Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Брехт (Brecht) Бертольт (10.2.1898, Аугсбург, — 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете Мюнхенского университета. В ноябре 1918 был членом солдатского совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914. Сатирическая антивоенная баллада «Легенда о мёртвом солдате» (1918) принесла Б. известность. Первые пьесы — «Ваал» (1918, издана 1922), «Барабанный бой в ночи» (1922), «В чаще городов» (1921—24, издана 1927) — содержат сатирическую полемику с экспрессионизмом. Эти пьесы, а также стихи и песни («Карманный сборник», 1926; «Домашний сборник», 1927) некоторые критики считали  выражением анархо-индивидуалистических взглядов Б. Между тем в эти годы он, изучая марксизм-ленинизм, решил посвятить своё творчество социалистической революции. Пьеса «Что тот солдат, что этот» (1927), музыкальная комедия «Махагони» (1927), как и «Трёхгрошовая опера» (1928, музыка К. Вейля), выражают уже резко определённую антикапиталистическую и революционную целеустремлённость. В тот же период Б. начал разрабатывать теорию «эпического театра», который должен стать театром «эпохи науки и социалистической революции». Назидательные пьесы — «Перелёт через океан» (1929), «Говорящий да и говорящий нет» (1929—1930), «Высшая мера» (1930), «Исключение и правило» (1930), «Горации и Куриации» (1934) — рассчитаны были на постановку не только профессиональными театрами, но и рабочими самодеятельными коллективами. В назидательном духе написаны и драмы «Святая Иоанна скотобоен» (1929—30, опубликована в 1932) и «Мать» (по роману М. Горького, издана 1933).

  После нацистского переворота (1933) Б. эмигрировал; в 1933—47 жил в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, США, где участвовал в общественной жизни эмиграции. Поэзию Б. этих лет отличает боевая пропагандистская целеустремлённость (сборник «Песни, стихи, хоры», 1934, «Сведенборгские стихи», 1939). Песни Б. («Марш единого фронта », «Песня о солидарности» и др.), музыка к которым написана Х. Эйслером, приобрели особую популярность в исполнении Э. Буша. «Трёхгрошовый роман» (1934), статья «Пять трудностей пишущего правду» (1934) — первые значительные произведения Б.— прозаика и публициста. В эмиграции он создал цикл реалистических сцен «Страх и отчаяние в Третьей империи» (1935—38), героическую драму «Винтовки Тересы Каррар» (1937). Творческие принципы Б., стремившегося создать театр, «пробуждающий у зрителей самостоятельное критическое революционное  мышление», воплотились в драмах-притчах «Добрый человек из Сезуана» (1938—40), «Карьера Артуро Уи» (1941, пост. 1959), «Кавказский меловой круг» (1944), в исторических драмах «Мамаша Кураж и её дети» (1939, изд. 1941), «Жизнь Галилея» (1938—39), «Дни Коммуны» (1947) и в народных комедиях «Господин Пунтилла и его слуга Матти» (1940) и «Швейк во второй мировой войне» (1944).

  Вернувшись на родину (1948), Б. вместе с женой — актрисой Е. Вейгель организовал в столице ГДР театр «Берлинер ансамбль». Б. был избран в «Академию искусств» (1950). Влияние и слава литературного творчества и театра Б. распространились далеко за пределы ГДР. Пьесы Б. ставятся во многих театрах Советского Союза. В 1954 спектакль театра «Берлинер ансамбль» «Мамаша Кураж» получил 1-ю премию на Международного театральном фестивале в Париже. Ученики Б. плодотворно развивают его художественный  опыт и эстетические теории. Теоретические взгляды Б. изложены в статьях «Народность и реализм» (1938), «Малый органон для театра» (1949) и др. Б. удостоен Национальной премии ГДР (1949), Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).

 

  Соч.: Stücke, Bd 1—14, В.— Weimar, 1967—69 (изд. продолжается); Schriften zur Politik und Gesellschaft, Bd 1—2, В.—Weimar, 1968; Schriften zum Theater, [Fr./M., 1968]; Über Theater, [2 Aufl.], Lpz., [1969]; в ру с. пер. — Стихи. Романы. Новеллы. Публицистика, М., 1956; Театр. [Пьесы, Статьи], т. 1—5, М., 1963-65.

 

  Лит.: Зингерман Б., О театре Брехта, в его кн.: Жан Вилар и другие, М., 1964; Клюев В. Г., Б. Брехт — новатор театра, М., 1961; его же, Театрально-эстетические взгляды Брехта, М., 1966; Райх Б. Ф.,, Брехт, М., 1960; Фрадкин И. М., Б. Брехт. Путь и метод, М., 1965: Копелев Л., Брехт, М., 1965; Grimm R., В. Brecht, 2 Aufl., Stuttg., 1963; Willett J.. Das Theater B. Brechts, Reinbek bei Hamb.,  1964;  Schumacher Е., B. Brechts «Leben des Galilei» und andere Stücke, B., 1965; Rülicke-Weiler K., Die Dramaturgie Brechts, B., 1966; Б. Брехт. Биобиблиографический указатель, М., 1969.

  Л. 3. Копелев.


Сцена из спектакля «Жизнь Галилея». Постановка театра «Берлинер ансамбль». 1956.


Б. Брехт.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна