Архитектурные достопримечательности города

(часть третья)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Cобор апостола Павла

За Госпитальной площадью перспектива проспекта Императора Павла I размыкается Соборной улицей. Первоначальное название улица получила после постройки в 1846-1852 годах по проекту Р. И. Кузьмина городского собора во имя апостола Павла. Монументальный пятиглавый собор дал еще один высотный акцент, разнообразив живописными очертаниями трехъярусных колоколен и куполов силуэт Гатчины.

В декоре собора использованы переработанные мотивы древнерусского и отчасти византийского зодчества. Исключительным мастерством отмечены орнаменты, капители и барельефы, исполненные известным скульптором-модельщиком И. Дылевым. Три придела собора - апостола Павла, Марии Магдалины и Константина - были украшены иконами и росписями кисти академиков живописи П. М. Шамшина, Ф. А. Бруни, А. Ф. Перница, М. И. Скотти, А. А. Зеленского, В. А. Серебрякова, Ф. С. Завьялова. * Далее текст с сайта pokrov.gatchina.ru отмечается значком *.

* СОБОР СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА В ГОРОДЕ ГАТЧИНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ

Город Гатчина, районный центр Ленинградской области, расположен в 40 км к югу от Ленинграда. На широкой площади в центре прямоугольной сети кварталов старой части города высится пятиглавый четырехстолпный собор святого апостола Павла – «одно из лучших церковных сооружений всей С. Петербургской губернии. [1]

В конце XVIII в. Гатчина являлась любимым местопребыванием великого князя Павла Петровича – будущего императора Павла I, и сразу по его воцарении в 1796 г. была возведена на степень города. Количество жителей в ней и при Павле, и в первой четверти следующего, XIX века, было очень невелико: в городе не существовало даже отдельно стоящего православного храма. Приходской церковью служила госпитальная церковь св. ап. Павла, построенная в 1823 г. Только в 1840-х годах, когда город сделался штаб-квартирой Николая I во время ежегодных военных маневров, наметился быстрый рост его населения. В 1845 г. был утвержден новый план Гатчины, значительно расширивший ее территорию. Композиционным центром города стал собор во имя св. ап. Павла, с приделами Марии Магдалины и Константина и Елены. Составление проекта было поручено профессору архитектору Роману Ивановичу Кузьмину (1810-1867), одновременно осуществлявшему перестройку Гатчинского дворца. [2]

Собор, заложенный 17 октября 1846 г. был освящен митрополитом Никанором (Клементьевским) 29 июля 1852 г. Строился он на средства, отпущенные из государственного казначейства. [3]

Гатчинский Павловский собор представляет собой ценный памятник эпохи заката классификации и возрождения композиционных приемов и архитектурных форм древнерусского зодчества. Поиски национальной выразительности церковной архитектуры привели к выработке в 1830-х гг. «русско-византийского» типа храма. По имени архитектора К. А. Тона (1794-1881), одним из первых применившего стилизованные формы древнерусского и византийского зодчества, такие храмы получили название «тоновских». Почти все города России «были заполнены этими тяжелыми и некрасивыми сооружениями» [4] Гатчинский собор Р. И. Кузьмина выдержан в тоновских традициях. Но большой вкус зодчего, отмеченный еще его современниками, и отличное знание стилей, позволили ему создать высоко художественное, яркое произведение.

Кубическое здание храма стоит на высоком подклете, полукруглая абсида с востока и выступ центральной части западной стены делают его крестообразным в плане. Каждый фасад собора членится сдвоенными пилястрами на три части, средняя из которых почти вдвое шире боковых. Все членения завершены килевидными закомарами. На глади стен, скупо прорезанных окнами, эффектно выделяются барельефы в медальонах и полуциркульный перспективный портал главного входа с огромным окном-розой над ним. Такие же розы украшают южный и северный фасады. Группа тесно сближенных куполов с гранеными барабанами и приплюснутыми луковицами придает зданию, несмотря на его сравнительно небольшие размеры, величественный, богатырский вид. В храме раскрыт только центральный купол. Боковые главы, много меньшие по размеру, имеют декоративный характер; его западная глава служит звонницей.

Внутри собор просторен и наряден. Главный и поперечный нефы значительно шире и выше угловых компартиментов. Ветви центрального креста украшены большими коринфскими колоннами, спаренными у подкупольных пилонов. Колонны несут полный антаблемент с сочным орнаментом во фризе. Стены собора светло- зеленые. Обширный световой шестиоконный барабан покоится на подковообразных подпруженных арках, которые еще больше увеличивают высоту подкупольного пространства. Это сообщает интерьеру особую легкость и устремленность ввысь, подчеркнутую тактичным включением в убранство готических мотивов (ребра свода купола, лепка капителей колонн, орнамент фриза). Над притвором устроены хоры, расположенные на большой высоте, и пение прекрасно слышится во всех уголках храма. Солея поднята на пять ступеней, перед главным иконостасом она значительно шире, чем в пределах. Иконостасы всех трех алтарей невысокие, двухъярусные, первоначально резаны из кипариса по рисунку археолога Ф. Г. Солнцева (1801-1892).[5] Главный иконостас украшен витыми колоннами и завершен многоголопастной «бочкой» с большим 4-х конечным крестом над ней. В 1939 г. иконостасы были разобраны, но их сохраняла жительница Гатчины, Варвара Прозорова. После войны они установлены вновь, с добавлением недостающих частей из сосны. При этом форма боковых иконостасов несколько упрощена. Тогда же для иконостасов были выписаны новые образа.

Глубокий молитвенный настрой создает в храме настенная роспись. В конце обсиды главного алтаря, на золотом поле изображен благословляющий Спаситель на престоле с предстоящими апостолами Петром и Павлом и коленопреклоненными ангелами. Эта прекрасная композиция исполнена Ф. С. Завьяловым (1810-1856). Он же написал фигуры пророка Моисея и Иоанна Крестителя в нишах клиросов, воссозданные в 1950-х гг. Евангелисты в парусах купола и 12 медальонов пророков в барабане написаны академиком П. И. Шамшиным (1811-1895).

В соборе хранится много икон. По сторонам царских врат главного иконостаса возложены на аналои образ Филермской Богоматери (копия) и икона с изображением десницы Иоанна Крестителя. Эти иконы особо почитаются как местными жителями, так и паломниками. Они напоминают о том, что в Гатчинский собор в течение 65 лет (1852-1917) ежегодно приносились, первоначально на 10 дней, а впоследствии на месяц, часть древа Креста Господня, икона Филермской Богоматери, по преданию, написанная евангелистом Лукою (оплечное изображение Богоматери без младенца) и десная рука мощей Крестителя Господня Иоанна. Эти реликвии принадлежали ордену св. Иоанна Иерусалимского, созданному крестоносцами в Палестине в начале XII века и хранились долгое время на острове Мальта в Средиземном море. В 1799 г., когда Павел I взял орден под свое покровительство и принял титул великого магистра, мальтийские святыни были поднесены ему в Гатчине (12 октября) и затем помещены в соборе Зимнего дворца. [6] Мальтийская святыня «состоит из величайших предметов христианской веры; с нею связаны воспоминания о важнейших лицах и событиях в истории нашей веры». [7] Поэтому Русская Церковь установила ежегодно вспоминать день 12 октября 1799 г. «Служба на пренесение честныя руки Предтечевы», опубликованная уже в 1800 г. была составлена придворным протоиереем, членом Вольного экономического общества о. Сергием Ливотовым (+20.IX.1808).

С 1852 г. после освящения собора, Гатчина стала местом торжественного празднования мальтийским святыням. Накануне, 11 октября, святыни доставляли из столицы в Гатчинскую дворцовую церковь, где совершалось всенощное бдение, а в самый день праздника – ранняя литургия. Затем их переносили крестным ходом в Павловский собор на поклонение верующим. [8]

Мальтийские святыни, суть святыни Единой, неразделенной Церкви. И хотя на протяжении веков они хранились у рыцарей-католиков, почитание их в России в XIX-XX вв. приобрело глубокий народный характер. В начале нашего столетия, в период пребывания святынь в Павловском соборе в Гатчину для поклонения им приходили многолюдные крестные ходы со всех окрестных сельских приходов.

В 1917 г. святыни, по обычаю доставленные в Гатчину накануне 12 октября (ст. ст.), остались после Великой Октябрьской революции в Павловском соборе на постоянное хранение. Но в ноябре 1919 г. при отходе войск Юденича из-под Петрограда, они, по приказу белогвардейского командования, были вывезены в Таллинн, откуда позже попали в Западную Европу. В соборе же были созданы «копии» святынь: образ Богоматери, мера и подобие чудотворного и живописное изображение кисти десной руки св. Иоанна Крестителя.

День пренесения святынь в Гатчину (12/25 октября) и ныне празднуется в Павловском соборе торжественно, со всенощным бдением. Изображения мальтийских святынь полагают на середине храма. На праздничной утрени, после пения полиелея, служащий собор и богомольцы под звон колоколов следуют крестным ходом в пренесении святынь из верхнего храма в нижний. Во время шествия поется особое величание: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея руки пренесение». В нижнем храме в честь десныя руки св. Иоанна Предтечи (устроен в 1918 г. для служения в зимнее время, освящен митрополитом Вениамином (Казанским)) заканчивается бдение, там же обычно служат и раннюю литургию в самый день праздника. Поздняя литургия совершается архиепископским чином в верхнем храме. А затем ежедневно в течении месяца, до дня отдания праздника, у изображений мальтийских святынь поются молебны.

Местно чтится икона Покрова Богоматери – храмовый образ Гатчинского подворья Петроградского Богородицкого женского монастыря (сам монастырь основанный в 1900 г., находился в 20 км к западу от Гатчины). Со времени последней войны в соборе находится большой образ «Утоли моя печали». Он был обретен в тяжелую годину оккупации как бы в утешение жителей города от Самой Царицы Небесной. [9] В киотах главного нефа помещены иконы с мощами: великомученика Пантелеимона в рост, пожртвованная в 1971 г. в Царскосельский Екатерининский собор, и княгини-инокини Анны Кашинской из Церкви Алексия Митрополита в п. Тайцы. Привлекают внимание три злтофонных мозаичных образа работы А. Фролова (нач. XX в.): Спаса Вседержителя, Богоматери с младенцем и апостола Павла и мученицы Веры, взятые в собор из склепа Павла и Веры Нечаевых на Гатчинском кладбище. Резьба пристенных киотов повторяет резьбу иконостаса, этим достигнута стилистическое единство интерьера собора. За 130 лет существования собора в нем сменилось немало священников. В большинстве своем это были примерные, высокообразованные клирики, нередко талантливые администраторы. Примечательная особая преемственность настоятелей собора. Новый настоятель обычно назначался из священников этого же храма, а не перемещался извне.

По штатам 1853 г. Павловскому собору полагалось иметь ключаря, двух священников и диакона. В 1876 г. ключарь заменен штатным протоиереем. [10] Первый настоятель собора – кандидат богословия, священник (с 1863 г. протоиерей) Владимир Славинский был рукоположен в 1849 г. в Гатчинской госпитальной церкви и в 1852 г. переведен в новоосвященный собор. В течение многих лет о. Владимир состоял в должности благочинного. На его же попечении находилось городское, т. е. «новое» кладбище, освященное в 1851 г. В 1889 г. на этом кладбище была построена приписная каменная церковь во имя Всех Святых, ныне полуразрушенная. Перу о. Владимира принадлежит обстоятельное описание собора. [11] В 1887 г. в Гатчине отдельной брошюрой издано его «Слово и дело». 12/X-: на празднование пренесения в собор мальтийских святынь. Прот. В. Славинский оставался настоятелем Павловского собора до самой своей кончины, воспитав несколько поколений православных гатчинцев. Он умер 2 марта 1890 г. и похоронен в особой ограде против алтаря.

Не менее памятно в истории храма имя о. Андрея Мотовского, начавшего свое служение, которое продолжалось почти полвека, при протоиерее В. Славинском. Воспитанник Новгородской Духовной Семинарии, он был рукоположен диаконом в Павловском соборе в 1884 г. О. Андрей, обладатель прекрасного голоса (профундо-бас), служил диаконом около 30 лет. В 1912 г. он был определен на вакансию священника при том же соборе и через 8 лет стал его настоятелем.

1883 г. Гатчинскому собору был перемещен священник церкви Петербургской Духовной семинарии Николай Судаков, в 1891 г. назначенный настоятелем собора (протоиерей с 1895 г.). В феврале 1904 г. он был вынужден выйти на покой по болезни, скончался 16/XII-1905 г. За 13 лет настоятельства протоиерея Н. Судакова в жизни гатчинского прихода произошли большие события. В 1891 г. было построено 2-х этажное каменное здание церковно-приходской школы для мальчиков и девочек, состоявшей в заведовании соборного настоятеля. В 1895 г. о. Николай открыл в Гатчине отделение Братства Пресвятой Богородицы, устроил братский хор и хор певчих при соборе. [12] Сам собор, простоявший уже более 40 лет, был капитально обновлен. Конец XIX в. отмечен заботой об укреплении Православия в Прибалтийском крае и об удовлетворении духовных нужд православных латышей и эстонцев как на их родине, так и за ее пределами. В Гатчине жило немало эстонцев, поэтому при соборе был учрежден отдельный эстонский притч из священника и псаломщика, совершавший службы на эстонском языке. Позднее, в 1908 г. указом Св. Синода, в городе открылся самостоятельный эстонский приход. В 1898 г. в Гатчине было основано Реальное училище. Выпускником этого училища является архиепископ Иоанн (Алексеев, +16.IV.66), святительствовавший в течение 16 лет последовательно в Таллине и в Горьком.

В 1890 г. священником к Павловскому собору был рукоположен кандидат богословия Александр Калачев, сын гатчинского диакона. В 191…-18 гг. он, уже в сане протоиерея, был настоятелем церкви Гатчинского реального училища, а позднее, в 1920-1938 гг. снова служил в городском соборе. С 1891 г. по кончину в соборе проходил служение кандидат богословия священник Владимир Образцов. Еще в период настоятельства о. Н. Судакова он был благочинным церквей 2-го Царскосельского округа, удостоен сана протоиерея, а при выходе о. Николая на покой в 1904 г. назначается настоятелем храма (скончался 7.11.1912). В 1904-1910 гг. в клире собора состоял священник Алексей Западалов, определенный потом на ответственную и нелегкую должность наблюдателя церковно-приходских школ С.Петербургской епархии. На его место к собору перешел священник Пятогорского Богородицкого монастыря Алексей Благовещенский имел «золотые руки», он писал иконы, шил на них ризы, делал кресты с украшениями. Им были выполнены «копии» мальтийских святынь после увоза их за границу. Шитая риза соборной иконы Казанской Богоматери – тоже работа о. Алексея.

В октябре 1912 г. на вакансию настоятеля Павловского собора был назначен, по прошению, настоятель кронштадтской кладбищенской церкви священник Иоанн Богоявленский. В истории Русской Церкви о. И. Богоявленский известен как первый ректор восстановленных в 1946 г. Ленинградских духовных школ. С этого поста он был призван, по пострижении в монашество с именем Исидор, к епископскому служению на Таллинской кафедре (+18.XII.1949). Но и гатчинский период служения о. Иоанна был весьма плодотворным и успешным. В эти годы он был возведен в сан протоиерея, защитил магистерскую диссертацию «Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа» (опубликована: СПб 1915 г.). Протоиерей И. Богоявленский – единственный магистр богословия в клире собора за все годы его существования. В 1912 г. о. Иоанн был назначен благочинным 2-го Царскосельского округа. С 1914 г. в благочинии под его председательством ежемесячно устраивались окружные пастырские собрания для обсуждения вопросов, связанных с деятельностью приходского пастыря.

Такие собрания в высокой степени благотворно влияли на духовную жизнь благочиния. В 1915 г. был осуществлен капитальный ремонт собора. Средства собирались благодаря энергичным усилиям священника А. Благовещенского. Весь труд по наблюдениями за работами и переговоры с подрядчиками и мастерами нес протоиерей И. Богоявленский. Торжественное освящение обновленного собора 27/IX-1915 совершил епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский) – родной брат настоятеля. [13] Служение протоиерея И. Богоявленского в Павловском соборе продолжалось 7 лет. В 1919 г. он переехал в Таллин.

По приговору приходского совета новым настоятелем был утвержден старейший клирик собора священник Андрей Шотовский. Митрополит Вениамин (Казанский) возвел его в сан протоиерея в кафедральном Исаакиевском соборе в день храмового праздника 30/V- (ст. ст.) 1921 г. Год спустя Русскую Церковь потряс обновленческий раскол. Петроград 1922-23 гг. являлся одним из оплотов обновленчества. Считанные храмы и небольшое количество пастырей сохранило верность принципам канонического церковного управления. Большинство клириков, может быть и не одобряя методов и многих пунктов программы обновленцев, не нашло мужества противостоять натиску самозванных властолюбцев. К их числу относятся и клирики Гатчинского собора. Святейший Патриарх Тихон, вскоре после того, как в июне 1923 г. он вернулся к руководству Церковью, посылает в Петроград на борьбу с расколом новопоставленного епископа Лужского Мануила (Лемешевского +12.VIII.1968). За 144 дня своего пребывания в Петрограде епископ Мануил привел к покаянию десятки священников, которые со своими приходами возвращались под омофор Патриарха. Одним из первых в числе присоединившихся был клир Павловского собора г. Гатчины.

Протоиерей Андрей Шотовский возглавлял гатчинский соборный приход более 10 лет, до кончины (6-19 ноября) 1933 г. Его преемником по настоятельству стал протоиерей Алексей Благовещенский.

Богослужения в соборе прервались в феврале 1938 г. В 1939-40 гг. в здании начали сооружать межэтажное перекрытие, при этом колонны в интерьере были вырублены от пола на половину высоты.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. В сентябре фронт приблизился к Ленинграду. Гатчина оказалась на территории, временно оккупированной фашистами. Оккупанты переселили в город население из прифронтовой полосы, в том числе из г. Пушкина (б. Царское Село). Перед войной в Пушкине действовала Знаменская церковь, настоятелем которой был 73- летний митрофорный протоиерей Федор Забелин. Оказавшись в Гатчине, о. Федор получил разрешение служить в нижнем храме пострадавшего от обстрела Павловского собора. Эти богослужения были единственной отрадой православных жителей в долгие годы оккупации. Но даже в церкви они не могли чувствовать себя в безопасности. Так, однажды фашисты бросили в храм гранату, и только по милости Божией никто не пострадал. Служение в таких условиях свидетельствует о глубоком патриотизме и мужестве о. Феодора Забелина, в прошлом – военного священника, и о его беззаветной любви к пастве. Отметим, что всю мировую войну о. Феодор провел в действующей армии, был ранен, но остался при исполнении пастырских обязанностей.

В январе 1944 г. Гатчина была освобождена воинами Советской Армии. Собор посетил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и благословил на ремонт верхнего храма. Вскоре там был устроен временный фанерный иконостас. Полное восстановление собора осуществлялось позднее, в 1946-49 гг. В результате реставрационных работ интерьеру собора почти полностью возвращен первоначальный облик, задуманный Р. И. Кузьминым. Главная заслуга в воссоздании собора принадлежит ныне здравствующему протоиерею Петру Белавскому, который осуществил непосредственное руководство всеми работами.

О. Петр Белавский получил назначение в Гатчинский собор в 1945 г., но с Гатчиной он имел давние и потомственные связи. Его родитель протоиерей Иоанн Белавский (+21.IV.1927) с 1889 г. настоятельствовал в соседнем с Гатчиной приходе села Александровка. Многие годы он был помощником благочинного 2-го Царскосельского округа, разделяя труды настоятелей гатчинского собора по управлению благочинием. Сам о. Петр до 1929 г. служил в Алексиевской церкви пос. Тайцы и прекрасно знал не только гатчинских соборных клириков, но и многих прихожан собора. Так в деле духовного руководства православных гатчинцев была сохранена живая преемственность.

Истинное пастырство есть прежде всего свидетельство особой любви к Богу. Господь «пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Им.10,10). Для прихожан Павловского собора, перенесших все ужасы войны и вражеской оккупации города, трудные послевоенные годы были согреты христианской верой, надеждой и любовью, которые укрепляли в их сердцах пастыри Божии протоиерей Феодор Забелин и Петр Белавский.

5 июня 1949 г. на 82 году протоиерей Феодор Забелин скончался. Отпевал его епископ Лужский Симеон (Бычков). О. Феодор погребен на городском кладбище, рядом с могилами протоиереев Николая Судакова и Владимира Образцова. [14] 30/X-того же года собор пережил второе рождение: митрополит Григорий (Чуков) освятил главный престол верхнего храма после окончания в нем реставрационных работ. Владыка митрополит лично наблюдал за воссозданием интерьера собора, неоднократно приезжал в Гатчину. В один из таких приездов его сопровождал ректор Ленинградских духовных школ, в прошлом настоятель храма, протоиерей Иоанн Богоявленский.

В 1949-55 гг. настоятелем Павловского собора состоял протоиерей Петр Белавский. Он установил празднование перенесения в Гатчину мальтийских святынь в том виде, как оно совершается доныне – с крестным ходом в нижний храм на праздничной утрени. К изображениям мальтийских святынь о. Петр приложил серебряный крест с частицею Креста Господня.

Младшим священником в эти годы служил о. Иоанн Кондрашов, определенный к собору в XI-1949 г. студентом I курса Ленинградской Духовной Академии. Кандидатское сочинение о. Иоанна, посвященное жизни и равноапостольским трудам архиепископа Японского Николая (Касаткина), легло в основу материалов для канонизации святителя, совершившейся в 1970 г. [15]

В Петров день, 29/VI-1952 (12/VII-) Гатчинский собор св. апостола Павла торжественно праздновал свое 100-летие. Божественную литургию и благодарственный молебен в соборе совершал митрополит Григорий и епископ Таллинский Роман (Танг) в сослужении местного и приезжего духовенства. На другой день, 30/VI-, епископ Роман освятил правый придел во имя свв. Константина и Елены. К юбилею собора настоятель протоиерей П. Белавский был награжден митрой за усердные труды, как по духовному окормлению паствы, так и по воссозданию храма. В «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья о. Петра, посвященная истории собора и ходу его послевоенной реставрации (ЖМП 1952 № 6, с. 66-67).

В 1953-1964 гг. в соборе служил один из старейших ленинградских диаконов протодиакон Михаил Яковлев (1889-1980 гг., в Петрограде с 1916 г.). Необычна судьба этого человека – участник возрождения Чехословацкой Церкви. В Великую Отечественную войну о. Михаил попал в оккупацию, был переселен немцами в Латвию, оттуда – в Судеты (Чехия). Православная Церковь в Чехословакии, как известно, была поставлена немцами вне закона. Ее возрождение, при содействии Русской Церкви, началось только после освобождения страны Советской Армией. О. М. Яковлев, овладев чешским языком, в течении 6 лет (1946-1952 гг.) проходил протодиаконское служение при Экзархе митрополита Елевферии (Воронцове) и епископе Пряшевском Алексии (Дегтяреве). Кроме того он вел уроки на пастырских курсах в Пряшеве. Вернувшись на Родину, о. Михаил получил назначение в гатчинский собор. Он вышел за штат, отметив 50-летнее служение в диаконском сане, и за усердную службу был награжден Патриаршей грамотой.

С 1956 г. по настоящее время (с перерывом в 1973-76 гг.) настоятелем Павловского собора состоит протоиерей Иоанн Кондрашов. За многолетнюю благоплодную пастырскую деятельность, которую он до 1980 г. совмещал с преподаванием в Ленинградской Духовной Семинарии, о. Иоанн удостоен многих наград, включая митру (1970 г.) и право совершения литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». В 1981 г. о. Иоанн назначен благочинным Гатчинского округа. Благодаря своей сердечности и приветливости, о. Иоанн Кондрашов пользуется общей любовью клириков и мирян и в то же время очень высоким авторитетом. Назидательные проповеди о. Иоанна находят отклик в сердцах всех прихожан, наставляя их на путь вечного спасения.

Вторым соборным священником с 1968 г. до кончины (1/X-81) служил протоиерей Евгений Сенько, в 1978 году пожалованный митрой. О. Евгений был участником Великой Отечественной войны, имел боевые награды. На его место назначен митрофорный протоиерей Борис Воскресенский, который начинал пастырское служение в этом соборе в 1953 г. Третий священник о. Михаил Юримский, около 10 лет прослужил в соборе диаконом, а в 1974 г. митрополит Никодим (Ротов) рукоположил его в просвитера.

Службы в Павловском соборе отличаются редким для провинции благолепием. Этому способствует и глубоко продуманное внутреннее устройство самого храма, и большой состав клира (3 священника и 2 диакона), и гармоничное пение хора. В престольный праздник и в день воспоминания пренесения в Гатчину мальтийских святынь здесь совершается архиерейские богослужения. Гатчинские старожилы помнят многих архиереев, служивших в соборе. В 1920-30-х гг. в Гатчине нередко бывал епископ Петергофский Николай (Ярушевич: +13/XII-1861) – впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский. За послевоенные годы в Павловском соборе литургисали почти все Ленинградские митрополиты и их викарии. Служил здесь и Святейший Патриарх Пимен в бытность свою на Ленинградской кафедре (1961-1963 гг.). Сугубо праздничным для православных гатчинцев был Петров день 1960 г., когда в соборе служили два митрополита: Ленинградский и Ладожский Питирим (Свиридов) и высокий гость из Антиохийского Патриархата митрополит Гор Ливанских Илия (Карам). Тремя днями ранее, в Сергиевой Лавре митрополит Илия участвовал в архиерейской хиротонии архимандрита Никодима (Ростова), будущего митрополита Ленинградского и Новгородского.

29 июня (12 июля) 1977 г. собор св. апостола Павла отметил свое 125-летие. К этой годовщине был произведен внешний и внутренний ремонт здания. Божественную литургию в юбилейный храмовый день совершал епископ Тихвинский Мелитон (Соловьев), в службе принял участие и бывший настоятель собора протоиерей Петр Белавский.

12/25 октября 1978 г. Павловский собор торжественно встречал новоназначенного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония, прибывшего в Гатчину на празднование мальтийским святыням. Это был первый выезд митрополита Антония на приход вне Ленинграда.

За десятилетия, прошедшие со времени послевоенной реставрации, гатчинский собор стал еще благоустроеннее. В настоящее время он имеет 5 престолов: три в верхнем храме и два в нижнем. Придельный престол подклетного храма устроен в 1948 г. протоиереем Петром Белавским. Он освящен в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали», ради явления этого образа в Гатчине в годы войны. Сама икона, как особо чтимая, находится в верхнем храме, и к ней совершаются выходы духовенства по воскресным дням после литургии. Престолы верхнего храма поосвященные св. апостолу Павлу, равноапостольным Константину и Елене и Марии Магдалине. Последний, левый престол освящен в 1957 г. епископом Старорусским Сергием (Голубцовым). В 1979 г. Павловский собор украсился новыми паникадилами: большим, трехъярусным в главном нефе и двумя малыми, двухъярусными - в боковых. Изящные и легкие по рисунку, подчеркнуто современные, они удачно вписались в интерьер 130-летнего храма.

Ценность Гатчинского собора св. апостола Павла определяется не только его выдающимся художественным или историческим значением. Для православных гатчинцев он дорог прежде всего как место живого, непосредственного общения с Богом в молитвах и таинствах, укрепляющих и освящающих немощную природу человека. Усердно посещая богослужения и твердо уповая на милость Божию, соборные прихожане проявляют примерную заботу о своем прекрасном храме – средоточии духовной жизни прихода.

Примечания [1] прот. П. Белавский. «Столетие Гатчинского Павловского собора» - КМП, 1952, № 8, стр. 66. [2] о творчестве Р. И. Кузьмина см: Н. Ф. Хомутецкий. «Материалы к биографии архитекторов С. Л. Щустова и Р. И. Кузьмина: - Архитектурное наследство, вып.2, М, 1955, с.197-214 [3] Описание перестройки собора см: «Столетие города Гатчины, 1876 – 1896 г: Под ред. С. Рождественского. т.I. Исторические сведения. Гатчина, изд. Гатчинск .дворц. управл. 1896, с. 146-150 [4] Б. Н. Курбатов. Петербург, Художественно-исторический очерк и образ художеств. богатства столицы. СПб изд. общ. св. Евгении, 1913, с.423. [5] В. К. Макаров, А. Н. Петров. Гатчина. Л. Искусств. 1974 г. с.74 [6] см: «Петербург при императоре Павле Петровиче в 1796-1801 гг.» Перевод- извлечение из рукописи Гейнриха Реймерса – Русск. старина 1883, кн. IX, с. 461 [7] Прот. В. Славинский. Слово в празднование св. Иоанну Крестителю, 12 октября, Гатчина, 1887, с. 3. [8] Перенесение святынь из Зимнего дворца в г. Гатчину – С.Петербургский Духовный Вестник, издаваем. «Обществом распростран. религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». 1897 г. № 42, с. 835-836 [9] прот. П. Белавский. «Столетие Гатчинского Павловского собора» - КМП, 1952, № 8, стр. 67. [10] Гатчина была безуездным городом, собор же строился под личным наблюдением Николая I. Вероятно, штатная должность ключаря подчеркивала бережное отношение к храму и его утвари. Но поскольку собор занял важное положение в жизни епархии, через четверть века было положено замещать вакансию настоятеля лицами в сане протоиерея. [11] прот. о. В. Славинский. Гатчинский собор св. ап. Павла. – В кн. «Историко-статистические сведения о С-Петербургской епархии». вып. 8. СПб, изд. с.Петербургской епархии, ист. статист. комитета 1884 г. с. 392-399 [12] Ап. С. Венок на могилу почившего протоиерея Николая Ивановича Судакова, бывшего настоятеля Павловского собора в г. Гатчине (1884-1905 гг.) Гатчина, 1906 г. с. 4. [13] Гатчинский Павловский собор /по случаю капитального ремонта/. – «Гатчина» (еженедельная газета) от 12 марта 1916 г. № 2 (88). [14] Здесь же похоронены диакон А. И. Калачев (+17.III.1902) – отец протоиерея Александра Калачева и протоиерей Иоанн Смолин (+12.01.1927) – известный духовный писатель-миссионер начала XX в., последние годы жизни служивший при гатчинском подворье Пятогорского монастыря. Им составлены: «Симфония на Новый и Ветхий Завет с общими и миссионерскими параллелями». СПб 1906 г., «Краткий толкователь мест Священного Писания, извращаемых инакомыслящими с Православной Церковью». СПб 1912 г., «Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучениях» СПб, 1911 г. В западной части кладбища похоронен протоиерей Андрей Шотовский. [15] см: прот. И. Кондрашов, кандидат богословия. «Архиепископ Николай Касаткин – апостол Японии (в связи с 60-летием со дня кончины)». – ЖМП. 1972, № 11, с. 62-74. *

 



следующая страница