Архитектурные достопримечательности города

(часть четвертая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Сиротский институт | Здание съезжего дома (съезжей части) | Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор) | здание Суконной фабрики

Возведение собора апостола Павла внесло существенное изменение в планировку центральной части Гатчины. У восточной границы соборного сада начиналась деревня Малая Гатчина, и вся улица носила одноименное название - Малогатчинская. В связи с постройкой собора деревню переместили за полотно Варшавской железной дороги, отрезок улицы восточнее собора сохранил прежнее наименование и был обстроен городскими зданиями. А часть улицы от западного фасада собора до Большого проспекта стала называться Соборной. Напротив Соборной улицы, на противоположной стороне Большого проспекта, высится одно из самых крупных строений Гатчины - трехэтажное здание бывшего Сиротского института - одного из старейших и лучших учебно-воспитательных учреждений России. Его автор - архитектор Д. Квадри.

В плане здание института имеет Г-образное очертание, представляя собой два корпуса, сомкнутых под прямым углом. Геометричности плана и объема созвучен материал - квадры желтоватой парицкой плиты. Каждый фасад имеет по девятнадцать осей - оконных проемов с одинаковым обрамлением на этаже. Окна первого этажа акцентированы рельефными замками, связанными тягой в единый пояс. На втором они обрамлены прямолинейными наличниками и завершены замками и сандриками. Пять средних оконных проемов выделены треугольными сандриками. Им на главном фасаде соответствует треугольный фронтон, а на боковом - ступенчатый аттик. Окна третьего этажа маленькие, квадратные, с рельефной верхней перемычкой в виде веерных рустов.

Строгая функциональность решения фасадов, симметричность размещения всех деталей, линейные межэтажные тяги подчеркивают объем здания и его ритмичность.

Ритмичность достигает особенной выразительности в ограде, декорированной рельефными полукружиями и связанной с воротами, имеющими вид небольших триумфальных арок дорического ордера. Полуциркульные проезды ворот обрамлены профилированным архивольтом с замковым камнем. Они фланкируются пилястрами, несущими массивный антаблемент. Карниз большого выноса декорирован модульонами и завершен аттиком. Созданное в 1824-1828 годах здание Сиротского института стало одним из существенных и определяющих элементов в масштабе и образном строе проспекта.

В перспективе примыкающей к проспекту небольшой Красной улицы (бывшей Полицейской) отчетливо видно двухэтажное строение с башней. Это здание бывшей полицейской части с пожарной каланчой - так называемого съезжего дома, возведенного в 1868 году по проекту архитектора А. Кокорева на месте подобного деревянного дома 1836 года. Бывший съезжий дом интересен как типичное для небольших российских городов казенное строение. Здание не лишено определенной образности и архитектурной выразительности, подчиненной функциональному назначению. Оно имеет трехчастное деление. Средняя его часть с входом выделена по фасаду рустованными лопатками. Над ней высится квадратная платформа, огражденная балюстрадой. Площадка служит основанием двухъярусной восьмигранной башни с высокими полуциркульными проемами на четырех сторонах нижнего яруса и круглыми в верхнем. Башню завершает аркатурный пояс, а над ним наблюдательная площадка с металлическим ограждением. Оттуда дежурный наблюдал, не появился ли где-нибудь дым - вестник пожара.

От средней части здания расходятся два симметричных крыла, прорезанные шестью оконными проемами. В нижнем этаже на фоне рустовки окна прямоугольные, в верхнем на фоне гладких стен - полуциркульные высокие, обрамленные сверху веерным сандриком. Углы здания подчеркнуты рустовкой и небольшой раскреповкой.

Композиционно бывший съезжий дом стал объемно-пространственной доминантой центра Гатчины. Его значение в современной градостроительной ситуации подчеркнуто сооружением в масштабе с ним зданий кинотеатра «Победа» и ресторана «Гатчина».

Вертикали, заданные Павловским городским собором и каланчой бывшего съезжего дома, поддерживаются куполами и колокольней с шатровым верхом Собора Покрова Пресвятой Богородицы. Гражданский инженер Л. М. Харламов и архитектор А. А. Барышников использовали в его композиции и декоре приемы древнерусского зодчества, которыми в годы строительства монастырского ансамбля (1904-1914) увлекались, особенно при сооружении культовых зданий. Это отражало стремление воскресить забытые художественные истоки национального искусства, создать новый «русский стиль». * Далее текст с сайта pokrov.gatchina.ru отмечается значком *.

* КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

о историческом духовном облике Гатчины 19 века, многострадальной судьбе Покровского собора, о Вохоновском Мариинском женском монастыре, переименованном, в силу сложившихся исторических обстоятельств, в Пятогорский Богородицкий женский монастырь; о его неутомимой, мужественной, талантливой настоятельнице игумении Аполлонии, монастырских сестрах; о попечителе Козьме Карповиче Карпове и его жене Ирине Афанасьевне Карповой, пожертвовавшие свою усадьбу со всеми строениями для устройства на ее территории монастырского подворья, весь свой капитал и последние годы жизни для возведения храма; об именитых и безымянных жертвователях, строителях, благотворителях, вложивших бескорыстный труд свой, душу свою в создание этого храма; О его особом значении в жизни горожан в прошлом и в настоящем. В городе Гатчина (Гатчино) до революции жили полнокровной жизнью 16 церквей. (На сегодняшний день действуют 16 приходов во всем Гатчинском районе).

Благодаря императору Павлу I Гатчина приобрела великие святыни. В православном церковном календаре под 12-25 октября отмечается «перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Св. Иоанна Крестителя.» (1799г.) Эти святыни находились в нашем православном кафедральном Павловском Соборе и этот праздник ежегодно отмечается православной церковью .

Место для соборного храма во имя ап.Павла, тезоименитого основателя Гатчины указано было лично самим государем. Величественная постройка освещена в 1852 году. К собору принадлежат две каменные часовни. В Гатчине находятся церкви: храм Всех Святых на Гатчинском кладбище, освященная в 1889 году, Покрова Пр. Богородицы, при отделении Вохоновского женского училища, Егерская Покровская церковь придворного ведомства и Сергиевская церковь 23й артиллерийской бригады.» А еще ранее, в 1849 году в самом Дворце была освящена церковь во имя Святой Троицы, эта придворная церковь была единственной в Гатчине и все ее жители были ее прихожанами. Существовала еще и церковь при госпитале, которая так и называлась Госпитальной Церковью. При ней находились еще два благотворительных учреждения основанные императором Павлом1 : «дом бесприютных г. Гатчино» и «дом призрения слепых питомцев воспитательного дома». Так же существовала церковь при Гатчинском Сиротском институте во имя Св. Александра Невского.

Вот на таком историческом фоне вкратце изложенном выше и началась история строительства Покровского собора и Покровского подворья Пятогорского Богородицкого (бывшего Вохоновского Мариинского) женского монастыря, основанного в г. Гатчине в конце 19 в., на территории которого он строился.

К.К. Карпов купец 3-й гильдии, не имея наследников, обратился за советом к Иоанну Кронштадскому куда ему вложить свой капитал. Он предложил ему возвести большой каменный храм, т.к. монастырская церковь была мала. (из общей стоимости постройки в 96 тыс.руб. К.К. Карпов внес 90 тыс.руб.) Архитекторы несколько раз задумывали менять место под храм, переделывали комплексный проект, несколько раз видоизменяли архитектурный план самого Собора. Этой работой занимались архитектор Леонид Михайлович Харламов с А. А. Барышниковым – инженером путей сообщения, архитектором. По данным начало строительных работ приходится на 1895 год. Жители Гатчины принимали участие в строительстве. Строительство главного корпуса началось в мае 1904 года. Начались пожертвования граждан и не только деньгами, но и строительными материалами. Привозили лес, песок, щебенку. Работы продолжались 10 лет, но еще не закончив наружные работы, все силы бросили на внутреннюю отделку.

Живописные работы выполнялись руками монастырских сестер Покровского Богородицкого монастыря. Иконы написанные сестрами монастыря славились своим высочайшем искусством на всю Россию и за ее пределами и сестры выполняли заказы для многих храмов. Особо почиталась сестрами монастыря и жителями Гатчины икона Покрова Пресвятой Богородицы (пожертвованная для храма К. К. Карповым).

3 октября 1914 года состоялось освящение собора.

Главный придел - Покрова Пресвятой Богородицы. Правый придел – св. блг. кн. Александра Невского. Левый придел - св.Николая Чудотворца.

Начавшаяся первая мировая война и последующая революция внесла дополнительные трудности в окончание отделочных работ, так и осталась неразрешенной проблема отопления, фасад храма так и остался не штукатуреным - только колокольня и барабаны куполов дают возможность представить ту величественную красоту задуманную нашими предками.

Русскую Церковь потряс обновленческий раскол. Петроград 1922-23 гг. являлся одним из оплотов обновленчества. Приход, пастыри, монастырские сестеры и все служащие Покровского собора сохранили верность принципам канонического церковного управления.

В 30-е годы Покровский собор и Пятогорский Богородицкий монастырь были закрыты. Собор превратили в склад, а монастырь из процветающего в груду безжизненых развалин.

В 1990 г. собор передан православной общине. В 1991 г. состоялось первое Богослужение в приделе св.блг.кн.Александра Невского и с этого времени Богослужение в соборе не прекращалось, не смотря на масштабные восстановительные работы. Настоятелем храма был назначен священник Михаил Рогозин (1990-1992 гг.), с 1992г. по 1994 г. обязаности настоятеля исполнял священник Николай Митрофанов. С середины 1994 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского Иоанна настоятелем Покровского собора назначен протоиерей Михаил Юримский.

За все годы возрождения храма основными и постоянными жертвователями являются жители города Гатчина. Также важно отметить что все работы которые велись и ведутся в храме выполняются руками Гатчинских мастеров и это говорит о том что храм собрал вокруг себя богатейший творческий потенциал города во всех направлениях деятельности. С первых дней при соборе, помимо воскресной школы, организовывались подростковые трудовые лагеря, и тот вдохновенный труд мальчиков и девочек на возрождение святыни неоценим.

В подвальной части собора создан нижний храм в честь св.Иоанна Кронштадтского.

Покровский собор является самым большим храмом в Ленинградской области, освященным в честь Богородицы.*


Здания съезжего дома и Покровского собора обращены на площадь, которая в прошлом являлась торговым центром Гатчины. Здесь находился городской рынок. Как это типично для всех исторических городов, и в частности для Гатчины, вокруг площади сложился ансамбль, включающий постройки конца XVIII, XIX и начала XX века. Старейшее в этом ряду - здание Суконной фабрики, построенное в 1794-1795 годах. Несмотря на промышленное предназначение строения, ему было придано определенное образное оформление, перекликающееся с парадными и хозяйственными постройками гатчинского ансамбля. Приближенный в плане к подкове, одноэтажный фабричный корпус, сложенный из пудостского камня, замыкался почти кубическими двухэтажными башенками. Напомним, что башни и дугообразные галереи - архитектурный мотив Гатчинского дворца. В первой трети XIX века появился второй этаж. Это безусловно, изменило объемную композицию. Но барочный изгиб фасада и редко расставленные окна напоминают о первоначальном замысле, и даже в перестроенном виде здание Суконной фабрики не потеряло своего значения одного из редких образцов промышленной архитектуры конца XVIII-первой трети XIX века.

 



следующая страница