Александр Ветрочёт

Трудная дорога к добру и справедливости

Мысли о прошедшем, настоящем и будущем
издание третье (электронное), исправленное и дополненное

Вместо заключения


оглавлениев литературный разделна главную страницу

Приложение 1. Наказанье божье

 

«Все мы дети одной Природы и одного времени». Андрей Дементьев

На станцию Агаповка, что под Магнитогорском, моя мама, еще не оправившаяся после болезни, прибыла в последних числах сентября 1941 года. Состав теплушек разгрузили на одном из тупиков известкового карьера, вагоны увели. С неба вскоре полилось нечто среднее между дождем и снегом. Она вышла из Одессы 16 августа, пешком, в легком платье и тапочках.

Маму приютили "спецпереселенцы", люди, репрессированные сталинским режимом и высланные сюда для работы, Иван и Мария Цирюльниковы. Жили они в самодельной землянке 3x4 метра, работали на известково-обжигательных печах. Сразу накормили отварной картошкой с молоком, уложили спать в теплой землянке, помогли маме устроиться на работу в местную школу.

Иван да Марья Цирюльниковы - русские люди. Я безмерно благодарен Цирюльниковым, как и тысячам других хороших русских людей, среди которых прожил жизнь. Они добрые, храбрые, душевные люди. В тяжелые военные годы они делились последним.

Когда моя жена, дочь, сын, невестка и трое внуков - семь душ, без меня, репатриировались в Израиль, (я задержался почти на год), у них не было ничего, багаж отстал на полгода. Шефство над ними взяла семья Голан, Самуэль и Ривка. Голаны подарили моим родным постельное белье, одеяла, подушки, кое-какую одежду; откуда-то притащили кровати, стол, диван, 2 кресла, 3 стула; помогли снять квартиру, преподали первые уроки жизни в Израиле. Голаны, на наш взгляд, святые люди, вовек мы им благодарны.

Не могу не поклониться низко в пояс киббуцникам: Даниэлю из киббуца Бейт Зера, Бен Циону из киббуца Мааган Михаэль, Мордехаю из киббуца Ган Шмуэль за их добрые сердца, за их заботу о новых гражданах Израиля.

В полку, в котором я служил, были представители многих наций. Командир эскадрильи Жихарев - русский; командир звена Мазный - украинец; штурман – еврей. Техник самолета - чуваш, кстати, исключительно одаренный музыкант. Ближайшие товарищи-летчики - грузин, белорус, эстонец, еврей, якут, русские. В полку были отношения дружбы и товарищества. Грузина все, включая командира полка, звали "кацо" - так ведь и он также обращался к нам. Белоруса дразнили "Бульба варона" (что означало "вареная картошка") за его пристрастие к этому блюду и специфический акцент, но за добрую душу и несомненную храбрость белоруса все любили. Мой ближайший друг, еврей Гриша, был "любимец публики" - запевала в строю и лирический тенор в компании.

Мы были единым коллективом, одной семьей.

На заводе, где я трудился более 40 лет, был полный интернационал. Среди ближайших сотрудников - и русские, и украинцы, и евреи, и татары, и удмурты. На мой взгляд, межнациональной розни в коллективе не было.

Есть и другие русские, другие евреи, худые люди. Много лет в меру своих сил пакостил мне, как и многим другим сотрудникам, Николай П. - бездарный карьерист, поднаторевший в кулуарных интригах, остро завидовавший тем, кто среди всеобщего подхалимажа и лизоблюдства сохранял независимость и творчески работал. Низко предал своего руководителя украинец Василий Ж., чтобы занять его место. В печати сообщалось о хулиганском нападении еврея-землевладельца на беззащитного репатрианта в караванном поселке Брандес, близ Хадеры. В Бат-Яме молодая семья купила у старожилов квартиру, заплатив (заняв у банка) огромную сумму - 100 тысяч долларов. Как известно, "к беде неопытность ведет". Молодые не оговорили в договоре состояние квартиры, поверили на слово. Получив деньги, хозяин выломал двери, встроенные шкафы, произвел других повреждений на 10 тысяч долларов. Вот Вам и братство евреев!

Эти примеры приведены нами в доказательство мысли, которую в телевизионном интервью высказала Эдита ПЬЕХА. Устами очаровательной женщины, по рождению и воспитанию причастной к разным нациям, глаголет истина:

"НЕТ ХОРОШИХ И ПЛОХИХ НАЦИЙ, ЕСТЬ ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ ЛЮДИ".

Особенности национальных характеров определяются отнюдь не генами, а условиями обитания. Русские и пруссаки, или пруссы, имеют общих предков, но русским характерна широта души, отвечающая бескрайним просторам лесов и полей русских, а немцам - пунктуальность и трудолюбие, привычки, выработанные в тесных объемах городских стен. У евреев и цыган, живших тысячелетиями в положении чужаков, образовалось особое качество - изворотливость. Но в СССР многим евреям изворотливость не понадобилась, и они ее за 1-2 поколения потеряли. Многие евреи-интеллигенты до такой степени ассимилировались, что, попав в иммиграцию в Израиль, не могут устроить свою жизнь: как звери, воспитанные в зоопарке, они не приспособлены к жизни на воле: не умеют врать, воровать, оказались "белыми воронами".

Понятие нации легко определяется для народности, испокон веков жившей, скажем, на острове в океане, отделенном тысячей километров от других земель. На материке, вблизи крупных материков, все сложнее.

Англичане называют себя сразу: англосаксы, т. е. здесь, по крайней мере, два народа, две племени. Плюс норманны, бритты, шотландцы и ирландцы. Канадцы - это англичане, французы плюс то, что осталось от американских индейцев. Американская нация (американцы в наше время, пожалуй, самые большие патриоты своей нации) состоит из иммигрантов доброй сотни национальностей. Евреи Израиля - от белобрысых до черных, как ночь. Русская нация составлена из такого количества народностей, что одно перечисление их заняло у Карамзина более десятка страниц.

Применительно к русским, американцам, индусам, арабам, евреям, австралийцам - нация - понятие не этническое, не религиозное. Скорее географическое, плюс общность исторической судьбы. Знаю в Израиле евреев, у которых всего четверть этнической еврейской крови; знаю в России русских, у которых всего восьмая часть этнической русской крови. Да что говорить: дотошные исследователи докопались, что у последних русских царей практически не было русской, славянской крови, почти чистые чужеземцы (немцы) были они.

Леонтьева мы называем американским экономистом. Гейне - немецким поэтом. Эйнштейна - немецким, швейцарским и американским ученым. Пастернака, Бродского, Левитана, Шнитке, Окуджаву, Петросяна, 0тса - русскими деятелями искусства…

В странах благополучных, развивающихся, с крепким общественным климатом (Европа, США, довоенный СССР) национальная принадлежность не имеет большого значения, в ходу смешанные браки, национальная рознь преследуется по закону и осуждается обществом. Напротив, в странах неблагополучных, бедных, это страны Ближнего Востока, Африки, Азии, осколки порушенной Великой России, наблюдается оголтелый национализм. Шовинизм и антисемитизм - превосходное средство саморазрушения страны.

Простые люди, трудящиеся всех стран, миролюбивы, им чужда национальная рознь. На национальных струнах играют люди ущербные, бездарные, желающие сорвать себе кусок крупнее. Интеллигенция во все времена брезгливо сторонится националистов, шовинистов, фашистов.

Агрессивно настроены против чужаков мелкие предприниматели, торговцы. Они составили костяк гитлеровской партии в Германии 30-х годов.

Русские и евреи, две близкие мне нации, по сути своей, по неоднородности этнической, должны быть чужды национализму и шовинизму. Склонность евреев к ассимиляции общеизвестна. В любой стране евреи становятся ревностными патриотами приютившей их державы. Русские известны своей любовью к цыганским песням, грузинским женщинам и… да что говорить! Русские много лет пестовали национальные окраины, мало получая взамен.

Есть, к сожалению, отбросы общества, которым выгодно сcорить русских и евреев между собой и с соседями, но большинству наших людей экстремизм и шовинизм не характерен. Мы народы-интернационалисты, космополиты.

Не все умеют отличить добрый патриотизм от худого национализма. Как сказал мудрец: «Патриот любит своих, националист ненавидит чужих». Патриотизм вовсе не холопская служба властям. Патриотизм – это родственные чувства к своему классу, к дому, к своему народу.

Хочется назвать образцы патриотизма, интернационализма. Например, когда стихи аварского поэта Расула Гамзатова на русский язык переводит еврей Яков Козловский:

«Мне все народы нравятся, Кто вздумает, кто попытается

И трижды будет проклят тот, Чернить какой–нибудь народ».

Или когда еврейские анекдоты про армянское радио рассказывает русский…

Или - роль старого еврея в театре и кино играют - и бесподобно играют! - русские. Не берусь судить, кто лучше сыграл роль старого еврея: Михаил Ульянов, Евгений Леонов или Иннокентий Смоктуновский. Все трое - гениально, они сверх добрые люди. Вечная память почившим в Бозе. Многие лета доброго здоровья и всяких благ Михаилу Александровичу Ульянову!

Примеры худого национализма приводить не хочется. Это разграбленные Советский Союз и Россия, это недобрые «Память» и «Черная сотня», это Гитлеровская Германия, исламский экстремизм, убийца Рабина - Игаль Амир, арабский террор по всему миру и др.

Правители великих держав стремятся культивировать национальный мир внутри своей страны и сеять национальную вражду в странах потенциальных противников. Так действовали римляне, англичане, французы. Так действуют сейчас американцы против России, провоцируя ее распад.

Вражда национальная, как и религиозная, никогда, ни одному народу не принесла добра. Национализм - бедствие, тяжкая болезнь, помешательство, чаще всего, буйное. Национализм - всегда кровь.

«Достоверно известно», откуда взялись нации. Однажды люди, забыв о скромности, надумали построить такую башню, чтобы была до небес.

Дело было в Вавилоне.

«И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.

Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого». (Бытие, 11.4 – 7).

Нации - наказание божье за глупость, за нескромность, за гордыню.

Библию, ТОРу, сочиняли более чем три тысячи лет тому назад. Тогда мудрецы понимали, что национальная рознь во вред людям. Увы, человечество с тех пор не поумнело, скорее наоборот.

Есть прогнозы ученых, что через 40 поколений, это почти тысяча лет, понятие «нация» исчезнет. Нации смешаются, и язык станет один, созданный на базе языка нации, задающей тон в мировой цивилизации. Впору соревноваться за право сделать свой язык всемирным.

Единый язык, одна нация, один народ - ЛЮДИ СТАНУТ БОГОПОДОБНЫ!



© Александр Ветрочёт, март 2004 - февраль 2005