им соответствуют три окна мансарды. На простенке между вторым и третьим окнами второго этажа был прикреплен большой черный металлический герб Российской державы - двуглавый орел, грудь которого украшал белый Мальтийский крест. Этим знаком в равной мере отмечалось назначение здания и представительность лицевого фасада.

К двухэтажному объему примыкает одноэтажный, с одним окном и отдельной кровлей. Рядом с ним, несколько в глубине, расположен третий объем, тоже одноэтажный, составляющий восточную часть здания. В углу между этими одноэтажными частями помещен навес главного входа, который поддерживается низкой большого диаметра колонной дорического ордера с плинтом и капителью из пудостского камня. В объемно-пространственную композицию главного фасада включена высокая кровля четвертого объема здания, обращенного в северную сторону. Над всем строением вознесена каменная пятиярусная восьмигранная башня, завершенная коническим шпилем, шаром и флюгером. Стройность башни подчеркнута рельефными поясами кладки, выявляющими восьмигранник каждого яруса, и удлиненными прямоугольными проемами окон на гранях венчающего яруса. Поднятая на высоту почти тридцати одного метра башня придает объему и силуэту дворца особую выразительность.

Богатый по пластике главный фасад рельефно выступает на фоне окружающих деревьев и зеркально отражается в глади озера.

Примечательно, что дворец не только зрительно, но и функционально связан с Черным озером: в подпорной стене сделан проем - вход на маленькую пристань.

Восточный фасад обращен ко двору и воротам. Он трактован как сочетание двух объемов - двухэтажного на пять прямоугольных оконных проемов и одноэтажного. Они завершаются высокими кровлями, большей и меньшей длины по коньку, что отражает разновеликость двух связанных между собой объемов здания и разбивает монотонность гладкого фасада.

Одноэтажный объем, который является восточной частью дворцового здания, весьма своеобразен. Он решен как пятигранник, в котором лицевую сторону образуют три более узкие грани, а боковые - более удлиненные. Каждая сторона прорезана высокими, почти во всю высоту стены, оконными проемами со стрельчатыми завершениями, подчеркнутыми рельефным сандриком аналогичного рисунка. Это придало восточной части дворца отдаленное сходство с готической капеллой и определило ее название - Капелла, хотя здесь никогда церковная служба не велась.

Северный фасад дворца смыкается в одну линию с оградой и возвышается над подпорной стеной двумя этажами с четырьмя окнами в каждом. Он завершен карнизом с модульонами, который идет по периметру всего здания, являясь архитектурно-декоративным элементом всех фасадов. Скат кровли северного фасада оживлен тремя мансардными окнами. В отличие от главного фаcада одно из них выделено из общего ряда во второй ярус. Такое нарушение симметрии привносит оживление в подчеркнуто рациональную трактовку облика здания.

Северный фасад, словно вырастающий из озера, решенный единым блоком, по-своему оригинален. В этом кроется одна из тайн привлекательности облика Приората, в котором нет повторов и каждая точка обзора рождает ощущение новизны восприятия.

В силуэт здания особую ноту вносят завершения кровли - пять золоченых шаров на концах коньков и девять дымников с флюгерами над печными трубами. Этот аккорд шаров и флюгеров завершается как бы плывущим в облаках шаром и флюгером башни.

Интерьеры Приоратского дворца логично вписаны в его объемы. В первом этаже находится шесть помещений. Четыре из них имели парадное назначение. Главный интерьер - так называемая "шестиугольная" (она совпадала с одноэтажным объемом западной части здания) и два одинаковых квадратных помещения - "комнаты напротив шестиугольной", с шестью окнами, и "комната угловая", с пятью окнами. На втором этаже, куда вела каменная в двадцать четыре ступени лестница, было также шесть комнат, из них две - парадные. Они точно соответствуют по размерам и планировке интерьерам, находящимся под ними. Повторялись даже наименования. Высота комнат в обоих этажах практически одинаковая - в среднем 3 метра 75 сантиметров. Достаточная высота и площадь в сочетании с большой освещенностью придают дворцовым интерьерам подчеркнутую соразмерность и уют. При всей сдержанности решения внутренних помещений Приората в них была и определенная представительность: декорированные искусственным мрамором стены, оконные коробки и откосы с различной расколеровкой. В трех помещениях потолки имели столярную декоративную обработку в виде кессонов различной геометрической конфигурации - квадраты, треугольники, прямоугольники. Каждый кессон заполнялся резной розеткой с шаром, который в документах называется "репей". Декоративность потолков усиливалась цветом (разным в каждом интерьере) и позолотой рельефных деталей.

Из второго этажа можно было подняться на чердак и оттуда по особой лестнице выйти на открытую галерею с балюстрадами, ведущую в башню.

Особый интерес являла собой сложенная из парицкого камня башня. В восьмигранный объем высотой до крыши семнадцать метров, со стенами толщиной более семидесяти сантиметров вписана винтовая лестница, состоящая из восьмидесяти восьми ступеней. По ней поднимались на пятый ярус, откуда из окон открывалась панорама Приоратского и Дворцового парков.

Площадка, на которой возвышается Приоратский дворец, с трех сторон была охвачена оградой, которая защищала небольшой двор перед западным и южным фасадами. Массив стены укреплен ритмично расставленными контрфорсами. На южной стороне ограды находятся ворота. Они фланкируются двумя высокими пилонами - сторожками. Сторожки завершаются профилированным карнизом и полуциркульными стрельчатыми фронтонами, вторящими очертанию перекрытия. Углы сторожек выявлены рустами. Даже малым архитектурным формам Н.А. Львов стремился придать монументальность. Каждая сторожка со стороны двора имела дверь, одно из двух окон находилось на лицевом фасаде, второе было обращено к воротному проезду, что позволяло одновременно наблюдать за приближающимися ко дворцу.

В юго-восточном углу ограды Приората находится небольшое здание, частично заглубленное в земляной склон. Разновысотность двухскатных кровель выявляет, что оно состоит из двух объемов. Действительно, имеющее общие стены и вход, строение состоит из двух помещений - кухни и служб. Как во многих загородных павильонах, пища готовилась в отдельно стоящих зданиях, а разогревалась непосредственно перед подачей в кухне на первом этаже Приората. Зодческая одаренность Львова проявилась и в этой сугубо утилитарной постройке. Ее габариты рассчитаны таким образом, что она усиливает впечатление масштабности дворца.

В колористическом решении дворца и его окружения преобладает белый цвет стен и красный - кровель. Но к моменту его постройки цветовая палитра была значительно богаче. Сверкали позолотой шары и флюгеры на крышах, яркой окраске кровель отвечала черепица поверх ограды. Деревянные, выкрашенные охрой ворота были созвучны алому и черному цвету сорока одного столба, врытого вдоль ограды. Дорожка из красного толченогo кирпича огибала дворцовое здание, еще более оттеняя белизну стен, желтовато-красноватый тон парицкого камня башни и серебристость пудостского камня. Возможно, что такое цветовое решение Львову подсказали красные и белые плащи, черные сутаны и кресты рыцарей и монахов Мальтийского ордена. Во всяком случае, такое колористическое сочетание придавало ансамблю мажорность и выделяло его в пейзажном окружении.

Приоратский дворец имеет еще одно название - Земляной дворец. Это второе его наименование раскрывает не менее примечательную, чем художественно-архитектурная, строительно-инженерную особенность здания. Дело в том, что дворец, стена и кухня построены Н.А. Львовым с применением "землебита" - прессованной и просушенной земли. Ограда и сторожки у ворот построены из землебитного кирпича, размером 15х30 см. Причём стены ограды сложены, как обычно на извести.

то не было следствием прихоти заказчика или капризом архитектора. Львов стал одним из наиболее активных и последовательных проповедников земляного строительства, внедряя его самым широким образом в строительство и готовя для этой цели специальные кадры (школа обучения крестьян землебитному строительству была организована в районе деревни Тярлево под городом Павловск в пригороде Санкт-Петербурга). Самым лучшим способом доказать прочность этого строительного материала и убедить в его достоинстве было выполнение "высочайшего заказа" в царской резиденции. Сначала в 1797 году вблизи Павловска по проекту Львова строят землебитную "хижину" для фаворитки Павла I фрейлины Е.И. Нелидовой. Затем в Гатчине проводится публичный опыт. По указанию архитектора за несколько дней возвели землебитную стену. Придворные дамы пытались продырявить ее зонтиками, а офицеры разрушить палашами. Стена выдержала натиск, и Львов получил возможность без дальнейших задержек выполнить свой смелый замысел.

Летом 1798 года за баснословно короткий срок - три месяца (с 15 июня по 12 сентября), было возведено здание дворца.

15 января 1799 года Гатчинское городовое правление приняло законченный дворец, а летом его полностью меблировали.

Несмотря на обилие документов, только непосредственное изучение Приоратского дворца в связи с подготовкой реставрации позволило точно исследовать его конструкции и соотношение примененных материалов, главный из которых - землебит.

Н.А. Львов подобрал такой состав грунтомассы, что по прочности она по сей день соперничает с железобетоном. Объемный состав этой грунтомассы следующий: гравий крупностью от 3 до 7 мм - 4%; песок - 58%; пыль (мелкая земля) - 20%; глина - 18%. Органические примеси не добавлялись. Прочность землебита у Львова через 20-30 лет после возведения здания составила 10-12 МПа, хотя цемент в состав грунтомассы не вводился.

Фундамент дворца сложен из известкового камня на известковом растворе на глубину около двух метров. Над ним идет каменный цоколь, образующий пояс до начала оконных проемов. Сверху проложен слой глины, смешанной с соломой, который служит до сих пор отличной гидроизоляцией.

Выше идут стены, которые изготовлялись методом набивки: земля насыпалась в передвижную опалубку слоем не более 16 сантиметров, а затем прессовалась трамбовками, уменьшаясь в объеме в два раза (по другим сведениям - до толщины 5-6 см). Этот уплотненный слой покрывался известью и прослойкой измельченного кирпича толщиной до 6 мм и превращался в основание следующего слоя. Так поднимались стены до высоты двух этажей (около 8,5 м). Толщина стен на уровне подоконника 1-го этажа - 78 см, на уровне подоконника 2-го этажа - 62 см.

Чтобы обеспечить большую прочность и плотность связи землебитных частей и каменной башни, была запроектирована внутренняя кирпичная стена с декоративными нишами. Кроме того, по всему периметру здания на уровне перекрытий проложен пояс из кирпичной щебенки, а над ним - дощатая обвязка. Опорные концы балок подкреплены кирпичными вставками. Все эти и ряд других кирпичных и деревянных конструктивных элементов стали прочным каркасом для землебитных стен и обеспечили их необычайную выносливость.

"Все строение, - писал Львов, - сделано из чистой земли, без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолка, особым образом для того устроенных... Главный корпус, сверх фундамента, построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою".

Наверное, в назидание сомневающимся Львов не стал штукатурить стены дворца. Так они простояли до 1887 года, и лишь тогда их оштукатурили. Штукатурка произведена по дранке, прибитой к земляным стенам большими коваными гвоздями.

Следует отметить конструктивные особенности подпорной стены. В ее основание горизонтально положены бревна диаметром 27 сантиметров, пропитанные особой каменноугольной смолой, изобретенной Львовым. Над бревнами идет ряд нещадных плит. На плитном слое сложены из блоков известнякового камня две стены - вертикальная задняя и наклонная передняя. Между ними засыпана забутовка - камень и известь. Поверх подпорной стены устроен изоляционный слой из глины, смешанной с соломой.

Приоратский дворец не стал летней резиденцией принца Конде - приора Мальтийского ордена. Долгие годы он служил обычным запасным гостевым дворцом, которым почти не пользовались, но тщательно сохраняли. В 1880-х годах для размещения в нем на летнее время придворных певчих дворец был реставрирован и частично реконструирован. После 1917 года Приорат использовался в основном как дом отдыха, как районный краеведческий музей.

Время пощадило дворец, и в немалой степени этому способствовал выбор материала, который с возрастом становится прочнее. В дни Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои. От снарядов и авиабомб рушились даже массивные каменные постройки, а землебитный дворец выстоял, но оккупанты нанесли ему существенный ущерб. Проведенные в спешке консервационно-восстановительные работы не принесли долговременных результатов, и здание пришло в упадок. Сегодня (2004 год) Приоратский дворец полностью восстановлен и открыл свои двери для посетителей.

Н.А. Львов в свое время писал: "Земляное битое строение, как для удобности в постройке, так и для прочности своей, требует почти особого рода архитектуры, хотя простой, но в простоте своей довольно красивой и прочной". Слова зодчего полностью соответствуют истине: Приоратский дворец, образец высокой простоты и подлинной красоты, несмотря на непритязательность материала, выстоял и ждет часа своего возрождения.

P.S.: У архитектора Н.А. Львова были и другие, менее знаменитые, постройки из земли. Например, известны строения, а это два здания (одно двухэтажное, другое одноэтажное), в бывшей Симоновой слободе, которые в 30-х годах XX века были еще обитаемы. Эти здания были позже разрушены при строительстве цехов Московского завода малолитражных автомобилей.|

Суйда (усадьба Ганнибала) – Воскресенское (Воскресенская церковь, могила Ганнибала) – Кобрино (домик няни Пушкина, руины усадьбы Карташевских) – Сиверский – Выра (домик станционного смотрителя) – Рождествено ("Усадьба Набокова") – Никольское (усадьба “Сиворицы”) |

тот маршрут ориентирован на жителя Петербурга, ищущего способ культурно провести день за городом. Буду рад, если он кому-нибудь пригодится. Благодарности, замечания и комментарии можно оставить в Гостевой книге или направить мне электронной почтой.

Ориентировочное время маршрута (с экскурсиями, прогулками, купанием, обедом и выходами из машины во всех точках маршрута) – 6-8 часов, протяженность – 160 км (от пл. Победы и обратно).

С собой, помимо этой распечатки, документов и денег, рекомендуется взять купальные принадлежности и канистру для питьевой воды. Ну, поехали!

Добраться до описываемых в рассказе мест достаточно просто: выезжаем из Петербурга по Пулковскому (или Киевскому) шоссе. Для большинства жителей Петербурга наше путешествие начнется от площади Победы, где и берет свое начало Пулковское шоссе, являясь естественным продолжением Московского проспекта.

Когда-то (да и сейчас это название встречается на картах) этот район именовался Средней Рогаткой (сторожевой заставой). Первая застава на пути в Петербург располагалась у подножия Пулковских высот, вторая (средняя) – на месте современной площади Победы, а третья – у Московских ворот, главного въезда в город со стороны Москвы.

Здесь, на площади Победы, находился Путевой дворец, построенный архитектором Растрелли для отдыха по дороге в Москву императрицы Екатерины. Долго же длилась дорога, если отдыхать приходилось каждые 20 километров! Дворец этот, превращенный в фабрику в конце XIX века, был разобран при возведении памятника героическим защитникам Ленинграда в 1962 году. Вместо него Петербург обзавелся новой архитектурной доминантой, известной в народе под нелестным названием “Стамеска”.

Далее шоссе поведет нас к аэропорту. Хорошее дорожное покрытие побудит многих притопить педальку, чем активно пользуются рыцари жезла и свистка, посему не рекомендую вам слишком отрываться от потока. Наиболее часто устраивается засада между двумя железнодорожными мостами. Сразу за ними – пост ГАИ.

На разделительной полосе расположены верстовые столбы, установленные в 1774 году при благоустройстве Царскосельского тракта. Здесь же, если верить Радищеву, проходил и Московский тракт, иначе зачем, спрашивается, заезжал он в Софию (район современного города Пушкина) в своем “Путешествии из Петербурга в Москву”? Верстовой столб с нулевой отметкой находится в вестибюле Главпочтамта. Именно там и начинается нумерация всех ведущих из Петербурга дорог.

Вблизи Пулковских высот, посреди шоссейной дороги сохранился старинный фонтан, сооруженный в 1809 году по проекту Тома де Томона, архитектора биржи. Я думаю, что его строительство здесь связано не столько с эстетическими, сколько с утилитарными требованиями – лошадей надо было где-то поить. Еще один фонтан устроен в ограде Пулковской обсерватории, к которой мы сейчас приближаемся.

После развилки на Пушкин дорога резко идет в гору. Перед подъемом не следует слишком сильно разгоняться – действие знака "80" отменяется, и гаишники любят консультировать на этом участке зазевавшегося водителя на предмет ограничения скорости в населенных пунктах.

По правую руку за зеленой изгородью можно увидеть здание старейшей в России обсерватории, а немного впереди слева находится памятник солдатам Великой отечественной – здесь, на Пулковских высотах, шли бои за Ленинград.

Далее – практически прямая “трехполоска”, которая выведет нас прямо к Гатчине. Через три километра – перекресток с Волхонским шоссе (налево – Пушкин, направо – Южное кладбище и, далее, Стрельна). Внимание – светофор! После него (до следующего светофора) следует не очень хороший участок маршрута: разбитая дорога и много похоронных венков вдоль нее. Будьте осторожны!

Еще через три километра – последний светофор на перекрестке с дорогой на Красное Село (направо; налево – тупик с надписью “путепровод закрыт”). Нам, естественно, прямо.

Далее легенда трассы проста (километраж от Главпочтамта, по столбикам вдоль дороги):

31 км – Дони (граница Петербурга и Ленинградской области, АЗС) | 33 км – Зайцево (почти всегда ГАИ) | 39 км – Верево (автосервис) | 40 км – Вайя (мост через Ижору, слева на чьем-то садовом участке расположен дот).

При выезде из Вайи (41 км) будьте внимательны: нам налево, на гатчинскую объездную. Вечером в пятницу и вечером в воскресенье транзитный проезд через Гатчину запрещен. ГАИ не желает разбираться, кто едет транзитом, а кто – нет, поэтому просто останавливает в это время все машины с номерами, выданными в ином, нежели 47, “субъекте” РФ.

Не могу не сказать пару слов о Гатчине, жемчужине садово-парковой архитектуры и проч. и проч. Обязательно посетите этот город! Погуляйте по паркам, дворцам и павильонам, возьмите напрокат лодку и покатайтесь на ней по прудам и каналам. Когда я впервые посетил Гатчину в 1991 году, пруды ее парков были столь прозрачными, что было видно сновавших под лодкой разноцветных рыбок. Складывалось ощущение, что скользишь по глади аквариума. В последнее время “затянулась бурой тиной гладь старинного пруда”, вода утратила свою прозрачность, народ разводит костры прямо в парке. Посему – торопитесь, пока Гатчинское великолепие не сгинуло в огне так, как многое из того, о чем пойдет дальше речь.

| Впрочем, я отвлекся… Вернемся на гатчинскую объездную.

Взбираемся на железнодорожный путепровод. Он, как и следующий, находится в плачевном состоянии, рекомендуется сбросить скорость. Далее “двухполоска” делает затяжной правый поворот. Запрет обгона на этом участке приносит неплохой хлеб гаишникам, да и место для обгона не самое удачное. Лучше запастись терпением. Перед вторым железнодорожным путепроводом находится неплохая заправка “Лукойл” с магазинчиком, ассортимент которого меня порадовал во время последней поездки. Спускаемся с моста, проложенного над железной дорогой, и едем до указателя на Куровицы (около 2 км).

48 км - поворот на Куровицы. Проехав под виадуком, поворачиваем направо и еще раз направо, забираемся на этот самый виадук. Сзади остается Гатчина. Километраж начинает свой новый отсчет.

Через три километра, у перекрестка с бывшей стратегической объездной (ныне А120), по которой можно выехать к Большой Ижоре (направо) или к Рощино (налево), расположен дот. Сразу за перекрестком – монумент на братском кладбище советских солдат, погибших в Великую отечественную.

Пижма - первая деревня нашего "кольца". | Мы въехали в вотчину Ганнибала. Кто был этот человек, и что мы о нем знаем? Нисколько не сомневаясь в том, что, просматривая эти строки, читатель мой более чем осведомлен о роли Ганнибала в российской истории и о его родственных отношениях с гением русской поэзии, я все же позволю себе процитировать Александра Сергеевича, тем более что лучше сказать не смогу:

"Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом (заложником - АК), и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне, в 1707 году [...] и дал ему фамилию Ганибал. В крещении наименован он был Петром; но как он плакал и не хотел носить нового имени, то до самой смерти назывался Абрамом. Старший брат его приезжал в Петербург, предлагая за него выкуп. Но Петр оставил при себе своего крестника. До 1716 году Ганибал находился неотлучно при особе государя, спал в его токарне, сопровождал его во всех походах; потом послан был в Париж, где несколько времени обучался в военном училище, вступил во французскую службу, во время испанской войны был в голову ранен в одном подземном сражении (сказано в рукописной его биографии) и возвратился в Париж, где долгое время жил в рассеянии большого света. Петр I неоднократно призывал его к себе, но Ганибал не торопился, отговариваясь под разными предлогами. Наконец государь написал ему, что он неволить его не намерен, что предоставляет его доброй воле возвратиться в Россию или остаться во Франции, но что во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца. Тронутый Ганибал немедленно отправился в Петербург. Государь выехал к нему навстречу и благословил образом Петра и Павла, который хранился у его сыновей, но которого я не мог уж отыскать. Государь пожаловал Ганибала в бомбардирскую роту Преображенского полка капитан-лейтенантом. Известно, что сам Петр был ее капитаном. Это было в 1722 году.

После смерти Петра Великого судьба его переменилась. Меньшиков, опасаясь его влияния на императора Петра II, нашел способ удалить его от двора. Ганибал был переименован в майоры Тобольского гарнизона и послан в Сибирь с препоручением измерить Китайскую стену. Ганибал пробыл там несколько времени, соскучился и самовольно возвратился в Петербург, узнав о падении Меньшикова и надеясь на покровительство князей Долгоруких, с которыми был он связан. Судьба Долгоруких известна. Миних спас Ганибала, отправя его тайно в ревельскую деревню, где и жил он около десяти лет в поминутном беспокойстве. До самой кончины своей он не мог без трепета слышать звон колокольчика. Когда императрица Елисавета взошла на престол, тогда Ганибал написал ей евангельские слова: “Помяни мя, егда приидеши во царствие свое”. Елисавета тотчас призвала его ко двору, произвела его в бригадиры и вскоре потом в генерал-майоры и в генерал-аншефы, пожаловала ему несколько деревень в губерниях Псковской и Петербургской, в первой Зуево, Бор, Петровское и другие, во второй Кобрино, Суйду и Таицы (на самом деле, петербуржские имения были приобретены Ганнибалом самостоятельно – АК), также деревню Раголу, близ Ревеля, в котором несколько времени был он обер-комендантом. При Петре III вышел он в отставку и умер философом (говорит его немецкий биограф) в 1781 году, на 93 году своей жизни. Он написал было свои записки на французском языке, но в припадке панического страха, коему был подвержен, велел их при себе сжечь вместе с другими драгоценными бумагами.

В семейственной жизни прадед мой Ганибал [...] был несчастлив [...]. Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре, а дочь ее Поликсену оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее себе на глаза. Вторая жена его Христина-Регина фон Шеберх вышла за него в бытность его в Ревеле обер-комендантом и родила ему множество черных детей обоего пола".

Воскресенское / Суйда| В 4 км от Пижмы находится село Воскресенское. Здесь мы сделаем нашу первую плановую остановку.

Доезжаем до церкви (рассказ о ней – впереди), делаем левый поворот по знаку [Суйда. Усадьба А.П. Ганнибала. 0,5 км] и въезжаем в поселок Суйда. Значение этого слова невыяснено. Андрей Бурлаков, основатель и директор музея-усадьбы, считает, что “суйда – реликтовое слово непонятного нам средневекового языка”. Действительно, места эти древние – археологи нашли в окрестностях Суйды могильники, относящиеся еще к Х веку. Впервые Суйдинский погост с церковью “велики Никола” письменно упоминается в новгородской летописи 1499. В то время здесь существовал женский монастырь.

В начале ХХ века Суйда славилась трактирами да рюмочными, пользовавшимися бешеной популярностью у знаменитых дачников вроде Шаляпина. То ли от Арины Родионовны, жившей здесь (хорошая старушка, но “с одним грешком - выпить любила”), обычай этот завелся, то ли нет, но в старых дорожных справочниках так и писали - Суйда (Пьяная). А потом, в советское время, стали писать картины с местных крестьян. Помните – “Ходоки у Ленина”? Позировали художнику Серову суйдинцы, дед Савкин и дед Хихияйнен. Третий, самый трезвый на картине, прототип затерялся…

Впрочем, вернемся к событиям XVIII века, к тем историческим личностям, память о которых жива в Суйде и по сей день.

Справа возвышаются огромные блочные дома, которые какие-то шутники (мы знаем, какие) понастроили зачем-то в этом поселке. Наверное, пытались стереть границы между городом и деревней. И это им почти удалось. В ущерб деревне, к сожалению.

Наше внимание приковывает к себе небольшой бревенчатый дом, расположенный по правую руку. На самом деле домик этот имеет лишь косвенное отношение к музею: он был воссоздан в наше время в стиле крестьянской избы XIX века.

