на головную страницу сайта | к оглавлению раздела | карта сайта

БЕДНЫЙ БЕДНЫЙ ПАВЕЛ

... Таковы были реальные события тех лет. Этому сюжету и посвящена костюмно-историческая драма Виталия Мельникова...

Опубликовано на ec.asu.ru/~filatov

автор:

историческая драма
Россия 2003 г.

Режиссер: Виталий Мельников
Сценарист: Виталий Мельников
Оператор: Сергей Астахов
Композитор: Андрей Петров
Художники по костюмам: Александр Загоскин, Лариса Конникова

Актеры: Виктор Сухоруков, Олег Янковский, Вадим Лобанов, Оксана Мысина

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. был убит российский Император Павел I - в результате масонского заговора с участием Англии. На то у заговорщиков были следующие причины.

Взойдя в 1796 г. на престол, Павел потребовал от дворянства восстановления служилого духа, ослабил барский гнет над крестьянами (установив трехдневную барщину), восстановил завещанный предками закон о престолонаследии и наметил ряд мер по предотвращению влияния идей Французской революции. Надежды масонов на контроль над ним не оправдались. Внешняя активность Павла осложнила его отношения с Англией, вездесущее влияние которой он стремился ограничить. Так в желании устранить его совпали своекорыстные интересы русской промасоненной знати и английских масонов: ими совместно и было организовано убийство монарха, вдобавок оклеветанного затем как "сумасшедший тиран" ради оправдания этого преступления.

Осенью 1800 года в среде высших гвардейских офицеров возник заговор против Павла I. В заговоре принимали участие последний фаворит Екатерины II Платон Зубов и его братья, петербургский генерал-губернатор Пален, генерал Беннигсен. О планах заговорщиков были осведомлены великие князья Александр и Константин Павловичи. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года заговорщики во главе с графом Паленом проникли в Михайловский замок. Наотрез отказавшийся подписать отречение от престола Павел I был зверски убит заговорщиками. Народу было объявлено, что император скончался от апоплексического удара.

Кто организовал заговор и убийство Павла? На этот вопрос можно ответить определенно - масоны и аристократия. Если не каждый дворянин был масоном, то 90-95 процентов масонов были дворянами, то есть почти каждый масон был аристократом или дворянином. Русским масонам и иностранным масонам, в первую очередь, английским, принадлежит руководящая роль в убийстве Павла, жестоко обманувшего надежды масонов, что он будет царем-масоном.

Во главе заговора становится прибалтийский немец Пален, втершийся в доверие к Павлу. Пален поставил целью заговора убийство Павла I.

Пален был настоящий демон интриги и истинный сын Маккиавелли. И, действительно, читая циничные признания Палена о том, как он обманывал Павла, Императрицу, сыновей Павла, видишь, что этот человек совершенно лишен совести. Не лучше были в нравственном отношении и другие участники заговора.

Как все благородные люди, Павел был доверчив. На использовании этой черты характера Павла и построил свой план действия Пален. Он бесстыдно пользовался доверчивостью Павла, изображая действительно преданных ему лиц, как Аракчеева и Ростопчина и других преданных Павлу людей - как его тайных врагов, а тайных врагов Павла, участников заговора, изображала как самых преданных ему лиц.

Пален достиг высоких постов и заслужил доверие Павла в результате сложной интриги, проведенной заговорщиками против Аракчеева. Заговорщикам удалось оклеветать Аракчеева и добиться удаления его из Петербурга. На место Аракчеева заговорщиками единодушно был рекомендован Пален. Пален стал начальником полиции и тайной канцелярии. Пален рекомендовал Павлу уволить "ненадежных" лиц и заменить их участниками заговора.

Масоны постепенно осуществляли план полного окружения Императора. Гр. Пален, оставаясь петербургским военным генерал-губернатором, сосредоточил в своих руках все нити государственного управления. Генерал-прокурором был назначен масон П. В. Лопухин. Были приближены ко двору масоны Голенищев-Кутузов, обер-гофмаршал Нарышкин и обер-камергер гр. Строганов. Масон Кочубей, друг детства наследника Александра Павловича, в 1798 г. был назначен вице-канцлером и возведен в графское достоинство. В 1801 г, по удалении гр. Ростопчина вице-канцлером вновь стал кн. А. В. Куракин. Генерал-прокурор Обольянинов, член масонской шайки, в 1800 г. был назначен заведующим Тайной Экспедицией. Это назначение было громадным завоеванием масонов.

Павлу Пален давал понять, что он не может надеяться на верность своей жены и своих сыновей. Сыновьям же Павла и Императрице Пален сообщал, что Император считает их участниками заговора против него и что он намеревается заключить Императрицу в монастырь, а сыновей в крепость.

Великого Князя Александра Пален долго и искусно провоцировал, прежде, чем он получил от него согласие на свержение отца.

"Я, - писал Пален, - старался разбудить самолюбие Александра и запугать альтернативой - возможностью получения трона, с одной стороны, и грозящей тюрьмой или даже смертью, с другой. Таким образом мне удалось подорвать у сына благочестивое чувство к отцу и убедить его принять участие в обсуждении вместе со мной и Паниным способов, как ввести эту перемену, необходимость которой он и сам не мог не признавать".

"Сперва Александр был видимо возмущен моим замыслом. Он сказал мне, что вполне сознает опасности, которым подвергается Империя, а также опасности, угрожающие ему лично, но что он готов все выстрадать и решился ничего не предпринимать против отца".

"Я не унывал, однако, и так часто повторял мои настояния, так старался дать ему почувствовать настоятельную необходимость переворота, возраставшую с каждым новым безумством, так льстил ему или пугал его насчет его собственной будущности, предоставляя ему на выбор или престол или же темницу и даже смерть, что мне, наконец, удалось пошатнуть его сыновнюю привязанность и даже убедить его установить вместе с Паниным и со мною средство для достижения развязки, настоятельности которой он сам не мог не сознавать. Но я обязан в интересах правды сказать, что великий князь Александр не соглашался ни на что, не потребовав от меня клятвенного обещания, что не станут покушаться на жизнь его отца. Я дал ему слово".

Провоцируя Павла на невыгодные для него действия, восстанавливая его против семьи, а членов Императорской семьи против Императора, Пален продолжал стягивать заговорщиков в Петербург, используя отходчивое сердце Павла.

Видные заговорщики Зубовы и Беннингсен были по приказу Павла удалены из Петербурга. А Палену было необходимо, чтобы они могли жить в столице.

"Тогда, - цинично повествует Пален, - я придумал следующее. Я решил возбудить сострадание Павла к печальной судьбе офицеров, исключенных со службы... Я бросился к его ногам. Он был не прочь от романтизма и через два часа двадцать курьеров были разосланы во все стороны, чтобы вернуть всех, кто был уволен или исключен со службы. Так были возвращены среди сотен других, Беннингсен и Зубовы".

"В Европе с растущим беспокойством следили за укреплением дружбы между французским властелином и русским императором. В случае укрепления союза между этими двумя державами, они вдвоем будут повелевать на всем континенте Европы - это было мнение не только Наполеона и Павла, но и всех европейских дипломатов того времени. Совершенно определенное беспокойство царило и, в Англии. Правда, французский флот был гораздо слабее английского, а русский флот был и вовсе ничтожен, но замыслы Бонапарта относительно Индии и внезапная посылка каких-то русских войск по направлению к Индии тревожили и раздражали Вильяма Питта, первого министра Великобритании. С большим беспокойством ждали во всех европейских дипломатических канцеляриях и королевских дворцах наступления весны 1801 г., когда оба будущих могущественных союзника могли бы предпринять нечто решительное.

Начавшееся сближение Бонапарта и Павла I, возможность превращения французской республики в монархию - никак не устраивало ни масонов, ни Англию. Английский посол в Петербурге Уинтворт установил связи с масонами и предоставил им большие средства на организацию заговора против Павла.

Пален, уговаривая генерала Свечина вступить в число заговорщиков, говорил ему: "Группа наиболее уважаемых людей страны, поддерживаемая Англией, поставила себе целью свергнуть жестокое и позорное правительство и возвести на престол наследника Великого Князя Александра, который по своему возрасту и чувствам подает надежды. План выработан, средства для исполнения обеспечены и заговорщиков много".

В монографии Е. С. Шумигорского "Император Павел I" мы читаем: "Лопухин, сестра которого была замужем за сыном Ольги Александровны Жеребцовой, утвердительно говорил, что Жеребцова (любовница высланного Павлом I английского посла Уинтворта), получила из Англии уже после кончины Павла 2 миллиона рублей для раздачи заговорщикам, но присвоила их себе. Спрашивается, какие же суммы были переданы в Россию раньше? Питт, стоявший тогда во главе английского министерства, никогда не отказывал в субсидиях, на выгодные для Англии цели на континенте, а Наполеон, имевший бесспорно хорошие сведения, успех заговора на жизнь Императора Павла прямо объяснял действием английского золота".

Павел чувствовал, что вокруг него творится что-то неладное. Он подозревал, что существует заговор против него, но не знал, кто враги.

"Было до тридцати людей, - пишет А. Коцебу в своих мемуарах, - коим поочередно предлагали пресечь жизнь Государя ядом или кинжалом. Большая часть из них содрогались перед мыслью совершить такое преступление, однако, они обещали молчать. Другие же, в небольшом числе, принимали на себя выполнение этого замысла, но в решительную минуту теряли мужество".

"Но отравление не было единственной опасностью, которая ему угрожала. На каждом вахт-параде, на каждом пожаре (например, в доме Кутузова), на каждом маскараде, за ним следили убийцы. Однажды на маскараде в Эрмитаже, один из них, вооруженный кинжалом, стоял у дверей, которые через несколько ступенек вели в залу и ждал Государя с твердой решимостью, чтобы его убить".

До Павла дошли, видимо, какие-то слухи о деятельности против него английского посла Уинтворта, который играл в совершении государственного переворота точно такую же предательскую роль, каковую в революции 1917 года играл английский посол Бьюкенен. В конце мая 1800 года Павел приказал Уинтворту выехать из Петербурга. Но было поздно. Император Павел был уже со всех сторон окружен заговорщиками...

Таковы были реальные события тех лет. Этому сюжету и посвящена костюмно-историческая драма Виталия Мельникова, снятая в интерьерах блистательных дворцов С.-Петербурга с участием звезд российского кино.Впрочем, бюджет для исторической картины был небольшой - около 3 миллионов долларов.

В роли императора Павла I снялся Виктор Сухоруков, которого режиссер утвердил без проб. Для Виктора эта роль стала особенной - во-первых, актер наконец сменил "бандитское" амплуа, а во-вторых, проникся судьбой своего героя... "Меня уже обвиняют, что я его идеализирую, защищаю, - рассказывает Виктор. - Я делаю его во всех отношениях правильным, здоровым, нормальным, живым человеком. Ну что ж, мое право. Я для него, я в нем. Хочу не продемонстрировать его, не проиллюстрировать - не в праве, а заявить о нем, представиться в его лице, вместе с ним. Я - в качестве актера, он - в качестве великой исторической личности. Амбициозное желание, ну что ж - в искусстве все должно быть по большому счету. Как в музыке - семь нот, так и в искусстве ограниченное количество красок. Хочу их использовать. Для меня как для известного криминального персонажа это очень важно как для актера".

Роль заговорщика графа Палена сыграл Олег Янковский. Над фильмом работал один из интереснейших российских операторов Сергей Астахов ("Брат", "Брат-2", "Кукушка" и др.) "Бедный, бедный Павел" завершает трилогию Виталия Мельникова о правителях России XVIII века ("Царская охота" была посвящена Екатерине II, "Царевич Алексей" - Петру I). Впрочем, если "Царевич Алексей" действительно отличный, хотя и не бесспорный фильм, то убивать время на просмотр "Царской охоты" любителям исторического кино я не рекомендую - это просто тягомотная костюмная мелодрама. И актеры там сыграли весьма посредственно.

Мельников вроде бы делал, в принципе, кино на одну и ту же тему: разложение власти, построенной на обмане и предательстве, которые тем более преступны и безнравственны, когда связаны с личными и даже родственными взаимоотношениями. Причем в каждом из фильмов знаменательно, что центральными персонажами, двигающими сюжетную и политическую интригу, оказываются вовсе не царствующие особы, а иные кукловоды, пытающиеся также манипулировать и монаршими поступками. Однако, если в "Царевиче" режиссер действительно приоткрывает зрителям трагические моменты борьбы идей, слившейся с непростыми человеческими отношениями, то в "Павле" весь упор делается на предательстве императора и его "другом" и приближенным - графом Паленом. Это уже кинематограф в духе Светланы Дружининой и ее "Тайн дворцовых переворотов". Что, само по себе уже разочаровывает.

В "Бедном бедном Павле" самой ключевой фигурой становится отнюдь не Павел I, а уж не Александр I - и подавно! Всем заправляет павловский же ставленник, барон (потом граф) Петр Пален, который плетет заговор вокруг неуравновешенного царя, доверяющегося ему с бесхитростностью младенца. С исторической точки зрения в киноверсии есть некоторые натяжки. Например, Пален находился вплоть до 1798 года в опале - в ленте же он сразу оказался в большой милости у нового царя, воссевшего на трон в ноябре 1796 года после смерти своей матери Екатерины II. В мельниковском изложении событий Павел I, осознав происходящее вокруг него, фактически добровольно идет на заклание, а это совершается при временном хитроумном самоустранении со сцены основного интригана, который, разумеется, не будет лично марать руки, чтобы спать спокойно в оставшиеся 25 лет жизни.

В финале "Бедного бедного Павла" тоже допущена определенная вольность в трактовке фактов - получается, что убийство Павла I совпало с началом XIX века, хотя это произошло уже в марте 1801 года. Это, видимо, нужно для перебрасывания своеобразного мостика в современность - в то, что случится дальше, после ХХ столетия, а также, наверное, чтобы подчеркнуть начало новой эпохи в русской истории.

Ну что же, приходится констатировать, что шедевр не удался. Но получилось неплохое кино, и его стоит посмотреть.




© ec.asu.ru/~filatov
© Copyright HTML, дизайн Gatchina3000 - Максим Бычков, 2004

на головную страницу сайта | к оглавлению раздела