Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Провансальская литература, литература на провансальском языке, развивавшаяся в Провансе. Первые из дошедших до нас памятников — фрагмент поэмы «Боэций» (около 1000) и «Песнь о святой Вере Аженской» (середина 11 в.). Рыцарский роман был представлен немногими памятниками («Джауфре», «Фламенка», 13 в.); в конце 11 в. возникла поэзия трубадуров, достигшая расцвета в 12 и 13 вв. Её истоки — в народном творчестве. Она испытала также влияние поэзии на латинском  языке и испано-арабской литературы. Лирика трубадуров — светская как по происхождению, так и по содержанию. Если у Джауфре Рюделя (середина 12 в.) получила развитие тема любви к далёкой возлюбленной, то др. поэты, например Гильом IX, граф де Пуатье (1071—1127) или Маркабрю (писал в 1135—50), более откровенны в выражении своих эмоций. Чувственную любовь воспевали Рембаут де Вакейрас (писал в 1190—1207) и Арнаут Марейль (2-я половин а 12 в.); певцом изнеженной любви был Бернарт де Вентадорн (писал в 1150—70). Многие поэты описывали феодальные усобицы и крестовые походы (Бертран де Борн, около 1140 — около 1215). Антипапскими мотивами проникнуто творчество Гильема Фигейра (1215 — около 1250); ярким сатириком, насмехавшимся над церковью, был Пейре Карденаль (около 1210 — конец 13 в.). В среде трубадуров были сторонники формальных поисков, даже зашифрованности (т. н. trobar clus) — Арнаут Даниель (писал в 1180—1200), Рембаут д'0ранж (12 в.), Гираут Рикьер (1254—1292) и сторонники ясности (т. н. trobar leu) — Гираут де Борнейль (около 1165— 1200) и др. После альбигойских войн (1209—29) провансальская культура утратила единый характер, творчество трубадуров пришло в упадок.

  П. л. в 16 в. развивалась преимущественно в Гаскони и выдвинула значительных поэтов, в чьём творчестве отразилось влияние протестантизма: П. де Гаррос (около 1526—1583), О. Гайар (около 1530 — после 1 592), Л. Белло де Ла Беллодьер (1532—88) и др. Затем П. л. всё более распадалась на отдельные узкие диалектные литературы. Наиболее самобытен П. Гуделен, или Гудули (1579—1649). Влияние классицизма в П. л. было слабым. Развивались бурлескная поэзия, сатира, пейзажная лирика. Из поэтов 18 в. выделялся Ж. Б. Фавр (1727—83).

  Новый значительный период П. л. связан с культурным подъёмом Юга, ростом националистических настроений, а также с приходом в литературу крупных творческих индивидуальностей: Ж. Жансемин (1798—1864), Ж. Руманиль (1818—91), Т. Обанель (1829—86), Ф. Мистраль (1830—1914). Они провозгласили движение фелибров, стремясь выработать единый литературный язык, лишить П. л. диалектной разобщённости. Поэты-фелибры создали замечательные образцы лирики и прозы (Ф. Гра, 1844—1901, и др.). В начале 20 в. фелиориж прекратил своё существование. В 20 в. большинство провансальских писателей пишет одновременно на французском языке и провансальском языке . Интересна литература Лимузена, где поэты Ж. Б. Шез (1870—1935), П. Л. Гренье (1879—1954) и др. делают попытки возродить литературные традиции прошлого. Крупнейшим поэтом Руссильона был Ж. С. Понс (1886—1962).

  После 2-й мировой войны 1939—45 делаются попытки объединить литературные силы Прованса: появились новые журналы, многие писатели являются специалистами по истории П. л. — Р. Нелли (р. 1908), Ш. Кампру (р. 1908) и др. Выделяются поэты М. Рукет (р. 1908), М. Аллье (р. 1912), П. Бек (р. 1921), Б. Мансье (р. 1923), С. Бек (р. 1933), И. Рукет (р. 1936), прозаик Ж. Буду (р. 1920), поэт, прозаик, учёный Р. Лафон (р. 1923).

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 378; Шишмарев В. Ф., Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса, Париж, 1911; Соловьев С. В., Очерки по истории новой фра нцузской и провансальской литературы, СПБ, 1914; Фридман Р. А., Любовная лирика трубадуров и ее истолкование, «Уч. зап. Рязанского гос. пед. института», 1965, т. 34, с. 87—417; Jeanroy A., Histoire sommaire de la poésie occitane des origines à la fin du XVIII siècle, P., 1945; Ripert E., Le félibrige. P., 1948; La font R. et Anatole Ch., Nouvelle histoire de la littérature occitane, t. 1—2, P., 1970—[1971]; Camproux Ch., Histoire de la littérature occitane, P., 1971; Rouanet М., Occitanie 1970, les poètes de la decolonisation, Honfleur, 1971; Cavaliere A., Cento liriche provenzali, Roma, 1972.

  А. Д. Михайлов.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна