Александр Ветрочёт

Трудная дорога к добру и справедливости

Мысли о прошедшем, настоящем и будущем
издание третье (электронное), исправленное и дополненное

Александр Ветрочёт

Трудная дорога к добру и справедливости

Мысли о прошедшем, настоящем и будущем
издание третье (электронное), исправленное и дополненное

оглавлениев литературный разделна главную страницу

Поверженный богатырь



"Россия, нищая Россия,
Ни разу в муке вековой
Ты милостыни не просила...
Стоишь с протянутой рукой"...

Андрей Вознесенский

«Есть просьба еще одна.
Ах, если б помочь я мог,
Чтоб ожила страна,
Которую проклял Бог".

Андрей Дементьев



В начале

В Израиле, большинство жителей которого иммигранты, часто спрашивают, из какой страны ты родом? Отвечаю: из Советского Союза, хотя такой страны уже нет на карте Мира. Сказать, что родом из СНГ, не поворачивается язык: во-первых, название на слух неблагозвучное; во-вторых, такого содружества в действительности нет, есть братья, перессорившиеся сдуру после смерти родителя. Название "СНГ"- тавтология: что означает "независимое государство"? Любое государство, если оно государство, независимо; если подчеркивается его независимость, то не зря - эти "независимые" попали в кабальную зависимость от Запада. Скольких "независимых" подкармливал щедрой рукой СССР! Ныне "независимые" Россия, Украина, Грузия, другие просят подачки у бывших недругов. Докатились! СССР боялись; Россией, Украиной, другими новыми государствами - помыкают.

Когда еще СССР существовал, говорили: родом мы из России, полагая, что СССР и Россия - понятия тождественные. Россия без Украины, где я родился, где прошла моя юность; без республик Средней Азии, куда отправлялся побродить в горах; без Грузии и Прибалтики, где частенько отдыхал; без.... в моем понятии уже вовсе не Россия. Какой-то безрукий-безногий, еще дышащий, но уже бессильный, жалкий обрубок.

Один из ведущих американских специалистов по России, профессор Пристонского университета Стивен КОТКИН назвал то, что получилось, руины России – «Мусорное царство». Обидно. Ведь это сказано о моей родине!

С петровских времен Россия была великой Державой, с 50х годов двадцатого столетия, оправившись после войны, стала сверхдержавой, не имеющей себе равных в мире по могуществу. Злой волей правителей за короткое время Россия низведена в ранг третьестепенной, нищей страны. Была Россия крепким молодцем, богатырем. Нынче она -"доходяга".

Как же великая страна дошла до такой жизни, кто ее довел, кто повинен? Повинно мое поколение, променявшее солнце на тусклый светильник, право первородства на похлебку, благородную идею на пустую болтовню.

Хочется понять, что произошло со страной? Различных версий несть числа, попробую изложить свое видение проблемы.

О жизни дореволюционной России знаю по рассказам очевидцев: моих родителей; жителей Бара, городка на Украине, где я родился, где жили и погибли от рук фашистских палачей мой дед, бабушка, четыре тети и два дяди (один мой дядя, Мотл, был моложе меня на год, и такое бывает). Со слов старожилов Тулы, 0дессы, сельских жителей Удмуртии, старых рабочих ижевских заводов.

В печати последних лет можно встретить много красочных, прямо-таки лубочных картинок счастливой жизни народа при царе. Моя информация, полученная из первых рук, иная. Моя мама была старшая в семье, ей пришлось работать по найму с 9 лет. Она единственная в семье, кого учили в начальной школе. Только после революции ей, уже взрослой, удалось учиться дальше, и лишь в 1933 году, в возрасте 31 год, поступила в университет. Все, кто рассказывал мне о своей дореволюционной жизни, говорили о нищете, забитости, неграмотности, бесправии трудового народа.

Дореволюционные писатели, кроме авторов пасторалей, творивших на потребу хозяев, писали о тяжкой жизни населения городов, сел и местечек.

"Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство дикое влачится по браздам
Неумолимого владельца".

Это - Пушкин

«Латану свытыну з каликы знимають, з шкирою знимають, Бо ничым обуть княжат недорослых"...

"Опухла дытына, голоднэе мрэ, а маты пшеныцю на панщыни жнэ"...

Это - Шевченко (по-украински).

"Народ вымирает, привык к своему вымиранию, среди него образовались приемы жизни, свойственные вымиранию - умирание детей, сверхсильная работа женщин, недостаток пищи для всех"...

Это - Лев Николаевич Толстой.

"Мастеровые в будние дни начинали работу в шесть-семь утра и кончали в десять вечера... ночевали в мастерских, спали на верстаках и на полу без всяких постелей"...

Это - Гиляровский.

Подобные картины нищеты народа есть в произведениях Коцюбинского, Успенского, Короленко, Горького, Некрасова, Шолом-Алейхема - любого честного интеллигента России, а также посещавших страну иностранцев.

Вот выдержка из петиции, которую рабочие 9 января 1905 года несли к царю, да так и не смогли вручить "добрейшему" самодержцу:

"Мы, рабочие Петербурга ... пришли к тебе, Государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам... Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества"...

"Известно, как откликнулся на этот вопль царь-народолюбец: тысяча убитых, четыре тысячи раненых в этот день в Петербурге. Расстреливали безоружных людей, шедших с пением царского гимна, несших иконы, хоругви, портреты царя, жаждущих одного - чтобы царь прочел их петицию". (Б. Дваш).

