Дворцово-парковый ансамбль Приорат

(часть вторая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Главный (западный) фасад | восточный фасад | северный фасад | интерьеры дворца | башня | малые архитектурные формы | цветовое решение приоратского дворца | Земляной дворец. Технология "землебита" | послесловие

Главный, западный, фасад дворца обращен к Черному озеру; он монолитно соединен с подпорной стеной из пудостского камня, развернутой на 327 метров и акцентированной по краям рустами. Отрезок подпорной стены, совпадающий с фасадом, укреплен четырьмя контрфорсами, которые конструктивно усиливают прочность сооружения и одновременно придают ему черты фортификационного строения. Над левой частью подпорной стены возвышается двухэтажный объем с высокой четырехскатной мансардной кровлей. В каждом этаже его по три окна. Им соответствуют три окна мансарды. На простенке между вторым и третьим окнами второго этажа был прикреплен большой черный металлический герб Российской державы - двуглавый орел, грудь которого украшал белый Мальтийский крест. Этим знаком в равной мере отмечалось назначение здания и представительность лицевого фасада.

К двухэтажному объему примыкает одноэтажный, с одним окном и отдельной кровлей. Рядом с ним, несколько в глубине, расположен третий объем, тоже одноэтажный, составляющий восточную часть здания. В углу между этими одноэтажными частями помещен навес главного входа, который поддерживается низкой большого диаметра колонной дорического ордера с плинтом и капителью из пудостского камня. В объемно-пространственную композицию главного фасада включена высокая кровля четвертого объема здания, обращенного в северную сторону. Над всем строением вознесена каменная пятиярусная восьмигранная башня, завершенная коническим шпилем, шаром и флюгером. Стройность башни подчеркнута рельефными поясами кладки, выявляющими восьмигранник каждого яруса, и удлиненными прямоугольными проемами окон на гранях венчающего яруса. Поднятая на высоту почти тридцати одного метра башня придает объему и силуэту дворца особую выразительность.

Приоратский дворецПриоратский дворецПриоратский парк Приоратский паркПриоратский парк. Камень в память о погибших финских военнопленных войн 1939-1944 годов.Приоратский парк. Камень в память о погибших финских военнопленных войн 1939-1944 годов.

Богатый по пластике, ритмическим и линейным очертаниям главный фасад рельефно выступает на фоне окружающих деревьев и зеркально отражается в глади озера.

Примечательно, что дворец не только зрительно, но и функционально связан с Черным озером: в подпорной стене сделан проем-вход на маленькую пристань.

Восточный фасад обращен ко двору и воротам. Он трактован как сочетание двух объемов - двухэтажного на пять прямоугольных оконных проемов и одноэтажного. Они завершаются высокими кровлями, большей и меньшей длины по коньку, что отражает разновеликость двух связанных между собой объемов здания и разбивает монотонность гладкого фасада.

Одноэтажный объем, который является восточной частью дворцового здания, весьма своеобразен. Он решен как пятигранник, в котором лицевую сторону образуют три более узкие грани, а боковые - более удлиненные. Каждая сторона прорезана высокими, почти во всю высоту стены, оконными проемами со стрельчатыми завершениями, подчеркнутыми рельефным сандриком аналогичного рисунка. Это придало восточной части дворца отдаленное сходство с готической капеллой и определило ее название - Капелла, хотя здесь никогда церковная служба не велась.

Северный фасад дворца смыкается в одну линию с оградой и возвышается над подпорной стеной двумя этажами с четырьмя окнами в каждом. Он завершен карнизом с модульонами, который идет по периметру всего здания, являясь архитектурно-декоративным элементом всех фасадов. Скат кровли северного фасада оживлен тремя мансардными окнами. В отличие от главного фасада одно из них выделено из общего ряда во второй ярус. Такое нарушение симметрии привносит оживление в подчеркнуто рациональную трактовку облика здания.

Северный фасад, словно вырастающий из озера, решенный единым блоком, по-своему оригинален. В этом кроется одна из тайн привлекательности облика Приората, в котором нет повторов и каждая точка обзора рождает ощущение новизны восприятия.

В силуэт здания особую ноту вносили завершения кровли - пять шаров на концах коньков и девять дымников с флюгерами над печными трубами. Этот аккорд шаров и флюгеров завершался как бы плывущим в облаках шаром и флюгером башни.

Интерьеры Приоратского дворца логично вписаны в его объемы. В первом этаже находится шесть помещений. Четыре из них имели парадное назначение. Главный интерьер - так называемая «шестиугольная» (она совпадала с одноэтажным объемом западной части здания) и два одинаковых квадратных помещения-«комнаты напротив шестиугольной», с шестью окнами, и «комната угловая», с пятью окнами. На втором этаже, куда вела каменная в двадцать четыре ступени лестница, было также шесть комнат, из них две - парадные. Они точно соответствуют по размерам и планировке интерьерам, находящимся под ними. Повторялись даже наименования. Высота комнат в обоих этажах практически одинаковая - в среднем 3 метра 75 сантиметров. Достаточная высота и площадь в сочетании с большой освещенностью придают дворцовым интерьерам подчеркнутую соразмерность и уют. При всей сдержанности решения внутренних помещений Приората в них была и определенная представительность: декорированные искусственным мрамором стены, оконные коробки и откосы с различной расколеровкой. В трех помещениях потолки имели столярную декоративную обработку в виде кессонов различной геометрической конфигурации - квадраты, треугольники, прямоугольники. Каждый кессон заполнялся резной розеткой с шаром, который в документах называется «репей». Декоративность потолков усиливалась цветом - разным в каждом интерьере - и позолотой рельефных деталей.

Из второго этажа можно было подняться на чердак и оттуда по особой лестнице выйти на открытую галерею с балюстрадами, ведущую в башню.

Меблировка интерьеров Приората производилась под руководством и, возможно, по проектам Н. А. Львова. В обстановке преобладали мебель красного дерева с золочением и настольные осветительные приборы с хрустальными подвесками. Судя по описи мебельного убранства Приората, оно было типичным для русского художественного интерьера конца XVIII столетия и во многом походило на обстановку комнат Гатчинского дворца.

Особый интерес являла собой сложенная из парицкого камня башня. В восьмигранный объем высотой до крыши семнадцать метров, со стенами толщиной более семидесяти сантиметров вписана винтовая лестница, состоящая из восьмидесяти восьми ступеней. По ней поднимались на пятый ярус, откуда из окон открывалась панорама Приоратского и Дворцового парков.

Площадка, на которой возвышается Приоратский дворец, с трех сторон была охвачена оградой, которая защищала небольшой двор перед западным и южным фасадами. Массив стены укреплен ритмично расставленными контрфорсами. На южной стороне ограды находятся ворота. Они фланкируются двумя высокими пилонами-сторожками. Сторожки завершаются профилированным карнизом и полуциркульными стрельчатыми фронтонами, вторящими очертанию перекрытия. Углы сторожек выявлены рустами. Даже малым архитектурным формам Н. А. Львов стремился придать монументальность. Каждая сторожка со стороны двора имела дверь, одно из двух окон находилось на лицевом фасаде, второе было обращено к воротному проезду, что позволяло одновременно наблюдать за приближающимися ко дворцу.

В юго-восточном углу ограды Приората находится небольшое здание, частично заглубленное в земляной склон. Разновысотность двухскатных кровель выявляет, что оно состоит из двух объемов. Действительно, имеющее общие стены и вход строение состоит из двух помещений - кухни и служб. Как во многих загородных павильонах, пища готовилась в отдельно стоящих зданиях, а разогревалась непосредственно перед подачей в кухне на первом этаже Приората. Зодческая одаренность Львова проявилась и в этой сугубо утилитарной постройке. Ее габариты рассчитаны таким образом, что она усиливает впечатление масштабности дворца.

Архитектор Николай Александрович Львов

В колористическом решении дворца и его окружения преобладает белый цвет стен и красный - кровель. Но к моменту его постройки цветовая палитра была значительно богаче. Сверкали позолотой шары и флюгеры на крышах, яркой окраске кровель отвечала черепица поверх ограды. Деревянные, выкрашенные охрой ворота были созвучны алому и черному цвету сорока одного столба, врытого вдоль ограды. Дорожка из красного толченого кирпича огибала дворцовое здание, еще более оттеняя белизну стен, желтовато-красноватый тон парицкого камня башни и серебристость пудостского камня. Возможно, что такое цветовое решение Львову подсказали красные и белые плащи, черные сутаны и кресты рыцарей и монахов Мальтийского ордена. Во всяком случае, такое колористическое сочетание придавало ансамблю мажорность и выделяло его в пейзажном окружении.

Приоратский дворец имеет еще одно название - Земляной дворец. Это второе его наименование раскрывает не менее примечательную, чем художественно-архитектурная, строительно-инженерную особенность здания. Дело в том, что дворец, стена и кухня построены Н. А. Львовым с применением «землебита» - прессованной и просушенной земли.

