Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Покупательные фонды населения, часть денежных доходов населения, предназначенная для покупки товаров и характеризующая общий объём его платёжеспособного спроса на товары народного потребления. В практике планирования и учёта в СССР общий объём П. ф. н. определяется на основе балансов денежных доходов и расходов населения (см. Баланс денежных доходов и расходов населения) и составляет разницу между всей суммой денежных доходов, с одной стороны, и суммой нетоварных расходов (оплата услуг, обязательные и добровольные платежи) и прироста сбережений — с другой. При определении П. ф. н. по отдельным союзным и автономным республикам, краям и областям учитывается также сальдо между полученными и отосланными денежными средствами по переводам и аккредитивам.

  П. ф. н. на плановый период рассчит ываются Госпланом СССР и госпланами союзных и автономных республик, плановыми органами исполкомов местных Советов. Отчётные данные о П. ф. н. составляются ЦСУ СССР и его местными органами. На основе П. ф. н. разрабатываются планы розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли (с расчётом полного обеспечения их товарным предложением), за исключением той части, которая используется населением на покупку товаров в системе потребительской кооперации (по ценам местных рынков; см. Кооперация потребительская) и непосредственно у колхозов.

  В 1970 покупки товаров в государственной и кооперативной торговле СССР возросли по сравнению с 1965 (в сопоставимых ценах) на 48%. В 1973 они составили 186 млрд. руб. Однако покупки товаров народного потребления не характеризуют полностью как покупательных возможностей населения, так и фактической реализации П. ф. н. Следует иметь в виду, что в объёме розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли отражается продажа товаров не только населению, но и организациям, предприятиям, учреждениям, колхозам (в порядке т. н. мелкого опта; доля таких продаж составляет в среднем 4,5—4,6% объёма розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли), а также (по кооперативной торговле) продажа с.-х. продуктов, закупленных и принятых на комиссию по ценам согласно договорённости (в 1973 объём указанной продажи в системе потребительской кооперации составил 1,4 млрд. руб.). Часть денежных доходов, предназначенных для покупки товаров, может оставаться нереализованной (вследствие структурных различий в спросе и предложении товаров) и идти на увеличение денежных сбережений населения. В то же время при оптимальном сочетании спроса и предложения П. ф. н. могут возрастать за счёт сокращения сбережений. Постоянный рост П. ф. н. в условиях социализма является следствием высоких темпов роста национального дохода и использования его в интересах общества. Непосредственно на величину П. ф. н. оказывает влияние рост численности рабочих и служащих в народном хозяйстве и повышение их заработной платы, увеличение денежных доходов колхозников, рост выплат населению из общественных фондов потребления, сокращение налогов и др. факторы. Только за 1961—70 численность рабочих и служащих увеличилась в СССР на 45%, их среднемесячная заработная плата с добавлением выплат и льгот из общественных фондов — на 53%, выдача колхозникам денег и продуктов в порядке оплаты труда в расчёте на один отработанный человеко-день — в 2,75 раза.

  Аналогичный процесс наблюдается и в др. социалистических странах. Например, численность рабочих и служащих в народном хозяйстве стран — членов СЭВ за 1961—70 возросла на 33,4%. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в государственном и кооперативном секторах народного хозяйства ув еличилась за тот же период в Болгарии на 58%, в Польше на 46%, в Венгрии на 39%, в Чехословакии на 38%.

  В СССР и в др. странах социалистической системы П. ф. н. возрастают не только в номинальном выражении, но и в реальном значении. Это происходит вследствие снижения розничных цен на товары народного потребления (см. Розничные цены). Снижение цен, не оказывая влияния на общую сумму и на среднедушевой уровень покупательных фондов, увеличивает возможности покупки товаров населением.

  В условиях капитализма вследствие инфляционного роста цен на потребительские товары реальное движение П. ф. н. имеет тенденцию к снижению, которая сохраняется даже при определённом увеличении заработной платы, достигаемом в результате классовой борьбы трудящихся.

 

  Лит.: Чернявский У. Г., Потребности, спрос, товарооборот в социалистическом обществе, М., 1971, гл. 3; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Н. С. Коваля, 3 изд., М., 1973, гл. 18; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Л. Я. Беррн, 2 изд., М., 1973, гл. 17.

  П. В. Пирогов.

 








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна