Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Буонарроти (Buonarroti) Филиппе Микеле (11.11.1761, Пиза, — 17.9.1837, Париж), деятель революционного движения во Франции и в Италии конца 18 — начале 19 вв., коммунист-утопист, соратник Г. Бабёфа и пропагандист его идей. Родился в старинной итальянской аристократической семье. Горячий приверженец идей Ж. Ж. Руссо, Б. с началом Великой французской революции переехал на Корсику, где вёл активную борьбу против сторонников отделения её от Франции. В 1793 Конвент присвоил Б. за революционной заслуги французское гражданство. Решительный и твёрдый якобинец, Б. безоговорочно поддерживал М. Робеспьера. В марте 1795 Б. был арестован термидорианскими властями. В тюрьме по знакомился с Бабёфом и проникся его коммунистическими убеждениями. После амнистии 1795 Б. стал председателем клуба «Пантеон» и одним из руководителей движения «во имя равенства», членом бабувистской «тайной повстанческой директории». Арестованный вместе с Бабёфом, Б. был приговорён (1797) к тюремному заключению, замененному ссылкой (1800). В 1806—30, находясь в Женеве и Брюсселе, Б. продолжал свою революционную деятельность. В 20—30-е гг. Б. был, по-видимому, одним из руководителей нескольких тайных революционных организаций, действовавших в Западной Европе, особенно в Италии и во Франции. В 1828 в Брюсселе была издана его книга «Заговор во имя равенства, или так называемый заговор Бабёфа», сыгравшая большую роль в распространении коммунистических идей.

  После Июльской революции 1830 Б. вернулся в Париж, где провёл последние 7 лет жизни, продолжая революционную деятельность. Он оказал большое влияние на формирование взглядов Л. О. Бланки и др. представителей французского утопического коммунизма 30—40-х гг. В обосновании коммунистических идей Б. несколько отличался от Бабёфа. В мировоззрении Б. в большей степени проявлялось влияние рационализма и деизма. Он допускал принцип бессмертия души и сочувствовал религиозному обоснованию социализма у сенсимонистов (см. Сен-Симон). Признание необходимости революционной диктатуры в переходный период, после победы восстания, составляло одну из сильнейших сторон взглядов Б. В процессе подготовки революции Б. придавал решающее значение созданию нелегальной, строго законспирированной организации, построенной по иерархическому принципу. Эти организационные принципы получили широкое распространение среди бланкистов.

 

  Соч. в рус. пер.: Заговор во имя равенства, [2 изд.], т. 1—2, М. — Л., 1963.

  ;

  Лит.: Щеголев П. П., Филипп Буонарроти и его «Заговор равных», «Уч. зап. ЛГУ. Сер. исторических наук», 1940, в. 6; Saitta A., Filippo Buonarroti, v. 1—2, Roma, 1950—51; Galante Garrone A., Filippo Buonarroti e i rivoluzionari dell'ottocento, Torino, 1951. Наиболее полный библиографич. обзор см. в кн.: Eisenstein E. L., The first professional revolutionist: Filippo Michele Buonarroti, Camb. (Mass.), 1959, p. 161—90.

  В. М. Далин.


Ф. М. Буонарроти








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна