Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Театр кукол, вид театр, представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, ск ульптурой, театром масок, кино). Истоки Т. к. — в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления Т. к. в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ. В Древнем Египте (16 в. до н. э.) — это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае  — культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках — куклы на нитках. Представления Т. к. всё более насыщалис ь злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви. Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, Т. к. обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 в. в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Т. к. с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный бесцензурный Т. к. утвердился во Франции (главный герой — Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии — Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).

  У народов Азии и Ближнего Востока Т. к. развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз). В индийском Т. к. куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Т. к. в Китае относится к 1 в. до н. э. В японском Т. к. (известен с 11 в.) используют большие куклы в   человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4—5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска — чулок). Он, как и китайский Т. к., связан с классическим театром.

  Вплоть до 19 в. в европейских Т. к. разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты — о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Т. к. Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Т. к. как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра). В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные Т. к. для детей и дл я взрослых.

  Русский профессиональный Т. к. начал формироваться после Октябрьской революции 1917. Е. С. Деммени, художники Н. Я. и И. С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Т. к. для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми. Советский Т. к. отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности. Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова — выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкн овенный концерт» (1946) и многие др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа.

  Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» — румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева — Центральный Т. к. Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока — Центральный Т. к. Венгрии; «История солдата» Стравинского — Центральный Т. к. Болгарии и Рижский Т. к.; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка — Минский Т. к.). Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формируе т новый тип Т. к. («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Т. к. Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Т. к. «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол и др.).

  С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Т. к. В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов).

  В СССР в 1975 работало свыше 100 Т. к., ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Т. к. Материал по истории Т. к. собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937).

  В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Т. к. пользуется большой популярностью.

 

  Лит.: Перетц В. Н., Кукольный театр на Руси, СПБ, 1895; Франко I., До исторii украiнського вертепа XVIII в., «Записки Наукового товариства im. Шевченко», 1906, т. 71, кн. 3, т. 72, кн. 4; Виноградов Н., Белорусский вертеп, СПБ, 1906; Симонович-Ефимова Н. Я., Записки петрушечника, М.— Л., 1925; Гаврилов М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Таш., 1928; Образцов С., Актёр с куклой, М.— Л., 1938; его же, Моя профессия, кн. 1, М,, 1950; Деммени E. G., Куклына сцене, М.— Л., 1949; Малик Я., Чехословацкий кукольный театр, Прага, 1948; Театр кукол зарубежных стран. [Переводы пьес], М.—Л., 1959; Смирнова Н., Советский театр кукол, 1918—1932, М., 1963; её же, Театр Сергея Образцова, М., 1971.

  Н. И. Смирнова.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна