на головную страницу сайта | к оглавлению раздела | карта сайта

Судьба человека в короне

О премьере фильма Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел"

Опубликовано в "Санкт-Петербургские Ведомости", 22 октября 2003

автор: Евгений Коган

Сегодня в кинотеатре "Аврора" премьера фильма Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел". Павел I сидит на кровати на фоне серой стены в недостроенном, сыром, продуваемом ветрами Михайловском замке. Он знает, что сейчас в его комнату ворвётся мерзкая, воняющая потом и перегаром толпа. Пьяная от выпитого вина и собственной смелости - ещё бы, не испугались, подняли руку на помазанника божьего. Павел знает, что толпа придёт убивать его, российского императора. Но знает также, что граф Пален, который верховодит мятежом, - единственный, кому можно доверять. Пален специально возглавил заговор, чтобы быть в курсе, чтобы держать в своих руках все нити. Поэтому Павел спокоен...

Ленфильмовский классик Виталий Мельников снимал картину "Бедный бедный Павел" долго. Потому, что такого кино - исторического, костюмного - на "Ленфильме" не снимали давно. И ещё потому, что Павел I, пожалуй, одна из самых противоречивых фигур в русской истории. Переосмысливать историю, не разбрасываясь обвинениями, нельзя - не получится. Мол, тот был прав, потому что для него главным было благополучие России, а этот - предатель, сумасшедший, а ещё один - мученик, не понятый современниками. Кто подтвердит твою личную историю, опирающуюся к тому же на художественный вымысел? Историки, которые сами отнюдь не всегда знают правду, интерпретируя собственные домыслы?

Мельников выбрал, пожалуй, единственный верный путь. Его "Бедный бедный Павел" - отнюдь не историческое кино, как может показаться с первого взгляда. То есть, конечно, исторические факты соблюдены. Но не фактография волнует режиссёра, а судьба человека. Того самого непонятного, безумного, оставшегося наедине со своими страхами, обидчивого человека, который по воле судьбы стал царём России. Он, нелюдимый и вспыльчивый, отлично умел управлять оловянными солдатиками, а после - преданными ему солдатами Гатчинского гарнизона. Но когда в его руках оказалась судьба страны, он растерялся, запутался в собственных мыслях, потому что оказалось - судьбами живых людей распоряжаться сложнее, нежели игрушками в построенном картонном городе.

Именно такого растерянного и запутавшегося человека играет Виктор Сухоруков. Играет виртуозно, без свойственной ему эксцентрики. Вместо ожидаемой от его героя истерики, сухоруковский Павел на глазах зрителей уходит в себя, закрывается в искусственно созданной скорлупе, лишь изредка совершая вылазки во враждебную реальность. И только взгляд восторженного, влюблённого в жизнь безумца выдаёт подавленный обстоятельствами темперамент. Если на одной чаше весов Павел, то на другой - граф Пален Олега Янковского. Пален, спокойный и уверенный в себе, держит в руках ситуацию, оставаясь в тени. Ничто не ускользает от его пристального взгляда, а за еле заметной улыбкой скрывается постоянная работа мысли. И когда в кадре появляется дуэт Сухоруков - Янковский (возможно, один из лучших дуэтов в современном российском кино), от экрана словно идёт электрический разряд.

"Бедный бедный Павел" - фильм, поставленный в стиле по-хорошему консервативном. Мельников снял его в традициях советского кино 1970-х, когда напряжение достигалось за счёт психологической глубины образов, чётко проработанных характеров и диалогов героев, а не посредством технических изысков.

Зрители, которые придут на этот фильм, прекрасно знают о том, что Павел I был жертвой дворцового переворота. Но в финальном эпизоде, когда Павел сидит на кровати на фоне серой стены, глаз от экрана оторвать невозможно. Эта сцена, не сыгранная, но, кажется, прожитая Сухоруковым, дорогого стоит.




© "Санкт-Петербургские Ведомости"
© Copyright HTML, дизайн Gatchina3000 - Максим Бычков, 2004

на головную страницу сайта | к оглавлению раздела