Тришина Алена Александровна

Писатели и наш край. Эпизоды литературной жизни

 

К списку произведений | на головную страницу сайта | к оглавлению раздела

Писатели и наш край. Эпизоды литературной жизни

- вступительная статья к сборнику "Литературный портрет Гатчины", подготовленный ЦГБ имени А.И. Куприна и посвященный 200-летию города Гатчины (1796—1996).


Гатчина — город небольшой и сравнительно молодой — ему всего лишь 200 лет! Насколько знаменит он, говорят факты — стихи, проза, картины, описывающие его.

Художники Гатчину любили всегда — широко известны акварели и рисунки С. Щедрина, А. Мартынова, Г. Сергеева. Каждый из мастеров видел что-то свое, отличное от других, но подобная галерея образов представляет Гатчину, прежде всего, городом парков и озер. Над всем этим пейзажным величием возвышаются архитектурные памятники — Большой Гатчинский дворец, Коннетабль, башня Приоратского замка, купола церковных построек. Суровое музейное великолепие!

Город, характеристику которому дают писатели и поэты, царственного величия, зачастую, лишен, он — разный, в зависимости от времени года и настроения пишущего. Считается, что весна — время расцвета, оживления природы, время радости и любви. Мы открываем книгу, находим нужную страницу, читаем и размышляем...

Александр Иванович Куприн — весельчак и балагур, насмешник и смутьян, знаменитый русский писатель-реалист в глубине души всегда был, видимо, романтиком, чьи нежнейшие страницы лирической прозы затрагивают в сердце читателя лучшие человеческие чувства и воспоминания. «Цветут сирени... фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке. В воде плескаются утки, гуси, теряя свои белые перья, зеленеет трава, благоухают тополи. И вдруг Гатчина, занесенная снегом, обуреваемая всю зиму западными ветрами, обращается в самый прелестный уголок около Петербурга...». Так, взглядом художника, описывает Куприн наш город в очерке «Сирень».

Красота и грусть — то, из чего складывается поэзия Константина Михайловича Фофанова. Прогулки по гатчинским паркам (любимым был Приоратский) вдохновили поэта на множество строк пейзажной лирики. Фофанов — поэт-мечтатель, его стиль — мелодия грустных дум.

«Я вижу, сыплется в избытке красоты Душистый
снег весны — черемухи молочной Весенние
цветы, как девы непорочной Отвергнутой любви
невинные мечты. Душистый снег весны —
опавшие цветы! Я вижу в золоте, в румяне
облаков Последние лучи — вечернее сиянье.
Длиннее тень легла, слышнее трепетанье
Поникнувших ветвей и слаще вздох цветов, —
Последний аромат — последнее прощанье!..».

Куприн и Фофанов — два таких разных автора, в чьей судьбе есть общее — Гатчина. Два автора, две жизни, сопровождаемых капелью гатчинских весен, овеянных ветрами гатчинской осени. Две жизни в сиянии светлого радостного глубокого чувства любви. Игорь Северянин, Алексей Будищев, Иван Соколов-Микитов и еще множество фамилий вписано в литературную историю нашего края. Пушкинские, рылеевские, набоковские места — громкая слава знаменитейших имен поэтов и писателей «золотого» и «серебряного» веков русской литературы...

Музы облюбовали Гатчину давно — во времена Павла Петровича, тогда еще наследника российского престола. И одним из первых, кто не мог не отметить строгую особенность красоты нашей северной природы, был, конечно же, Николай Александрович Львов — архитектор и ученый, поэт и переводчик, собиратель русского фольклора. Сюда, в Гатчину, приезжали к нему члены «державинского» кружка творческого союза, объединившего виднейших литераторов своего времени. С декламацией стихов, посвященных Николаю Львову, на открытии Приоратского дворца выступили Гавриил Державин и Алексей Плещеев. Романтический образ одинокого замка, отраженного в воде тихого озера, — это автограф и Львова-архитектора, и Львова-поэта.

Хоть взят он от земли и в землю он пойдет, Но в зданьях земляных он вечно проживет, — так, как всегда восторженно, высказался о Приорате Державин, приезжавший в Гатчину к другу и родственнику Николаю Львову не однажды. «Гатчина, 1798 год», — помечено державинское стихотворение «Параше». Что же касается Александра Алексеевича Плещеева, то он провел в нашем городе юношеские годы. Большая часть его дальнейшей судьбы связана с театром. Плещеев, будучи чтецом императрицы Марии Федоровны и участником литературного кружка Н. Львова, выступал на вечерах в Гатчинском дворце. Здесь, работая в 1819—1820 гг. с придворной французской труппой, Александр Плещеев поставил более 40 спектаклей. Его официальная должность в течение многих лет — заведующий постановочной частью Дирекции императорских театров.

В конце XVIII — начале XIX века покровительницей поэтов, писателей, художников и музыкантов считали императрицу Марию Федоровну, чей салон в стенах Гатчинского дворца был хорошо известен. «Сюда привозили все литературные новости, вновь появившиеся стихи, известия о театрах, книгах, картинах — словом все, что могло питать любопытство людей, более или менее движимое любовью к просвещению», — пишет в воспоминаниях один из современников. На вечерах во Дворце выступали: Николай Михайлович Карамзин, баснописцы И. И. Дмитриев и И. А. Крылов, поэт Ю. А. Нелединский-Мелецкий. Летом 1815 года здесь состоялось прослушивание первых глав перевода «Иллиады» Гомера в авторском исполнении Николая Ивановича Гнедича.

Поэт и переводчик Василий Андреевич Жуковский, чьи стихи неоднократно звучали под сводами парадных залов Гатчинского дворца, память о пребывании в нашем городе оставил также в виде серии рисунков и гравюр. «Десять видов Гатчины, писанных В. Жуковским» — уникальный альбом, хранящийся в фондах Российской национальной библиотеки.

Многие события русской истории, особенно даты последних трех веков, в той или иной степени оставили след на территории Гатчины и района. След не только исторический, но и литературный. Например, декабристское движение. Каждому гатчинцу память услужливо подсказывает знакомый адрес — Батово, усадьба Рылеева. В Батово прошли детские годы Кондратия Рылеева. Здесь, на Рождественском кладбище, Рылеев похоронил мать. В тенистых аллеях Батовского парка будущий декабрист проводил время вместе с друзьями по тайному Северному обществу. Один из посетителей усадьбы — писатель Александр Александрович Бестужев-Марлинский так описывает Батово, где он побывал летом 1824 года: «Местоположение там чудесное. Тихая речка вьется между крутыми лесистыми берегами, где расширяется плесом, где подмывает скалы, с которых сбегают звонкие ручьи. Тишь и дичь кругом, а я пять дней провел на воздухе, в лесу, на речке».

Бывал в Батово и В. К. Кюхельбекер. Перу же Кондратия Рылеева принадлежит историческая поэма «Царевич Алексей Петрович в Рождествене», написанная в 1823 году, навеяна она, вероятно, местными преданиями и впечатлениями. Трагична судьба героя поэмы, трагична и легендарна судьба автора-декабриста.

Пушкинские места Гатчинского района — тема отдельного и долгого разговора: об этом написана книга Н. Грановской «Если ехать вам случится». Суйда, Кобрино, Выра — названия этих поселений вписаны в российскую Пушкиниану. А главные действующие лица — станционный смотритель и его красавица — дочь Дуняша, добрая сказательница Арина Родионовна, предки Александра Пушкина — Ганнибалы — героями многих литературных размышлений стали эти люди. Дух Пушкина-поэта, Пушкина-человека, Пушкина-гения витает над местностью — так утверждают краеведы, гостеприимно распахнувшие для посетителей литературные музеи гатчинской земли.

Гостеприимство — давняя русская традиция. В наших, краях она тесно переплетается с литературной жизнью России. Вместе с друзьями Иваном Крыловым, Иваном Дмитриевым и Василием Львовичем Пушкиным навещал усадьбы Ганнибалов-Пушкиных в Суйде и Кобрино Николай Карамзин.

Частым гостем усадьбы архитектора А. А. Штакеншнейдера, находившейся на мызе Ивановка, с 1858 года был поэт Яков Петрович Полонский. Стихотворение 1862 года, написанное в один из визитов на мызу, посвящено дочери Штакеншнейдера — Елене Андреевне. Есть в нем такие строки:

...«Сидишь ты, в тень погружена И
говоришь о днях грядущих, Об
угнетенных, о гнетущих, О роковой
растрате сил»...
Долгие, серьезные разговоры вели поэт и девушка. Многие страницы ее воспоминаний посвящены Я. Полонскому, его

пребыванию на мызе Ивановка. Бывали в усадьбе Штакеншнейдеров и другие литераторы — Н. Н. Майков, Н. Ф. Щербина, В. Г. Бенедиктов.

