Web gatchina3000.ru


Константин Федин

Виртуозный мастер

Юрий Тынянов

Константин Федин
ВИРТУОЗНЫЙ МАСТЕР

     Если бы я писал портрет Юрия Тынянова, я начал бы с того момента, когда
увидел в  Доме литераторов, в Петрограде, молодого человека, весьма похожего
на  Пушкина.  Он  не  боялся подчеркнуть  это  внешнее  сходство  небольшими
отращенными  бачками.  Взгляд  его  был  весел  и  задорен  --   с  открытым
любопытством Тынянов посматривал на стариков литераторов, суетившихся вокруг
обедов в первом по революционному времени писательском клубе-столовой.
     С тех  пор прошло без  малого четверть  века. Именно  тогда  открывался
перед  Тыняновым его литературный путь,  и вскоре Петроград услышал это  имя
среди боевого Общества изучения поэтического языка.
     Тынянов  был  в  те  годы  прежде  всего и  даже только ученым.  Никто,
конечно, не  скажет,  когда  именно  возникла  в  нем  другая  сущность  его
призвания  --  художественная. Но  мне  кажется, что близость его к прозаику
Каверину,  тогда совершенному юноше, видевшему  в своем  друге естественного
советчика, -- близость эта могла находить в себе достаточно поводов и давать
пищу желанию испробовать силы в художественной прозе.
     После  выхода в  свет романа  "Кюхля" Тынянов  становится  прежде всего
романистом. Для его самосознания  переход этот  был сложным и медленным. Для
общественного  сознания  перехода  не  было.  Для  него  было, как  всегда в
искусстве, неожиданное появление нового писателя, автора "Кюхли".
     Тынянов  задумал  "Кюхлю" как  повесть для  юношества. Она появилась  в
издательстве "Кубуч" --  Комиссии  по улучшению быта учащихся. Я помню,  как
волновался Тынянов: будет  ли она доступна  юношеству? И с ней случилось то,
что  случается  повсюду в  мире с  отличными книгами для  юношества  или для
детей: неожиданно ее полюбил взрослый читатель, она стала книгой для всех.
     Своею  популярностью  среди  нового,  советского читателя, тогда  бурно
переживавшего вместе  с новой литературой необыкновенную радость  за нее, за
то, что  она есть,  что  она украшается  талантами,  --  популярностью своей
Тынянов обязан первому своему роману.
     Посвященный гордой  памяти событий на Сенатской  площади, роман вышел к
столетию их -- в 1925 году. Это роман  о  декабристах; и  у нас  нет другого
произведения,  которое так  легко,  так  душевно,  так  многозначительно  по
осмыслению рисовало бы картину трагедии первых русских революционеров.
     Почти  сейчас  же после выхода "Кюхли",  в феврале  1926  года, Горький
писал мне:
     "Здесь мои знакомые,  умеющие ценить  подлинную литературу, восхищаются
"Кюхлей" Ю. Тынянова. Я тоже рад, что такая книга написана. Не говорю о том,
что она вне сравнения с неумными книжками Мережковского и с чрезмерно умным,
но насквозь чужим "творчеством" Алданова. Об этом нет нужды говорить. Но вот
что я бы сказал: после "Войны и мира"  в этом роде и так никто еще не писал.
Разумеется, я не профессор Фатов и Тынянова с Толстым не уравниваю, как  он,
Фатов, уравнивает Пантелеймона Романова со всеми русскими классиками. Однако
у меня  такое впечатление,  что Тынянов далеко пойдет, если  не  споткнется,
опьянев от успеха "Кюхли".
     Вслед за  романом "Кюхля" для Тынянова наступил  центральный период его
писательской   работы,  когда  были  созданы  роман   о  Грибоедове  "Смерть
Вазир-Мухтара"  и  исторические  повести,  наиболее  известной  из   которых
делается "Подпоручик Киже".
     С середины 30-х  годов Тынянов отдается полностью огромному замыслу  --
роману о Пушкине. Весь конец жизни становится борьбою с  неумолимой болезнью
во  имя  работы  над "Пушкиным",  во имя  окончания  эпопеи,  которая  стала
заключительным  периодом  творчества Тынянова.  В этом состязании человека с
недугом недуг  взял перевес, но  человек  был и пребывает выше недуга: книги
Тынянова остались с нами.
     Тынянов принадлежит к плеяде первых советских исторических писателей. В
