на головную страницу сайта | к оглавлению раздела | карта сайта

Жестокий век, жестокие сердца

О премьере фильма Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел"

Опубликовано в "Известия СПб", 23 октября 2003

автор: Алла Борисова

Об этом фильме писать трудно. Как всегда, почти невозможно говорить о чём-то значительном в искусстве. Казалось бы, что говорить - посмотрите этот фильм. 75-летний Виталий Мельников снял его мастерски, актёры играют блистательно, смыслов в этой картине - не счесть, параллелей в нашей современной истории тоже хватает.

Сценарий написан по мотивам произведений Мережковского, и значит, не стоит говорить об исторической точности деталей - не в этом суть. Да и нет ничего достоверного и выверенного в этой трагической истории восшествия на престол безумного императора (внука Петра I), его недолгого правления и ужасной смерти от рук заговорщиков. Памятником безумцу стал замок, только что отреставрированный в Петербурге, а наследники - что ж, наследники проводили век "осьмнадцатый" и встретили девятнадцатый. "А дальше что?" - спрашивает в конце возница, увозя от места преступления графа Палена. Что будет дальше, граф Пален знает не точно. А мы доподлинно. Вплоть до нового перелома веков, очередной смены власти, очередного ренессанса.

Промозглый зимний Петербург, Гатчина, Павловск, Царское… Тёмный, освещённый фонарями и луной остов будущего замка. Страшные картины срочного строительства, холодный, сырой, недостроенный дворец, в котором плетётся интрига. Несчастный, но опасный в своём безумии царь. Сын, наследник Александр, не способный на предательство, но ощущающий безвыходность ситуации. Юная Лопухина, единственная утешительница безумца. И, наконец, умный, хитрый, тонкий царедворец, доверенное лицо и главный враг - граф Пален. Было ли это предательство выгодно состоятельному и облечённому властью графу? Да нет, не было. Олег Янковский играет человека, думающего об Отчизне, о бедах, которые принесёт державе правление безумца и тирана, и совершающего преступления ради этой высокой цели. А чернь - она всегда наготове. И, выпив горилки, совершит ещё и не такое… Цареубийство - не предел.

Виктор Сухоруков после всех сыгранных бандитов и убийц выступает в роли человека слабого, несчастного и опасного. "Сын пьяницы и блудницы", говорит о нём в фильме доктор, которому отказали от места, как только Павел взошёл на престол. Сухоруков играет человека, доверившегося другу и до последней минуты не верящего в предательство. "Два человека, между которыми высочайшее доверие и совершенное предательство. Как это было возможно? Вот она - загадочная русская душа! - со свойственной ему экспрессией восклицает Сухоруков. - Ведь Павел до последнего момента не волновался - он знал, кто возглавляет заговор, якобы втершись в доверие к заговорщикам. И, отпустив ночью охрану, он не боялся один, в своей спальне, потому что ждал - вот войдёт граф Пален и всё объяснится…". Такую версию смерти Павла Первого представили в фильме, и она выглядит убедительной и психологически достоверной. Царь был забит чернью, считают создатели картины, не случайно в течение двух суток боялись показать его лицо императрице и представить тело императора народу. Там не было лица. Во время съёмок, признаётся режиссёр, происходило много странного, тяжёлого и даже мистического. На "Ленфильме" разучились снимать сложные постановочные картины. Временами казалось, что препятствия непреодолимы. Ведь нужно было снимать строительство замка в снегу и метели, а снег вдруг неожиданно таял.… Но началась реконструкция дворца, и всё стало складываться так, как надо. И сцены строительства поражают воображение. Во многом благодаря замечательному оператору Сергею Астахову.

Виталий Мельников завершает трилогию (он снял картины о Екатерине II - "Царская охота" и о Петре I - "Царевич Алексей"). Но эта картина о венценосном безумце, безусловно, - одно из лучших его произведений.

В истории российской хватает тёмных страниц. "Что ни век - то век железный…". И вот ещё одна страница, расцвеченная умом и талантом.




© "Известия СПб"
© Copyright HTML, дизайн Gatchina3000 - Максим Бычков, 2004

на головную страницу сайта | к оглавлению раздела