Александр Ветрочёт

Трудная дорога к добру и справедливости

Мысли о прошедшем, настоящем и будущем
издание третье (электронное), исправленное и дополненное

На Земле Обетованной

( ЕВРЕИ. СИОНИЗМ. ИЗРАИЛЬ.)


оглавлениев литературный разделна главную страницу


"Они хотели жить со всеми в мире,
Иметь свой дом, свободную страну.
Но их святые храмы разгромили,
И жизнь саму поставили в вину.
Спасаясь от неправедного гнева,
Они искали мир в чужих краях,
Где общим стало только небо
И где своими стали боль и страх.
Их уводили в рабство, истязали.
Не потому ль их дети с давних пор
Рождаются с печальными глазами,
В которых замер вековой укор".

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ

 

Кто такие евреи? В Москве, Одессе, Челябинске вопрос этот показался бы мне праздным. Ясно - евреи это люди, схожие со мной, ибо я - вся жизнь моя тому порукой - самый типичный еврей. Многие годы на улице, в концерте, на конференции или в трамвае, свои и чужие безошибочно определяли во мне еврея. Чаще всего это причиняло неудобства, и только один раз дало преимущество: при оформлении визы в израильском консульстве пкида (служащая) не стала копаться в моих документах, сказала с очаровательной улыбкой: "Собственно, Вам метрики не нужны. И так видно!"

Мне казалось, что я типичен и по ментальности: все меня касается, все делаю быстро, на лету. Я был уверен, что все евреи такие. И только в Израиле узнал, что единого этнического типа еврея не существует. Евреи - выходцы из Эфиопии совершенно не похожи на евреев из Прибалтики. Этнические типы евреев отличаются между собой больше, чем мы, евреи из России, отличаемся от русских, евреи Кавказа от грузин, бухарские от узбеков, эфиопские от африканских негров. Различие этнических типов доходит до расового. Это касается как внешности, так и ментальности и культуры. Трудно поверить, что у них общие гены. Смесь разных этносов.

Иврит сближает, но не цементирует народ в одну нацию. Многие, особенно старшее поколение, в быту разговаривают на языках стран исхода.

Не характерна для евреев и приверженность к иудейской религии. Религиозная часть населения - всего около четверти, половина определяет себя соблюдающими традиции, а оставшаяся четверть - светская. Есть ортодоксы, ультрарелигиозные, разные варианты иудаизма. Александр СОЛЖЕНИЦЫН: «Редко какой народ являет собой такой богатый спектр типов, характеров и мнений, от светлейших умов человечества до тёмных дельцов». На 11 страницах книги Солженицын пытается найти определение, «кто такие евреи?». Безуспешно.

Хотя в паспортах большинства израильтян написано "игуди", в действительности страна населена плохо понимающими друг друга людьми, едва терпящими друг друга, исповедующими различные религии и атеистами. Внутренние распри - извечный враг евреев.

Что же у евреев общего? Есть ли у представителей множества разноязычных генотипов, культур, то общее, что может надежно соединить их в одну нацию, есть ли тот цемент, который способен скрепить части в единое, великолепное строение, Государство Израиль, Эрец Исраэль?

Начнем с того, о чем можно сказать, что евреи - не такие:

В СССР и в некоторых других странах создавался миф об агрессивности евреев. Это неверно. Евреи мирный, миролюбивый народ. В Израиле даже собаки не кусаются. Евреи не заплывают далеко в море, не хулиганят, не ввязываются в драку без особой нужды. Сложившийся по милости лживой пропаганды имидж народа-агрессора, народа-хулигана много вредит международному престижу страны.

Есть мнение, будто евреи дружны, и это тоже не соответствует действительности, это, скорее, мечта. Нет мира между отдельными общинами, между харедим и неверующими. Общество активно отторгает более культурный слой новых граждан, выходцев из России, унижает их. Внутри каждого слоя, каждой общины есть имущие и малообеспеченные, жулики и честные.

Не подтверждается также тезис, что евреи - самые умные. Действительно, крупнейшие, основополагающие, сотрясавшие современную им цивилизацию открытия, учения, ситуации создавались евреями: Моше (Моисеем), Иешуа (Иисусом), Павлом, Марксом, Эйнштейном, Фрейдом, Винером и другими. Но это были отдельные, возвысившиеся над уровням толпы гении, как правило, взращенные в диаспоре. Знатоки ТОРы ничего, кроме схоластики не создали. Схоластика (а вся, любая религия, вера во всевышнего - схоластика) - враг творчеству, смерть мысли.

Мы гордимся выдающимися евреями, гордимся, что мы их соплеменники. Личностей подобного масштаба среди израильтян нет, некем им гордиться.

Прискорбно, но факт: затхлая идеологическая атмосфера Израиля, смесь молитвы, покорности, наживы и потребительства, приводит к деградации евреев как творческих личностей. Здесь не появляются новые идеи, новые мыслители. Все заплесневелое или заимствованное. Интеллигенция барахтается, что есть сил, чтобы не утонуть во мраке иудаизма.

Профессор А. ЧЕРНЯК приводит сведения, (даем их в свободном изложении): евреи составляют менее четверти процента всего населения Земли. Эта 0,00233 часть населения получила пятую часть, около 20% всех Нобелевских премий, т.е. евреи становятся Нобелевскими лауреатами в сто раз чаще, чем средний житель Земли. Миллиардерами -в 50 раз чаще.

По экономическим наукам доля евреев среди Нобелевских лауреатов более 34%; по физике - 25,4%; по физиологии и медицине - 27%; по химии - 16,4%. (Все цифры – профессора А. ЧЕРНЯКА).

Столь большой вклад евреев, особенно ашкенази, вовсе не признак наличия у них каких-то особых генов. Это результат исторически сложившихся традиций: у евреев диаспоры всегда особым уважением пользовались стремления к знаниям и любые формы интеллектуального труда.

Особенность, величие евреев не в победоносных сражениях, не в громадности территорий, а в силе и оригинальности идей.

Евреи первые ввели правило обязательного еженедельного отдыха для всех, включая рабов и даже рабочий скот. Даже земля на 7 год должна отдыхать. Евреи не одобряли проституцию, которая у большинства древних народов была культовым ритуалом. Не одобряли педерастию. Со времен вавилонской диаспоры ввели обязательное образование для мальчиков, поэтому все мужчины и многие женщины были грамотны. Сироты и необеспеченные обучались бесплатно. В отличие от других народов евреи признавали достойным любое занятие ради хлеба насущного, любую работу, любое ремесло.

После разрушения Второго Храма евреи отказались от профессионалов-священников. Раввины не священники, а теологи - интеллектуалы, знатоки писания, учители, мудрецы.

В еврейских общинах диаспоры, еще 500 лет до Н.Э. была введено правило: ни один еврей не должен жить впроголодь, не должен обращаться за помощью к государству. Благотворительность внутри общины осуществлялась анонимно, не оскорбляла достоинство бедняков. Всяк имущий обязан был положить в куппу (ящик для сбора денег) определенную сумму - это считалось способом выражения благодарности Богу, поэтому никто не уклонялся от благотворительности. Община снабжала приданым бедную невесту, похороны бедняков осуществлялись за счёт общины.

У евреев запрещается активное обращение иноверцев в свою веру. Евреи всегда сторонились милитаризма и агрессивности.

Отмечают такую деталь: каждый еврей в отдельности умница, хахам. А вместе творят глупость за глупостью, сами подводят народ к очередному избиению. Увы, когда нас собирается много, вместо львиного рыка у нас получается коллективное ослиное "Иа! Иа!"

Так что же у нас, евреев, общего? Общее у всех евреев, богатых и бедных, черных и белых, соблюдающих мицвот (заповеди) и «Иванов по матери», одно - историческая судьба. Все они представляют народ, вечно гонимый, обреченный быть гонимым, быть всемирным козлом отпущения. По определению САРТРА, ЕВРЕИ - ОБЩНОСТЬ,

СВЯЗАННАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ГОНЕНИЯМИ, КОТОРЫМ ОНА ПОДВЕРГАЕТСЯ.

Юлиан ТУВИМ: "Кровь евреев... течет глубокими, широкими ручьями, почерневшие потоки сливаются в бурную, вспененную реку и в этом новом Иордане я принимаю святое крещение - кровавое, горячее, мученическое братство с евреями".

Я. ЦУРА: Евреи - "единственный белый народ, подвергшийся расовой дискриминации".

Под определение Сартра подпадают все евреи Израиля и диаспоры, все, кто признает себя евреем и кого признают евреем антисемиты.

Еще две особенности, свойственные евреям:

Евреи - один из древнейших народов, сумевший сохранить, пронести через тысячелетия свою самобытность.

Лион ФЕИХТВАНГЕР:"Зорко приходится ему (народу, А. В.) следить, чтобы не быть раздавленным или не раствориться в гигантах. Но он не хочет растворяться, он хочет существовать, потому что он храбрый, мудрый, маленький народ, он не позволит раздавить себя."

Вторая особенность - болезненный патриотизм, обостренное чувство Родины, и Исторической, которой они лишились почти две тысячи лет тому назад, и той, которая их пригрела. Евреи подобны детдомовским детям, они остро нуждаются в материнской ласке, в признании матери - Родины.

Помню, ребенком (хотя, как сказать: мне было 13 лет) я обнаружил в глубине бабушкиного сундука коробочку, в ней завернутые аккуратно в тряпочку два пакетика. Оказалось, это были две щепотки земли из Палестины.

"Когда мы с дедушкой умрем, положи эту землю нам под головы, чтобы мы покоились на земле Сиона".

Бабушка и дедушка погибли от рук фашистских палачей относительно молодыми, в 1942 году, и похоронены в братских могилах расстрелянных евреев на окраине села Иванькивцы, что рядом с г. Бар. Не смог старший внук выполнить их просьбу, упокоить их многострадальные головы мучеников на щепотках святой земли Сиона. Мой дед по метери был очень беден, рано умерший дед по отцу -скромного достатка. Но они, оба , отказывая себе и своим семьям в самом необходимом, насущном, давали деньги на покупку земли в Палестине.

Расставаясь, многие советские евреи желали друг другу на идиш: "Ибер а юр ин Ерушелайм!" - через год в Иерусалиме! Тысячелетия евреи мечтали вернуться в Иерусалим, полагая, что на родной земле найдут счастье. Уже более 55 лет Иерусалим еврейский, а счастья, а мира, а покоя все нет, проблем - великое множество...

Сейчас я живу сравнительно недалеко от Иерусалима, в Нижней Галилее и, вероятнее всего, буду похоронен в святой земле. Но у изголовья моей кровати есть баночка родной земли России, земли, взятой с могилы моей мамы, схороненной в далеком Ижевске. Щепотку земли берегут самые романтики. Другие сохраняют альбомы фотографий, картины, изображающие зимние пейзажи, сувениры, значки. Один хранит шапку-ушанку. Однако - более чем 200 лет тому назад зада-

Внешностью арабы похожи на евреев-сефардов. И язык схож, и мен-тальность и обряды схожи. Библия и Коран свидетельствуют об этнической общности евреев и арабов. Они сыновья одного отца, единокровные братья.

Исторические судьбы арабов и евреев, их пути часто пересекались. Живут эти народы вблизи друг друга; крупная неприятность, беда одного (ядерная, бактериологическая атаки, засуха), вероятнее всего, заденет и другой народ. Братья по крови, братья по исторической судьбе. Братья семиты, братья-враги. Бывает, братья ссорятся. Но это противоестественно. Естественна братская дружба, братская любовь. Историки утверждают, что вначале так и было. Первые 700 - 800 лет существования мусульманской империи были одновременно "золотым веком" еврейской диаспоры.

Арабо-израильский конфликт напоминает вендетту, кровную месть, нечто вроде вражды Монтекки и Капулетти. Никто уже не помнит, не знает почему, – а они смертельные враги. Умами многих овладела уверенность, что договориться невозможно. Между тем, самое заветное желание и еврея, и араба – МИР! Оба народа измучены войнами и междоусобицами. "МИР" - "ШАЛОМ" - "САЛАМ" - это говорит, желает араб и еврей, Вам и себе при встрече и на прощание.

Причин вражды, веских причин, нет. Есть поводы, прецеденты, злоба. Конфликт мог быть сглажен в первые годы существования государства Израиль, если бы Ближний Восток не был эпицентром борьбы двух сверхдержав. Советская и американская дипломатии делали все, чтобы не угасала вражда. Вскармливали арабских диктаторов, от Насера до Саддама, науськивали арабов на евреев. Ненависть, взращенная политиками, скрепляет 18 арабских стран в единую лигу. "Смерть евреям!" - слышится в арабских странах так же часто, как "Аллах акбар!" Кроме Египта и Иордании, ни одна арабская страна не признала права Израиля на существование.

После развала Союза ситуация могла бы измениться к лучшему, но не скоро. Большая ненависть имеет большую инерцию. Накопившееся в регионе огромное количество оружия не дает покоя его обладателям, создает эйфорию непобедимости, вызывает желание наказать, проучить противника.

вался вопросом ДАНТОН: "Разве унесешь Родину на подошвах сапог"?

Две матушки-Родины у нас, обе Родины дороги нашим сердцам. Мы любим вас, дорогие наши Родины, и желаем вам добра.

Две Родины - два Отчих Дома. Один дом схож со старинным королевским замком, дворцом. Он огромен, мы еще помним его богатым и славным, нынче он запущен и загажен нерадивыми внуками героических дедов. Второй дом крохотный, почти кукольный, в каждом уголке его живут воспоминания далекого-далекого прошлого.

Общее между домами, большим и малым, одно - жить в них непросто...

Х Х Х

Непросто изложить на нескольких страницах свое восприятие общественной жизни такой сложной страны, как Израиль. Крохотная, узенькая полоска земли на восточном побережье Средиземного моря. По количеству населения Израиль можно сравнить со Свердловской областью, но по площади Израиль в 10 раз меньше. Кто, даже в России, знает о затерявшейся в российской глубинке крохотной Удмуртии? Израиль меньше Удмуртии по площади в 2 раза.

Половина земель Израиля - безводная пустыня, почти не пригодная для цивилизации, для жизни.

Землю эту Ханаанскую когда-то даровал евреям Бог, вторично подарок сей евреи получили из рук Генеральной ассамблеи ООН, которая приняла соответствующее решение 29 ноября 1947 года.

Земля евреев никогда не текла молоком и медом. В ней много камня, но мало грунта; много солнца, но мало воды. На земле этой все достается тяжким трудом, обильным потом.

3000 лет тому назад евреи освоили свою страну, сделали ее цветущей. Но не судьба была евреям мирно жить на своей земле. Злые завоеватели изгнали трудолюбивый народ, рассеяли его по свету, однако поддержать плодородие края не смогли. К началу XX столетия земля Палестины, как ее в то время звали, превратилась в безжизненную пустыню и малярийные болота.

Узкую полоску загубленной за годы арабского и турецкого владычества земли "щедро" презентовали евреям Объединенные нации. Это была земля предков, вернуться на землю предков - мечта еврейского народа все тысячи лет изгнания.

Когда-то евреи жили на всей территории Израиля, а теперь им возвратили только меньшую часть ее. И еще - во все времена земля эта была зоной повышенного риска. Здесь постоянно либо война, либо напряженная обстановка. Здесь никогда не было полного и прочного мира. Подсчитано, что Иерусалим 37 раз переходил из рук в руки.

На май 2003 года численность населения Израиля составила 6 миллионов 680 тысяч человек, из них 5,14 миллиона (76,7%) евреев, 1,28 млн (19,3%) арабов, среди них 1,05 млн мусульман, 120 тысяч христиан и 107 тысяч друзов. На территориях, оказавшихся под контролем Израиля после разбойных, но безуспешных нападений соседних арабских стран, живет 2,5 – 3,0 млн. арабов.

За 1990 – 2001 годы в страну прибыло 906 тысяч человек, из вновь прибывших 68 тысяч сбежали. Всего за эти годы эмигрировало 270 тысяч евреев.

Евреям нужно найти путь к душам арабов, арабам - к душам евреев, добиться братания. Об этом мечтала золотая наша Голда Меир: "Это будет великий день, когда арабские фермеры перейдут Иордан не на танках, а на тракторах и протянут руку дружбы - как фермер фермеру, как человек - человеку". Святая задача нынешнего поколения -приблизить этот день.

Х Х Х

Средняя продолжительность жизни мужчин в Израиле - 76,7 года, женщин 80,9 года. Плотность населения - одна из самых больших в мире - 294 чел/кв.км. Если принять во внимание, что половина земель - пустыня, непригодная для жизни – реально плотность почти в 2 раза больше.

Крупнейшие города: Иерусалим 680 тыс чел., Тель-Авив 358,8 тыс. Безработица - около 10,6%. Структура занятости: промышленность -21%, с/х-во – 2%, строительство - 7%, торговля 15%, финансы - 12%, транспорт - 6%, Энергетика - 1%, услуги - 36%. Из общего состава трудоспособного населения работают 54% (в развитых странах - 64%).

В Израиле живет 39% всего мирового еврейства. В США – 40%, во Франции 4%, в Канаде 3%, в России и Англии по 2%.

Х Х Х

Сорок веков еврейский народ боролся, сражался, погибал, возрождался, отступал и наступал. Наконец-то вернулся на свою родину как ее хозяин.

Создание государства Израиль явилось логическим завершением многолетней борьбы сионистов. В СССР сионизм объявляли расизмом, пособником империализма. Это неверно. Ранний сионизм развивался как национальное социалистическое рабочее движение. Идеолог раннего сионизма ААРОН ГОРДОН (1856 - 1922 годы) ратовал за простоту, аскетизм, видел перспективу возрождения народов Израиля в физическом труде, в земледелии. Он организовал киббуц (коммуну) "Дгания" в месте, где река Иордан вытекает из озера Кинерет, и сам работал на земле киббуца.

Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, бессменный Генеральный секретарь объединения профсоюзов, организовал МАПАЙ, сионистскую рабочую партию Израиля. Бен-Гурион был еврейским националистом, сионистом, но он был рабочим лидером. Таким же рабочим лидером была Голда Меир, тоже премьер-министр Израиля. Израильская рабочая партия входила в Социалистический Интернационал, а Голда Меир была вице-президентом, а затем и Почетным Президентом Социнтерна.

Все сионисты, начиная с отца движения Теодора Герцля, лелеяли мечту о превращении евреев в "обычный народ" со своими государством, армией, евреями-дворниками, хлебопашцами, рабочими, даже со своими негодяями. Основатели сионизма полагали, что евреям нужна своя страна для поднятия престижа и самоуважения, чтобы сами евреи и другие народы перестали видеть в евреях вечных изгнанников. Думаю, они были правы. Покорность не дала евреям ничего, кроме унижений, голода и погромов. Главная проблема евреев - они везде гонимы, бездомны, чужие. Только созданием государства евреев можно было решить эту проблему. Надо признать - решили!

Вера в необходимость воссоздания страны евреев крепла с каждым годом на фоне распространения антисемитизма, который из бытового во многих странах перешел в категорию государственного. Ранний сионизм был естественной реакцией трудящихся евреев на государственный антисемитизм в Российской империи и в странах Европы, на еврейские погромы. И на Сталинскую борьбу с "космополитами". Это было движение обреченных, убедившихся, что спасение можно обрести только своими руками, только в борьбе. Ранние сионисты - героические бойцы за жизнь гонимых, страдальцев.

Сионисты не ставили задачу подавления и ущемления других наций. Бен- Гурион говорил, что арабские жители "сыны этой земли" и потому у них "равные права в стране не только в качестве ее граждан, но и в качестве сынов этой страны". Израиль и сионисты НИКОГДА не подвергали сомнению право любого арабского государства на существование. Напротив, подавляющее большинство арабских стран до сих пор не признали Израиль, право Израиля на существование, право евреев на жизнь.

Пропаганда относительно агрессивности Израиля, представление сионизма как правого движения, по меньшей мере в прошлом, - сплошная неправда. Все прошедшие войны Израиля были защитой от нападения извне, а ранний сионизм был революционным движением, более революционным и более рабочим, чем сталинский "социализм".

Созданные сионистами коммуны-киббуцы живы до сих пор. Признаюсь, многое в них мне нравится, хотя постепенно меняются они к худшему.

Как в каждом революционном движении, с годами в сионизме появились ереси, ревизионизм. Лидером ревизионистов стал Владимир (Зе-эв) Жаботинский, который в 1925 г. создал "Всемирный союз сионистов-ревизионистов" ("Брит а ционим а ревизионистим", сокращенно "Брит а ЦОАР"). Это было правое движение. Оно выступало против рабочей партии, проповедовало частную инициативу, боролось против профсоюзов Израиля - ГИСТАДРУТА.

Пионеры-халуцим были евреи трудового и интеллигентного происхождения, главным образом из России и Польши. Они мечтали создать для евреев страну социальной справедливости, поэтому их сионизм был социализмом для евреев. Да и кто, кроме измученных притеснениями трудящихся, приехал бы в то время сюда? 0ни осушали болота, разводили сады, виноградники, фермы, восстанавливали вырубленные арабами и турками леса. Большинство соблюдали традиции, но были равнодушны к религии.

Собственно, сионизм и замышлялся с ориентацией на трудящихся. Первым пунктом т. н. Базельской программы, принятой Первым сионистским конгрессом в 1897 году, предусматривалось: "...Поощрение колонизации Палестины еврейскими землепашцами, ремесленниками и рабочими..."

Со временем в Израиль приехало много евреев-сефардов из стран Востока: Ирана, Ирака, Йемена, Mapокко. Людей религиозных, состоятельных, торговцев, финансистов, владельцев капиталов. Стал преобладать торговый люд с иными, своими представлениями о нравственности и морали. Дети и внуки многих пионеров разбогатели, перестали работать на земле, на промышленных предприятиях, стали жить как буржуа. Разбогатеть им помогла щедрая помощь евреев всего мира, в первую очередь Америки, а также финансовые и земельные спекуляции.

В разделе о России мы показали что, когда в результате "тихой", но кровавой сталинской революции воцарился госкапитализм, правящая Система еще более 50 лет не могла отказаться от коммунистической, социалистической фразы. Фраза нужна была для маскировки, для камуфляжа. В Израиле произошло нечто подобное. Давно нет базы для сионизма, нет дружбы евреев, но фразеология сионизма сохранилась. "Шумим, братец, шумим"! Теперь, правда, говорят о постсионизме, о сионизме без социализма.

Ранний сионизм служил благородному делу освобождения трудящихся евреев от притеснений. Он был, безусловно, прогрессивным движением. Нынешний "постсионизм" служит закабалению евреев, заключению их в темницу иудаизма. Это движение реакционное. С сионизмом произошло то же, что и с большевизмом, с российским социализмом - его подменили. Сохранив название, сменили сущность.

Израиль создавался как реализация мечты социалистов-сионистов, как воплощение общественного начала. С годами возникло противоречие между общественным началом, общественным прошлым и частнокапиталистическим продолжением, настоящим. Победили шакалы, каждый из которых тянет одеяло на себя, поэтому от былых единства евреев, взаимопомощи и прочих благородных чувств, именовавшихся "сионизм", не осталось и следа.

Современный Израиль – страна вопиющих имущественных контрастов. Здесь 6 миллиардеров,5000 мультимиллионеров. Суммарный капитал 600 богатейших израильтян – 45 миллиардов долларов. В то же время в стране 19% бедствующих семей, 200 тысяч безработных. Официальная черта бедности 1730 шекелей в месяц для одиночки, 4428 шекелей для семьи из 4х человек. 61000 работников зарабатывают менее 500 шекелей в месяц. 24% наёмных работников общественного сектора в 2001 году получали зарплату ниже официально установленного минимума, в частном секторе этот показатель равен 37%. В то же время 2100 чел. получали больше 100 тысяч шекелей в месяц, а директора банков – до 350 тысяч. Богатые быстро богатеют, бедные продолжают беднеть. Доля 10% населения страны в доходах от капитала увеличилась за последние 20 лет в 86 раз. Всё финансовое имущество населения оценивается в 1140 миллиардов шекелей, 68,7% от него приходится на долю первой десятки.

Ныне в стране две крупнейшие партии являются наследниками сионистов. Партия "АВОДА" как бы является наследником партии "МАПАЙ", блок "ЛИКУД" - ревизионистов. Но со временем различие между ними стерлось. "Авода" ушла от социализма, "Ликуд" к нему не приблизился. Обе партии нынче представляют интересы крупного капитала, подобно демократической и республиканской партиям США. Верхушку обеих партий, что Аводы, что Ликуда, составляют в основном бывшие генералы. Спорят они только по вопросам международной политики, разногласия между партиями чисто личностные: "Хочу к власти!", и вся недолга!

В нынешнем Израиле нет реальной оппозиции. Heт крупной партии, лоббирующей интересы рабочих, неимущих, обездоленных. И нет свободной прессы. Вся пресса "независимая", т. е. принадлежит частным владельцам и печатает только те материалы, содержание которых угодно хозяевам. В печати сколько угодно эротики, ужасов, любой грязи, восхваления еврейских богачей, но прочитать что-либо хорошее об еврейских революционерах невозможно. Масса изложений библейских текстов - и ни строчки антирелигиозной, просветительской пропаганды; сколько угодно информации о курсе акций и ничего об источнике богатств, об ограблении трудящихся; поношение профсоюзов, но нет разоблачений хозяев-грабителей. У "независимой" прессы есть рука-владыка.

Х Х Х

Для Израиля важно правильно выбрать направление развития экономики.

С библейских времен евреи стремились к земледелию. Успехи киббу-цов, на взгляд бывшего совкового жителя, просто фантастические. Но дальнейшее увеличение с/х производства ограничено количеством земли и воды. Сельское хозяйство дает (округленно) 4% валового национального дохода, в нем занято менее 4% рабочей силы. Вряд ли эти цифры существенно изменятся в будущем.

Для русского читателя знакомство с сельским хозяйством Израиля интересно в первую очередь тем, что здесь уже более сотни лет эффективно функционируют коллективные хозяйства: киббуцы, напоминающие российские коммуны первых послереволюционных лет, и коллективные мошавы, напоминающие российские "Товарищества по совместной обработке земли", ТОЗы.

киббуцы

коллективные мошавы

фермеры

Количество по стране

270

57 (15547 хозяйств)

9574

С/х угодий в %% к итогу

44,2%

29,8%

26%

Число работающих в с/х тыс. чел.

8,6

17,0

38,9

Специализация (преимущественно)

Молоко, мясо, яйцо, хлопок, финики,арахис, бананы, др.

Овощи, картофель, бахчевые, полевые, виноград, фрукты, лук, мясо, молоко

Миндаль оливки цитрусые, виноград

Кроме того, промышленная продук.

2 млрд. долларов,

в т. ч. экспорт

700 млн долларов

В сельском хозяйстве Израиля сложились различные типы хозяйств, сочетание специализированных с многопрофильными. Многопрофильные -киббуцы и коллективные мошавы - обеспечивают лучшую эффективность, лучшую занятость работников, равномерность распределения сезонных работ и дохода в случае неурожая в одной из отраслей. Киббуцы -поставщик наиболее энергичных, подготовленных общественных деятелей: генералов, политиков, бизнесменов, дипломатов. Дух коллективизма - великое дело!

Нельзя не признать, что как в России враждебные народу силы всяческие охаивают колхозы и мешают их работе, так и в Израиле находится множество желающих оплевать основных кормильцев страны - киббуцы..

(Фактический материал заимствован из статьи Э. Ашурова "Наше сельское хозяйство", "7 дней", 18.05.2000г.)

Промышленность Израиля росла быстрыми темпами. Ее раньше не было, сейчас промышленный экспорт исчисляется десятками миллиардов долларов.

Возможности развития промышленности так же, как с/х-ва, ограничены дефицитом земли, воды, электроэнергии, экологической емкостью.

Индустрия туризма приносит доход, у нее есть перспективы развития.                  У Израиля есть особенность, связанная с иммиграцией из СССР, позволяющая определить приоритетное направление развития экономики, направление неограниченного роста. Есть своя золотая жила, свой Клондайк, свое Эльдорадо. Репатрианты принесли на своих плечах умные головы, умноженные на высшее образование. 200 тысяч специалистов различного профиля... Мало кто получил работу по специальности. Создано огромное, невиданное в истории "кладбище интеллекта". Оно, кладбище, постоянно пополняется прибывающими учеными, инженерами, врачами, художниками.

Чтобы обучить хорошего специалиста, нужно примерно 20 лет и более 100 тысяч долларов. Сделать из него уборщика - ничего не стоит. Плохого уборщика, в голове его не метла, а высокие материи.

В головах иммигрантов скопился огромный капитал (называют числа от 25 до 50 миллиардов долларов). Россия выпустила это богатство из рук, Израиль не сумел взять его в руки. 3олото просыпалось сквозь пальцы, меж пальцев. Пронизанное эгоизмом и мелким шкурничеством израильское общество не сумело (и не захотело!) пустить интеллект в оборот.

Мы полагаем, что приоритетным направлением развития экономики Израиля должно стать ПРЕВРАЩЕНИЕ СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Требуется создать сеть исследовательских, проектных, технологических и учебных центров, институтов, классных больниц, сыскных бюро, студий, театров, поставляющих свои разработки на мировой рынок. Продукция эта не боится засухи и наводнений, даже в кризисные годы она нужна. Потребители - весь мир, но в основном т.н. страны "третьего мира".

Будущее Израиля, на наш взгляд, это тот "праздник интеллекта", в который мы можем и обязаны обратить свою страну. Это путь к благосостоянию. Это путь и к миру. Внутреннему, ибо безбедная жизнь, творческая работа среди своих - что еще нужно человеку для счастья?, а счастливые миролюбивы; и внешнему - соседи будут заинтересованы в получении наших разработок. Наше богатство, наша мощь не в территориях, а в умах.

Я хлопочу не о гениях-одиночках, генераторах идей, их судьба непредсказуема, чаще всего трагична. Я забочусь о массе тружеников

-  интеллигентов, создающих разработки, проекты, лечащих больных, играющих в оркестрах, обучающих студентов. В том числе и о специалистах старшего возраста - самых опытных, самых умелых и самых беззащитных.

С идеей превращения Израиля в Международный центр интеллектуальных услуг я носился несколько лет, подобно "дурню с писаной торбой" - так на Украине говорят об увлеченных людях. Писал, шумел... И понял, что у меня ничего не получится. Чужаков здесь не любят, ходу им не дают.

Когда в 1991 году я приехал сюда, мне казалось, что (скромность - не мой недостаток!) должна выстроиться очередь нанимателей, желающих заполучить такого работника. Я привез конкретные, заманчивые предложения по совершенствованию сталепрокатного производства, подкрепленные изготовителями оборудования и убедительными экономическими расчетами. Мне повезло - меня выслушали. Но никто не захотел поддержать новенького.

Приехавшие из бывшего СССР ученые мирового класса по самым актуальным для Израиля проблемам: водоснабжения, разведки нефти, химии; математики с мировым именем, оказались невостребованными и вынуждены были уехать за океан. Да что ученые! Один из лучших теноров Мира, Михаил Александрович, оказался лишним в Израиле. Не захотели его слушать. Почему не понимают собственной выгоды - не могу понять. Се ля ви!

Да простят меня старожилы, нынешний Израиль по духу - страна лавочников. Превратить бы ее в страну умных, в кладезь интеллекта. Тогда по уровню жизни с 23-го места переместимся на одно из первых.

Х Х Х

Вспомним картину Васнецова "Витязь на распутье". Стоит витязь на развилке дорог, задумался. На камне, что у развилки, надпись: «Прямо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь»…тоже какая-то гибель… куда ни пойдет, ждет добра молодца беда. Куда ни кинь, все клин!

В образе могучего рыцаря художник изобразил стомиллионную Россию. Израиль тоже на распутье. Но Израиль не богатырь с мечом-кладенцом в руке, а невысокий, с черной бородой по самые уши, с солидным брюшком боец. Вместо меча и уздечки могучего коня на руках у него старушка-мать и жена с детишками. Вот и задумался израильтянин, куда ему податься?

Вправо его толкают "ястребы", блок Ликуд. Их, правых, позиция проста и понятна: не отдадим земли, обретенные нами в справедливых войнах с агрессивными арабскими странами. В древности это были земли Израиля, мы имеем на них моральное право.

Кроме сектора Газы, все остальные "территории" я объездил. Не скрою, и мне до слез жаль отдавать более плодородные, богатые земли нашей древней Родины. Названия-то какие: Иудея, Самария, Бейт Лехем (буквально, в переводе с иврита - Дом Хлеба, в русской транскрипции - Вифлием), Иерихо... Иудея - арабская земля - это же нонсенс, абсурд!

Выделив евреям узенькую полоску земли, ООН поскупилась, не подумала о будущем. Но... на этих землях нынче поселились арабы. Арабские страны не согласятся с "аннексией" "территорий" Израилем. Значит, ВОЙНА? Путь вправо - путь к войне. Война - смерть Израилю, ибо в войне мы можем одерживать много побед, но все они Пирровы победы, не окончательные.

Однажды в Москве, в нашем Министерстве, для работников промышленности организовали встречу с генералом, участником боев у острова Даманский. Боевой генерал поведал нам, что в том бою он впервые в жизни опешил, даже испугался. Сколько их ни расстреливали, сколько ни уничтожали, а китайцы прут, как саранча, прямо по трупам своих солдат.

Арабы и мусульмане так же многочисленны, как китайцы, нет им числа. Это нужно помнить, зарубить на носу. Евреи малый, очень малый народ. Для большого народа великой страны на какой-то период допустим принцип: "Сила есть, ума не надо!" Намнут себе бока и образумятся. Евреям нужен ум, очень нужен! Имперские замашки не для нас! Нам нужно выжить!

Влево толкают "голуби", блок вокруг партии Авода. Отдать арабам все обретенные в оборонительных войнах территории в обмен на их обещание мира - и вся недолга! Но арабы никогда своих клятв, обещаний, договоров не выполняли. У арабов нет такой привычки - выполнять обещания, обязательства. Обман "неверных" считается у них доблестью (впрочем, как и у всех других наций). То, что после ухода с "территорий" танковая колонна противника сможет пересечь Израиль от границы до моря, не спеша, за двадцать минут, левых не смущает.

Ликуд дразнит арабов, вызывает ответную ненависть. Авода непротивлением злу поощряет арабов на войну с Израилем, создавая впечатление слабости. Путь вправо, путь влево - одинаково гибельны. В прошедших войнах спасали страну преданные сердца бойцов. Побеждали сионисты-социалисты, ставившие интересы общества евреев выше всего на свете. Общество изменило учению сионистов, его заполонило шкурничество. Опыт всей мировой истории свидетельствует - изменники да перебежчики умеют предавать, умеют наживаться, но они не умеют, неспособны побеждать.

Кое-кто уповает на ядерное оружие, у арабов его пока нет.

Был у евреев легендарный богатырь Самсон, назорей от чрева матери своей, т.е. с самого рождения не стриг он свои волосы. (Другой, еще более известный назорей - Иешуа га Ноцри, Иисус из Назарета, Иисус Христос). Самсон разрушил дом, в котором пировали филистимляне, тысячи врагов погибли при этом, но погиб и сам Самсон.

Применив ядерное оружие, Израиль может поразить, допустим, 30 миллионов арабов. Численность арабов через несколько лет восстановится. Но при этом погибнут 4-5 миллионов евреев, и страна, и нация перестанут существовать. Ясно, что ядерное оружие не может быть применено. Ясно израильтянам, ясно арабам. Ядерная бомба в израильских условиях перестала быть оружием устрашения, просто так, модный способ траты денег налогоплательщиков.

Третья крупная сила - религиозные партии. Эти не толкают, не уводят страну в сторону. Они тянут ее назад, в древность.

На земле Израиля тысячелетиями сохранялось небольшое количество не работающих, погруженных в молитвы аборигенов. В средние века их было десятки. В ХХ веке, пока молиться приходилось за свой кошт -было несколько сотен. Сейчас, когда государство взяло религию на прокорм, когда молитва стала для многих источником существования, профессионально молящихся насчитывается уже больше 200 тысяч. Они не работают, не служат в армии, не защищают родину с оружием в руках. Можно ли считать, они и есть светочи еврейской культуры? Стоит ли жертвовать миллионами умных евреев во имя сохранения заблуждений кучки темных?

Путь назад не лучше пути вправо или влево, все они равно гибельны.

История евреев знает три грандиозные катастрофы, сопровождавшиеся потерей значительной части популяции и изгнанием с родных земель. Это - разрушение Первого Храма и вавилонское пленение. Разрушение Второго Храма и изгнание евреев из страны. В древности исчезли, потерялись или погибли десять из двенадцати колен (племен) Израилевых. Третья катастрофа - истребление немецкими фашистами шести миллионов евреев Европы.

Полагают, что было два звездных часа, два периода, когда таланты евреев в диаспоре (рассеянии) расцвели пышным цветом. Первый - в рамках мусульманской цивилизации, длившейся около 700 лет, и второй - ранний советский период, когда миллионы советских евреев получили высшее образование, сотни тысяч заняли престижные и ответственные посты в экономике, промышленности, реализовали себя в науке, технике, искусстве. Русское еврейство советского периода стало активной творческой силой, вклад его в русскую, советскую и мировую культуру огромен. Полным ходом шла эмансипация нации, освобождение её от ветхих, потерявших всякий смысл религиозных догм.

Солженицын сообщает такие сведение: Доля евреев среди населения СССР в конце 30-х годов СССР составляла 1,8%. 40% евреев – служащие, 364 тысячи – интеллигенция. 106 тысяч – ИТР. 139 тысяч – руководители разного уровня. 6 тысяч – музыкантов. 6,5 тысяч писателей. Более 5 тысяч актёров и режиссёров. Более 5 тысяч юристов.

По переписи 1939 года в СССР было 3,02 миллиона евреев, ещё около 2х миллионов пришло из захваченных немцами польских земель.

По сведениям того же Солженицына, в Советской армии было 270 генералов и адмиралов – евреев, 4 наркома военного времени: Борис Ванников (боеприпасы), Семён Гинзбург (строительство), Исаак Зальцман (Танковая промышленность), и Каганович. Евреями были командиры 23 корпусов, 72 дивизий, 103 бригад. Евреев награждали в войну орденами и медалями 160772 раза. Героев 108 чел (По данным израильских следопытов героев – евреев 135, плюс 12 полных кавалеров ордена Славы).

В XIX - XX столетиях хорошо вписались евреи в жизнь Америки, достигли высоких постов, научных вершин, обрели крупные капиталы.

Увы, оба звездных часа были кратковременными, завершились они плачевно, изгнанием евреев из Испании, исходом из СССР.

Для тысяч бывших советских евреев, переживших свой звездный час, ныне опустившихся с руководящих и интеллектуальных высот до положения уборщиков улиц, это трагедия, падение, иерида, гражданская смерть. Для них новая, четвертая катастрофа, низвержение "русских евреев" с Олимпа культуры в тартарары древневековья, уже свершилась.

Евреи СССР и США всегда блистали на международных математических, физических, музыкальных конкурсах, израильтяне - нет, не тянут, не могут, не подготовлены. С трудом добравшись до исторической родины, евреи выдохлись, не сумели сохранить высокие качества, присущие евреям рассеяния и постепенно превращаются в нацию второго сорта. В Израиле культура, наука, стремление к научным знаниям не пользуются достаточным уважением. 60% учащихся не получают среднего образования. 235 тысяч израильтян в возрасте 15 лет и старше не умеют читать и писать...

Самое страшное зло, беда, которая страшнее агрессивного арабского окружения, которая грозит существованию Израиля - это растущее расслоение общества: имущественное, религиозное, этническое, образовательное, культурное. К власти пришли темные силы богатых и религиозных.

В Израиле в 2002 году насчитывалось 200 тысяч безработных, около миллиона живущих ниже уровня бедности. Мы понимаем, что не может быть полного равенства граждан. Но в крохотной стране, если она хочет выжить, не должно быть бедных, необеспеченных, а главное, оскорбленных, недовольных судьбой. Или почти не должно быть недовольных, это могут быть отдельные личности, которыми общество занимается, проблемы которых беспокоят общество. Наблюдается отток евреев из Израиля. По данным Министерства абсорбции за пределами Израиля постоянно проживает 750 тысяч израильтян. Газеты утверждают: 73% граждан убеждены, что у их детей и молодежи нет перспектив в Израиле. 80 % - что никакое чудо не спасет страну. 70% граждан еврейского государства, если бы у них была возможность, покинули бы страну немедленно.

Х Х Х

Моряки говорят, что только тот океан хорош, у которого есть берег. Хороша для жизни та страна, у которой есть будущее. Зациклившись на наживе избранных и на религии, Израиль обрек себя на увядание. Вспомним Авраама Линкольна: "Дом, в котором царит раздор, устоять не может!"

Нынешнее время неблагоприятно для развития Израиля. Мусульманский мир, как никогда, силен, и с каждым годом усиливается. Современная военная техника делает нереальным существование Израиля как крепости, противостоящей всему огромному арабскому миру. Мы подобны Исааку, которого уже возложили на жертвенник для всесожжения, и уже поднят над нами жертвенный нож. Найдется ли Ангел Господний, который не допустит заклание ценою в целую нацию, в миллионы человеческих жизней?

Вероятность новой катастрофы евреев на земле предков велика.

Патриот, сионист, каждый, кому дорого сохранение евреев, должен задуматься, не ограничить ли репатриацию в страну молодежи, репродуктивной части населения? Пусть в Израиль едут отработавшие старики. Молодые - только на несколько лет: послужить в армии, выучить иврит. Молодых сохранять в диаспоре, пока не захлопнулась, не дай Бог, ловушка. И.ГУБЕРМАН: "Конечно, евреи должны жить в Израиле. Но - по очереди"...

Лозунг "Евреи всех стран, собирайтесь на историческую Родину"! на наш взгляд, ныне потерял актуальность. Ближний Восток сейчас далеко не самое безопасное место на Земле. Национальный очаг, государство евреев созданы, можно и угомониться. Кому очень хочется или очень надо, - милости просим, но тянуть на аркане, заманивать - стоит ли?

В диаспоре осталось примерно 9 миллионов евреев. Что в этом плохого?

Ведь никого в мире не беспокоит, что десятки миллионов англичан, ирландцев, итальянцев, румын, русских, украинцев живут по разным Америкам, Канадам, Австралиям, никто не требует "свистать всех наверх", в метрополию.

Плотность населения (количество жителей на квадратный километр площади) в Израиле одна из самых высоких в мире, около 300. Если учесть, что половина страны - безводная пустыня – свыше 500. Она, плотность населения, в несколько раз выше, чем была в древнем Израиле, примерно в 20 раз превышает плотность населения в Соединенных Штатах, которые приняли жесткие меры к ограничению иммиграции. Да что Америка - весь мир сыт эмигрантами, занял круговую оборону!

Уже сейчас центр Израиля - сплошная многоэтажная застройка. Если собрать всех евреев мира, вся страна от Метулы до Беэр-Шевы будет занята жилыми и производственными зданиями. Хорошо ли это?

Надо менять стратегию внешней политики. Если в войне нельзя окончательно победить, следует найти возможность избежать войн. В прошлых войнах Израиль спасали горячие сердца его героев. От гибели в будущих могут спасти только умные головы. Нужно найти эти умные головы, способные решить вопросы мира в регионе и благосостояния народа Израиля.

Чудесная маленькая страна в очередной раз попала в беду.

Страшно подумать, что нынешний Израиль - лишь кратковременная вспышка жизни в древнем очаге нации. В очаге этом всегда таилась искра надежды. Евреи - единственная нация, гимн которой основан не на утверждении, а на надежде. Гимн Израиля так и называется: "А ТИКВА", "НАДЕЖДА", надежда на возрождение.

ДА НЕ ПОТУХНЕТ ПЛАМЯ, ВОЗГОРЕВШЕЕСЯ ИЗ ЭТОЙ ИСКРЫ НАДЕЖДЫ!

Мне бы хотелось закончить этот раздел цитатой из Леонида ФИНКЕЛЯ: "Евреи так много дали миру, что просто заслужили у человечества полоску земли, по территории значительно меньшую, чем иные американские ранчо!"



© Александр Ветрочёт, март 2004 - февраль 2005