Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Снегоочиститель железнодорожный, путевая машина для очистки ж.-д. путей от снега. С. представляет собой специальный вагон, на котором размещены снегоочистительные устройства, двигатели, механизмы управления, осветительное и другое оборудование. Снегоочистительные устройства выполняются в виде отвального щита (плуга) с боковыми крыльями (двухпутный плуговой С.), клиновидного плуга с боковыми крыльями (однопутный плуговой С.), одного или двух питающих и одного выбросного ротора (роторный С.), питающего и выбросного ротора (шнекороторный С.), двухгранного мощного плуга с наклонной плоскостью и подрезным ножом (таранный С.) или могут быть заменены соплом и турбореактивным двигателем с отработанным моторесурсом. Плуговой С. по ж.-д. пути толкается локомотивом. Рабочая скорость 40—70 км/ч, ширина очищаемой полосы до 5,1 м, высота очищаемого слоя снега до 1,5 м. На однопутных С. плуг отбрасывает снег в обе стороны от колеи. На двухпутных С. (рис. 1) плуг составляет вместе с крыльями отвальную плоскость, располагаемую под углом 45—50° (в плане) к оси пути, и смещает снег в полевую сторону от колеи. Снегоочистительное устройство монтируется на одном из торцов вагона. Роторный (или шнекороторный) С. устанавливается в голове поезда для расчистки путей от снежных заносов, сзади располагаются подталкивающие локомотивы (от 1 до 3). Рабочая скорость 0,5—10 км/ч, ширина пробиваемой траншеи 5—6 м, высота очищаемого слоя снега 3—4,5 м, дальность отброса снега до 50 м. Снегоочистительное устройство монтируется в передней части вагона (рис. 2). Наибольшее распространение получили трёхроторные С. с двумя роторами-питателями и с одним выбросным ротором. Таранный С. толкается одним или несколькими локомотивами. Рабочая скорость до 45 км/ч, ширина очищаемой полосы до 3,4 м, высота до 3 м. Снегоочистительное устройство, установленное в передн ей части вагона, представляет собой мощный двухгранный плуг, раздвигающий снег в стороны. С. с реактивным двигателем (рис. 3) используют для очистки ж.-д. станций, стрелочных переводов, горловин станций, вскрытия кюветов. Базой их служит дрезина или платформа, на которой на поворотном круге установлен реактивный двигатель с соплом, бак с топливом и система управления. Сопло направлено под острым углом на путь сзади машины, и выхлопные газы выдувают, растапливают и испаряют снег. Рабочая скорость 10—15 км/ч. Для очистки ж.-д. путей от снега применяют также путевые струги и автодрезины, оборудованные щёточными барабанами.

  Расчистку трамвайных путей осуществляют специализированные вагоны, оборудованные щёточными роторами, которые сметают снег и отбрасывают его в сторону. Для очистки от снега автомобильных дорог, площадей и тротуаров используют автомобильные С. (см. Дорож ные машины).

 

  Лит. см. при статьях Путевые машины, Дорожные машины.

  С. А. Соломонов.


Рис. 2. Роторный снегоочиститель.


Рис. 1. Двухпутный плуговой снегоочиститель.


Рис. 3. Снегоочиститель с реактивным двигателем.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна