Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Одежда, искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют О.

  Наряду с жилищем О. возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения О., но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (О. якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д.

  О. — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для О., кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).

  Шитой О. предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая О.; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная О . (передник, юбка, штаны).

  Простейшая древняя обувь — сандалии или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

  Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

  О. обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая О. народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, пок рывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях О. закрывает всё тело. Северный тип О. подразделяется на умеренно северный и О. Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая). Для народов Сибири характерны два вида меховой О.: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс О. из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы. Формы О. тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип О., удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

  В процессе развития общества усиливалось влияние на О. различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась О. мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, пра здничная, свадебная, погребальная и др. О. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной О. Уже на ранних этапах истории О. отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшеми общенациональные (что не исключало локальных вариантов).

  В О., как правило, проявляется социально-экономическое неравенство различных классов. Так, например, в О. феодалов, крестьян, духовенства существовали резкие различия в материале, украшениях, а часто и в покрое.

  Удовлетворяя утилитарные запросы общества, О. в то же время выражает и его эстетические идеалы. Художественная специфика О. как вида декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования обусловливается главным образом тем, что объектом творчества является сам человек. Образуя с ним зрительное целое, О. не может быть представлена вне своей функции. Свойство О. как предмета су губо личного определило в её создании (моделировании) учёт пропорциональных особенностей фигуры, возраста человека, а также частных деталей его внешности (например, цвета волос, глаз). В процессе художественного решения О. эти черты могут подчёркиваться или, наоборот, смягчаться. Эта непосредственная связь О. с человеком породила активное участие, даже соавторство потребителя в утверждении и развитии её форм. Являясь одним из средств воплощения идеала человека той или иной эпохи, О. выполняется в соответствии с её ведущим художественным стилем и его частным проявлением — модой. Сочетание компонентов О. и предметов, её дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создаёт ансамбль, называемый костюмом. Основным средством образного решения в О. является архитектоника. При создании композиции О. используются принципы симметрии или асимметрии, нюанса ил и контраста, варьируются ритмы. Учитывается соразмерность О. и её частей человеку (масштабность). В число художественных средств О. входят также фактура, цвет, рисунок материала, его отделки (лент, кружев, меха, фурнитуры — пуговиц, пряжек). Специфическое средство художественной выразительности О. — её способность видоизменяться в связи с движением человека, что вызывает динамические связи всех элементов композиции О.

  Г. С. Маслова, М. Н. Мерцалова, И. А. Андреева.

  История стилей одежды. К числу древнейших О., испытавших влияние эстетических норм, относятся О. Древнего Египта. В эпоху Среднего царства (около 2050 — около 1700 до н. э.) в мужской О. (схенти — набедренная повязка из прямого куска ткани) и женской (калазирис — прямая рубашка на лямках) применялись драпировки. В эпоху Нового царства (около 1580 — около 1070 до н. э.) с достижением совершенства в изготовлении тончайших тканей (льняных и хлопчато-бумажных) распространилась плиссированная О. (калазирис, превращенный в юбку на помочах) с присущей ей графической чёткостью прямых линий. О. из тонких тканей различных цветов, нередко украшенная вышивкой, была привилегией господствующего класса. Рабы носили О. из грубого холста или кожи.

  В Древней Греции основными видами мужской и женской О. были хитон и гиматий (в виде прямоугольного куска ткани; О. только свободного грека), придававшие облику человека оттенок величавой простоты. Они изготовлялись из эластичных шерстяных или льняных тканей (главным образом белых), выявлявших гибкость тела. Обладая живописной, меняющейся светотеневой игрой, древне-греческая О. не утрачивала чёткости композиционной схемы, основные узлы которой акцентировались застёжкой, поясом и т.д. О. рабов обычно состояла из экзомиса — куска прямой грубой ткани, скрепленного на талии и левом плече тесьмой. Обувью служили сандалии с ремнями, высоко обвивавшими голень, башмаки из цветной кожи, украшенной вышивкой. Форма О. у древних рим лян, как и у древних греков, создавалась драпировками (крой ещё был мало развит), отличавшимися, однако, большей громоздкостью. Основной верхней мужской О. свободных граждан была тога (кусок ткани в форме полукруга или овала). Роль нижней мужской и женской О. выполняла туника. В женском костюме поверх неё надевались стола (широкая длинная О. типа хитона) и палла (подобная гиматию).

  В Византии с утверждением религиозного аскетизма и утратой интереса в пластических искусствах к объёмному началу силуэт О. аристократии, сохранявшей элементы римского костюма, стал жёстким, столпообразным, нивелирующим формы тела, а ткани (шёлковые, парчовые) плотными, тяжёлыми, с крупным плоскостным рисунком.

  У многочисленных племён, заселивших территории Европы после падения Римской империи (5 в.), существовал принципиально иной подход к О., которая должна была не окутывать тело, а воспроизводить его формы, давая человеку возможность легко двигаться. Так, у народов, пришедших с С. и В., основными частями О. были груботканные штаны и рубашка. На их основе сложился такой тип О., как трико, занимавший на протяжении нескольких столетий главное место в европейском костюме. О разнообразии форм европейской О. романского периода судить трудно ввиду недостатка сохранившихся образцов. Полное представление имеется лишь о костюме Франции, отличавшемся сдержанностью и простотой форм. Костюм феодала, формировавшийся под влиянием рыцарских доспехов, включал короткие штаны-брэ, рубашку-шенс, поверх которой носили удлинённую узкую О. (блио) с большими боковыми разрезами. Шенс и блио делали из тканей разных цветов. Верхней О. служил плащ. В женском костюме заметно проявилось римско-византийское влияние.

  В 14—15 вв. в Западной Европе развитие навыков черчения привело к созданию всех видов покроев, существующих и ныне. Совершенствованию кроя способствовало также постижение пластических свойств тканей и зависимости формы О. от расположения нитей на той или иной её части. Эти достижения сыграли значительную роль в возникновении к онструктивно-чёткой, графически-изысканной по силуэту О. феодалов и горожан. Мужской костюм этого времени состоял из рубашки, узкой безрукавной куртки-жипон, к которой привязывали тесёмками узкие, длинные, обтягивающие ноги штаны-чулки (шоссы). Плотно облегала фигуру, подчёркивая талию, и верхняя О. — котарди (типа удлинённой куртки с низкорасположенным поясом), жакет (в виде короткой куртки; в 15 в. — с расширенными вверху рукавами). Женское платье к середине 15 в. обрело предельно высокую линию талии, остроугольный (утончающий фигуру) глубокий вырез, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава и асимметрично задрапированную (только с левой стороны) юбку, которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф. Женский и мужской костюмы к середине 15 в. всецело подчинились канонам готического стиля (см. Готика). Удлинённые пропорции силуэта О., высокий, конусообразный головной убор (у женщин он достигал 70 см высоты), остроноса я обувь делали фигуру зрительно гибкой и динамичной. Крестьянский костюм также находился под влиянием готического стиля, но грубые ткани, из которых его изготовляли, сделали его мешковатым и придали ему иные пропорции. Эти различия между О. горожан и крестьян в дальнейшем усилились.

  В Италии эпохи Возрождения, к концу 15 в., силуэт костюма претерпел резкие изменения. Общей особенностью мужской и женской О. сделались спокойные, крупные формы, пропорции которых сообщили фигуре устойчивость и монументальность. Для женской О. стали характерны естественно располагающаяся линия талии, пышные рукава, широкая, спадающая свободными складками юбка; весомость женскому облику придавали и сами ткани (например, атлас, бархат в аристократической О.) — плотные и тяжёлые, отличавшиеся сочностью красных, зелёных и синих тонов.

  С 16 в. образцом начал служить испанский костюм на жёстких прокладках и металлических частях. Элементы мужского костюма: х убон (лиф с пришитой к его низу расклёшенной полосой ткани — баской и высоким стоячим воротом, замененным в концу 16 в. широким гофрированным воротником), ропилью (удлинённая куртка с откидными фальшивыми рукавами), кальсес (короткие штаны) — делали на двойной подкладке, набитой ватой или конским волосом. О. на такой подкладке ограничивала движения, подчёркивая тем самым чопорную манеру держаться испанских грандов. Основной верхней О. были плащи различных форм и размеров. Головным убором служил плоский, низкий берет, замененный в середине 16 в. высокой шляпой. Женское платье, туго натянутое на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами, производило впечатление футляра строго геометризированной формы.

  В 17 в., в период расцвета абсолютизма, ведущая роль в области костюма перешла к Франции, создавшей пышную, изобилующую украшениями аристократическую О., всецело подчинённую этикету королевского двора. В 1-й половине 17 в. дворянский мужской костюм, утративший каркас, состоял из пурпуэна (аналогичного по покрою испанскому хубону, но с отложным воротником), шоссов (прямых штанов, закрывавших колени), шёлковых чулок и сапог или туфель на каблуках. Мягкость свободных, но выявляющих силуэт фигуры контуров, яркость гармонично сочетающихся цветов тканей придавали костюму живописность — черту, предвосхитившую стиль барокко в О. К середине 17 в. пурпуэн заменила курточка-брасьер с короткими рукавами, из-под которых спускались рукава рубашки, перехваченные лентами; поверх коротких шоссов (типа шаровар) надевали широкие, как юбка, штаны-рэнгравы, отделанные по низу бахромой. Обилие ткани, лент, кружев скрывало очертания фигуры, превращая костюм в непрерывную игру цветовых пятен, света и тени, характерную для зрелого барокко. В 1660-е гг. была создана новая О. на основе военной — длинный полуприлегающий жюстокор с рукавами до локтя, в чёткости конструкции которого заметно веяние классицизма. Все последующие изменения аристократического мужского костюма 17 в. — варианты жюстокора и шоссов. Буржуазия в О. стремилась подражать дворянству. Французский женский дворянский костюм по мере своего развития изменялся не так часто, как мужской. Парадность женской О. в 1-й половине 17 в. (до 40-х гг.) усиливалась введением пышных рукавов и юбки, большого белого воротника, отделанного кружевом. К концу 17 в. мода на тонкую, стянутую металлическим корсетом талию привела к контрасту между геометризированно жёстким, суживающимся книзу лифом и мягкими, широкими рукавами и юбкой, в чём своеобразно проявился классицистический принцип ясности конструкции. Женский костюм буржуазии 17 в. обладал такими особенностями, придававшими ему практичность и подчёркнутую аккуратность, как отсутствие каркаса, белизна фартука и чепца.

  При определённой однотипности европейского городского костюма 17 в. отдельные страны выработали в значительной мере самостоятельные решения. В Испании возник придворныйженский костюм, громадные формы каркаса которого, а также контрасты в сочетании цветов, асимметрия в расположении рисунка ткани и отделки делали его броским, эффектно декоративным. В буржуазных кругах Англии под влиянием пуританизма сформировался костюм практичных, небольших форм, отличающийся изысканностью классицистически строгих линий.

  Образование единых форм европейского городского костюма протекало особенно интенсивно в 18 в. Образцом для всей Европы оставался французский костюм, в свою очередь испытавший некоторое влияние английского. О. Определившийся во 2-й половине 17 в. тип дворянской мужской О. сохранялся в 18 в. Изменялись только силуэт и отдельные детали. Так, в 1-й половине 18 в. жюстокор (его называли аби) делали более плотно прилегающим до талии, а в боковые швы спинки (вниз от талии) вставляли складки, расширяя тем самым силуэт в боках настолько, что мужской костюм получал сходство с женским платьем, Такое композиционное решение сложилось под влиянием рококо. Со временем возникло стремление к изысканной строгости силуэта, связанное с новым этапом в искусстве классицизма (отказ от пышных фалд аби, плавное сужение его передних пол книзу). В 1770-х гг. появилась ещё более узкая О. — фрак, родиной которого была Англия. Во 2-й половине 18 в. увеличилось количество видов верхней О., возникли прообразы пальто 19—20 вв. — редингот (типа длинного сюртука) и каррик (двубортная О. с 2 или 3 широкими воротниками, покрывавшими плечи), происхождение которых также связано с Англией. В 1-й половине 18 в. мужскую модную О. делали из шёлка, бархата, а для зимы — из сукна. Цвета их были яркими и насыщенными. Во 2-й половине 18 в. носили О. главным образом из шерстяных тканей, вначале светлых, нежных, а позже тёмных, тусклых тонов. В женской аристократической О. 18 в. по-прежнему использовался каркас (в форме т. н. панье — корзины, покрытой волосяным или полотняным чехлом), но теперь на его основе создавался динамичный костюм, изысканно-чувствен ный характер которого отвечал эстетическим принципам рококо. Платье 1720—1740-х гг., с крупными формами, оттенёнными низким декольте, почти не подчеркивало фигуры; внимание сосредоточивалось на лице, шее и руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок. Талия, слегка намеченная спереди, на спинке исчезала в широких складках свободно падающей ткани, переходящих в шлейф. Подвижная, полная трепетных светотеней, эта масса ткани контрастировала с гладкой, свободно лежащей на панье юбкой, получавшей при ходьбе динамические волнообразные складки. В 1750—60-х гг., с развитием стиля рококо, костюм уменьшился в ширине и длине и обрёл обилие драпировок, складок, рюшей. Материалом служили лёгкие ткани (тафта, тонкий атлас), нежных полутонов (жёлтого, голубого, зелёного), с мелким рисунком (букеты, гирлянды, цветы и др.). Светлые цвета этой О. гармонировали с белыми чулками и изящной светлой обувью на высоких изогнутых каблуках. Существенные изменения произошли в женском костюме в 1780-е гг. в связи с английским влияни ем. Из употребления вышло панье, и в костюме стали доминировать спокойные линии.

  Период Великой французской революции был отмечен появлением костюма якобинцев, сыгравшего главную роль в становлении европейского мужского костюма 19 в. Он состоял из длинных панталон, короткой куртки карманьолы, рубашки, нередко со свободно повязанным галстуком-шарфом, и красного фригийского колпака. В последующие годы классицистическое направление привело сначала к заимствованию видов античной О., а затем к созданию на их основе оригинальных форм. Так, получили распространение женские платья ясных пропорций и плавных линий, с высокой талией и длинной юбкой, суженной спереди и свободной, образующей шлейф сзади. Эти платья, выполнявшиеся главным образом из тонкого белого хлопчато-бумажного муслина, носили с цветными шерстяными шалями, игравшими роль античных гиматиев и палл.

  Процесс образования единого европейского городского костюма завершился в 19 в. Развитие массового производства дешёвой О. привело к тому, что модные костюмы стали достоянием широких слоев города, а со 2-й половины 19 в. и деревни. Характерной особенностью моды было и то, что основное её влияние распространялось на костюм женщин (в феодальную эпоху мужской костюм занимал доминирующее положение и изменялся чаще, чем женский). Гегемоном в области женской моды оставалась Франция. Англия сохраняла первенство по созданию мод мужского костюма. Утверждение значения мужчины-дельца в жизни буржуазного общества определило становление мужского костюма 19 в. Костюм делового человека 1-й половины 19 в. из шерстяных тканей сдержанных тонов включал редингот, жилет и длинные панталоны. Каждодневной О. служил также фрак. Его носили со светлыми панталонами и жилетом. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-цилиндр и перчатки. Для костюма 1-го десятилетия 19 в. характерны классицистическая простота и строгость линий; в 1820—30-е гг. повседневная О. под влиянием романтизма обрела черты средне-векового костюма: пышные вверху рукава, тонкая талия. Демократизация мужской О., начавшаяся в эпоху Великой французской революции, была особенно заметна во 2-й половине 19 в. Почти полностью вышли из употребления элементы костюма, связанные с эстетическими традициями феодального прошлого, — рубашка с рюшами и кружевами, жилет из парчовой ткани и т.п. С 1850-х гг. обязательной частью гардероба светского человека и буржуа стала «визитка» (разновидность редингота). Её носили с брюками из чёрной ткани в серую полоску. Фрак превратился в самую парадную О. — знак привилегии богатых людей. Как повседневная О. в быт вошёл прямой, нивелирующий фигуру пиджак. Пиджак, жилет и брюки образовали классическую триаду костюма, изготовляющуюся начиная с 1860-х гг. преимущественно из одной ткани тёмных тонов. Головными уборами были фетровая шляпа или «котелок» с небольшими полями (вытеснившие цилиндр), а летом — соломенная шляпа (канотье). В женском гардеробе в начал е 19 в. с утверждением ампира появились лёгкие прозрачные платья на плотных чехлах, а затем из тяжёлых, плотных тканей, придававших силуэту линейную чёткость. К 1830-м гг. романтизм поспособствовал формированию женственно-хрупкого силуэта О. Он создавался очень тонкой (стянутой корсетом) талией, занявшей естественное место и контрастировавшей с сильно расширенными рукавами и юбкой. Модными стали туфли без каблуков, с квадратным носком, зрительно сокращавшим размер ступни. Художественный кризис прикладных искусств во 2-й половине 19 в. в О. проявился в стремлении к украшательству и увлечению псевдостилями (особенно псевдорококо; снова вошёл в употребление каркас, т. н. кринолин). Вместе с тем освобождение от строгих стилевых норм дало возможность более широкого поиска новых форм, связанных с выдвинутыми буржуазной эпохой требованиями удобства и практичности. Основным законодателем мод с тал художник-модельер Ш. Борт, организовавший в Париже первый в истории дом моделей. В 1870-е гг. отказ от каркаса привёл к созданию костюма, в котором гладкий длинный лиф сочетался с почти прямой юбкой с драпированным тюником (декоративной короткой юбкой). Движение ткани тюника (на спинке) начиналось в одной точке, подчёркнутой бантом и небольшим турнюром (подкладкой в виде подушки), и переходило в шлейф. Такое ритмическое решение, придававшее костюму динамическую остроту, было художественным достижением времени. В конце 1870-х гг. уменьшившийся объём костюма позволил делать прямые полуприлегающие пальто. Возник «короткий костюм» (т. е. костюм без шлейфа) для улицы и путешествий. Существенной причиной распространения практичной, скромной и простой О. было появление женщин-служащих. В их костюме сказалось тяготение к тёмным тонам, подражание мужской О. (крахмальные воротники, манжеты, галстуки). Некоторое единство художественного замысла, существовавшее в костюме 1870-х гг., исчезло в 1880-е гг. Сложные линии , крупные, аляповатые отделки, нагромождение форм, отсутствие конструктивности свидетельствовали о низком художественном качестве О. этого времени. В 1890-е гг. в О. нашёл отклик стиль «модерн» с его претенциозной замысловатостью форм. Расширенная книзу юбка получила форму «клёш», корсет придал фигуре S-образную линию изгиба.

  В 20 в. технический прогресс и связанные с ним изменения условий жизни (в частности, рост её темпов), а также развитие швейной промышленности открыли новый этап в истории костюма. В течение первого десятилетия мужской костюм изменился с распространением езды на мотоцикле и автомобиле: появились короткие брюки, куртки, цветные рубашки, кепи. На небольшие приёмы вместо фрака стали надевать смокинг (однобортный пиджак с шёлковыми лацканами). Со второго десятилетия 20 в. большинство мужчин начало носить готовый стандартный костюм единообразного покроя. Для периода 1-й мировой войны 1914—18 были характерны закрытые пиджак и типа френча, краги, заменявшие голенища сапог, брюки-галифе. Заметные нововведения относятся к 50-м гг., когда возникла более удобная в движении О. Её стали делать более лёгкой и мягкой по форме. Появились цельнокроеный рукав (главным образом в пальто), узкие внизу брюки. Всё шире использовались формы спортивного костюма. На рубеже 60—70-х гг. набор видов мужской О. (часто из практичных синтетических материалов) весьма разнообразен (удобные по формам пиджаки, куртки, пуловеры, спортивные лёгкие куртки и эластичные брюки, изысканные по силуэту официальные костюмы, яркие летние рубашки и т.д.). В женском костюме вычурность форм, асимметрия в линиях и декоре исчезли в 1-й половине 1910-х гг. В платьях появилась плавность линий, создаваемая свободными драпировками эластичных тканей. В военные годы в употребление вошла практичная будничная О. — ансамбль из блузы и юбки, укороченное платье без корсета. В 20-е гг. с распространением принципов функционализма создавалась удобная и простая по силуэту О., не требовавшая специальной пригонки по фигуре. Платья изготовлялись в форме короткой рубашки (нередко с низко расположенным поясом), в которой отделка (часто в виде вышивки) выделяла главные конструктивные линии. Важнейшей частью такого костюма стали чулки. В костюме 30—40-х гг., вновь обретшем изящный силуэт (кроёная по косой нитке ткань облегала фигуру), диссонансом выступали черты военного мундира (подчёркнуто увеличенная ширина и высота плеча и др.). Туфли имели утолщённую подошву (т. н. платформу). Угловатые линии военизированного силуэта к началу 50-х гг. сменились плавными, создаваемыми новым покроем лифа с цельнокроеным рукавом, узкой талией и юбкой, округляющей бедра; туфли получили изящную остроносую форму и тонкий каблук. С начала 60-х гг. в женской О. происходит изменение стиля. Вводится принцип конструктивной композиции, где линии кроя являются доминантами общего решения модели и швы включаются в композиционный строй в качестве декоративных элементов. Длина юбок во 2-й половине 60-х — начале 70-х гг. резко колеблется — от укорочения до середины бёдер (мини) и до удлинения до середины голени (миди) или щиколоток (макси). Широко используются заменяющие юбку брюки. Виды О., так же как и их силуэты, к 70-м гг. очень различны. Именно в этом различии модельеры видят возможность индивидуализации костюма, по-разному сочетающего отдельные стандартные элементы. В середине 60-х гг. изменения произошли и в обуви: появились модели спортивного стиля с широким каблуком средней высоты. Наиболее модной зимней обувью стали т. н. русские сапожки. В начале 70-х гг. в моду вновь вошла обувь на подошве-платформе.

  К 60-м гг. в мужской и женской О. выделяется категория молодёжного костюма. Сходство принципов моделирования О. юношей и девушек привело к созданию почти одинаковых изделий (по ткани, форме деталей).

  Место законодателя мод по-прежнему занимает Франция, где сложились основные современные центры моделирования О., носящие имена своих создателе й — художников-предпринимателей (Г. Шанель, К. Диора, П. Кардена, А. Куррежа). Однако со 2-й половины 20 в. с ними успешно конкурируют фирмы Великобритании (М. Куант), Италии (сестёр Фонтана, Валентине), а также крупнейшие фирмы США, Японии и др.

  Русская одежда. Самые ранние сведения о древне-русской О. восходят к эпохе Киевской Руси. С принятием христианства (конец 10 в.) в быт князей вошёл византийский костюм как официальная торжественная О., отличавшаяся при этом некоторым своеобразием покроя и меньшей пышностью в орнаментации. Крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою О. вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней О. служили шуба и островерхая меховая шапка. Княжеская женская О. была близка византийской, но не производила впечатления жёсткого футляра благодаря применению более мягких тканей. У горожанок и крестьянок главной частью костюма была рубашка. Возможно, существовал а и набедренная О. типа понёвы. Роль женского головного убора выполнял убрус. Ткани использовались главным образом холщовые и шерстяные, нередко с набивным рисунком (см. Набойка).

  С 16 в. простота и малая расчленённость форм О. бояр, придававшие фигуре торжественную величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Последняя проявилась в сочности и богатстве цветов тканей, в обилии крупной рельефлой вышивки с жемчугом, в яркости пуговиц (деревянных, обтянутых тканью и расшитых шёлком; золотых, украшенных финифтью и камнями). Мужской костюм 16—17 вв. состоял из рубашки (у бояр к ней добавлялся пристежной вышитый воротник), все конструктивные линии (швы) которой выделялись нашитой узкой полоской красной ткани и прямых и длинных штанов. Верхней О. были армяк, кафтан, охабень, тегиляй, ферязь. Головным убором служил колпак. Знатные бояре носили высокие, цилиндрической формы шапки из меха чёрных лисиц (т. н. горлатные шапки). Боярыни и княжны поверх рубашки из тонкого белого холста надевали вторую, цветную, нередко из шёл ковой ткани. Распространение получили и сарафаны. Верхними О. были расширенные книзу, с откидными чрезвычайно длинными рукавами телогрея, накладная шубка со стоячим воротником, летник — самая торжественная О. (в продольные разрезы рукавов вставлялись обильно вышитые куски ткани — «вошвы»). Головные уборы отличались разнообразием (кичка с сорокой, кокошник). Самой распространённой обувью горожан были цветные сапоги на каблуках, с острыми, загнутыми вверх носками, нередко украшенные вышивкой.

  Процесс проникновения с конца 17 в. в Россию иностранной О. был ускорен в начале 18 в. реформой Петра I, заменившей русское платье модным общеевропейским костюмом. Европейское платье прочно вошло в быт аристократии. У крестьянства и большей части городского населения оставалась традиционная русская О. Процесс европеизации костюма городских слоев населения особенно заметен в 19 в. С 1-й половины 19 в. в купеческой и мещанской среде мужчины носили свободный долгополый сюртук со слегка намеченной талией, с конца 19 в. — и пиджаки; женщины сочетали европейский наряд с деталями традиционного костюма. Для женщин-служащих был характерен костюм европейского стиля, но отличавшийся большей простотой и строгостью отделки.

  После победы Великой Октябрьской социалистической революции в Советском государстве впервые была поставлена задача создания массов ой, общенародной О. высокого художественного качества. В 20-е гг. виды гражданской О., известные в предреволюционные годы, получили иной смысл. Кожанка, например, известная прежде как О. шофёров, стала своеобразной униформой военных комиссаров в армии, руководителей рабочих организаций. Широко распространились гимнастёрки, френчи, галифе, платья из солдатского сукна, шлемы-«будённовки». Популярной сделалась красная косынка — своего рода символ женщины-активистки. В 1919 в Москве была создана мастерская современного костюма при отделе Изо Наркомпроса, возглавляемая художником-модельером Н. П. Ламановой. Мастерская стала творческой экспериментальной лабораторией новых форм О. В 1923 было открыто «Ателье мод» — своеобразный теоретический центр искусства моделирования бытового костюма. В работе этих центров активно участвовали художники В. И. Мухина, А. А. Экстер, Е. И. Прибыльская, Н. С. Макарова. В решении отдельных проблем искусства костюма участвовала и группа художников-конструктивистов, представителей т. н. производственного искусства — В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, А. А и В. А. Веснины, А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др. Разные по своим творческим почеркам и подходам к решению проблем советской О., эти мастера были едины в утверждении основных её принципов: демократичности, простоты и рациональности. Однако низкий технический уровень швейной промышленности тогда не дал возможности воплотить в массовом масштабе замыслы первых советских модельеров. В 30-е гг. состояние экономической базы страны позволило обратиться к проблеме культуры промышленного производства О. и её массовому выпуску. Через расширенную сеть государственное ателье распространилась относительно стандартизованная О. общеевропейского типа. В 1934 в Москве был организован Дом моделей О., который в 1949 преобразован в Общесоюзный, возглавляющий (1974) около 40 домов моделей страны. Они создают образцы для швейного и трикотажного производства, для фабрик головных уборов и меховой О. Вним ание обращается на моделирование национальной О. в республиках, где носят традиционные виды О. Советские модельеры, преодолев тенденцию этнографизма 40-х — начала 50-х гг., продолжают развивать передовые принципы моделирования 20-х гг., опираясь на базу хорошо оснащенного швейного производства. Меняющаяся в русле общеевропейской моды, советская О. лишена экстравагантности и крикливой эффектности, её отличает строгая рациональность. При этом она не выглядит однообразной: используются различные по цвету и фактуре ткани, многочисленные формы и приёмы покроев. В числе получивших международную известность мастеров советского моделирования 50—70-х гг. — Т. А. Файдель, В. М. Зайцев, Л. Г. Телегина, И. В. Крутикова.

  М. Н. Мерцалова (история стилей О. до конца 19 в.), И. А. Андреева (стили О. 20 в.).

  Народная одежда, создаваемая трудовым народом (см. Народное творчество) и бытующая в его среде, занимает особое место в истории костюма. Уходящая корнями в глубокую древность, она продолжала существовать и в последующие исторические периоды, отражая специфику национальную культуры. В странах Европы народная О. была распространена вплоть до конца 19 — начала 20 вв., а во многих странах Азии, Африки и Южной Америки сохраняется в быту и поныне.

  В западно-европейских странах, при всём многообразии форм народной О., в ней можно выделить некоторые элементы, общие для большинства народов Европы. Такими элементами мужского костюма (в скандинавских странах, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Австрии и др.) были узкие короткие штаны, белая или цветная рубаха с длинными широкими рукавами (иногда с манжетами), различные по покрою и материалу жилеты, короткие тёмные суконные куртки (реже — длинные кафтаны). Эти различные части костюма «дробили» фигуру, облегчая и подчёркивая её формы. Головные уборы — суконные шляпы с небольшими полями или береты (у скандинавских народов — вязаные шапочки, на Ю. Европы — широкопо лые соломенные шляпы). Несколько отличалась мужская О. некоторых народов восточных и юго-восточных областей Западной Европы (болгар, словаков, хорватов, румын, венгров и др.), которые носили и узкие длинные штаны из белого или тёмного сукна (украшенные аппликацией или вышивкой), и очень широкие длинные штаны из домотканого полотна. Для этих областей характерна была и плащеобразная О. У некоторых горных народов Европы своеобразной частью мужского костюма была короткая (до колен) и широкая юбка — клетчатая у шотландцев, жёлтая или коричневая у ирландцев, белая у албанцев и греков. Необходимой принадлежностью мужского костюма повсеместно был широкий, богато орнаментированный пояс (у большинства народов — кожаный, в Скандинавии — вязаный шерстяной, на Ю. Европы — широкий шёлковый кушак). Основными частями женского костюма в большинстве стран Европы были белая рубаха различного покроя с короткими или длинными рукавами, короткий лиф-корсаж с бретелями, плечиками (иногда и с рукавами) и шнуровкой (реже — застёжкой) спереди или сзади, широкие юбки, длинные или короткие, у талии собранные в сборки (в некоторых странах надевалось одновременно несколько таких юбок), и фартук — наиболее яркий и нарядный в праздничной О. Художественная особенность этого костюма, сложившегося под влиянием городского каркасной О. (16 — середина 19 вв.), заключалась в изяществе и чёткости силуэта. Головными уборами служили преимущественно разнообразные чепцы, платки, соломенные шляпы. Девушки чаще носили головные уборы в виде обруча или повязанной вокруг головы ленты. Повсеместно употреблялись различного вида наплечные платки — от тяжёлых больших шалей на С. Европы до лёгких шёлковых платков или косынок на Ю. У народов Юго-Восточной Европы, отчасти и у западных славян, наряду с описанными элементами женской О. долгое время бытовали и более архаичные её виды — несшитая поясная О. из двух фартуков или кусков материи, укрепленных на поясе. В некоторых странах (Финляндия, Норвегия и др.) женщины носили юбку с лифом или бретелями. Наиболее распростра нённым видом обуви у мужчин и женщин были кожаные башмаки или туфли, которые носили с хлопчато-бумажными и шерстяными носками или обмотками. У некоторых народов (в скандинавских странах, Венгрии, Польше, Германии) мужчины носили также сапоги. Для народов Балканского полуострова характерна была обувь из цельного куска кожи (типа поршней или мокасин); у некоторых народов бытовала обувь на деревянной подошве (Португалия, Италия) или целиком деревянная (Франция, Нидерланды).

  Русская О. при всей общности с О. др. славянских народов имела ряд своеобразных черт. Мужской русский костюм состоял из рубахи-косоворотки (иногда вышитым или тканым узором по вороту и подолу), выпускаемой поверх нешироких штанов и перехваченной поясом. В женской русской О. в соответствии с областными особенностями различаются южно-русские и северо-русские комплексы. Костюм южно-русских областей состоял из рубахи и понёвы (к этому же типу набедренной О. относятся украинская плахта, белорусская понёва и др.). Северо-русский женский костюм состоял из рубахи и сарафана, отличавшегося стройным, расширенным книзу силуэтом. Характерны украшения рубахи и др. частей О. вышитыми и ткаными узорами, вставками кумача, нашивкой тесьмы, лент, галуна, которые во многом определяли цветовое и ритмическое решение костюма. Общерусские головные уборы — перевязки и венцы у девушек, сорока с кичкой или кокошник, полностью закрывавшие волосы, — у замужних женщин. Верхняя О. у мужчин и женщин разнообразна: шуба или короткий полушубок из овчины, суконный кафтан в талию, поддёвка из фабричной ткани со сборами, с застёжкой на левой стороне. Тулуп из овчины в виде расширенного книзу халата надевали в дорогу. Носили сапоги с голенищами, собранными гармошкой; с 19 в. распространились валенки; б. ч. крестьян носила плетённую из лыка обувь. Мужская О. белорусов сходна с русской (отличия в покрое рубахи); у женщин старинная понёва заменена юбкой (андарак, саян) из разных материалов. Костюм украинцев, как муж ской, так и женский, отличается большим разнообразием и варьирует по областям. Особой красочностью отличает ся костюм населения горных областей Украины; своеобразна овчинная безрукавка (кинтарь), украшенная нашивкой металлических бляшек, аппликацией. О. народов Поволжья (мордвы, марийцев, чувашей и др.) весьма оригинальна и богато орнаментирована вышивкой. Национальная О. народов Северного Кавказа и Закавказья имеет много общего в покрое, однако различна по длине, цвету и отделке. Характерной составной частью мужского костюма была длинная распашная черкеска, скроенная в талию, обычно без ворота. Под черкеску надевали бешмет. Распространена папаха — головной убор из меха. Женская О. у грузин, кабардинцев, черкесов, осетин и других народов — длинное в талию платье, с узким лифом и широкой юбкой, придававшее фигуре черты строг ой грациозности. В соответствии с национальными вкусами О. народов Кавказа украшалась металлическими бляшками, золотым и серебряным шитьём в сочетании с галуном и шнуром из металлических, шёлковых и шерстяных нитей. Национальная О. народов Средней Азии также имеет общие черты. У мужчин — туникообразная рубаха, штаны с широким шагом; в качестве верхней О. — распашной халат. Головные уборы — тюбетейка, чалма или меховая шапка. У женщин — длинные шаровары и поверх — туникообразная рубаха ниже колен, почти полностью скрывавшая очертания фигуры, халат. В то же время различия в элементах покроя, цвете и орнаменте (вышивка на вороте и рукавах, формы женских головных уборов и т.д.) составляют специфику национальной О. каждого народа. Куртка с глухими штанами и халат с запахом на правую сторону (как верхняя О.) характерны также для пародов Азии — китайцев, корейцев, монголов и др. Халат с широкими рукавами (кимоно) — национальная мужская и женская О. японцев. Сходная по покрою, О. этих народов отличается характером декорировки. Если для китайского костюма характерна строгая композиция рисунка (который располагается преимущественно на переднем полотнище), то для японского — свободно-асимметричная, предполагающая переход элементов декора с переднего полотнища на заднее. У народов Южной и Юго-Восточной Азии распространена нешитая О. — кусок ткани, которым обёртывают нижнюю часть тела от пояса (дхоти, саронг) или весь корпус (сари у женщин Индии). Её форма создаётся драпировками, выявляющими пластические свойства материала. Для мужской О. значительной части Африки характерны штаны с широким шагом и длинная туникообразная рубаха (галабия, джеллаба, бубу), ткань которой (в зависимости от пластических качеств) спад ает либо мягкими, свободными складками, либо большими жёсткими плоскостями, Женская О. зоны саванн — сшитые длинные платья разных типов, в зоне тропического леса — передники, набедренные повязки.

  Г. С. Маслова.

  Гигиенические требования к одежде. С помощью О. вокруг тела создаётся искусственный микроклимат, в пододёжном пространстве поддерживаются ровная температура (28—32°С), невысокая относительная влажность (20—40%) и слабое движение воздуха. О. уменьшает теплопотери организма, сохраняя его энергетические ресурсы, защищает кожный покров от механических и химических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых и др. Основные гигиенические требования к О. — соответствие теплозащитной способности и воздухопроницаемости ее климатическим условиям, интенсивности мышечной работы, особенностям пола, возраста, состояния здоровья и т.п. Конструкция и покрой верхней одежды должны обеспечивать максимальную свободу движений, отсутст вие затруднений дыхания и кровообращения.

  Для О. в холодное время рекомендуется выбирать материалы, обладающие малым объемным весом и толщиной, не меняющейся при механических воздействиях, увлажнении и от продолжительной носки, т.к. при уменьшении толщины материала и соответственно содержания в нем воздуха снижается теплозащитная способность О. Оптимальными свойствами для такой О. обладают натуральные материалы (льняные, хлопчато-бумажные ткани, натуральные шелка и т.д.).; синтетические ткани, хорошо защищающие от атмосферной влаги и ветра, целесообразно использовать для наружного слоя О. Для профилактики простудных заболеваний рекомендуется избегать избыточной теплозащиты, особенно у детей, вызывающей активное потоотделение, увлажнение О. и снижение ее теплозащитных свойств.

  В теплое время года рекомендуется выбирать О. из материалов, обладающих малой теплопроводностью и способностью хорошо поглощать пот. Желательно, чтобы летняя О. жителей районов с умеренным климатом способствов ала максимальному проникновению ультрафиолетовых лучей (О. из вискозы, и полиамидных волокон). Для жителей жарких стран О. должна обеспечивать экранирование лучистого тепла. Защиту от солнечной радиации гарантирует гладкая О., изготовленная из материалов светлых тонов. С гигиенической точки зрения наиболее целесообразно изготовление летней О. из хлопчато-бумажных тканей и натурального шёлка. Синтетические ткани быстрее загрязняются, мало гигроскопичны и влагоёмки, обладают способностью накапливать статическое электричество и нарушать дыхательные функции кожи, иногда способствуют возникновению аллергических расстройств.

  Спортивная О. изготовляется из материалов возможно легкого веса, воздухопроницаемость которых достаточно высока для обеспечения быстрого удаления пота; она должна обладать высокой гигроскопичностью. Наиболее гигиеничны трикотажные изделия; бязевое и полотняное белье менее подходит для занятий спортом. Высокие теплозащитные свойства при малом весе важны для зимней спортивной О., а также О., используемой в прохладную погоду для занятий на открытом воздухе. Удобны т. н. тренировочные костюмы — широкого покроя блуза и брюки, изготовляемые из плотной хлопчато-бумажной ткани (байки, вельветона), шерсти, шерстяного трикотажа, синтетических материалов. При горных восхождениях, туристских походах в прохладную погоду необходима ветрозащитная О.

  Детскую О. изготовляют с учётом возрастных особенностей, прежде всего несовершенства терморегуляции и большой двигательной активности; она должна свободно пропускать воздух, иметь не стесняющий движений покрой и предохранять тело ребенка как от охлаждения, так и от перегревания. Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, нежна и легко ранима, поэтому О. изготовляют из мягкой гигроскопичной ткани, без грубых швов, пуговиц, с мягкими завязками. Желательно не перегревать ребёнка раннего возраста, не применять детскую О. из малогигроскопичных синтетических тканей, т.к. это может привести к потнице и раздражениям кожи.

  Защитная О. на произ водстве служит для защиты рабочих от воздействия неблагоприятных условий труда. В горячих цехах применяют невоспламеняющиеся куртки и брюки из шерстяных и льняных (брезентовых) тканей; части О., наиболее подверженные воздействию искр, брызг металла или горячих жидкостей, покрывают накладками из плотных огнестойких тканей; участки О., более подверженные термическому воздействию, имеют несколько слоев — наружный из льняной ткани, средний из шерстяной и внутренний из мягкой хлопчатобумажной. В некоторых случаях защитную О. изготовляют из хлопчато-бумажной ткани, пропитанной огнезащитными средствами, или из лавсана. Для защиты от пламени, раскалённых предметов, искр расплавленного металла в металлургической промышленности, а также при тушении пожаров применяют фартуки, гетры, нарукавники и рукавицы из асбестовой ткани. При особо огнеопасных операциях кратковременно (20—30 мин) пользуются асбестовыми костюмами. Пылезащитные костюмы изготовляют из плотной хлопчато-бумажной ткани с двойными застёжками на рука вах и в низу брюк и с капюшонами (для защиты от едкой пыли). При работе с кислотами и др. агрессивными химическими веществами используют костюмы из грубошёрстной или хлопчато-бумажной ткани, пропитанной кислотозащитными средствами, а также тканей из шерсти с добавлением синтетических материалов, для работы со щелочами — О. из прорезиненных тканей. О. для работы с агрессивными химическими веществами изготовляется в виде комбинезонов и костюмов; в некоторых случаях дополнительно применяются фартуки, нарукавники, халаты и полукомбинезоны из поливинилхлоридной плёнки, текстовинитина и прорезиненных тканей. При работе с радиоактивными веществами применяют комбинезоны и костюмы, изготовленные из тканей, которые легко дезактивируются (неокрашенные хлопчато-бумажные ткани, лавсан и т.д.). Работы, сопровождающиеся загрязнением воздушной среды радиоактивными парами или аэрозолями, проводятся в изолирующей О. В качестве дополнительных средств защиты при работе с радиоактивными веществами используют фартуки, нарукав ники, полухалаты и т.д., изготовленные из пластикатов. Существует также специальная защитная О. для работ с нефтепродуктами, маслами, растворителями, лаками и красками, для горнорудных, строительных и др. работ.

  А. М. Сточик.