2 ноября 1838 года Тарас Григорьевич Шевченко написал: в Гатчине стихотворение, включенное им позже в «Кобзарь» под названием «Думка». Чем-то приглянулись теплолюбивому южанину скромные гатчинские пейзажи (он даже зарисовал некоторые) — Шевченко вновь и вновь возвращается сюда. Останавливается обычно у своего двоюродного брата Конона Федоровича Лисенко — бывшего таможенника, живущего на мызе, расположенной между Суйдой и Кобрино. В 1860 году Шевченко вместе с друзьями отдыхает у Надежды Тимофеевны Карташевской — родной сестры писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Аксаковы, литературный критик Н. И. Надеждин, писатели И. Тургенев, Н. Гоголь, братья Жемчужниковы — с 1841 по 1887 год — каких только гостей не принимали в Кобрино! Много было хлопот у хозяйки, много радости у собиравшихся вместе друзей...

Перечисляя имена литераторов, каким-либо образом связанных с Гатчиной, мы часто произносим фразу «знаменитый русский поэт или писатель». Летом 1876 года в гатчинском трактире Веревкина, находившемся на площади у Варшавского вокзала, многократно останавливался Николай Алексеевич Некрасов, приезжавший на консультации к врачу Сергею Петровичу Боткину. Поэту, находящемуся на лечении, наверняка, невесело — жить ему остается всего около 2-х лет. Но рядом Приоратский парк, шумная привокзальная площадь, где кого только ни увидишь, где жизнь кипит во всей-своей полноте. «Гатчину всю предполагают осветить электрическим освещением. Это должно сократить расходы на полицию», — как всегда иронично описывает бытовой эпизод другой знаменитый писатель — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Письмо из Гатчины доктору Н. П. Белоголовому отправлено им в 1881 году, чуть позже некрасовского пребывания.

Петербург — город каменный, приморский: и погода в нем жителей не балует, да и хлопоты столичной жизни горожан утомляют. Вот почему таким популярным видом отдыха в летние месяцы считается выезд на дачу.

Сиверская — одно из живописнейших мест, которое облюбовали и писатели, и художники, и поэты, в окрестностях Петербурга. «Шуму здесь нет, все очень скромно, тихо, место очаровательное, стоит Швейцарии по удивительной красоте», — такой увидел Сиверскую Семен Яковлевич Надсон, отдыхавший в 1884 году на даче у Алексея Николаевича Плещеева.

Литературных адресатов в Сиверской немало. Один из самых известных — дом Аполлона Николаевича Майкова, в течение 15 лет (с 1882 по 1897) проживавшего на улице Церковной. Майков был не только радушным хозяином (его дачу в Сиверской посещали друзья И. Гончаров, Я. Полонский, И. Крамской, А. Плещеев), но и щедрым дарителем. Добрую память о себе оставил поэт, который вел большую попечительскую и благотворительную деятельность: основал школу для крестьянских детей, положил начало общедоступной библиотеке, способствовал строительству в Сиверской Петропавловской церкви.

В Сиверскую на дачу к M. E. Салтыкову-Щедрину приезжал Всеволод Михайлович Гаршин. Гости-литераторы навещали поэта-петрашевца А. Н. Плещеева, который летние месяцы 1875—1890 годов провел на даче в Старосиверской. Побывал в этих местах и Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк: в летние месяцы семья писателя иногда проживала тут.

Если отдых на природе, уединенная, сельская жизнь позволяют человеку расслабиться, то горожанин, даже в таком небольшом городе, каким долгое время являлась Гатчина, чувствует себя не так тихо и вольно. Город дворцового ведомства — город со строго регламентированным распорядком жизни. Бдительной опеки полиции не был лишен никто, ведь лиц «неблагонадежных» (определение, часто применяемое к русскому писателю) и в Гатчине хватало. Фраза из депеши местного полицеймейстера столичному губернатору: «во время проживания в Гатчине за ним никаких предосудительных поступков замечено не было». Человеком, находившимся под наблюдением, был не кто иной, но Глеб Иванович Успенский, снимавший в 1872—1874 годах дачу на Люцевской улице. Все это время писатель работал над подготовкой к изданию своего собрания сочинений.

И грустными, и радостными были у гатчинцев поводы для общения со знаменитыми деятелями русской культуры. Во второй половине XIX века облюбовали Гатчину композиторы М. Балакирев, А. Глазунов, Г. Ломакин, О. Ляпунов и другие. Неоднократно навещал друзей в Гатчине Алексей Константинович Толстой. Стихи, пьесы, исторические драмы, «фантастические рассказы, баллады — А. Толстой прочно вошел в историю русской литературы. На слова А. Толстого написаны хоры и романсы многими русскими композиторами, в том числе Балакиревым и Ляпуновым. Кто знает, не в Гатчине ли некоторые из этих вокальных произведений создавались?..

Говорят, впечатления детства — одни из самых ярких и сильных. Детство и юность провел в родовых имениях Батово, Выра и Рождествено Владимир Набоков. Тогда еще он не был знаменитым, тогда еще он не был писателем и поэтом, но, видимо, воздух родины, ее живописность, слишком значимы в судьбе будущего эмигранта. Проведя на чужбине большую часть жизни (1919—1977 годы), впитав культуру разных стран, Владимир Владимирович Набоков остался русским человеком. Циклы автобиографических стихов, роман «Машенька», воспоминания, объединенные в книгу под названием «Другие берега» — лучшее подтверждение тому, что Набоков жил памятью родной земли, родной природы. «Россия», «Русь», «Домой», «С серого севера», «К родине», «Петербург» — уже в одних только названиях стихотворений слышится любовь поэта Набокова к покинутым навсегда местам. Любовь, прошедшая через всю жизнь. А начиналась юна, конечно, с первых ностальгических строк:

«Кто меня повезет по
ухабам домой —
мимо сизых болот и
струящихся нив? Кто
укажет кнутом,
обернувшись ко мне,
меж берез и рябин
зеленеющий дом?...»
Не сбылась мечта Владимира Набокова: вернуться в Россию, так уж получилось, он мог только во сне или в воспоминаниях...

Константин Михайлович Фофанов стал жителем Гатчины осенью 1890 года. Установлены адреса проживания семьи Фофановых в Гатчине — на улицах Госпитальной, Мариинской, Александровской, Ольгинской, Елизаветинской. Почти треть своей недолгой жизни (1906—1909 годы жил постоянно) провел Фофанов в Гатчине, большую часть произведений написал здесь: около 1000 стихотворений, поэмы «Необыкновенный роман», «После Голгофы», «Поэма лебедей». Писал Константин Фофанов много, сотрудничал почти во всех современных ему изданиях («Живописное обозрение», «Наблюдатель», «Новое время», «Русское богатство» и др.), но жил в бедности, граничившей с нищетой. Жена его, Лидия Константиновна, содержала приготовительное училище для мальчиков.

Гатчинские адреса К. Фофанова хорошо были известны в Петербурге, откуда к нему приезжали А. Блок, В. Брюсов, Н. Лесков.

Семьи Веревкиных, Кочановых, доктора Ольдерогге, Максимовых — круг гатчинских знакомых Фофанова. Политическая неблагонадежность поэта зафиксирована в полицейском ведомстве города: в 1907 году он был арестован и в течение 2-х недель находился в Гатчинской тюрьме, где написал поэтический цикл «Песни в заключении». Служебное рвение стражей порядка не случайно: Фофанов любил «шутить стихом, играть словами». В узком литературном кругу он славился, как отличный импровизатор, автор эпиграмм:

«Город юношей зеленых, Город
горничных влюбленных И
обманутых мужей! Город
грязных ресторанов,
Бескопеечных карманов, Город
помыслов злодейских,
Полицейских без поста,
Полицейских без хвоста, И
прохвостов — полицейских!»
Лучшие стихи Фофанова — о природе. Были у него в Гатчине любимые места, любимые деревья, любимые тропинки. Неравноценными были стихи Константина Фофанова: восторженные отзывы, с одной стороны, и весьма сдержанные, подчас даже насмешливые критические оценки — с другой, давали ему современники. «Я не знаю в русской литературе поэта более неровного, болезненного и дисгармоничного», — писал о Фофанове Дмитрий Мережковский. «Никому из поэтов не обязан я так много за часы восторга и радости, как Вам». (Валерий Брюсов в письме к Фофанову). Поэт «мечты и грезы», автор популярнейшего романса «Звезды ясные, звезды прекрасные», умер в Петербурге в 1911 году полузабытым, пережившим свою недолгую славу.

Дылицы и Елизаветино, мыза Ивановка, Пудость — с 1904 года богата впечатлениями география путешествий Игоря Северянина на гатчинской земле: более 200 стихотворений датировано знакомыми нам названиями. Поэтом описаны Приорат, озера гатчинских парков. Здесь, в Гатчине, Северянин нашел себе друга и учителя — Константина Фофанова, которого в стихах и письмах непременно называл не иначе, как «Мой король!». Вдохновение Северянина питали не только пейзажи, но и события истории: так появилась «Гатчинская мельница» — поэма из времен императрицы Екатерины II. В Гатчине пришло к Игорю Северянину и первое сильное чувство — любовь к девушке с волшебным именем Злата. Восторгу и печали этой любви посвятил Северянин роман в стихах «Падучая стремнина». В 1917 году, в день своего 30-летия, Игорь Северянин приезжает в Гатчину, чтобы вспомнить свою юность и первую любовь. В этот день рождаются стихи:

«Тридцатый год в лицо мне веет
Веселый светлый майский день,
Тридцатый год сиреневеет В саду
душистая сирень! Пока я жив,
пока я молод, Я буду вечно петь
сирень! Весенний день горяч и
золот — Виновных нет в
весенний день».
В отличие от короля поэзии — поэта громкоголосой славы Игоря Северянина, связавшего с Гатчиной молодость, художник и писатель, журналист и путешественник, иллюстратор русских классиков Николай Николаевич Каразин провел в Гатчине последние годы своей жизни. Яркий самобытный талант художника сочетался в этом человеке с литературным дарованием: 25 томов составляет полное собрание его произведений, им исполнено около 4-х тысяч рисунков и акварелей, написано около сотни картин. Лучшие литературные произведения Н. Каразина — повести «Тигрица», «В камышах», романы «На далеких окраинах», «Двуногий волк» (автобиографический). В Гатчине, славившейся тогда чистотой воздуха и вкусной питьевой водой, Каразин прожил недолго — 1907—1908 годы. По отзывам современников, это был всегда живой, энергичный, общительный, скромный человек, дом которого на Багговутовской улице был полон гостей.

Гатчину начала XX века избрали местом жительства петербургские литераторы — Владимир Алексеевич Тихонов и Алексей Николаевич Будищев. Здесь, на территории первого российского аэродрома, в 1911 году полеты на аэроплане совершал Василий Васильевич Каменский — будущий поэт-футурист и авиатор. В мемуарах, которые носят название «Путь энтузиаста», Каменский вспоминает М. Горького, А. Куприна, И. Репина, А. Блока. Есть в этих воспоминаниях и гатчинские страницы.

С 1906 года, навещая друзей в Гатчине, присматривался к городу Александр Куприн, куда в конце концов и переехал окончательно в 1911 году. «Извощик Петр», «Однорукий комендант», «Гатчинский призрак», «Шестое чувство», «Купол святого Исаакия Далматского» — во всех этих произведениях Куприн ведет речь о Гатчине и ее обитателях, к которым присмотрелся за долгие годы жизни здесь. «Городишко тихий, необщительный, летом весь в густой зелени, зимой весь в непроходимом снегу. Там семьи редко знакомятся друг с другом», — пишет Куприн в рассказе «Потерянное сердце». Но ведь факты говорят об обратном: радушными были гатчинские домовладельцыхудожник Щербов, литератор Тихонов, архитектор Белогруд, писатель Куприн! В гостях у них перебывали самые именитые петербуржцы, включая Федора Шаляпина, Валерия Брюсова, Корнея Чуковского, Сашу Черного, Ивана Бунина, Алексея Толстого, Максима Горького, Александра Грина, Дмитрия Мамина-Сибиряка! И не только старшее поколение, но и молодые литераторы собирались по этим адресам «на чай» — Л. Борисов, Н. Вержбиикий, В. Гущик. Тенью А. Куприна считали журналиста Василия Регинина. Замечательного друга имел Куприн в лице журналиста, театрального критика, историка литературы Федора Дмитриевича Батюшкова, с которым вел многолетнюю переписку и долгие удивительные беседы в гатчинском «зеленом домике».

