Дворцовый парк

(часть четвертая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Березовые ворота | Зверинские ворота | Павильон Орла | Горбатый мост

Вблизи Березового домика, на границе Дворцового парка, в 1795-1798 годах по проекту архитектора Бренны были возведены большие каменные ворота - Березовые. Название их определено соседством с павильоном, но в отличие от его псевдосельского облика ворота, подобно Адмиралтейским и порталу "Маска", решены в подчеркнуто парадных, монументальных формах, овеянных духом древнеримского зодчества, что объединяет в единое целое все три эти сооружения.

В композиции Березовых ворот подчеркнуто выявлено трехчастное деление. Они состоят из средней, самой высокой части (12,7 метра), прорезанной девятиметровой аркой, и двух боковых пилонов - кордегардий, высотой вместе с балюстрадой восемь метров. Протяженность фасада ворот равна их высоте. Эта вписанность в квадрат создает впечатление устойчивости и незыблемости. Особый акцент монументальности вносит соотношение ширины пролета арки и пилонов. Арка как бы зажата между монолитными пилонами, которые по фасаду шире ее пролета. Такое масштабное противопоставление дает ощущение напряжения, внутреннего динамизма архитектурных форм.

Средняя часть Березовых ворот, как это традиционно для такого типа арок, является доминирующей. Ее фасад выделен профилированным архивольтом полуциркульного арочного пролета с крупным замковым камнем и классическим антаблементом, карниз которого несут 48 кронштейнов, размещенных по периметру всего объема. Основная архитектурно-декоративная инструментовка использована в обработке фасадов пилонов. Они представляют собой в плане прямоугольники, вытянутые по длине. Нижняя часть пилонов выделена несколько выступающим цоколем. Пластика лицевых сторон обогащена глубокими полусферическими нишами, предназначенными для статуй и дающими сочную игру светотени. Верхняя часть их фасадных сторон подчеркнута рельефными панно с фигурным вырезом по нижнему краю. Эти панно также вносят дополнительное пластическое звучание и светотеневой эффект.

Боковые стороны пилонов оживлены узкими полуциркульными заглублениями, в которые вписаны прямоугольные оконные проемы, обрамленные прямолинейными наличниками и завершенные сильно выступающими профилированными сандриками. И здесь архитектор, сопоставляя разницу высоты рельефных деталей, стремился к усилению пластичности и живописности, не выходя, однако, за рамки классицистической сдержанности.

Стороны пилонов, обращенные внутрь арочного прохода, обработаны более строго. Над узкими прямоугольниками дверей помещены рельефные сандрики на кронштейнах, а над ними - плоскостное горизонтальное панно, окаймленное прямоугольной заглубленной рамкой. Пилоны по всему периметру замкнуты классическим антаблементом с карнизом большого выноса, который усложняет силуэт ворот и дает сильную, живописно-выразительную тень.

Пилоны с трех сторон обнесены балюстрадой. До 1843 года она ограждала открытые площадки, на которые вели лестницы, находившиеся внутри пилонов. Площадки на пилонах служили своеобразными ложами, с высоты которых можно было любоваться пейзажем парка, движением праздничных кортежей и парковой флотилии.

Как и в других сооружениях Дворцового парка, в облике Березовых ворот значительную роль играет материал - пудостский камень. Он дает не только фактуру и цвет, но подчеркивает архитектонику ворот. Каменные блоки создают ритмическое членение стенных панно, фризов, зрительно усиливают структуру и упругость свода арки, противопоставление несомых и несущих элементов.

Триумфальный характер архитектуры ворот особенно ощутим в рисунке, зафиксировавшем проектные предложения Бренны. В нишах, где и сейчас находятся пьедесталы, должны были установить статуи мифологических покровителей воинства - Беллоны и Марса, над ними на фасадах пилонов намечались парные скульптурные медальоны, связанные гирляндой. Фриз предполагалось украсить композициями трофеев - изображениями античного вооружения, замковый камень - рельефной маской, по сторонам архивольта, как это можно видеть на триумфальных арках Санкт-Петербурга (Нарвские ворота, арка Главного штаба), должны были находиться барельефные фигуры летящих гениев победы. Пирамидально-ступенчатое построение Березовых ворот, как видно на рисунке, завершала фигура Славы с лавровым венком в правой руке, возвышающаяся над "костром" знамен и трофеев. Левой рукой Слава придерживала щит с гербом России - двуглавым орлом, увенчанным короной.

Несмотря на то что скульптурная часть проекта Бренны не была осуществлена, в композиции Березовых ворот, во всем их архитектоническом строе с большой силой выражена идея триумфальности. Нельзя не согласиться с В. К. Макаровым, который отмечал, что ворота "нужно счесть за одну из самых удачных декораций Бренны в парке". Действительно, в этом произведении Бренна сумел переплавить древнеримские архитектурные формы в образ, как нельзя более созвучный сурово-мужественному северному колориту гатчинского Дворцового парка.

Дороги, идущие от Березовых ворот, Березового домика и портала "Маска", в северном направлении сливаются у Больших железных ворот (Зверинских) в ограде по северной границе парка. В общей планировке ансамбля они противопоставлены Адмиралтейским воротам. Их существенное различие состоит в том, что Адмиралтейские ворота служат парадным входом в Дворцовый парк, а Зверинские ведут в соседний парк - Зверинец. Отсюда и разница в их архитектурном решении, которое, вероятнее всего, принадлежит Бренне.

Трактовка ворот на границе двух парков типична для XVIII века. Они представляют собой два массивных прямоугольных пилона, поставленных на расстоянии трех с половиной метров друг от друга. Пилоны, сложенные из двенадцати рядов квадровой кладки, завершаются классическим антаблементом с карнизом большого выноса. Над ним на фигурных постаментах установлены шары, акцентирующие вертикальность пилонов, общая высота которых семь метров. Лицевая сторона пилонов отмечена профилированной рамкой - скромная, но четко звучащая декоративная деталь. К пилонам прикреплены кованые створы, собранные из ряда копий, связанных тремя горизонтальными поясами. Верхняя часть створов имеет плавно прочерченный лучковый прогиб, создающий гармоничный переход к живописным кронам деревьев, которые просматриваются сквозь ажурный строй копий. Сбоку пилоны подкреплены контрфорсами. От них начинается ступенчатый спуск к каменной ограде, собранной из циклопических блоков пудостского камня.

Большие железные (Зверинские) ворота - характерный образец парковых ворот классического стиля. Композицией (пилоны, створы из копий) они напоминают ворота регулярных парков Петергофа и Ораниенбаума. Но пилоны Гатчинских ворот отмечены строгостью плана и лаконичностью декора, лишенного и намека на затейливость парковых строений в стиле барокко и рококо.

Круговая дорога от Зверинских ворот подводит к деревянному трехарочному мосту, временно заменяющему Большой каменный мост, разрушенный в 1941-1944 годах. Мост связывает материковую часть Дворцового парка с Захаровым островом, входящим в островную систему, известную под общим названием "Длинный остров". С противоположной, западной стороны на остров попадали также и по Малому каменному мосту. Оба мостовых строения были созданы в 1790-х годах по чертежам Бренны. Материалом послужила черницкая плита. Малый однопролетный мост (длина - около 24 метров, высота-5 метров) был украшен восемью каменными вазами с цветами; в проекте предусматривалась еще и установка четырех фигур лежащих львов. Большой трехарочный мост был оформлен скульптурами четырех кентавров и таким же числом фигур сатиров. Он имел длину 35 метров, а высоту - 4,5 метра.

Принцип связи и чередования "мост - остров - мост" является основным планировочным приемом комплекса Длинного острова. Он разделяет Белое озеро на две части и одновременно выделяет Серебряное озеро в самостоятельный элемент композиции. Аллея, протянувшаяся по средней части Длинного острова без малого на километр, открывает множество панорамных и перспективных обзоров, рассчитанных на осмотр правой и левой частей Английского сада. Вместе с тем в композицию Длинного острова включены существенные архитектурные акценты, перекликающиеся и органически увязанные с главными доминантами Дворцового парка.

Первое парковое сооружение Длинного острова, по линии север-юг - павильон Орла, или Тампль (франц. temple-храм), автором которого считается архитектор Бренна. В пейзаж парка павильон был включен в 1792 году. На фоне елей открытый павильон-ротонда высотой 9,5 метра воспринимается как торжественный античный храм, посвященный верховному богу Юпитеру-громовержцу. Об этом напоминает скульптурное изображение орла - спутника Зевса, что и определило первое наименование павильона. Но мифический орел всегда держал готовые поразить врагов молнии. Здесь же у него в когтях - щит с вензелем Павла, а над головой - корона. Такая замена атрибутов с полной определенностью давала понять, что Павел равновелик мифологическому Зевсу, и павильон - это святилище, посвященное владельцу резиденции.

Второе наименование - Тампль - отражало тенденцию рассматривать Гатчину как резиденцию главы Мальтийского рыцарского ордена. К числу подобных орденов принадлежали и тамплиеры, то есть рыцари храма. Во всяком случае, оба наименования, как и сам павильон, полностью отвечали романтическому характеру гатчинского паркового пейзажа.

Композиция павильона выдержана в классическом стиле. В плане он представляет круг диаметром около восьми метров: отсюда третье название - Круглая беседка. Задняя полукружная стена глухая, перекрыта полусферическим куполом высотой 3,4 метра. Купол "облегчен" тремя рядами прямоугольных кессонов, по семи в каждом ярусе, уменьшающихся в размере к вершине. Кессоны декорированы лепными розетками трех типов, что вносит разнообразие в пластический декор перекрытия. Верхняя часть купола выделена рельефной раковиной, замыкающей "движение" кессонов.

Внутри стена павильона оживлена тремя прямоугольными нишами, в которых предполагалось поставить статуи Аполлона, Венеры и Дианы. Над нишами идут широкий орнаментальный фриз из чередующихся акантовых спиралей, вееров пальмовидных листьев и карниз. Мотив рельефных листиков повторен и на архивольте полусферического свода.

Фасадная сторона павильона обработана четырьмя парными колоннами тосканского ордера и двумя одиночными, примкнутыми к задней стене. Это создает определенную игру объемов. Стройный ряд трехметровых колонн серебристо-серого с белыми расплывами карельского мрамора придает павильону особую импозантность.

Колонны, поднятые на метровых каменных постаментах, несут массивный профилированный метровой высоты антаблемент. Его средняя часть, отвечающая центральному пролету колоннады, служила основанием для мраморного изваяния орла. При этом срез купола воспринимался как своеобразная триумфальная арка, венчающая скульптуру.

Павильон подчеркнуто оторван от земли полуметровым стилобатом из плитного камня, выступающим за полукружие колоннады. Между колоннами по оси ниш внутренней стены, в стилобате устроены трехступенчатые каменные лестницы, которые должны были направлять входящих в "храм" к мифологическим "кумирам".

Место для установки павильона выбрано с замечательной композиционно-художественной точностью. Его колоннада обращена к берегу Белого озера, где находилась каменная пристань. Из павильона открывается перспектива, в глубине которой отчетливо просматривается вертикаль Колонны Орла. Единство тосканского ордера, в котором решены оба архитектурных произведения, и схожесть скульптурного декора вносят еще одну взаимосвязь в композиционную гармонию ансамбля.

Во время военных действий 1941-1944 годов вблизи павильона упала фугасная бомба. Взрывная волна вырвала и скинула в озеро две колонны, обрушила часть купола и антаблемента. В 1969-1970 годах реставраторы вернули павильону утраченный облик.

Между островом с павильоном Орла и островом, на котором устроена Терраса-пристань, в 1800-1801 годах по проекту архитектора А. Д. Захарова был построен Горбатый мост - один из лучших по конструктивным и художественным качествам парковых мостов стиля высокого классицизма.

Прежде всего, привлекает его положение у места самого широкого разлива Белого озера. Горбатый мост как бы фокусирует все значительные сооружения, расположенные по периметру озера, и одновременно создает архитектурный переход от павильона Орла к Террасе-пристани. Такое расположение моста делает его идеальной обзорной площадкой. Как писал уже цитированный знаток Гатчины В. К. Макаров, "нигде больше чем здесь, нельзя проникнуться своеобразной красотою Гатчины с ее обилием воды и леса. Башни дворца еле видны отсюда, как башни замка спящей красавицы".

Мост задуман и решен со свойственной А. Д. Захарову величавой простотой и целостностью общего, которому подчинена каждая деталь. Проектируя мост, Захаров выбрал из богатого арсенала архитектурных средств именно те, которые позволили наиболее полно и выразительно слить монументальное строение и пейзаж парка. Все это отражено в конструкции и композиции моста, переброшенного над протоком шириной около 25 метров.

Горбатый мост состоит из трех основных частей - двух мощных береговых устоев и крутого арочного пролета шириной девять и высотой более трех метров. Устой производят впечатление прочности и незыблемости. Эти качества подчеркнуты в трактовке их оснований, сложенных из двух рядов крупных каменных блоков. Над ними поднимаются наклонные стены из пяти рядов каменной кладки. При этом связка между островами и мостом решена в виде низких ступенчатых контрфорсов, а начало устоев отмечено на всю высоту фасадных сторон контрфорсом в виде удлиненной пирамиды, вершина которой заменена массивной тумбой, ограничивающей балюстраду. В среднюю часть каждого из устоев вписана полусферическая ниша с сильно профилированным архивольтом и крупным замковым камнем, который акцентирован веерной фигурной выкладкой. Ниши подчеркивают монолитность устоев и вводят дополнительный динамический мотив в арочную опору.

Архивольт арочного мостового пролета вторит профилировке ниш устоев, но решен в более крупных членениях. Его замок из семи рядов вертикальных камней декорирован каменной консолью в виде спиралевидного листа аканта.

Трапециевидные устои с нишами и арка пролета ограничиваются рельефным прямолинейным карнизом, выше которого идет балюстрада, состоящая из двух звеньев над устоями и шести - над мостовым пролетом. При этом замковому камню пролета в балюстраде соответствует сплошной каменный парапет с небольшими раскреповками по сторонам. Такое "утяжеление" средней, самой высокой, точки выгиба арки не только выделяет центр композиции, но дополнительно развивает мотив прочности связующего звена дороги, поднятой над водами.

Захаров трактовал Горбатый мост как своеобразное пластическое произведение, в котором эффект достигается сопоставлением крупных масс (устои, арочный пролет) и игрой рельефных деталей (ниши, раскреповки, профилированные и простые тяги, балясины, замковые камни, швы кладки). Все это при смене освещения в разные времена года или суток создает постоянное движение светотени, которая как бы непрестанно "лепит" фактуру моста.

Одна из удивительных творческих находок Захарова, запечатленная в облике моста, состоит в особой динамической ритмике, которая достигнута сочетанием и противопоставлением "пружинящих" дуг ниш и пролета арки со строго линейным очертанием и размеренным "шагом" балюстрады.

В архитектуре Горбатого моста есть еще одна немаловажная особенность. Выполняя функцию перехода между островами, он одновременно является своего рода открытым павильоном-бельведером. В полном смысле французского слова (belle vue - прекрасный вид) он не только расположен в идеальной точке обзора, но и построен так, чтобы служить удобным местом для этой цели. Каждая из трех частей моста решена как видовая терраса. Три ступени ведут на широкую площадку устоев, где, огражденные двумя П-образными выгибами балюстрады, помещены связанные с ней каменные скамьи на четырех красиво прорисованных волютообразных ножках. С этих площадок начинаются круто идущие вверх десятиступенчатые лестницы из пудостской плиты. Они сходятся на верхней террасе, где также установлены скамьи. Подъем на верх моста меняет точки обзора, оживляя впечатление. Таким образом, перед взором каждого, кто поднимается на мост, стоит на нем или спускается с него, чередуется ряд пейзажных картин. Вместе с тем мост-павильон предназначен для внимательного и длительного рассматривания открывающихся панорам, для любования окружающей природой, что полностью отвечает духу романтических парков и их поэтическому осмыслению. Значение Горбатого моста в композиции Дворцового парка, его исполненный величия монументальный облик подсказали мысль о придании ему триумфального характера. Об этом говорит составленная в 1801 году смета, согласно которой для украшения моста должны были выполнить вензель Павла и четыре барельефа, "означающие славу".

Не будет преувеличением признать, что Горбатый мост, созданный А. Захаровым, по своим художественным достоинствам может быть поставлен в один ряд с таким, например, великолепным и прославленным произведением, как мост Риальто в Венеции, построенный в 1585-1592 годах архитектором да Понте. Венецианский мост также сочетает арочный пролет и прямолинейные очертания завершения и имеет двойное назначение - перехода и обзорных площадок. Важно то, что в разные эпохи, в разных условиях зодчие сумели превратить сугубо утилитарные сооружения в произведения исключительной художественной значимости. И если мост Риальто - одна из эмблем Венеции, то Горбатый мост, несомненно, один из самых выразительных символов Дворцового парка.

 



следующая страница