Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Розничные цены, цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям. Р. ц. при социализме, планомерно воздействуя на спрос, стимулируют производство товаров, выступают как один из факторов повышения уровня реальных доходов трудящихся (см. Реальные доходы населения).

  В СССР потребительские товары и услуги реализуются главным образом по фиксированным государственным Р. ц. Небольшая часть с.-х. продукции продаётся по ценам, складывающимся на колхозном рынке под влиянием спроса и предложения товаров, и по ценам комиссионной торговли, устанавливаемым потребительской кооперацией по договорённости с производителями.

  Государственные Р. ц. определяются исходя из общественно-необходимых затрат труда на производство и реализацию товаров. Основные элементы Р. ц.: издержки про изводства и обращения товаров и прибыль производственных предприятий и торгово-сбытовых организаций. Цены на алкогольные напитки, табачные изделия и некоторые др. товары включают также налог с оборота.

  Общий уровень Р. ц. и его изменения определяет Совет Министров СССР. На новые виды товаров и услуг цены устанавливаются государственными органами ценообразования (применительно к сложившемуся уровню Р. ц. на аналогичные товары и услуги с учётом различий в их качестве и потребительских свойствах): на основные непродовольственные товары — на едином для всей страны уровне, на основные продовольственные товары, а также мебель, стекло, бензин и лесоматериалы — с дифференциацией по поясам (см. Дифференцирование цен). На некоторые виды товаров и услуг Р. ц. устанавливаются республиканскими и местными органами ценообразования. Если при этом возникают необоснованные различи я в ценах, то они устраняются путём координации Р. ц., осуществляемой Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР. На отдельные с.-х. товары (картофель, овощи и др.) устанавливаются сезонные Р. ц. Потребительские товары устаревших фасонов и моделей или частично утратившие своё качество вследствие длительного хранения и по другим причинам продаются по сниженным ценам. Р. ц. фиксируются в прейскурантах.

  Политика Р. ц. Советского государства подчинена интересам развития социалистической экономики и повышения уровня жизни трудящихся. В 1947—54 государственные Р. ц. на товары народного потребления ежегодно снижались. В последующие годы Советское государство планомерно осуществляет политику стабильности уровня государственных Р. ц., снижения цен на отдельные виды товаров по мере накопления товарных ресурсов в условиях непрерывного увеличения денежных доходов населения через оплату по труду и общественные фонды потребления (см . табл.).

  Индексы государственных розничных цен в СССР (в % к среднегодовым ценам 1950)

  1965 1970 1974
Все товары 75 75 75
Продовольственные товарыв том числе:мясо и птицамасло животноесахархлеб и хлебобулочные изделия 7585837559 7585837359 7685837359
Непродовольственные товарыв том числе:хлопчатобумажные тканишерстяные ткани и платкитрикотажные изделиякожаная обувьчасы наручные 767085878245 756883868146 746883838146

  В зарубежных социалистических странах наряду с общими закономерностями формирования и динамики Р. ц. существуют особенности организации и методологии планирования цен. На основе обобщения коллективного опыта страны — члены СЭВ разрабатывают мероприятия по сближению методологии внутреннего ценообразования.

  При капит ализме Р. ц. подвержены стихийным колебаниям под влиянием изменения конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения. В условиях государственно-монополистического капитализма они используются как инструмент перераспределения национального дохода в пользу монополий. Различают несколько видов Р. ц. Цены, установленные государством, охватывают ограниченную номенклатуру товаров. Фиксированные и рекомендованные цены, уровень которых определяется промышленными монополиями, играют важную роль в осуществлении ими контроля над сбытом товаров массового производства. Это, как правило, монопольные цены, обеспечивающие получение монопольной прибыли. Цены со свободной калькуляцией складываются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их структура: оптовая цена, уплачиваемая розничными торговыми предприятиями оптовым фирмам, плюс торговая накидка.

  С конца 60-х гг. в капиталистич еских странах наблюдается инфляционный рост Р. ц., особенно усилившийся в 70-е гг., отрицательно сказывающийся на реальных доходах трудящихся. В 1950—74 прирост индекса потребительских цен составил в США 105%, в Великобритании 230%, во Франции 250%; в Японии он достиг 304%, причём подавляющая часть этого прироста приходится на 70-е гг.

 

  Лит. см. при ст. Ценообразование.

  М. В. Кокорев.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна