Александр Ветрочёт

Трудная дорога к добру и справедливости

Мысли о прошедшем, настоящем и будущем
издание третье (электронное), исправленное и дополненное

Такие старые слова ...


оглавлениев литературный разделна главную страницу

Свобода, равенство, братство

 

Слова эти - девиз Великой Французской революции, девиз Февральской (1917г.) революции в России. С тех пор слово «свобода» повторяется почти так же часто, как "демократия". Так же, как "демократия", термин "свобода" затаскан до предела.

По обе стороны рухнувшего "железного занавеса" был "свободный мир". Труженики пера называют свободным общество, которое им платит. Чем больше платит, тем свободнее. Свободным называли сталинский режим, вещала о свободе гитлеровская пропаганда, свободными называют себя нынешние общества в России и в Израиле, трубят о свободе любые диктаторы. В наше время "свободой" называют также сексуальную распущенность и отказ от моральных ограничений, когда-то именовавшихся "совестью".

Самые фашиствующие партии называют себя партиями "Свободы". Самые поганые "дерьмократы", чубайсы и гайдары, продавшие народы России в рабство иностранному капиталу, называют себя "борцами за свободу".

Французский философ ВОЛЬТЕР и английский ЛОКК полагали: «Я свободен, если могу делать то, что хочу».

Не углубляясь в философские дебри, наподобие определения Спинозой свободы как "осознанной необходимости", будем определять свободу как антоним, противопоставление рабству, принуждению.

Рабством во все времена понимали полную и безоговорочную зависимость одного человека от другого. Физическую невозможность вырваться на волю. Пример: современный трудящийся никакими усилиями не может избавиться от необходимости работать на капиталиста. Он – раб капитала. В.И.ЛЕНИН: «Наёмное рабство есть удел народа и в самой демократической республике».

Первые слова, которые научила меня писать моя первая учительница Ксения Ивановна КИСИЛЬ в первом классе первой в моей жизни школы, были (по-украински): "МЫ НЭ РАБЫ. РАБЫ НЭ МЫ!" Так в 1930 году воспитывали будущих граждан - свободными людьми. Ныне этот лозунг признается неактуальным. Не скажу, что за 70 лет мое понимание этой фразы - что я не раб - не изменилось. Я стал чувствовать ее глубже, полнее.

Любят ли люди свободу? Не все и не всегда. Для многих свобода -излишество, она обременяет слабых, тщеславных, мелких людей, особенно озабоченных проблемой сохранения собственных власти и богатства:

- В глубокой древности, еще до появления письменности, люди придумали себе идолов, которым поклонялись, которым поручали решение жизненных вопросов. Позже по образу и подобию своему придумали себе Бога, главного Господина. Религиозные - всегда рабы, они изначально не свободны.

-  В Библейские времена: ... «И собрались старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: "...Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов». (1ая книга царств, 8.4 и 8.5). Старейшинам свобода не люба. Для властвующей элиты вольный ветер свободы губительней сквозняка.

- Карамзин повествует, что по совету Новгородского старейшины Гос-томысла славяне потребовали от своих неприятелей, варягов, властителей: "Славяне новогородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам-руси, сказать им: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет - идите княжить и владеть нами". Старейшины искали себе господина.

Читатель без труда продолжит этот перечень примеров, вплоть до нынешней реальности. Не всем люба свобода. Многие предпочитают сытое рабство беспокойной свободе. Холоп не может жить без господина. Холоп не может жить без холопов.

Вот как насмехался над такими А.С.ПУШКИН: "К чему свободы вольный клич! Стадам не нужен дар свободы, Их должно резать или стричь!"

Свободны сильные духом. Котовский, Спартак, Юлиус Фучик, Иисус Христос, Зоя Космодемянская, Хана Сенеш были свободными даже в камере смертников и на кресте. Горбачев и Ельцин ухитрились быть рабами в президентских креслах. Свобода духа выше свободы телесной. Свободному легче перенести голод, любые лишения, чем неравенство и угнетение.

Ошибаются те, кто думает, что рабство закончилось тысячи лет тому назад. "Рабство, - писал Л.ТОЛСТОЙ, - ...есть не что иное, как пользование одних подневольным трудом многих" "Рабство продолжает быть..."

Раб не тот, кто тяжко трудится, не тот, кто голодает. Раб тот, кто целует руку господина. Раб и господин не антонимы, это слова-синонимы, ибо антоним рабу - свободный человек. Свободным не может быть человек, принуждающий другого человека. Господином может быть только раб в душе, прорвавшийся к власти, богатству. Поэтому большинство воспитанных свободными людей так неохотно воспринимают обращение к ним: "Господа!" Они (мы!) расценивают такое обращение как покушение на личную свободу.

Ранние религии обожествляли свободных, гордых людей. Геракл и Прометей восставали против богов. Иаков боролся с Богом. Более поздние религиозные источники проповедуют примирение с судьбой, с богом, рабство. Вначале раб божий, затем раб господина, раб раба божьего.

Уже Аристотель доказывал, что отношения рабовладения укоренены в природе человека. Все платные философы и психологи убеждают нас, что естественное положение человека - на коленях, рядом погонщик с кнутом. На коленях, на четвереньках удобно, не нужно наклоняться, чтобы ртом щипать траву. Их собственный опыт подтверждает, что хорошо быть рабом: даже самые бездарные проповедники рабства поощряются любой Системой.

В моем понятии признание права на эксплуатацию человека человеком равносильно признанию человека скотиной. Коленопреклоненный человек - скотина, даже если он сыт по горло. Он овца, баран. Но и погонщик - не человек. Он тоже скотина, овчарка. Он молодец против овец, но такая же овца, раб перед господином. Свобода не совместима с эксплуатацией. Свобода грабить исключает свободу жить.

Унизительна работа на хозяина. Не менее унизительна безработица, равносильная отрицанию человека обществом.

В любом коллективе есть свободные люди, и есть рабы. Рабам живется лучше. Они покладистее, им больше платят, их награждают, они охотно служат и, выбрав подходящий момент, предают своих хозяев.

Был на нашем заводе довольно сильный металлург Генрих М. Когда он, молодым инженером, пришел на завод я, в то время старший мастер, "пригрел" его. Более четверти века называл он меня своим учителем и оказывал мне всевозможные знаки уважения, иногда, на мой взгляд, чрезмерные. Так же ласков был он со всеми, кто имел силу.

Когда у меня случилось ЧП, и я оказался не у руля, на следующий день Генрих прошел мимо, не подав руки, не поздоровавшись.

Смелые, талантливые, свободные люди просты и незаносчивы, не стремятся унизить другого. Сильный получает авторитет, признание за счет своих личных качеств, достоинств. Мелкие, бездарные не находят другого способа самоутверждения, кроме как подавлять своей властью других.

Самый талантливый и умный из известных мне металлуpгoв, покойный академик Николай Николаевич Доброхотов, по внешнему виду и по поведению был скорее похож на сказочного добряка деда Мазая, чем на главу отечественной металлургии. Мой учитель, профессор Алексей Андреевич Безденежных, в послевоенные годы тайком подкармливал малоимущих студентов. Генеральный директор Василий Семенович Тарасов, превосходный металлург и организатор промышленности, запросто общался с коллегами. А его преемник Николай П. в силу своей ущербности, всегда стремился подчиненных, особенно сильных инженеров, унизить.

Свободу нельзя понимать, как вседозволенность, возможность делать все, что вздумается. С понятием свободы неразрывно связаны понятия равенства и братства людей, одинаковое положение их в обществе. Экономическое равенство означает, что нет чрезмерно большого различия в размерах доходов разных слоев общества. Не просто быть свободным человеку, живущему в нищете. Голод не тетка, порой заставляет идти в услужение. Пушкинский Алеко искал свободу и счастье в убогой цыганской кибитке, но убедился, что "и под изодранными шатрами живут мучительные сны".

Во дворцах подавно нет свободы. Не может быть свободен богач, живущий за счет труда других. Богатые повязаны таким количеством условностей и забот, что не спят спокойно. Недаром одним из самых счастливых и свободных людей история называет философа-киника и аскета Диогена Синопского, квартировавшего в пустой бочке. Только он мог сказать великому Александру Македонскому: "Отойди, ты заслоняешь мне Солнце"!

Известно, что самые счастливые люди - бессребреники. Умерить аппетиты доступнее, чем удовлетворить разросшиеся.

Равенство политическое требует определенных условий в общественных отношениях: классовых, национальных, культурных. Свободный стремится к равенству с другими. Желающий властвовать непременно лицемерит, обманывает, т.е. совершает поступки, свойственные рабу. Холоп не мечтает о свободе. Холоп мечтает иметь своих холопов. Равенство - требование действительно свободных людей. Холопов больше устраивает "свобода", которую они понимают, как возможность унижать сограждан, паразитировать за их счет. Общество неравных - общество несвободных. Неравенство - дочь насилия, оно постоянно генерирует новое насилие. Материальное неравенство сегодня порождает неравенство возможностей завтра, тем самим закрепляет несправедливость и несвободу на многие годы и поколения.

В части 1й нашей книги мы говорили, что идея фикс, краеугольный камень коммунистического учения - равенство всех граждан. Принятие или непринятие этого постулата - оселок, на котором проверяется социальная стоимость человека.

Приведем примеры:

Молодой Николай Бердяев был марксист и социал-демократ, не отягощенный собственностью. Повзрослев, заматерев, он пугается революции и в 1918г. пишет книгу "Философия неравенства", содержание которой я бы вкратце изложил пословицей: "Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным". В 1922г. был выдворен из РСФСР, хлебнул эмигрантского лиха и... отрекся от своей книги! Ему уже не хочется иметь больше, чем досталось другим, ему бы получить свою пайку, свою долю свободы и счастья... не эмигрантского, а родного, русского...

При Ленине для руководящих работников был установлен «партмаксимум», размер оплаты на уровне заработка квалифицированного рабочего. Сталин и его Система решительно выступили в 30е годы против равенства. Они провозгласили борьбу с "уравниловкой". Начался бой с уравниловкой под флагом необходимости материального поощрения стахановцев, передовых рабочих, закончился созданием спецраспределителей, спецпайков, спецсанаториев, партлечебниц, неподотчетными конвертами с деньгами и т.п. "Криминальная революция" довела неравенство до логического конца, реставрировала капитализм и власть, подобную царской.

У каждого сословия свое понятие о свободе. Большевики ратовали за освобождение от самодержавия, от ига капитала. Белые - за освобождение от необходимости уступок рабочим. Для владельцев капиталов свобода – это возможность купить по сходной цене рабочую силу. В результате реставрации капитализма в России элита получила свободу паразитировать, трудящиеся - право на темноту и экономическое рабство без надежды исхода, право на «вольнонаемное рабство».

Лион ФЕЙХТВАНГЕР: "Знаменем свободы злоупотребляют единицы, отрывая от него лоскутья для своих личных выгод".

Лев ТОЛСТОЙ: "Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего".

Ни одно из известных мне обществ не могу назвать свободным.

Какая свобода в обществе, где царствовал Николай, прозванный в народе кровавым; где существовали ГУЛАГ, «психушки», обман народа, теперь ограбление и еще больший обман?- в России свободы как не было, так и нет.

И в Израиле нет свободы. О какой свободе может идти речь в стране, где агрессивное религиозное меньшинство навязывает свою волю большинству; где какой-то темный раввин предписывает мне, что я должен есть, могу ли я навестить друга в субботу, где, если раввинам неугодно, мертвому не дадут место на кладбище.

Может быть, в какой-нибудь заморской стране есть свобода - не знаю... Говорят, что чем больше криков и заверений о свободе, тем меньше ее в натуре. Крестьяне из оперетты "Свадьба в Малиновке" определяли точно: "Если за свободную личность - значит, будут грабить!"

Коротко о свободе слова, свободе печати, гласности. В стране госкапитализма этих свобод не существовало. "Дикий" капитализм не препятствует кому-либо говорить что-либо. Разумеется, нельзя говорить ничего плохого о своем работодателе - останешься без работы. Упаси Бог затронуть местных чиновников или полицию - бед и напастей не оберешься. А в остальном говори, хоть кричи - тебя все равно никто не услышит, потому что все средства массовой информации в руках капитала. Человеку безденежному опубликовать свое мнение, свободное слово недоступно. Не напечатают, не допустят к микрофону. Автор испытал это на своей шкуре.

По силе воздействия на умы народа СМИ (газета, радио, канал телевидения) сравнимы с оружием массового поражения, с ядерным оружием. Отдать канал телевидения, или газету в частные руки олигарха все равно, что дать олигарху, скажем, Чубайсу, в руки водородную бомбу. Канал телевидения, как и водородная бомба, не игрушка. Такое грозное оружие не может, не должно принадлежать одному или нескольким лицам. Только обществу в целом, или крупной партии.

Как достичь свободы?

Иоганн Вольфганг ГЁТЕ полагал, что: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой". Владимир МАКСИМОВ: "Свободу и право не получают, их берут с боя".

Еще говорят, что "свобода и демократия должны быть с кулаками". Может быть. История человечества - простите за выражение - сплошной мордобой, но от этого не становимся мы, люди, свободнее, счастливее.

Или мы не те морды бьем?

В обозримом прошлом не было нигде на Земле справедливости, свободы, равенства, демократии. Но значит ли это, что мы не должны стремиться к лучшему, к совершенству, к идеалу? И что он, идеал, недостижим?



© Александр Ветрочёт, март 2004 - февраль 2005