на головную страницу сайта | к оглавлению раздела

 

Георгий Защук

Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в поселке Вырица

Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в Вырице

Защук Георгий. Военный инженер.
К моему глубокому сожалению, это вся информация, которая была указана в "Литературно-краеведческом альманахе "ОРЕДЕЖ". Причем имя автора этого очерка указывалось в черной рамке... (Максим Бычков)


Георгий ЗАЩУК

ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ПОСЕЛКЕ ВЫРИЦА

По мере роста Петербурга его дачные места постепенно отодвигались все дальше и дальше от городской черты. Большую роль сыграли железные дороги, давшие дешевый, общедоступный и быстрый способ передвижения.

В начале XIX века дачные места петербуржцев были на Каменном острове, Новой деревне, по Петергофскому шоссе, в Лесном. К середине XIX века дачные пределы раздвинулись до Шувалова, Парголова, Павловска, Ольгина.

Рост городского населения в конце XIX века поставил на очередь освоение районов Луги, Сиверской, Сестрорецка. Царскосельская железная дорога, кончавшаяся при императоре Николае I в Павловске, получила продолжение на Павловск II и далее вела на Киев, именуясь в своей северной части Московско-Виндаве-Рыбинской железной дорогой.

В первые годы XX века стал быстро расти поселок при станции Вырица. В журналах тех лет можно встретить рекламы Вырицы, как красивого дачного места и предложения о покупке там участков под строительство дач. Поселок рос вправо от железной дороги, считая по направлению от города. Здесь в направлении на Сиверскую простирались земли князей Витгенштейн, полная фамилия которых звучала - Витгенштейн-Сайн-Беронбург.

Первый представитель этого старинного немецкого княжеского владетельного рода попал в Россию в качестве пленного офицера в Семилетнюю войну в 1761 году. После окончания войны он вступил на русскую военную службу В 1768 г. в Нежине в этом роду появился младенец Петр. Это был будущий генерал-фельдмаршал светлейший князь Петр Христианович Витгенштейн.

В войну 1812 года Витгенштейн командовал 1-ым пехотным корпусом, прикрывая направление на Петербург. Удачными действиями он заставил французские корпуса маршалов Удино' и Груши' прекратить наступление на столицу.

В 1813 году после смерти Кутузова он принял главное командование над русско-прусскими войсками в Европе. Неудачные сражения при Дюцене и Бауцене повлекли его замену фельдмаршалом Барклай-де-Толли.

В 1818 году мы видим его главнокомандующим 2-ой армии, расквартированной на юге России. В 1826 году император Николай I возводит его в чин генерал-фельдмаршала. В войну с Турцией в 1828 году, в память которой в Петербурге были воздвигнуты Московские триумфальные ворота на Забалканском проспекте (названный так в память того, что русские войска шли из Балканских гор), он был главнокомандующим всеми русскими войсками. Он был награжден всеми высшими орденами России. В 1834 году ему пожаловано княжеское достоинство, а в 1836 г. присоединен еще и титул светлейшего князя. В 1826 году назначен шефом 4-го гусарского Мариупольского полка. Скончался генерал-фельдмаршал Витгенштейн 30 мая 1843 г. на 73 году жизни. В 1891 году его имя, как вечного шефа, было дано 4-му гусарскому Мариупольскому полку, носившему его вплоть до 1917 года.

В начале XX века его прямой потомок, отставной поручик л. гв. царскосельского гусарского полка Светлейший князь Генрих Федорович Витгенштейн, проживавший в Петербурге по Сергиевской улице д. № 3, решил продать земли в районе станции Вырица. Основное его имение было по Варшавской жел. дороге и называлось Дружноселье. Вырицкая земля была разделена на участки, под застройку дачами и в газетах, и в журналах появлялись рекламные объявления о создании нового дачного поселка, получившего название Княжеская долина. Было это в 1910 году.

Участки раскупались быстро. Новый поселок представлял собой уютный уголок природы с сухой здоровой почвой, сосновым лесом и живописными берегами реки Оредеж. Поселок стал быстро застраиваться и заселяться. Подумали православные люди и о том, что поселку нужен и Храм Божий. 2 августа 1912 года состоялось общее собрание жителей поселка, посвященное вопросу о будущем храме. Желательность храма была признана всеми присутствующими единодушно и началось подыскивание подходящего места. Выяснилось, что в конторе князя Витгенштейна, ведавшей продажей участков, при первой разбивке земли был намечен и участок под храм по Ракеевской улице между Пильным и Майским проспектами. При осмотре участка представителями жителей он был признан неудобным. Более отвечающим своему назначению посчитали участок в центре поселка по Магистральному проспекту, угол Ракеевской улицы. К князю поехали в Петербург с просьбой о замене участка, отведенного под храм, другим, выбранным жителями. Владелец принял, выслушал представителей и обещал прислать письменный ответ, который вскоре был получен.

Князь сообщал, что просимый участок в 1771 квадратную сажень по оценке значительно превосходит стоимость выделенного первоначально участка под храм, но он согласен снизить 50% стоимости участка, составлявшую 2834 рубля, и продать при наличном расчете за 1417 рублей, из которых он сам лично жертвовал 700 рублей, а жителям поселка оставалось внести сумму в 717 рублей. Предложение князя было принято на собрании участковладельцев поселка и одновременно ему было написано письмо с благодарностью за отзывчивость и пожертвование. Была открыта подписка на приобретение земли. Жители отозвались дружно, и нужная сумма была собрана и внесена в контору владельца в оплату за купленный участок.

Собрание поручило уполномоченным избранным лицам совершить от имени общего собрания купчую на этот участок. Но здесь, в совершении купчей крепости возникло препятствие.

Купчая крепость — так называется нотариальный договор купли-продажи недвижимости. Название «крепость» произошло от слова «скрепление», когда в 15-16 веках важные договоры скрепляли представители власти, путем записи их в особую крепость.

Препятствие состояло в том, что надо было оформить купчую на землю, приобретаемую в общественную собственность на частное лицо. По законодательству, во избежание злоупотреблений и обмана, в общественную собственность могло приобретать землю частное лицо, занимающее крупную выборную должность и владеющее капиталом в банке, обеспечивающим залог за землю. Такого лица среди владельцев участков не оказалось. Тогда был найден выход в учреждении особого Братства с определенным уставом. Такой устав выработали, и перед епархиальной властью было возбуждено ходатайство об учреждении в поселке «Княжеская Долина» Братства в честь иконы Казанской Божьей Матери, по построению храма в память 300-летия царствования дома Романовых.

Надо сказать, что в 1913 году по всей России торжественно отмечалась эта дата. Это был юбилей не только царской фамилии, но и юбилей всей России, которая после тяжелого смутного времени, когда на троне сменились ряд правителей, в том числе и самозванец, когда поляки раззорили всю Русь, заняли Москву. Тогда встали люди русские под знамена князя Пожарского и нижегородского купца Минина, прогнали поляков и самозванцев и позвали на царство Михаила Романова. И с той поры дом Романовых, правда, с сильной примесью кровей немецких принцесс, правил Россией 300 лет и умножал ее земли.

Описываемые нами дела происходили на пороге этой даты, естественно, что строящийся храм и был ей посвящен. Надо сказать, что в это время много храмов строилось в память этих знаменательных дней. Назовем в Петербурге храм в честь чудотворной Федоровской иконы Божией Матери на Полтавской улице, недостроенный храм близь Варшавского вокзала на Обводном канале, Федровский храм в Федровском городке в Царском селе.

Устав был представлен на утверждение митрополита Петербургского и Ладожского Владимира. 9-го декабря 1912 года после торжественного молебствия Покровительнице Братства оно было официально открыто. Молебствие служило в церкви Училищного Совета при Св. Синоде митрофорным протоиереем П. И. Соколовым и Г. Преображенским - настоятелем Петропавловской Вырицкой церкви, в сослужении священника П. С. Десницкого при пении певчих хора л. гв. Семеновского полка. После молебна учредители Братства собрались в школьном зале училищного Совета. Было сказано слово о П.С. Десницком. Затем состоялись выборы членов Совета, ревизионной комиссии, после чего перешли к выбору проекта храма. До этого был объявлен конкурс на проект Храма. На конкурс было представлено пять проектов. Выбор проектов происходил баллатировкой. Большинство голосов было за проект архитектора В. Р. Апышкова и М. В. Красовского.

Все работы и заботы по постройке Храма и изысканию средств были возложены общим Братсвом на Совет. Совет Братства приступил к работе почти не имея денежных средств. К этому времени князь Витгенштейн землю, приобртенную Братством под Храм за 717 рублей, пожертвовал Братству, деньги же полученные за эту землю зачислил в уплату за другой лесной участок по Мельничному проспекту № 13. Строевой лес этого участка был снят и употреблен на постройку Храма, а сам участок был продан для употребления денег на Храм. У Витгенштейна было закуплено еще 1000 штук бревен.

27 февраля 1914 года обратились к Его Высочеству князу Иоанну Константиновичу с просьбой быть почетным покровителем Братства. Князь Иоанн Константинович был старшим сыном внука Императора Николая I Великого князя Константина Константиновича, который резко выделялся по своему уму и знаниям среди других членов семьи Романовых.

Он (Великий князь Константин Константинович) был Президентом Российской Академии Наук. Не лишен был поэтического таланта, писал, подписывая свои стихи инициалами «К.Р.», многие его поэтические произведения были переложены па музыку выдающимися композиторами конца XIX века, включая Чайковского. Романсы его широко исполнялись в России, даже и сейчас они иногда звучат, обычно без указания имени их автора. Пробовал он работать и в области драматургии - широко известна его драма «Царь Иудейский». Он состоял в переписке и встречался с Чеховым, Короленко, Репиным, Горьким. Ему принадлежали в Петербурге Мраморный дворец и в Павловске дворец, который был его резиденцией. Долгие годы он был командир старейшего гвардейского полка -Преображенского. В 1900 году он был призван на пост Главного начальника Военно-учебных заведений, на котором пребывал до своей смерти в 1915 г. С ним началась новая эра для военных учебных заведений. В корне были пересмотрены методы воспитания кадетов и юнкеров. В основу были положены гуманность и широта образования. Среди офицеров русской армии он был боготворим. Семья у него сложилась большая: 6 сыновей и две дочери. Из сыновей Олег убит в начале войны в 1914 году, Иоанн, Игорь, Константин - сброшены в шахты в 1918 году близь г. Алапаевска, Пермской области.

20 марта 1913 года было получено согласие князя Иоанна Константиновича быть почетным председателем Братства.

Торжественная закладка храма состоялась 14 июля 1913 года. Совершил закладку Высокопреосвященный Алексий архиепископ Тоболский при участии многих духовных лиц и большом стечении народа.

К осени 1913 года храм был в черне закончен: вырублены стены, выведена шатрообразная глава Храма, сделана колокольня, настланы верхние черные потолки. Верх был покрыт железом. Церковный участок был обнесен досчатым забором со стильными рубленными воротами. На зимний период, как это обычно было принято до советского времени, постройка была остановлена и возобновлена с начала весны 1914 года. Строительная комиссия и Совет принимали все меры, чтобы закончить постройку ко дню Храмового праздника — 8 июля (старый стиль).

26 мая 1914 года состоялось поднятие колоколов и крестов на строящийся Храм. При огромном стечении дачников и окрестного населения крестный ход во главе с о. Георгием Преображенским (настоятель Петропавловского Вырицкого храма) встретил на вокзале прибывшего на торжество члена Синода архиепископа Никона с сопровождении многих священников. Высокопреосвященный Никон в сослужении всего прибывшего и приглашенного духовенства совершил молебен и чин освящения колоколов и крестов, которые потом были подняты на Храм.

26 июля 1914 года состоялось связение Храма, чему накануне предшествовало всенощное богослужение, совершенное протоиреем Ф.Н. Орнатским с другим приглашенным духовенством, при пении лейб-гвардии Семеновского полка. Чин освящения Храма совершил епископ Гдовский - Вениамин.

В эти дни развертывались события начала первой мировой войны. Великий князь Иоанн Константинович не мог лично присутствовать при освящении храма и прислал телеграмму:

«Всей душой скорблю, что не был в состоянии присутствовать на освящении храма. Дай Господь всему комитету счастья, благополучия и твердой веры в Царицу Небесную, которая дает великое утешение страждущим душам, приходящим в сей Храм и. получающим исцеление как душевное, так и телесное. Помоги Вам всем Господь». 6 июля 1914 г. Иоанн.

Со дня освящения Храма служба совершалась в нем только в летний, дачный сезон, в виду неприспособленности Храма для службы в зимнее время.
Иконостас Храма был исполнен по рисункам инженера Красовского - дубовый, резное дерево с металлическими приборами. Паникадило 2-х ярусное в 28 свечей бронзовой отливки с хрустальными цепями, с бронзовыми отливными подвесками. Прибор в 28 металлических свечей, окрашенных под желтый воск. Цепь 11 аршин.

Паникадило дар П. И. Летуновского.
Престол кипарисного дерева на дубовой основе. Одежда престола белая мраморная. Дар А. А. Кузнецова и М. М. Игнатьева.
Царские врата — иконы Спасителя и Божьей Матери открытого греческого письма, в серебрянной басменной оправе размером 1,5 вершка.

Патриарх Иерусалимский Дамиан прислал икону Воскресения Христова, содержащую в себе частицу камня гроба Господия. Святой Синод подарил дароносцу серебряную, вызолоченную и пасхальный трехсвечник бронзовый с эмалевыми украшениями. Большое Евангелие в серебряном окладе с камнями Иконопись под слюдой. Евангелие в малом, бархатном окладе с серебром. Евангелие напрестольное в лист 9 вершков в бархатном окладе с бронзовым матовым зеленого золочения пропильпым крестом, с иконой Спасителя в камнях - дар П. Я. Мешкова. В вратах икона Спасителя и Казанской Божьей Матери на цинке. На тех же вратах с внутренней стороны икона де-Иисус-Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Креститель па цинке.

Из икон отметим:

- икона св. Иосифа Белгородского Чудотворца па липовой цке (доске) с ковчежцем Строгановского письма в висячем светло-дубовом киоте с бронзовым отливным кронштейном;

- икона Казанской Божьей Матери в серебряной оправе с камнями;

- икона ап. Павла 2x1 аршин;

- икона св. м. Лидии 2x1 аршин;

- икона Казанской Божьей Матери в серебряной оправе с камнями (2-я хоругвии бронзовые, зеленого золочения, чеканные - 2 штуки);

- колокола: 158 пудов 20 фунтов с железным языком 6 пудов, 73 пуда 10 фунтов, 43 пуда 5 фунтов, 17 пудов, 1 пуд, 22 фунта.

По счету расходы на постройку Храма составили:

Участок земли с лесом - 2768 руб.
Страхование - 527
Нотариальная купчая - 40
Материалы - 12031
Перевозка - 326
Плотничьи работы - 9831
Земляные работы - 409
Поденные работы - 299
Каменные работы - 917
Кровельные работы - 443
Конопатные работы - 522
Столярные работы - 2355
Технический надзор - 1186

ИТОГО - 30022 рубля

Иконостас, иконы, утварь;
облачение, колокола - 23882 рубля

Теперь посмотрим Брусницыных.

Николай Брусницын был крупный предприниматель, купец 1-ой гильдии, основатель в России фирмы «Брусницын Н.М. с сыновьями» - которой принадлежали кожевенные заводы на Косой линии Васильевского острова и на острове Голодай. Ныне это завод «Марксист» и «имени Радищева». Три его сына Александр, Георгий, Николай из которых один коммерции советник (звание дававшееся особо крупным предпринимателям), купец 1-ой гильдии и депутат Государственной Думы, банковский деятель; два других масштабом поменьше, но также купцы 2-ой гильдии, т.е. владели не малым капиталом. После смерти в 90-е годы XIX века своего отца Николая и матери Елены, желая увековечить их память основали дом призрения малолетних детей сирот в память Николая и Елены Брусницыных на Косой линии. Приют этот, размещавшийся в нескольких зданиях по Косой линии получил № дома 15-й. При нем была домовая церковь во имя св. Николая Чудотворца. Для ее росписи приглашены известные художники Петербурга. Среди них профессор живописи Академии Художеств Николай Андреевич Кошелев (1840—1918) и известный мозаист, тоже профессор Академии Художеств Зощенко Михаил Иванович (1857-1908), чью мозаичную икону мы также видим в Вырицком Храме, куда она попала в то время вместе с иконостасом. На этом можно было бы поставить точку, но нет, в жизни происходят удивительные и зачастую просто невероятные совпадения. Среди моих знакомых с 50-х годов был крупный инженер НИИ «Гипроникель» Кирилл Владимирович Головин (1908-1989). Он относился к той интеллигенции, которая за годы советского правления начисто исчезла. Скромный, трудолюбивый, имевший на службе, как специалист, большой авторитет, он мог сделать большую карьеру в своей отрасли, но он не проталкивался вперед, не вступал в партию, не кланялся партийным боссам, всю войну прошел, начальство его фронтовое, чтобы спасти свою шкуру, сваливало на него свою вину и упекало его даже в штрафной батальон, что обычно вело к гибели, но Провидение спасло его и он, отбыв срок на передовой позиции, невредимым вернулся оттуда. Из разговора с ним я узнал, что его мать относится к роду купцов Брусницыных, что имела она заводы, даже яхту на Балтике - «Астарту» и приют для сирот. Когда я занимался поисками происхождения иконостаса Вырицкого Храма и напал на след Брусницынского приюта, я рассказал ему об этом, он тоже заинтересовался, поехал со мной в Вырицу и сразу сказал, что он помнит будучи 13-летним мальчиком этот иконостас в бывшем приюте его дедушки. Познакомился тогда он и с настоятелем Храма протоиереем А. И. Коровиным.

Надо отметить, что из перечисленного выше видно, что очень много утвари, икон поступило от людей в качестве пожертвования, поэтому расход на иконы и утварь был относительно невелик.

За прошедшие десятки лет лихолетия и гонений на религию и храмы привели к тому, что в настоящее время большинство из перечисленных икон и богослужебной утвари безвозвратно расхищены и утеряны.

Сегодняшний иконостас Храма:

Когда Вы входите в Храм, то сразу бросается в глаза, что иконостас здесь позднейшего происхождения, он значительно больше того места, которое намечалось архитектором под него: он закрывает окна алтарной части, но надо отдать должное, он красив, изящен и усиливает прелесть Храма. Автор этих строк узнал от сторожа, что иконостас был привезен в первые послереволюционные годы из Петрограда. Но откуда? Никто сказать не мог. Можно было предположить, учитывая работу иконостаса, что он был взят из какого либо великокняжеского дворца. Просматривая описание дворцовых церквей от этой гипотезы пришлось отказаться. Ни один из иконостасов не подходил хотя бы отдельно к находящемуся в Храме. Были просмотрены путеводители по церквям города и пригородов, но тщетно, след пропал. И вдруг находка! В книге «Путеводитель по церквям города С.-Петербурга» Н.А. Тихомирова изд. 1906 года на стр. 108 нахожу: «Церковь во имя св. Николая Чудотворца при приюте братьев Брусницыных (Косая линия Вас. ос-ва). Освящена в декабре 1897 года в 2 этажа приюта в память основателя завода и фирмы купца Николая Брусницына. Очень изящный дубовый иконостас украшен двумя картинами профессора Кошелева: Божьей Матери всех скорбящих радостей и Благословение детей».

В Вырицком Храме в самом деле имеются эти две духовные картины с подписью Н. Кошелева и датой 1898 год. Сомнений теперь быть не может, откуда попал иконостас в Вырицу. Как всегда, за одним открытием следует другое. Отыскивается пожилая Вырицкая жительница, которая вспоминает, что в двадцатые года она в числе других ездила в Петроград на подводах, на которых обратно везли церковные доски в Храм. И брали их на Косой линии.

Церковь на Косой линии освящали в 1897 году, а иконы проф. Кошелева имеют дату 1898 год, но и в этом нет особого недоразумения. Можно предположить, что освящение церкви происходило, когда не все заказанные иконы были выполнены живописцами. Такое случалось нередко.

Пояснительная записка о стиле храма, приложенная архитектором к его проекту

Реформы Петра Великого сравняли культуру древней Руси с культурой цивилизованных государств Западной Европы, одновременно с этим стремились уничтожить все самобытное, отмеченное печатью русского народного вкуса. Такое направление не могло сказаться на архитектуре вообще и на церковном строительстве в частности. Вследствие этого на Руси начали строиться такие храмы, которые не имели ничего общего с религиозной мыслью русских людей, остававшейся почти неизменной со дня принятия

христианства. Примером такого строительства может служить Вознесенский монастырь в Москве, построенный в готическом стиле, который всегда служил выразителем идеи католичества, а никак не православия. Конечно, такое направление долго продержаться не могло, и русские люди стали постепенно охладевать к архитектуре, совершенно чуждой их духу, по крайней мере в области церковного зодчества, и уж при императоре Николае I взор передовых людей начал обращаться к родной старине, ее начали изучать и охранять ее памятники. Следствием этого явились такие сооружение, как Троицкий (на Измайловском проспекте) и Введенский (л. гв. Семеновского полка на Загородном проспекте, против Витебского вокзала, теперь пустырь) соборы в Петрограде, все еще далеки от идеи допетровской Руси. Однако постепенно наравне с увеличением изучения старинных церквей и новые начали к ним все ближе и ближе подходить и начали в наше время появляться храмы, как память моряков погибших при Цусиме (набережная Невы, вправо от Николаевского моста. Копия храма в Нерли, снесен в 1930 г. (который без прекрас и в то же время чисто русский по духу своей композиции).

Все сказанное касалось преимущественно храмов каменных, но церкви деревянные в послепетровскую эпоху сильно изменили свой внешний облик, так как при построении их зодчие стремились подражать формам каменных церквей и таким образом шли вдвойне ложным путем. Такой взгляд строителей продолжался гораздо дольше, чем это можно было предположить и сменился в конце прошлого столетия другим, руководствуясь которым, зодчие строили деревянные церкви, похожие на приукрашенные дачи и совершенно не отвечающие вследствие этого игрового внешнего вида той серьезной и величественной задаче, которая должна отличать от людских жилищ церковные здания. Наконец, в начале текущего века строители стали всматриваться туда, куда следовало, - стали изучать деревянные церкви нашего севера, где сохранились много памятников древнего деревянного строительства, и оценивать их величественную спокойную прелесть и простоту и стали подражать им в своих произведениях. Вот почему авторы проекта церкви для Вырицы руководствовались как для плана, так и для фасада, теми принципами, которые господствуют в церквях Олонецких и Вологодских, совместив их одновременно с требованиями нынешней техники.

Анышков Владимир Петрович, военный инженер-строитель. В 1909 году подполковник, штатный преподаватель Николаевской инженерной Академии. В 1917 году полковник, преподаватель строительного искусства.

Красовский М. В. Инженер-строитель. Преподаватель института гражданских инженеров в Петербурге.

Братство в честь иконы Казанской Божьей Матери по построению Храма в память 300-летия царствования дома Романовых в поселке «Княжеская долина», ст. Вырица Московско-Виндово-Рыбинской ж. д.

Председатель Братства Порфирий Сергеевич Десницкий, священник, настоятель церкви А. Невского при Училищном Совете св. Синода. Кабинетская (ул. Правды), 13.

Казначей Братства - Василий Кириллович Горохов. Лиговка, 150.

Секретарь Братства - A. M. Прохоров, Загородный пр., 4.

Весь Петербург 1911 г. Отд. III. Стр. 163. Св. князь Генрих Федорович Сайн-Витгенштейн. Главное управление имениями. Петербург, Загородный пр., 31. Продажа земельных участков «Княжеская Долина» Высокая, сухая местность, образцовое благоустройство. Рассрочка 10 лет. Ст. Вырица М.В-Р жел. дор.

Литература:

1. Отчет со дня возникновения Братства в честь иконы Казанской Божьей Матери по постройке Храма в память 300-летия царствования дома Романовых в местности «Княжеская долина» близь станции Вырица Московско-Виндаво-Рыбииской ж. д. Царскосельского уезда Петербургской губернии. Изд. Петроград 1916 г.

2. Тихомиров Н.А. Путеводитель по церквям города С.-Петербурга и ближайшим его окрестностям. СПб. 1916 г.

--------------------

Я старался о всех встречающихся в очерке лицах дать характеристики для лучшего их представления читателям. По большинству из них мне это удалось. Не было у меня только ничего о св. князе Генрихе Федоровиче Витгенштейне, владельце земли, уступившему ее под Храм на очень льготных условиях. И вот опять удача!

Я вспомнил, что у меня на книжной полке стоит папка с записями Б.А. Энгельгардта, где упомянут Витгенштейн.

Б.А. Энгельгардт (1877—1962) полковник, офицер л. гв. Уланского полка, член Государственной Думы, активный деятель Временного правительства, служил в Белой армии, потом шофер такси в Париже, после 1924 года житель Риги, где в Латвии имел участок земли. Он не уехал из Латвии в 1940 году, был сослан при приходе Советов в Среднюю Азию, вернулся в 1950-ые годы обратно в Ригу, где и умер в возрасте 85 лет. Его перу принадлежат ряд исторических воспоминаний: «Потонувший мир», «Записки камер-пажа» и др. Описывая свое обучение в Парижском корпусе, он дает большую картину его питомцев и среди них Витгенштейна.

Фигура Витгенштейна была столь калоритна и выходила из обычных рамок, что я позволю себе, с незначительными сокращениями, привести его рассказ о нем.

Итак, представим слово Энгельгардту:

«Моим учителем игры в тенис был лучший игрок в корпусе в мое время, паж, старше меня года на два, св. князь Витгенштейн, стяжавший широкую, хотя и не всегда лестную известность в Петербурге под именем "Грицко Витгенштейна". Это была не банальная фигура — своеобразный пережиток далекого прошлого, -в котором было что-то из былого гусарства времен толстовского "Турбина старшего", перенесенного в чинный Петербург конца прошлого века. Красивый, не глупый, способный парень. Прекрасный ездок, танцор, отлично говоривший на многих языках, незаменимый собутыльник и товарищ... Чего ж Вам больше?

Петербургский "свет" действительно находил, что Грицко "очень мил". Имя и титул открывали перед ним двери самых аристократических домов столицы, но интересы и вкусы влекли его в среду золоченой богемы. Сразу после выпуска в офицеры он прикомандировался, а затем и перевелся, в императорский конвой, и вскоре его похождения и кутежи стали басней всего города. Большинство его выходок было довольно безобидны, хотя подчас некоторые могли шокировать уравновешенных и чинных людей.

Однажды на пароходе, по пути в Петергоф, после обеда с обильным возлиянием, Грицко закричал, что ему жарко и, скинув черкеску и кинжал, прыгнул за борт. Увидя, что он скрылся в волнах, его собутыльник, московский купчик, с криком: "Князь тонет!.. Спасайте!.." - прыгнул за ним. Прекрасный пловец Витгеншейн выплыл легко, а его спасателя вытащили с трудом.

Другой раз, во время веселого ужина в ресторане, в третьем часу ночи, разговор зашел почему-то о К. П. Победоносцеве, обер-прокуроре св. Синода, одном из самых влиятельных министров того времени. Витгенштейн подошел к телефону и позвонил к нему на квартиру. Ответил лакей. Грицко назвал себя: "Конвоя его Величества св. князь Витгенштейн". Лакей, уверенный, что дело важное, пошел разбудить барина. В телефоне послышался заспанный старческий голос вскочившего с постели министра: "Чем могу служить?" — "Во имя Отца и Сына и Св. Духа - Аминь", - ответил Витгенштейн и повесил трубку. Глупая шутка должна была стоить ему очень дорого, но он в спешном порядке уехал на театр военных действий в Манчжурию - Японская война была в то время в полном разгаре. Там он вел себя доблестно, но и в боевой обстановке не мог удержаться от привычных выходок. Во время затишья на позициях под Мукденом он про-

брался ночью с дозором между нашими и японскими позициями, к брошеной фанзе, куда попеременно заходили то те, то другие, и оставил там записку на английском языке с приглашением японскому офицеру распить с ним бутылку шампанского в день русского Нового года. Через день на том самом месте найден был ответ: "Японский лейтенант принимает приглашение". В назначенный час оба офицера вышли одновременно из своих окопов, каждый со своей бутылкой под мышкой, встретились на полпути, дружески приветствовали друг друга, распили вино и, поболтав несколько минут, под аккомпанемент редких выстрелов, разошлись, каждый восвояси.

После войны дела пошли хуже. То ли настроения в столице создались другие, и выходки его стали казаться менее забавными, то ли просто переборщил он в них. Во всяком случае, ему пришлось оставить службу. Громкое имя его могло бы ему обеспечить возможность выгодной женитьбы, но Грицко был давно женат на красавице, цыганке из хора в "Самарканде" Лизе Морозовой. Денег не было, в долг никто не давал: Витгенштейн попытался заняться делами и отправился с женой во Францию. В то время оказался в Париже проездом один из великих князей, возвращавшийся из какой-то официальной поездки. В одно прекрасное утро состоявший при нем камер-юнкер докладывает: "Грицко Витгенштейн просит Ваше Высочество принять его". Великий князь поморщился: "Знаю, хочет занять денег, - сказал он, - гоните его к черту!" Однако прогнать Грицко было не так легко. Узнав, что Великий князь "очень занят", он рассмеялся. "Он думает, что я пришел занимать у него деньги, - сказал он Г., - так передайте Великому князю, что денег мне не нужно, я сам покупаю замок с виноградниками во Франции. Я пришел пригласить Его Величество на гарден-пари. Будет весело". Перспектива соблазнила Великого князя и, несмотря на советы Г. отказаться от этого приглашения, он согласился приехать, предупредив предварительно Грицко, что он в настоящий момент находится во Франции инкогнито, что оно должно быть соблюдено нерушимо. В отдельном вагоне ночью доехали до станции назначения. Чтобы не будить приглашенных, вагоны отцепили и поставили на запасной путь. Спокойно умывшись и одевшись, не торопясь, веселая компания вышла из вагона, и вдруг Великий князь, к ужасу своему увидел на станционной площадке толпу народа во главе с мэром в трехцветном шарфе, дам в светлых платьях и с цветами в руках, одним словом настоящую официальную встречу. Делать, однако, было нечего: пришлось выслушать приветствие, и парижская "звезда", стоявшая за плечами Великого князя, получила великолепный букет роз.

Дальше шло все прекрасно. Хозяева замка, умиленные присутствием Великого гостя, были в восторге от своего покупателя "Знатного иностранца", и рассыпались в любезностях, делали все возможное, чтобы доставить удовльствие гостям. Только Г. подозрительно осматривался, стараясь разгадать загадку этой истории. Перед отъездом дело разъяснилось, Грицко собирался заключить с продавцами предварительное условие и решил вместо задатка продемонстрировать свои высокие связи, а потом, до заключения купчей, перепродать замок какому-то американцу, которого он уже имел ввиду. В результате ничего из этого не вышло и Г., узнав уже в России о крушении коммерческого предприятия Витгенштейна, пугал Великого князя: "Вот увидите, Ваше Высочество, приедут к Вам эти французы с претензиями". В один прекрасный день французы, действительно, явились. Г. торжествующе принес их карточку Великому князю. Тот замахал руками: "Делайте как знаете, только уберите их прочь". Принять их, однако, пришлось, и оказалось, что они приехали не с претензиями, а благодарить Великого князя за честь, оказанную своим посещением, привезли в подарок ящик вина и просили фотографию с автографом. Все закончилось к общему удовольствию.

Это была, кажется, последняя выходка Грицко. Вскоре после этого он скоропостижно умер от какого-то злокачественного нарыва в горле. По материнской линии Витгенштейн был в родстве с грузинской аристократией, и; несмотря на свою немецкую фамилию, числился как бы полукавказцем».

На этом сообщения о Витгенштейне Энгельгардта кончаются. Покрыто мраком неизвестности - было ли унего потомство и их судьба.

Сложной, греховной жизни был Витгенштейн, но находясь в Храме Казанской Божьей Матери при возглашении ектений «О блаженных и приснопамятных создателях Святого Храма сего», не забудем, что среди них был и Генрих Витгенштейн и помянем его душу!

Приведу здесь «Колыбельную песню», написанную Вел. князем Константином Константиновичем на рождение его старшего сына Иоанна 23 июня 1886 года, где он как бы предвидет тяжкую смерть его 18 июля 1918 г. в Алапаевске.

Спи в колыбельке нарядной,
Весь в кружевах и шелку,
Спи, мой сынок ненаглядный,
В теплом своем уголку.

В тихом безмолвии ночи,
С образа в грусти святой,
Божией Матери очи
Кротко следят за тобой.

Сколько участия во взоре
Этих печальных очей,
Словно им ведомо горе
Будущей жизни твоей.

Быстро крылатое время
Час неизбежный пробьет,
Примешь ты тяжкое бремя
Горе труда и забот.

Будь же ты верен преданьям
Доброй, простой старины,
Будь же всегда упованьем
Нашей родной старины.

С верою твердой, святою,
Честно живи ты свой век,
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек!

Пусть тебе в годы сомненья,
В пору тревог и невзгод
Служит примером терпенья
Наш православный народ.

Спи же! Еще не настали
Годы сметений и бурь,
Спи же, не зная печали,
Глазки скорее зажмурь!

Тускло мерцает лампадка
Перед иконой святой,
Спи ж бесконечно и сладко,
Спи, мой сынок дорогой!

К.Р. 1886 год

 

 

© Copyright Георгий Защук

на головную страницу сайта | к оглавлению раздела