Это не было следствием прихоти заказчика или капризом архитектора. Львов прекрасно знал историю строительной техники, и в частности землебита, которая восходит еще ко временам Древнего Рима. В Америке и странах Западной Европы находились и сохранились до нашего времени здания, возведенные с применением прессованной земли. Интерес к землебитному строительству отразился в изданной в 1790 году книге архитектора Ф. Коантеро, описавшего технологию возведения подобных сооружений. Уже через четыре года эту работу в полном переводе получили русские читатели. Львов стал одним из наиболее активных и последовательных проповедников землебита, внедряя его самым широким образом в строительство и готовя для этой цели специальные кадры. Самым лучшим способом доказать прочность этого строительного материала и убедить в его достоинстве было выполнение «высочайшего заказа» в царской резиденции. Сначала в 1797 году вблизи Павловска по проекту Львова строят землебитную «хижину» для фаворитки Павла I фрейлины Е. И. Нелидовой. Затем в Гатчине проводится публичный опыт. По указанию архитектора за несколько дней возвели землебитную стену. Придворные дамы пытались продырявить ее зонтиками, а офицеры - разрушить палашами. Стена выдержала натиск, и Львов получил возможность без дальнейших задержек выполнить свой смелый замысел. В 1797 году были заключены контракты и составлены сметы, летом следующего года велось интенсивное строительство, в 1798 году шла отделка интерьеров. 15 января 1799 года Гатчинское городовое правление приняло законченный дворец, а летом его полностью меблировали.

Несмотря на обилие документов, только непосредственное изучение Приоратского дворца в связи с подготовкой реставрации позволило точно исследовать его конструкции и соотношение примененных материалов, главный из которых - землебит. Фундамент дворца сложен из известкового камня на известковом растворе на глубину около двух метров. Над ним идет каменный цоколь, образующий пояс до начала оконных проемов. Сверху проложен слой глины, смешанной с соломой, который служит до сих пор отличной гидроизоляцией. Выше идут стены, которые изготовлялись методом набивки: земля насыпалась в опалубку слоем не более 16 сантиметров, а затем прессовалась трамбовками, уменьшаясь в объеме в два раза. Этот уплотненный слой покрывался известью и прослойкой измельченного кирпича и превращался в основание следующего слоя. Так поднимались стены до высоты двух этажей. Чтобы обеспечить большую прочность и плотность связи землебитных частей и каменной башни, была запроектирована внутренняя кирпичная стена с декоративными нишами. Кроме того, по всему периметру здания на уровне перекрытий проложен пояс из кирпичной щебенки, а над ним - дощатая обвязка. Опорные концы балок подкреплены кирпичными вставками. Все эти и ряд других кирпичных и деревянных конструктивных элементов стали прочным каркасом для землебитных стен и обеспечили их необычайную выносливость.

Следует отметить конструктивные особенности подпорной стены. В данную часть ее основания горизонтально положены бревна диаметром 27 сантиметров, пропитанные особой каменноугольной смолой, изобретенной Львовым. Над бревнами идет ряд лещадных плит. На плитном слое сложены из блоков известнякового камня две стены - вертикальная задняя и наклонная передняя. Между ними засыпана забутовка - камень и известь. Поверх подпорной стены устроен изоляционный слой из глины, смешанной с соломой.

Из землебита были построены ограда, сторожки и кухня.

Приоратский дворец не стал летней резиденцией принца Конде - приора Мальтийского ордена. Долгие годы он служил обычным запасным гостевым дворцом, которым почти не пользовались, но тщательно сохраняли. В 1880-х годах для размещения в нем на летнее время придворных певчих дворец был реставрирован и частично реконструирован. После 1917 года Приорат использовался в основном как дом отдыха, как районный краеведческий музей.

В 1941-1944 годах дворцу был нанесен существенный ущерб оккупантами. Проведенные в спешке консервационно-восстановительные работы не принесли долговременных результатов, и здание пришло в упадок. Только в начале 1980-х годов началась подготовка к капитальной реставрации. Ныне ее ведут специальные научно-реставрационные производственные мастерские «Росреставрация».

Н. А. Львов в свое время писал: «Земляное битое строение, как для удобности в постройке, так и для прочности своей, требует почти особого рода архитектуры, хотя простой, но в простоте своей довольно красивой и прочной». Слова зодчего полностью соответствуют истине: Приоратский дворец, образец высокой простоты и подлинной красоты, несмотря на непритязательность материала, выстоял и ждет часа своего возрождения.

 



следующая страница