Музей располагается в бывшем гостевом флигеле некогда обширного имения Ганнибала. Сейчас это – небольшой белый домик слева от дороги. Здесь располагается правление сельскохозяйственного объединения “Суйда”, музей занимает лишь несколько комнат в этом здании.

Музей-усадьба Ганнибала| Прежде чем пройти в музей, я позволю себе вкратце обозначить основные вехи истории суйдинской усадьбы.

После победоносного завершения Северной войны Петр I пожаловал мызу Суйду Петру Матвеевичу Апраксину, освободившему этот край от шведов. У его внука, Федора Алексеевича Апраксина, весной 1759 года мызу Суйду с приписанными к ней селом Воскресенским и окрестными деревнями приобретает Абрам Петрович Ганнибал. На момент покупки в Суйде имелись господский дом, построенный в стиле барокко, регулярный сад с прудом и прочие служебные усадебные постройки.

С 1762 года А. П. Ганнибал постоянно жил в Суйде, которая стала родовым гнездом многочисленной семьи. Здесь он умер в возрасте 92 лет 14 мая 1781 года и был похоронен недалеко от своего имения, около церкви в селе Воскресенском.

После смерти Абрама Петровича Суйда переходит к его старшему сыну, Ивану Абрамовичу Ганнибалу. Военачальник, смельчак и добряк, основатель города Херсон, он так и умер холостяком. Снова обратимся к классику:

“Старший сын его, Иван Абрамович, столь же достоин замечания, как и его отец. Он пошел в военную службу вопреки воле родителя, отличился и, ползая на коленях, выпросил отцовское прощение. Под Чесмою он распоряжался брандерами и был один из тех, которые спаслись с корабля, взлетевшего на воздух. В 1770 году он взял Наварин; в 1779 выстроил Херсон. Его постановления доныне уважаются в полуденном краю России, где в 1821 году видел я стариков, живо еще хранивших его память. Он поссорился с Потемкиным. Государыня оправдала Ганибала и надела на него Александровскую ленту; но он оставил службу и с тех пор жил по большей части в Суйде, уважаемый всеми замечательными людьми славного века, между прочими Суворовым, который при нем оставлял свои проказы и которого принимал он, не завешивая зеркал и не соблюдая никаких тому подобных церемоний.”

После смерти Ивана братья, запутавшись в долгах, в 1805 году продали Суйду коллежскому асессору В.В. Цыгареву. Так рухнул последний оплот петербургских имений Ганнибалов, и потомки Арапа Петра Великого остались лишь псковскими помещиками.

До 1870-х годов имение переменило еще двух владельцев. Последним был Иван Александрович Горчаков, при котором в 1873 году сделали опись строений. Среди них - деревянный на каменном фундаменте дом с мезонином; дом управляющего - двухэтажный, нижний этаж каменный, верхний деревянный; каменные риги, гумно, скотный двор, конюшни, кузница; каменно-деревянная двухэтажная молочня.

Усадебный дом Ганнибала сгорел, судя по всему, в 1897 году, однако в наши дни при прокладке газопровода был обнаружен его фундамент. До наших времен сохранились служебные постройки: дом управляющего, конюшни, людская, кузница, скотный двор и гостевой флигель, где и находится сам музей. Куда мы с вами и направимся.

Основная экспозиция музея состоит из подлинных предметов, принадлежавших самому прадеду Пушкина (книг, утвари, посуды), результатов раскопок на месте фундамента дома, подарков, преподнесенных музею потомками Пушкина и Арины Родионовны. Не стесняйтесь задавать экскурсоводам вопросы – здесь отсутствует то высокомерие, которое характерно сотрудникам музея в Пушкинских Горах.

Из сувениров рекомендую приобрести буклет, изданный самим директором музея А. Бурлаковым, открытки и (грустный сувенир!) кусочки от сгоревшего Ганнибаловского дуба (о нем рассказ впереди).

Впечатлении от посещения усадьбы Ганнибал будет неполным, если вы не посетите знаменитое Лукоморье, что расположено в раскинувшемся за усадьбой парке.

Парк. Выдающийся инженер своего времени, А. П. Ганнибал мог сам распланировать парк, создать искусственную водную систему, построить усадебные сооружения. Некогда огромный парк, окружавший усадьбу, украшали грот и беседка, канал, по которому ходили лодки, а также большая цветочная клумба с солнечными часами. К сожалению, от этого великолепия ничего не осталось: лишь старые посадки липы около здания музея и пруда. К нему-то мы и направимся.

Пруд находится сразу за музеем. По дороге к пруду мы увидим одну из главных достопримечательностей парка: каменный диван, вырубленный по приказу Ганнибала в огромном валуне, сохранившемся с ледникового периода. Устройтесь на нем поудобнее и приготовьтесь выслушать легенду, которой начинается поэма А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”:

У лукоморья дуб зеленый;| Златая цепь на дубе том:| И днем и ночью кот ученый| Все ходит по цепи кругом...

И я там был, и мед я пил;| У моря видел дуб зеленый;| Под ним сидел, и кот ученый| Свои мне сказки говорил.| Одну я помню: сказку эту| Поведаю теперь я свету...| Дела давно минувших дней,| Преданья старины глубокой.| По местному “преданию старины глубокой”, при первом владельце мызы графе Апраксине в работах по обустройству усадьбы участвовали пленные шведские солдаты. Говорят, Апраксин лично придумал оригинальную форму пруда – его очертания напоминают натянутый лук, направленный в строну Швеции. Это место суйдинцы прозвали Лукоморьем.

Няня поэта, Арина Родионовна, родом из этих мест (чуть дальше, в Кобрино, мы увидим и ее домик). Из ее сказок и вырос пушкинский “у Лукоморья дуб зеленый”: рядом действительно рос огромный дуб, прозванный “ганнибаловским”. К несчастью, 25 мая 2000 года знаменитый дуб сгорел. Суйдинский школьник развел в старом дупле костер. Дубу к тому времени насчитывалось 700 лет, и высохший исполин вспыхнул, как спичка. Останки дуба можно найти, обогнув Лукоморье слева. Печальное зрелище… Единственное утешение – это обилие других дубов, которые также росли здесь во времена Арапа Петра Великого.

Впрочем, не будем о грустном. Суйда начинает возрождаться: в 2000 году был очищен заросший пруд, на месте поврежденных ураганами последних лет лип, дубов и кленов посажены молодые саженцы. Раскопки на месте обретенного фундамента дома Ганнибала пополнили музей новыми экспонатами. Заново отстроена Воскресенская церковь, та самая, у которой мы повернули к усадьбе. Там мы и сделаем нашу следующую остановку.

Воскресенская церковь| Воскресенская церковь, уже третья по счету, была заложена в 1992 году. Для новой церкви было выбрано новое место. Предыдущая церковь располагались неподалеку отсюда, на кладбище, где покоится прах Ганнибала.

Именно здесь, в церкви села Воскресенского, 28 сентября 1796 года внучка А.П. Ганнибала Надежда Осиповна венчалась с Сергеем Львовичем Пушкиным. Через три года у них родился ребенок, которого назвали Александром… В начале ХХ века та церковь сгорела от прямого попадания молнии. Ее преемницу сожгли в 1964 году. Новая церковь строится по проекту архитектора А. А. Семочкина – его имя еще будет упомянуто в нашей экскурсии. На церковной звоннице установлен старинный колокол, чудом уцелевший от пожара. Именно его звон разносился над округой в те времена, когда здесь жили предки Пушкина…

Выезжаем обратно на дорогу Гатчина – Куровицы, делаем левый поворот. Через 200 метров справа по курсу – парковка, обустроенная во время празднования двухсотлетия со дня рождения Александра Сергеевича (тогда же здесь появились дорожные указатели). Здесь и находится могила Ганнибала.

Могила Ганнибала| Могилу Ганнибала теряли дважды. Первый раз она сравнялась с землей в конце XIX века. Но в первую мировую в барской усадьбе устроили военный госпиталь, и, когда стали хоронить умерших солдат, лопаты наткнулись на плиту “Ганнибал”. Ее вернули на место. А в 1922-м новая власть организовала коммуну, и со старого кладбища стянули надгробия – на фундамент для бараков. В 1970-х годах все кладбище вместе с могилой Ганнибала распахали под картошку. Позже музею удалось отвоевать островок – на нем и поставили надгробие, посадили деревья. Старожилы уверяют: Абрам Петрович в этом радиусе и лежал...

Покидая Суйду/Воскресенское, бросим последний взгляд на историю семьи Ганнибалов:| Ганнибал Абрам Петрович (1696 - 1781);

Его жена, Христина фон Шеберх. Умерла в 1781 году. Дочь шведа на русской службе, вышла замуж за Ганнибала в 1736 году, первых детей родила вне брака.

У них было 11 детей: Иван (1731 – 1801); | Евдокия (1731 – 1754); | Елизавета (1737 – год смерти неизв.); | а (1741 – 1788); | Петр (1742 – 1826); | Осип (дед Пушкина) (1744 – 1806); | риппина (1746 – 1746); | Исаак (1747 – 1804); | Екатерина (1750 – 1751); | ов (1752, умер в детстве); | Софья (1759 – 1802). | Дед и бабка А.С. Пушкина:

Осип Абрамович Ганнибал (1744 – 1806); | Мария Алексеевна (в девичестве Пушкина) (1745 – 1818); | Родители А.С. Пушкина:

Надежда Осиповна Ганнибал (1775 – 1836); | Сергей Львович Пушкин (1770 – 1848). | Их дети:

Ольга (1797 – 1868); | лександр (1799 – 1837); | Николай (1801 – 1807); | Лев (1805 – 1852); | Михаил (1806 – 1816); | Павел (1806 – 1816). | В начале ХХ века мужская линия Ганнибалов прерывается. С ней и исчезает из российской генеалогии эта странная и знакомо-непривычная русскому слуху фамилия. Однако кровь Ганнибала течет в жилах многих жителей Суйды – во всяком случае, многие из них уверены в том, что являются потомками внебрачных детей “черного барина”.

