Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Бабёф (Babeuf) Гракх (настоящее имя Франсуа Ноэль) (23.11.1760, Сен-Кантен, — 27.5.1797), французский революционный коммунист-утопист, руководитель движения «во имя равенства» во время Директории. Родился в бедной семье бывшего солдата. В 1780 стал архивистом-февдистом (юристом). Окружавшая Б. социальная действительность внушила ему страстную ненависть к феодальному строю. Знакомство с идеями Руссо и Мабли (позднее Морелли) превращают Б. в убеждённого сторонника общества «совершенного равенства», в котором отсутствует частная собственность. Уже в 1785 Б. разработал план создания «коллективных ферм» вместо крупных земельных владений. Активный участник революции в Пикардии, Б., не теряя из виду свой конечный идеал, с присущим ему политическим чутьём стр емился использовать такие события повседневной борьбы, которые могли бы активизировать народные массы. В 1790 за организацию движения против уплаты косвенных налогов Б. был заключён в парижскую тюрьму, откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата. В последующие годы Б. выдвинул смелую аграрную программу — полная ликвидация феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованных церковных имуществ вместо распродажи, раздел общинных земель и, наконец, «аграрный закон», идею которого Б. сформулировал ещё в книге «Постоянный кадастр» (1789). В 1791 Б., в связи с бегством короля, выступил за установление республики. В 1793 работал секретарём продовольственной администрации Парижской Коммуны. На протяжении всей революции Б. последовательно отстаивал интересы неимущих классов, в особенности тех слоев мануфактурного пролетариата, проживавших ещё в деревне, для которых главным источни ком существования уже становилась заработная плата. Б. критиковал якобинский Конвент и даже Марата за недостаточное внимание к вопросу о «благосостоянии неимущего класса». Опыт якобинской диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы убедили Б. в практической возможности осуществления «общества совершенного равенства». В конце 1793—94 по ложному обвинению в подлоге Б. находился в заключении. Освобожденный ко времени 9 термидора, он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете «Журналь де ла либерте де ла пресс» («Journal de la liberte de la presse»), переименованной вскоре в «Трибюн дю пёпль» («Le Tribun du peuple»). В феврале 1795 Б. вновь подвергся аресту. Освобожденный по амнистии (октябрь 1795), он возобновляет издание «Трибюн дю пёпль» и становится вместе с Ф. Буонарроти, О. А. Дарте, Ш. Жерменом и другим организатором и руководителем коммунистического движения «во имя равенства». Весной 1796 возглавляет «Тайную повстанческую директорию» и подготовляет народное выступление. В результате предательства одного из участников движения Гризеля все его руководители были арестованы. Б. по приговору суда в Вандоме был казнён.

  Б. и его сторонники бабувисты занимают видное место в ряду предшественников научного коммунизма. На основании опыта революции Б. пришёл к выводу о невозможности немедленного осуществления «чистой демократии» и необходимости установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого общества к коммунистическому. Признание необходимости диктатуры явилось одной из важнейших черт идейного наследия бабувизма. Б. и его сторонники намечали в случае успеха восстания проведение ряда экономических мероприятий в целях немедленно го улучшения положения масс и выдвигали план создания «национальной коммуны», которая должна была вытеснить частное хозяйство. Слабой стороной их взглядов являлась «грубая уравнительность», осужденная Марксом и Энгельсом. В целом Маркс и Энгельс высоко оценивали роль Б. и в «Манифесте Коммунистической партии» охарактеризовали его сочинения как литературу, которая «... выражала требования пролетариата...» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 455).

 

  Соч.: Correspondance de Babeuf avec l'Academie d'Arras (1785—1788)..., P., 1961; Pages choisies de Babeuf recueillies... par. М. Dommanget, P., 1935.

 

  Лит.: Французский ежегодник, 1960, М., 1961, с. 5—278; Буонарроти Ф., Заговор во имя равенства, пер. с франц., [2 изд.], т. 1—2, М., 1963; Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, М., 1960: Далин В., Гракх Бабеф накануне и во время Великой французской революции (1785-1794), М., 1963; Advielle V., Histoire de Gracchus Babeuf et du babouvisme, v. 1—2, P., 1844; Babeuf et les problemes du babouvisme. P., [1963]; Daline V., Saitta A., Soboul A., Inventaire des manuscrits et des imprimes de Babeuf. P., 1966; Dommanget М., Babeuf et la conjuration des Egaux, P., 1969.

  В. М. Далин.


Г. Бабёф.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна