Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Вейль, Вайль (Weill) Курт (2.3.1900, Дессау, — 3.4.1950, Нью-Йорк), немецкий композитор и дирижёр. Композиции учился у Э. Хумпердинка, Ф. Бузони. В 1919—20 осуществлял оперные постановки как дирижёр и режиссёр в Дессау и Люденшейде. Мировую известность получила сатирическая «Трёхгрошовая опера» (модернизированная версия «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша со стихами Б. Брехта, 1928), обличающая современное буржуазное общество; с неё началось сотрудничество В. с Брехтом, к пьесам которого В. писал вставные номера — песенки и баллады, затем оперы на его либретто («Счастливый конец», 1929; «Человек, всегда говорящий “да”», «Возвышение и падение города Махагонни», 1930; балет с пением «Семь смертных грехов», 1933) и многие др.

  В 1933 эмигрировал во Францию, жил в Англии, с 1935 — в США, работал для «бродвейских театров» (Нью-Йорк), писал, так называемые, мюзиклы (распространённый в США род музыкальной комедии с элементами эстрадной и бытовой музыки, хореографии и оперетты), стремился внести в этот жанр социально-критическое содержание (народная опера «Уличная сцена», 1947, опера «Потерян в звёздах», 1949, и др.). В. создал жанр остро сатирической злободневной драмы с музыкой. Стремясь к внедрению нового типа оперы для массового слушателя, ввёл в неё разговорную речь, популярные песни, модные танцы, элементы джазовой музыки и городского фольклора. Кроме театральной музыки, писал оркестровые, камерные, хоровые сочинения, а также музыку для кино и радио. Оказал влияние на П. Хиндемита, Б. Бриттена, Дж. Гершвина и др.

 

  Лит.: Леонтьева О., Курт Вайль, «Советская музыка», 1963, № 1.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна