Дворцовый парк

(часть третья)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Портал "Маска" | Березовый домик

В пейзаж правобережной части Английского сада вписан участок, наименованный не по породе насаждений, а по декору фасадов павильона - Березовый. Границы участка весьма условны. Он заключен между Темной аллеей, проложенной по краю парковой территории, и прибрежной - Березовой аллеей. Между ними проходят Первая, Вторая и Средняя Ореховые дороги, обсаженные вековыми дубами. Планировка Березового участка напоминает широкоячеистую сеть, на открытых пространствах которой группируются живописные посадки, среди которых выделяется пять вековых пихт. Рельеф Березового участка сильно повышается от береговой линии. На его самой высокой точке находится оригинальный ансамбль, включающий тематически и композиционно связанные, но совершенно различные по архитектуре произведения: монументальный каменный портал "Маска" и изящный деревянный Березовый домик. Название свободно стоящего на высоком цоколе массивного портала как нельзя лучше раскрывает его назначение маскировать Березовый домик.

Когда поднимаешься по крутому склону холма, перед глазами вырастает крупное, стройное сооружение подчеркнуто античного характера. О масштабе этого сложенного из блоков пудостского камня декоративного "занавеса" говорят его размеры. Общая высота от уровня земли почти девять, при ширине около тринадцати метров. По композиции портал "Маска" представляет собой тип трехпролетных шестнадцатиколонных с прямоугольными пролетами триумфальных ворот ионического ордера. При этом боковые пролеты перегорожены на уровне цоколя каменными скамьями. Эта небольшая преграда функционально направляет внимание на средний пролет.

Средний, самый широкий пролет (более пяти метров), выделен сильно выступающим вперед портиком с мощным перекрытием и треугольным фронтоном под двухскатной кровлей. Перекрытие опирается на двенадцать колонн с гладкими стволами. В передней части они сгруппированы в два "пучка" из четырех колонн; внутри портика им вторят парные колонны по сторонам среднего пролета. Также парными колоннами декорированы несколько выступающие вперед замыкающие части боковых пролетов. Этот "органный аккорд" колонн придает порталу особую величавость.

Прямоугольным очертаниям пилонов по сторонам пролетов и гладких стволов соответствует строгое решение чисто классического антаблемента с широким гладким фризом. Строгость облика портала не нарушается высеченными на заглубленном тимпане фронтона рельефными изображениями рогов изобилия с цветами.

Портал "Маска", созданный архитектором Бренной в 1795-1797 годах, отмечен глубоким проникновением в суть античного зодчества, формы которого использованы с подлинной художественной свободой. В этом сооружении Бренна достиг высокой степени пластичности, мастерски развивая приемы, использованные в Адмиралтейских воротах.

Перспектива среднего пролета портала, к которому ведут пять каменных ступеней, обрамленных по сторонам постаментами, сложенными из квадров пудостского камня (на них проектировалось установить изваяния львов), замкнута фасадом Березового домика. Этот фасад, особенно по контрасту с архитектурой портала, воспринимается как аккуратно сложенная поленница. Но этот мнимый склад напиленных, неокоренных березовых стволов, который в конце XVIII столетия образно называли "бушаром" (франц. bucher-дровяной сарай, костер), является типичным для романтических пейзажных парков XVIII века архитектурным сюрпризом.

Березовый домик был построен по проекту художника А. Ф. Виолье в 1780-х годах. Основной декоративный прием, выбранный художником, и материал - неокоренные березовые чурки, положенные вдоль и чередующиеся с рядами пиленых "поленьев", выложенных торцовым срезом, довольно часто использовались в парковой архитектуре второй половины XVIII века. В книге И. Г. Громанна "Ideenmagazin", изданной в Лейпциге в 1797 году, изображены садовые павильоны со стенами и колоннами из неокоренных древесных стволов. У гатчинского Березового домика был и прямой предшественник в Петергофе. Там, в Английском парке, по проекту Дж. Кваренги был построен павильон, имевший аналогичное название и оформление. Такого рода павильоны из природных материалов казались их создателям приближением к естественным первоистокам архитектуры - навесам из сучьев, лесным шалашам, бревенчатым хижинам с соломенной кровлей. Подобные павильоны были устроены в Павловском парке в первые годы его существования. Это было и Старое шале в швейцарском вкусе и Шарбоньер (франц. charbonnerie - хижина угольщика, угольная лавка) - павильон-землянка из бревен, закрытых слоем дерна. Таков же, наконец, и сохранившийся павильон "Молочня", или, как его называли, "Молочный домик в лесу", сложенный по проекту Ч. Камерона из неоколотых камней и валунов, с соломенной крышей и навесом на столбах. Но все это относилось к внешним приметам, облику строения. За буколическим, сельским обличием скрывался изысканно декорированный интерьер, предназначенный для времяпрепровождения нескольких человек, особо приближенных к царствующей персоне. Гатчинский Березовый домик - в ряду таких построек.

Когда видишь его впервые, особенно при закрытых ставнях и внешних створках дверей, он кажется четырьмя штабелями березовых дров разного объема и высоты, плотно приставленных друг к другу и прикрытых невысокой четырехскатной кровлей. Эти строго прямоугольные объемы поленниц точно воспроизводят структуру, размеры и план четырех помещений, разделенных на две изолированные группы: основную часть, где находится зал с альковом и сени, и служебную, состоящую из кухни с тамбуром.

Березовый домик, зигзагообразный в плане, рассчитан на круговой обзор. При этом, благодаря игре разновеликих частей, каждый раз при смене ракурса создается новое впечатление. Оно усиливается живописностью черно-белой бересты и светлых дисков торцовых срезов. Самый большой объем павильона (5,4х7,8 метра при высоте до конька кровли 5,2 метра) сложен из тридцати четырех рядов стволов. Когда раскрываются ставни, маскирующие оконные и дверные проемы, домик начинает преображаться.

Но главная метаморфоза впечатления от природной "естественности" внешнего облика к дворцовой нарядности зала происходит на его пороге. В распахнутые дверные створки открывается вид сверкающего зеркалами, позолотой, мерцающего многоцветьем росписей и драпировок поистине царского интерьера. Площадь зала, квадратного со скругленными углами, невелика - около 25 квадратных метров. Но свет из двух расположенных друг против друга окон на продольных стенах, зеркальные ленты в каннелюрах четырнадцати пилястр, в полуциркульных завершениях над окнами и угловые зеркала, а также роспись потолка "раскрывают" замкнутость пространства, создавая иллюзию большой глубины.

Это впечатление усиливается альковом (2,7x4,9 метра) в стене, противоположной входу. Альков выделен узкими простенками и подъемом уровня пола. Все его стены сплошь закрыты зеркалами, украшенными живописной трельяжной сеткой и подсвеченными светом, падающим из единственного бокового окна в алькове. Использование арочного проема, иллюзорного расширения пространства и других элементов, свойственных стилю барокко и рококо, сочетается в композиции и декоре зала с классицистической ордерной системой и орнаментикой.

Стены зала членятся парными каннелированными пилястрами ионического ордера, которые опираются на профилированные постаменты, слегка выступающие из панелей, обрамляющих зал по всему периметру. В скругленных углах вмонтированы зеркала, разделенные рейками, подобно оконным переплетам, для усиления иллюзии открытого пространства. Перед зеркалами установлены полукруглые столики. Их очертания вносят волнообразное движение в линейность профилированных деталей панели. Такое сопоставление прямолинейности, скругленности и волнообразности использовано во всем декоре зала. Оно выражено в полукружных золоченых резных завершениях, напоминающих раскрытые ажурные веера, поставленные над прямоугольными оконными проемами и зеркалами и в полуциркульных обрамлениях живописного десюдепорта входных дверей.

Пилястры несут скругленный по углам классический антаблемент с тщательно проработанными и частично позолоченными рельефными деталями архитрава и карниза. Плоское перекрытие зала затянуто плафоном. Его композиционное построение создает впечатление купола с круглым открытым проемом, сквозь который видно небо. Парные пилястры зрительно связаны с написанными на перекрытии низкими лучковыми арками, которые декорированы спирально сплетенными листьями аканта. Под архивольтом каждой арки - погрудное изображение атланта, как бы подпирающего свод. На четырех распалубках в медальонах, обрамленных гирляндами и скрещенными ветвями, помещены задрапированные или полуобнаженные женские фигуры, символизирующие времена года.

Верхние части лучковых арок сливаются с широким поясом барабана иллюзорного купола. На нем изображено восемь пар путти-атлантов, с подчеркнутым усилием удерживающих нависающую падугу. Между мальчиками-атлантами, в обрамлении, имитирующем лепку, размещено восемь аллегорических композиций, знаменующих различные страны света. На средней части плафона написано бездонное с легкими пышными облаками небо, в котором свободно и стремительно парят стройный юноша и маленький мальчик. Прозрачные стрекозиные крылья за спинами у них и показанное линиями "дыхание" напоминают, что это мифологические персонажи - бог теплых ветров Зефир и его сын от брака с богиней весны Флорой - Kapпyc, бог плодородия. Зефир несет перед собой на вытянутых руках гирлянду роз, а Карпус - пышный букет.

Сюжет средней части плафона дополняется десюде-портом, где написаны парящие в облаках два путти. Развевающиеся драпировки и розы в руках младенцев не оставляют сомнения в том, что это спутники Зефира, шаловливые ветерки, всегда веющие над островами блаженства.

Композиции плафона соответствует членение паркета. В центре его из цветных пород набраны вкомпоно-ванные одна в другую шестнадцатилучевые звезды. От них в разные стороны симметрично расходятся двухцветные линии. Пересекаясь, они составляют сетки. Динамичный, острый и "пружинящий" набор паркета вносит в облик интерьера дополнительную живую ноту.

Стена зала, противоположная двери, широким прямоугольным проемом связана с альковом, где установлен закрывающий панель диван.

Альковы характерны для русских дворцовых интерьеров барокко и рококо 50-60-х годов XVIII века. Они имеются в Большом Петергофском дворце (Диванная, Опочивальня), в Китайском дворце в Ораниенбауме. Альков Березового домика развивает эту архитектурную тему. Его декор подчинен одной задаче - создать впечатление, что это обвитая розами, сквозная трельяжная беседка в уединенном уголке парка.

Как уже говорилось, все стены алькова, начиная от панели, сплошь закрыты зеркалами. Зеркальное покрытие применено даже в обрамлении оконного проема и в маскировке потайной двери, ведущей в сени. В структурном делении стен использованы зеркальные, обрамленные профилированной белой рамкой пилястры, которые акцентируют углы алькова, края простенков, отделяющих его от зала. На зеркальную поверхность облицовки стен алькова наложена исполненная в технике масляной живописи трельяжная сетка, густо усеянная цветами роз. В средней части поперечной стены изображен крупный венок из роз, окаймляющий чистый просвет зеркала. Такая же зеркальная люкарна сделана на продольной стене с потайной дверью. На каждой зеркальной пилястре написана гирлянда из венков роз.

Плоский потолок алькова украшен трехчастной живописной композицией в виде связанных цветочных венков. Паркет алькова вторит трельяжному наряду стен и набран в виде сетки из квадратов.

Немалую роль в декоративном наряде домика играют пышные драпировки над окнами, зеркалами, в углах и особенно в проеме алькова.

Праздничный, утонченно нарядный декор интерьера Березового домика прекрасно смотрится и при дневном, и при искусственном освещении. Когда вспыхивают "свечи" шести трехрожковых бронзовых стенников, укрепленных между пилястрами, интерьер обретает феерический облик.

Березовый домик по своему общему решению и декоративному убранству как нельзя более полно отвечал эстетическим представлениям своего времени о такого рода архитектуре. К нему вполне применимы слова Н. М. Карамзина, который писал: "Что есть искусство? Подражание натуре. Густые сросшиеся ветви были образцом первой хижины и основанием архитектуры". А поскольку человек, продолжает свою мысль Карамзин, "хочет жить приятно, являются так называемые изящные искусства, которые усыпают цветами жизнь его". Все это и выражено в образном строе интерьера Березового домика.

В годы войны Березовый домик был полностью уничтожен. Сохранилось только место застройки, отдельные изображения и документы. Используя подробное архивное описание, литературные данные, довоенную фотофиксацию и аналогии, архитектор А. А. Кедринский выполнил проект, который в 1975 году был полностью воплощен в натуре. Монументально-декоративную живопись воссоздали художники О. Я. Педаяс, Б. Л. Голованов и Р. Д. Слепушкина. Надо отдать им должное: они сумели проникнуться стилистикой утраченных оригиналов и воспроизвели плафон, десюдепорт и другие живописные элементы на высоком художественном уровне.

Гатчинский ансамбль вновь обрел одно из своих удивительных архитектурных строений, одну из тех романтических "эфемерид", которые населяли пейзажные парки XVIII века, вызывая ассоциации с поэтическими произведениями своего времени.

 



следующая страница




Лучшая датская пихта у нас.