Швейцарская газета "Peuple de Jeneve" в те дни так оценила январский расстрел: "Невежественную безоружную толпу, желавшую на коленях просить о своих нуждах, царь... наградил свинцовым дождем. Этим поступком царь поставил себя вне законов. Он чудовище"...

События 1905 года заставили царя чуть-чуть ослабить оковы, но -ненадолго. Последние искорки свободы постепенно гасли еще в 1906 г., а 1907 год был уже годом полной тьмы, мрака и уныния. "Пир кончился", -писал известный писатель Аркадий Аверченко.

Россия, отстававшая от Запада по экономическому развитию, экспортировала только сырье и хлеб, отнимая последний у голодающих крестьян.

Изображение дореволюционной жизни идиллией - грубая фальшивка. Только за 20 лет до революции, в 1897 году, в России был впервые принят закон об ограничении рабочего дня до 11,5 часов и запрещении труда в воскресенье и по праздникам.

Россия была средоточием всех видов притеснения: экономического, политического, национального, поэтому она явилась родиной социальных революций. Царизм режим был отвратительным, варварским общественным строем. Не было у народа мочи терпеть такое угнетение. Николай БЕРДЯЕВ, религиозный философ: Народ..."чувствовал неправду социального строя, основанного на угнетении и эксплуатации трудящихся... он кротко и смиренно нес свою страдальческую долю. Но наступил час, когда он не пожелал больше терпеть, и весь строй души народной перевернулся... Кротость и смиренность может перейти в свирепость и разъяренность"...

Период до революции для нас достаточно ясен, информация достоверна и обильна. Дезинформацию, подаваемую новыми монархистами, читать не стоит. Был бесчеловечный образ жизни, он и вызвал обе революции 1917 года.

Юношей мне довелось встречаться и беседовать со многими участниками революции, старыми большевиками. Хорошо помню сельские сходы в селе Слобода Ялтушковская, Барского района; помню первый праздник урожая в колхозе; помню празднование в деревне 13-й годовщины Октября; рассказы старых революционеров в санатории политкаторжан на 10й станции Большого Фонтана в Одессе, много других встреч и бесед. Свидетельствую: революцию совершили убежденные в своей правоте, бескорыстные, бесстрашные люди, люди труда и подвига, посвятившие жизнь служению народу. Большевики в 1917 году не совершили насилия над народом, они шли с народом, немного впереди народа.

С первых дней установления Советской власти ей прочили быструю и неминуемую гибель. Погибла она только через 73 года, когда сменилось три поколения, когда напрочь забыли о "прелестях" капитализма и царизма.

Революция была бескровной. Судьбу Временного правительства решил один холостой выстрел "Авроры". Есть отличное свидетельство атмосферы тех дней в Петрограде - книга американского журналиста Джона Рида "Десять дней, которые потрясли мир". Свидетелем тех дней в провинции был мой отец, его товарищи. Оружие в их руках появилось только в 1918 году.

Описать общественные отношения в первые годы Советской власти непросто. Впервые за много веков рабства граждане России вкусили свободу, радость жизни. Словами популярной песни: «Раньше в песнях тоска наша пела, а теперь наша радость поёт»… Большинство россиян жили в состоянии экстаза, эйфории, много говорили о светлом будущем и не обращали внимания на скудость настоящего, на расцветающую бюрократию. Говорили: "День наш тем и хорош, что труден" (Вл. МАЯКОВСКИЙ); "С Лениным в башке и с наганом в руке" (Он же).

По свидетельству современников, первое послереволюционное десятилетие отличалось революционной жертвенностью и свободным творчеством масс, создающих себе новые формы жизни. Однако, уже тогда обозначилось далеко не поступательное развитие. Филипп МИРОНОВ, герой гражданской войны: "Теперь, когда революция сильна, все слизняки ползут на солнце. И делают пятна на нем»...

Диктатуры пролетариата не было, и не могло быть, по той простой причине, что не было самого пролетариата, страна была почти сплошь, более чем на 85% крестьянская. Взамен диктатуры пролетариата постепенно оформлялась диктатура аппаратчиков, этих самых слизняков.

Мои личные воспоминания относятся уже к 30м годам. Хорошо помню всенародный праздник (без кавычек, верили!) - первые выборы в Верховный Совет СССР; помню многотысячные толпы на площадях Одессы, которые собирали лекции популярного лектора-международника; встречу детей республиканской Испании. Было героическое, романтическое, восторженное время, была ВЕСНА, был РАССВЕТ. И люди были особенные - восторженные, сильные, смелые, жизнерадостные. Люди, впервые за многие столетия почувствовавшие себя свободными. Душевные, добрые граждане свободной страны…

Помните: "Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!"

Как случилось, что стройка, начатая такими людьми, оказалась непрочной, город разрушили, сад вырубили? И что, собственно, они построили?

На вопрос, где сегодня революционеры-энтузиасты, ответ дали Василий Гроссман ("Жизнь и судьба"), А. И. Солженицин ("Архипелаг ГУЛАГ"), А. Рыбаков ("Дети Арбата"), и другие авторы. Мне хочется выяснить, что строили и что построили? Бывает, что по ходу стройки меняется замысел архитектора. А не сменился ли сам архитектор?



© Александр Ветрочёт, март 2004 - февраль 2005