20-е годы  его имя  было связано  с немногими  зачинателями  подлинно нового
жанра  -- советского исторического романа. Чапыгин, Ольга  Форш,  Тынянов --
глубоко   различные  дарования,  обратившие  взоры   к  русской   истории  и
поставившие  целью  решить  задачу  пересмотра и пересоздания образов нашего
прошлого на почве свободы, предоставленной художнику Октябрьской революцией.
Мы знаем, что к этим именам  присоединился  затем Алексей Толстой  и большой
ряд очень разнообразных писателей,  создавших явление,  которое  нынче можно
обозначить как культуру советского исторического романа.
     В этой  культуре  Юрию Тынянову принадлежит совершенно особое место как
по тематическому содержанию  его книг, так и по  присущему  им  собственному
жанровому липу.
     Содержанием   романов   Тынянова   служит   трагедия   человека   эпохи
декабристов. Герои Тынянова  складываются  как характеры  до  восстания 1825
года. Они  переживают  его. Они  гибнут  в николаевскую эпоху. Такова судьба
Кюхельбекера  и  Грибоедова. Очевидно, что такова судьба Пушкина. Это  герои
великого рубежа, от которого оттолкнулась русская  интеллигенция, вступая на
подошву горы, называемой XIX веком.
     Тынянов  работал на  первом перевале  к  этой  горе, он пил  от истоков
русской интеллигенции XIX века. Он даже в личной своей манере стал  похож на
людей  первой  четверти  прошлого  века, как  мы  их  себе представляем,  --
афористической речью, усмешкой,  то нежным вниманием  к человеку, то  резким
эпиграммным отзывом.
     По жанру Тынянов, как никто другой из наших романистов, дал законченный
образец биографического романа.  Больше  всего это относится к первым  двум.
"Пушкин"  открывал для  Тынянова новые горизонты.  В этой эпопее мы  находим
широкое   живописание   картин   быта  и   фиксацию  общественных  интересов
пушкинского окружения. Здесь  Тынянов  гораздо более историчен. Он оценивает
прошлое глазами настоящего, объясняет эпоху с помощью нашего  мировоззрения.
Он  резко  отходит  от  приемов  "Вазир-Мухтара",  где  история  дается  как
содержание  психологии героя. Он перекидывает мост назад, к  своему "Кюхле".
Он  отказывается от той  яростной  борьбы за свою прежнюю  специфику  стиля,
какой  отдавал  силы  в  романе  о  Грибоедове.  Этот  отказ  является новым
достижением, потому  что освобождает все силы писателя для решения проблемы,
состоящей в том, чтобы возвысить роман-биографию до романа-истории.
     Тынянов, сделавшись романистом прежде всего, не перестал быть ученым. В
самом характере его  творчества лежат  особенности походки ученого. Документ
поет в тексте художника, растворяясь и дыша своим значением, но не  заглушая
искусства, а только  устраняя малейшее сомнение в подлинности  исторического
факта. Ученый  как бы  говорит  в  романе  Тынянова:  за  точность факта  не
беспокойтесь. И правда, мы не помним ни одного упрека  Тынянову  в  неверной
документации.
     Статья эта была моим  прощальным словом к Юрию Тынянову. Быть может,  в
тот час она прозвучала слишком отдаленно от чувств, переполнявших сердце, --
в том не было,  разумеется,  ни доли  моих  намерений.  Мысль хотя бы  очень
кратко  характеризовать  роль  такого  писателя  не   могла  не  привести  к
упоминанию ОПОЯЗа  -- школы,  которой он  принадлежал. Но беглого упоминания
этого  факта  слишком мало, чтобы  только отметить его  значение в биографии
Тынянова -- историка и теоретика литературы.  Слово мое остается прощанием с
художником.
     Мы обладаем превосходным  наследием талантливого, сильного романиста --
Юрия Тынянова. Двенадцать лет болезни отняли у него много сил. Но все лучшие
силы он отдал  нам. И  мы  благодарны  ему от  имени  литературы, потерявшей
виртуозного  мастера   и   чудесный  художественный  темперамент,  от  имени
советского  читателя, умеющего ценить высокое искусство и отличающего его из
общей массы книг.
     1943, 1965

© Copyright Gatchina3000, 2004-2007