Бывал ли сам Пушкин в Суйде? Если верить преданию, то его, полуторагодовалого, привозили сюда родители – Надежда Осиповна и Сергей Львович. Поездка была связана с продажей имения Кобрино – оно находилось по соседству и принадлежало матери поэта, Надежде Осиповне. Самого “черного барина” маленький Пушкин не застал – тот умер за 18 лет до его рождения. Зато еще был жив Иван, любимый сын Абрама Петровича. С другой стороны, нет никаких свидетельств того, что Н.О. Пушкина брала с собой крохотного Александра в довольно утомительное по тем временам путешествие. Скорее, учитывая деловую сторону поездки, он оставался на попечении бабушки в Петербурге.

Впрочем, - позволю себе пофантазировать - представляется вполне реальным, что Пушкин мог навестить эти земли в уже более зрелом возрасте: документально подтверждено, что Пушкин останавливался в Выре, почтовой станции в десятке верст от Суйды. И, зная тот трепет, с которым Александр Сергеевич относился к личности Ганнибала, вполне можно предположить, что он все-таки посетил эти места. Продолжим наш путь по ганнибаловским землям.

На ганнибаловский период приходится расцвет сельскохозяйственной славы Суйды: на полях крестьяне начинают выращивать картофель, в оранжереях – лимоны, персики, абрикосы. До сих пор огромное поле, расположенное рядом с шоссе, называют Ганнибаловским полем.

На реке Суйде, рядом с дорогой на Кобрино, Ганнибал строит каменную мельницу. Память об этом сооружении сохранилась в названии поселка, к которому мы с вами и приближаемся.

Мельница. Сразу за знаком [Мельница] начинается крутой спуск с поворотом. Легко проходится на третьей передаче. Именно здесь, на берегу реки Суйды и находилась ганнибаловская мельница. От нее остался лишь каменный уступ в плотине под дорогой. Ничего особенного, но я бы рекомендовал вам остановиться сразу за мостом. Помните, в начале экскурсии я советовал взять емкости для воды? Здесь, справа от дороги находится родник. Пользуйтесь на здоровье!

После небольшого перелеска слева от дороги видно чудо космического века: огромные белые шары, стремящиеся затеряться в редких деревьях. Тщетно – судя по рассказам очевидцев, их сияние привлекает НЛО, как мед – насекомых.

Кобрино. В имение Ганнибалов входила и деревня Кобрино, где родилась няня поэта Арина Родионовна. Ее домик теряется на фоне вновь отстроенных коттеджей, поэтому не промахнитесь: это десятый слева дом вдоль дороги. Напротив: кафе и неслабая вилла очень непростых людей. Впрочем, я остался им благодарен – при сооружении массивной ограды вокруг своего дома они все-таки оставили достаточно места для парковки. Чем и рекомендую вам воспользоваться. И тут же огорчу вас: домик няни поэта сейчас закрыт на реконструкцию. Ранее в нем располагалась небольшая экспозиция, рассказывающая о быте крестьян XIX века. Впрочем, и сейчас никто не запретит вам пройти во двор и сфотографироваться на фоне дома.

Следующей нашей остановкой будет берег реки Кобринки, на этот раз с менее познавательными целями. Если погода способствует, рекомендую вам доехать до моста (несколько сотен метров) и, не переезжая через него, повернуть направо. Здесь – неплохое место для купания.

Надеюсь, вам повезло с погодой и вы получили удовольствие от водных процедур. Что ж, едем дальше.

Сразу за мостом остановитесь у первого же поворота направо. Перспективу улицы замыкает огромный пустующий особняк. Если развалины в стиле декораций для фильмов ужасов Хичкока вызывают у вас трепет, подъедьте поближе к дому. Судьба усадьбы печальна, но, к сожалению, характерна для большинства русских помещичьих имений:

После смерти Абрама Петровича Ганнибала Кобрино переходит по наследству к Осипу, будущему деду Александра Сергеевича Пушкина. К слову сказать, из одиннадцати детей Ганнибала лишь старший сын, Иван, был светом в окошке. Остальные же трое сыновей - горе луковое: Исаак разорился, со службы его выгнали, сидел в долговой яме, умер в тюрьме, а пятнадцать его детей разошлись по приютам. Осип же бросил жену с маленькой дочкой Надей (будущей матерью поэта) и обвенчался с Устиньей Толстой. Был скандал, дошло до вмешательства царицы, их брак был расторгнут. Однако Осип к жене и дочери так и не вернулся. Вот что об этом пишет сам Пушкин:



Узнать и увидеть больше о Гатчине её дворцах, парках и истории:
◦   Гатчина. Художественные памятники / Gatchina. Art monuments - рассматривается весь комплекс гатчинских дворцово-парковых ансамблей и города как единое художественное целое в их исторической и композиционной связи. Фотографии и иллюстрации к данному разделу.
◦   Фотоальбом 'Моя заповедная Родина' с путевыми заметками и подразделами
◦   Статьи и публикации о городе Гатчина и Гатчинском районе / Articles and publications about the city of Gatchina
◦   Литературный раздел - Гатчина. Литературное зеркало











Авторизованное обслуживание Carrier Maxima.