 

  Лит.: История культуры Древней Руси, т. 1 М. — Л., 1951; Горбачева Н. П., К вопросу о происхождении одежды, «Советская этнография», 1950, № 3; Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX нач. XX вв., в кн.: Восточно-славянский этнографический сборник, М.,1956; Киреева Е. В., История костюма, М., 1970; Крестьянская одежда населения европейской России (19 — нач. 20 вв.). Определитель. М., 1971; Мерцалова М. Н. История костюма, М., 1972; Стриженова Т., Из истории советского костюма, М., 1972; Костюм в России 18 — нач. 20 вв. Из собраний Эрмитажа, Л., 1974; Millia Davenport, The book of costume, v. 1—2, N. Y., 1948; Bruhn W. et Tilke M., Encyclopédie du costume. Des peupl es de l’anticuté à nos jours ainsi que lescostumes nationaux et régionaux dans le monde, P., 1955; Hansen Н. Н., Histoire du costume. Traduitdudanois par J. Puissant, P., 1956; Leloir М.; Dictionnaire du costume et de ses accessoires..., P., 1961; Banach E. i A., Słovnic mody, Warsz, 1963; Boucher F., Histore du costume en occident de l'antiquité à nos jours, P., 1965; Beau1ieue М., Le costume antique et médieval, 4 éd.. P., 1967; его же, Le costume moderne et contemporain, P. 1968; Thiel E., Geschidchte des Kostums, B., 1973.


Европейская одежда 15—17 вв.: 1—3 — 2-я половина 15 в.; 4—6 — 14 в. (крестьянская одежда); 7 — 1-я половина 16 в. (Италия); 8 — 1-я половина 16 в.; 9 — 16 в. (Испания); 10 — середина 16 в. (Испания); 11 — 17 в. (Испания);


Мужская и женская одежда древнеегипетской знати. («Тутанхамон и царица Анхесенамон». Рельеф на крышке ларца. Новое царство. Египетский музей. Каир.)


Византийская аристократическая одежда. («Императрица Феодора с приближёнными». Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. Ок. 547.)


Традиционная (конец 19 в.) одеж да народов, населяющих современную территорию СССР: 1 — грузины; 2 — армяне; 3 — азербайджанцы; 4 — туркмены (текинцы); 5 — узбеки; 6 — таджики (горные); 7 — киргизы; 8 — буряты (из зажиточных слоев); 9 — ненцы.


Одежда варвара (Фрагмент рельефа колонны Траяна в Риме).


Русская одежда 16 — начала 20 вв.: 1 — конец 16 — начало 17 вв. (боярская одежда); 2—3 — 17 в. (боярская одежда); 4 — 18 — начало 19 вв. (мещанская и купеческая одежда города Торжка); 5 — 18 в. (купеческая одежда); 6 — 18 в. (мещанская и купеческая одежда города Осташкова); 7—8 — 1-я половина 19 в. (купеческая праздничная одежда Костромской губернии); 9 — середина 19 в. (купеческая столичная одежда); 10 — середина 19 в. (мещанская одежда города Курска); 11 — середина 19 в. (мещанская и купеческая одежда города Галича); 12—13 — 2-я половина 19 в. (одежда рабочих); 14—15 — конец 1910-х — 20-е гг.


Традиционная (конец 19 в.) одежда народов, населяющих современную территорию СССР: 1 — эстонцы; 2 — латыши; 3 — литовцы; 4 — украинцы; 5 — русские: слева — одежда девушки (б. Ярославская губ.); в центре — женская одежда (б. Курская губ.); справа — мужская одежда (б. Архангельская губ.); 6 — белорусы (б. Минская губ.); 7 — молдаване; 8 — марийцы: слева — мужская одежда (б. Уржумский уезд Вятской губ.); справа — женская одежда (б. Царёво-Кокшайский уезд Казанской губ.); 9 — казахи (из зажиточных слоев; женщина — в свадебном головном уборе).


Древнегреческая женская одежда — хито н и гиматий-хламидион. (Статуя Артемиды (из Габий). 4 в. до н.э. Лувр. Париж.)


Традиционная (конец 19 — начало 20 вв.) одежда народов Азии и Северной Африки: 1 — китайцы; 2 — тибетцы; 3 — мяо; 4 — корейцы; 5 — монголы; 6 — индийцы; 7 — вьетнамцы; 8 — арабы.


Традиционная (конец 19 — начало 20 вв.) одежда народов Центральной и Юго-Восточной Европы: 1 — чехи; 2 — словаки; 3 — поляки; 4 — болгары; 5 — румыны; 6 — венгры; 7 — сербы; 8 — лужичане.


Европейская одежда 19—20 вв.: 1 — начало 19 в.; 2 — 1-е десятилетие 19 в.; 3 — 30-е гг. 19 в.; 4 — 60-е гг. 19 в.; 5 — 80-е гг. 19 в.; 6 — 90-е гг. 19 в.; 7 — последняя четверть 19 в.; 8 — последняя четверть 19 — начало 20 вв.; 9 — 1912—14; 10 — 20-е гг. 20 в.; 11 — 30-е гг. 20 в.; 12 — 50-е гг. 20 в.; 13 — 30—40-е гг. 20 в.; 14—15 — 2-я половина 60-х — 70-е гг. 20 в.


Мужская древнеегипетская одежда - схенти. (Статуя Пербернофрета. Ок. 2450 до н. э. Египетский музей. Берлин.)


Мужская древнегреческая одежда - гиматий. (Статуя Демосфена работы Полиевкта. Ок. 280 до н. э. Римская копия. Ватиканские музеи. Новый корпус. Рим.)


Древнеримские одежды: тоги мужчин, столы и паллы женщин, туника ребёнка. (Рель еф «Алтаря мира» Августа в Риме. 13-9-е годы до н. э.)


Европейская одежда 17—18 вв.: 1—2 — 1-я треть 17 в.; 3 — 50—60-е гг. 17 в.; 4 — 50—70-е гг. 17 в.; 5—6 — 1680-е гг. — начало 18 в.; 7 — 20—30-е гг. 18 в.; 8—9 — середина 18 в.; 10 — 80-е гг. 18 в.; 11 — Франция (одежда якобинца времен Великой французской революции); 12 — Франция (модная одежда периода Великой французской революции); 13 — начало 1790-х годов.


Персидская одежда. (Рельеф т. н. саркофага Александра. 4 в. дон. э. Археологический музей. Стамбул.)


Древнерусская княжеская и монашеская одежда. (Миниатюра рук описи "Житие Сергия Радонежского". 16 в. Библиотека СССР им. В. И. Ленина. Москва.)








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна