Вступительное слово Владимира Монахова
к сборнику «Творение» 1996г.,
подготовленному к 200-летию города Гатчина.

Перед вами, уважаемый читатель и зритель, репродукции с картин гатчинских художников. В целом они не полностью характеризуют состояние художественного творчества в Гатчине на сегодняшний день. На самом деле оно более объемно по своему многообразию. Можно сказать, что город сейчас переживает "бум", или, говоря по-русски, всплеск творческого развития, не только в изобразительном искусстве, но во всех направлениях культуры. Что, в частности, доказывает факт издания настоящего сборника.

В прошлом Гатчина не была известна как родина многих талантливых художников. Да это и понятно. Город наш и городом-то не был. Так, скромное поселение вокруг дворца. Да, здесь отдыхали на дачах многие творцы, составляющие сегодня славу и гордость русской культуры. В Гатчине жили и работали создатели архитектурных ансамблей, среди них были известные художники. Однако они не создавали тот особый слой, на котором могли произрастать собственные местные таланты. Но вот истории стало угодно, чтобы император Павел I издал указ, и наконец-то небольшой населенный пункт стал собственно городом со своим сложным культурно-бытовым организмом. Мы можем смело и даже с гордостью утверждать, что именно с той поры Гатчина стала таким самоорганизующимся городом, как, например, Париж, Берлин, Санкт-Петербург или, скажем, Казань. К нашему городу нужно подходить с теми же мерками (к его культуре, конечно, а не к размерам). Сейчас нас интересует одна из заметных сторон гатчинской культуры — изо. То есть изобразительное искусство — живопись, графика, акварель. Еще совсем недавно, каких-то тридцать лет назад, об этом серьезно говорить просто не имело смысла. Художников в Гатчине не было. Точнее, были "полтора Ивана", так называли двух художников-оформителей, которых хватало на всю Гатчину во всех ее художественных потребностях. Ленточки ли для венков, партийные лозунги или вывески для магазинов,— гениальные "полтора Ивана" могли все! Первый лучик Истинного искусства просветился над Гатчиной 13 апреля 1959 года, когда в доме культуры открылась изостудия под руководством незабвенного для всех нас ленинградского художника Н.С.Есалова. Именно в студии начали прорастать те ростки, которым в будущем суждено было стать крепкими и ветвистыми, так сказать, деревьями. Эти деревья-таланты дали, в свою очередь, не менее крепкую поросль. Мы упомянем здесь тех художников, репродукции с картин которых помещены в нашем сборнике: Владимир Марков, Петр Тулутов и скромный автор этих заметок. "Зубры", можно сегодня сказать. Художники Гатчины получили в те свои отроческие годы здоровую закалку русского реализма. Они тем или иным творческим образом повлияли на дальнейшее становление нынешнего состояния "изо"-дел в родном городе. Скажем, приучили себя не "бывать", а жить и работать в лесу, в парке, внутри гатчинской нашей природы, а не в стороне от нее. Вот и эти страницы я пишу в Приоратском парке. День хороший, и пишется хорошо. Вспоминаю я, как в недавние времена гатчинскую изостудию посещали Михаил Ткаченко, Олег Машин, Иван Радюкевич. Они также оставались верны русскому реализму.

Гатчина удивительно удачно расположена, в смысле географии. Мало того, что она стоит на высотке, наш город живет-поживает не так далеко от Санкт-Петербурга, одной из столиц мировой культуры. Повезло! Причем, мы не "рядом" с культурным центром, как обычно принято говорить об именитых пригородах Северной Пальмиры. Мы не довесок. Мы — сами. Это обстоятельство очень важно! В Гатчину стали съезжаться жить, кроме других профессионалов, и создатели культуры, в том числе живописцы. И как-то так получилось, что они естественно вписались в ту среду, которая начала формироваться в городе в последнее десятилетие. Люди разные, из разных концов России, каждый со своими оттенками души и мироощущением особым. Но! Все они привносят в искусство собственный угол зрения, реалистического видения мира. Органично вписались в общую картину искусства гатчинцы Виктор Каралкин, Александр Златкин, Анатолий Засидкевич, Дмитрий Паныч, Александр Семен, Алексей Фетисов. Самодостаточность Гатчины в искусстве подтверждает творчество В.Потеряева и Е.Киселевой, коренных гатчинцев и воспитанников не только ленинградской, но и собственно гатчинской культуры.

В своих заметках мы не коснулись творчества тех художников, которые представлены в книге. Среди них есть мастера, известные европейскому зрителю: Е.Киселева, В.Марков, С.Понамарев, А.Семен, В.Монахов. Нужно повторить: на этих страницах представлено далеко не полностью все художественное творчество гатчинцев. Но и помещенные в сборнике работы как бы сами собой доказывают известную самостоятельность и полноценность культуры города Гатчины в конце XX столетия, в канун двухсотлетия со дня присвоения Гатчине статуса города историческим указом императора Павла I.

Владимир Монахов
Сборник «Творение», ИД «Корвус» 1996г.