Web gatchina3000.ru


Н. В. Байкова

Из дневника и писем

Юрий Тынянов

H. В. Байкова
ИЗ ДНЕВНИКА И ПИСЕМ

     22 апреля 1941
     -- Когда пишешь о других  писателях,  нельзя  представлять себе, что им
было все  ясно, что они  себя  знали и знали,  как будут  жить и  что  будут
писать, что вот это он зачеркнет,  это добавит и т. д.  Многим из них ничего
не было  ясно.  Если бы Пушкин знал  о себе  столько, сколько мы знаем о нем
сейчас, он вел бы себя иначе!
     Когда я стал размышлять о Грибоедове, мне  наконец  стало ясно, что  он
вовсе сам не знал себя. И только поняв это, я мог написать роман.
     Многие пишут педагогическими приемами. Они думают, что они все знают, и
стараются эти знания полностью передать другим. Они безбожно долбят...
     24 апреля 1941
     Работа с 11 час. утра до 12.30 ночи.
     Кончаем статью о "Неведомой" 2.  Отрезаем куски, впечатываем
другие, снова меняем, режем и  клеим. Выверяем текст повести,  обсуждаем все
детали правописания и пунктуации.
     1 Наталья Васильевна Байкова (1903--1942) была секретарем Ю.
Н.  Тынянова  в  предвоенные годы.  Вела дневник,  куда  записывала наиболее
значительные его высказывания. Дневник (20 листов) и письма Юрия Николаевича
к Н. В. Байковом хранились после ее смерти  у ее сестры Е. В. Россихиной, но
при переезде потеряны. Публикуемый отрывок дневника и два письма Н. Байковой
сестре -- единственное, что уцелело. -- Сост.
     2 "Неведомая" -- повесть, опубликованная в  1830-х годах под
инициалами "М.  Л.".  На  основании  предположения  в дневнике  Кюхельбекера
Тынянов считал эту повесть принадлежащей Лермонтову.

     В  10  час.  иду в ГПБ. Убеждаюсь  в  князе Н. --  последняя радость. В
половине первого  ночи все сделано. У нас праздник, именинное настроение.  Я
тревожусь,  не  слишком  ли  он  утомился, --  "наоборот,  я  чувствую  себя
превосходно, это я вчера без вас совсем заболел".
     В статье  приходится  цитировать  Висковатова:  "Мальчику  (Лермонтову)
очень хотелось своим тетрадям придать вид почтенных печатных произведений".
     "Печатных произведений..." Несколько раз он жалуется раздраженно:  "Что
мне делать с этим  Висковатовым!"  Ворчит:  "Мальчику,  мальчику...  Тебе-то
какое дело? Называй его Лермонтовым! Хорош бы я  был, если бы про 80-летнего
Дарвина написал: "Дед выпустил свое замечательное произведение"!..
     -- Надо мои статьи послать спешной почтой. Не правда ли?
     25 апреля
     Отъезд в Пушкин. Укладка.
     -- Я попрошу вас -- побольше карандашей. Затем возьму "немцев" (Пфефеля
и Клейста) 1. Это растительная пища.
     1 Г.  К.  Пфефель  (1730--1809), Э. X.  Клейст  (1715--1759)
немецкие поэты.

     -- ...За слово  "кратенько" я могу убить... А как вам нравится "тенор"?
Это какой-то кенарь. Некоторые говорят "тэнор". Так и надо.
     Июнь 1941
     Е. В. Россихиной
     <...>  В  мае  хоть  оставались  надежды на  тепло,  июньские  же
градобития просто безнадежны!
     Жить, конечно,  можно, но фон  неуютный.  Впрочем, время летит, обороты
дней  стремительны. Я  снова очень занята, т. к. Степанов, выждав  громадный
промежуток времени,  все-таки умолил меня  взять его  работу. Я не могла ему
отказать, так как... (и пр. и пр. -- что именно тебе хорошо известно). Бываю
в  Детском;  как  всегда  -- с  удовольствием, иногда  даже  больше. Однажды
вечером слушала изложение плана III части романа о Пушкине. Это, собственно,
был  не  план,  а  вдохновение -- непередаваемый рассказ основных  линий,  с
поразительными  подробностями.  Если бы записать -- можно прямо  в печать, и
больше никакого романа писать не нужно. Я  же ничего не записала, потому что
настоящее искусство можно передать только равноценными средствами.
     В следующий мой приезд он горестно и озабоченно спросил, не помню ли я,
что  такое  он прошлый раз намечал  писать о Пушкине, у  него  нигде  это не
записано, и он плохо себе представляет, что он мне излагал.
     Возблагодарив  господа бога, что у  меня еще есть кой-какая  память, я,
насколько  могла подробно,  все  ему напомнила.  Он  искренно  удивился моей
памяти, повеселел и с моих слов закрепил на этот раз все на бумаге.
     На другой день он прочел мне только что написанную главу о гусарах.
     Я первый раз в жизни, пожалуй (если не считать Ушакова,  и это вовсе не
дикое сравнение), так близко,  просто и реально вижу талантливого, к тому же
очень  умного,   до  предела  тонкого  человека.  Это  всегда  дает  большое
переживание, близкое  почти к наслаждению. Я  знаю  к тому  же, что он очень
(подавляюще) учен. <...>
     Принимала  решение  ограничить  свои  собственные  высказывания  в  его
присутствии до последней  крайности,  но, увидев каждый  раз  его  простоту,
скромность, иногда  нерешительность, -- снова болтаю  чепуху, которой  потом
ужасаюсь. Так,  например, привожу ему перепечатанную на  машинке его  статью
"Сюжет и стих "Горя от ума" -- "Как вы ее находите?" -- сейчас же спрашивает
он.  И если я молчу, он всегда в таких случаях думает, что мне что-нибудь не
нравится.
     -- Нет, --  говорит он, -- скажите совершенно откровенно, что вы о  ней
думаете?
     <...>  Я  не  жалуюсь,  но...  иногда  эта  "простая",  "легкая",
"благодатная" служба мне не под силу.
     В  Москву,  вероятно, приеду в августе еще  и по другому  делу: сверить
сочинения Грибоедова по рукописям, там хранящимся.
     Больше  о себе и Тынянове писать  не буду, т.  к. это становится просто
неприличным. Но, в сущности, в  этой работе  сейчас все мое спасение. А ведь
куда-то спасаться просто необходимо.
     17 июня 1941
     <...> Захвати всенепременно свои заметки о Вазире.  Пока он живет
в Детском,  всю  почту  отвожу  ему я,  и  он, обычно, при мне  ее читает  и
комментирует (!). После 25-го  вскоре он уезжает в Лугу, и тогда уж посылать
не стоит.
     Так  как он тебе не ответит (он никому не отвечает), важно и интересно,
чтобы чтение произошло при мне.
     То,  что  он будет доволен,  польщен, обрадован -- за  это я ручаюсь. К
похвалам он неравнодушен.
     Сейчас 2 часа  ночи. Только что  вернулась из Детского, где сегодня мне
давался настоящий спектакль: он читал картину из своей пьесы "Кюхля". Читает
он превосходно. Интонации естественны, точны, выразительны.
     В  Детском  он  очень скучает.  Просит меня  приезжать  к нему  почаще.
<...>

© Copyright Gatchina3000, 2004-2007