«Всероссийский гатчинский житель» Александр Куприн наш город вспоминал и любил всегда. В Гатчину он и вернулся из эмиграции незадолго до смерти: на короткий срок — около месяца. Печальными были эти дни возвращения, но последний вздох писателя принадлежал, все-таки, родине...

В судьбе человеческой, конечно же, далеко не все гладко, не все логично, не все объяснимо. Один из популярнейших русских романсов — «Калитка». Но автор текста — полузабытый сегодня прозаик и поэт Алексей Николаевич Будищев. Последние годы своей жизни Будищев провел в Гатчине. Как истинный сочинитель, Будищев перепробовал все литературные жанры, печатался в различных изданиях того времени: от газеты «Русский сатирический листок» до журнала «Осколки». В 1901 году вышел первый сборник его стихотворений — это была философско-пейзажная лирика. Писал Алексей Николаевич много, но все написанное при жизни не принесло ему ни славы, ни денег. «Калитка» — это что-то нежно-провинциальное, что-то родное, гатчинское.

Творческое наследие писателя и драматурга Владимира Алексеевича Тихонова — 10 томов прижизненного собрания сочинений. Именно к нему в Гатчину впервые приехал А. Куприн и на квартире у Тихонова написал рассказ «Гамбринус». Мало что сегодня можно, узнать об этом человеке, кроме того, что когда-то он был актером, затем - автором фельетонов, рассказов, военных и путевых очерков, комедий. Несколько лет Тихонов был редактором журнала «Север», Один характерный штрих: многолетнюю серьезную переписку с Тихоновым вел сам Чехов, гордившийся этим знакомством. Нам писатель Тихонов малоизвестен...

Иван Сергеевич Соколов-Микитов очерк об Александре Куприне назвал так: «Золотое сердце». Золотое, то есть доброе и отзывчивое сердце было дано и писателю Соколову. Он прожил долгую, содержательную жизнь: прошел окопы гражданской войны, был моряком, охотником, участвовал в экспедициях, объездив чуть ли не весь Советский Союз. Иван Сергеевич создал в своих художественных очерках и рассказах проникновенные образы родной земли.

Дом в Гатчине Соколовы имели в 1929—1934 годах. Здесь писатель закончил свою книгу «Детство» — повесть из семейной хроники. Гостями радушных хозяев были самые неожиданные люди. Однажды Иван Сергеевич привез с собой пожилого человека с профессорской бородкой. Им оказался Николай Анатольевич Зварыкин, писатель-натуралист, природовед и охотник, с которым Соколов-Микитов только что познакомился в редакции охотничьего журнала и, узнав о затруднительных обстоятельствах Зварыкина, пригласил его в Гатчину на жительство, уступив мансарду в своем доме. Приезжали в Гатчину к Соколову писатели В. Шишков, Е. Замятин, В. Бианки. Неизменным и долголетним другом Ивана Сергеевича был Константин Федин, чаще других навещавший гатчинскую квартиру Соколовых.

Гатчина... Здесь Соколов-Микитов часто бывал и в послевоенные годы. Традиционно домовитый человек, отличный семьянин он потерял всех трех дочерей. «Тут мой дом», — с грустным сарказмом признавался друзьям Иван Сергеевич, вместе с кем-либо навещая могилки родных на Гатчинском кладбище. Скончался Соколов-Микитов в Москве, а урна с прахом, согласно завещанию, была захоронена в Гатчине рядом с могилами двух дочерей и матери писателя. Ненадолго пережила мужа вдова — Лидия Ивановна: прах ее покоится тут же. Семейное — для Соколовых, мемориальное — для гатчинцев захоронение.

Разнообразны причины, предоставившие литераторам встречи с Гатчиной и районом. Пять лет отработал в Гатчинском сиротском институте педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский. Писатель-фантаст, ученый-палеонтолог, географ и путешественник Иван Антонович Ефремов — уроженец Вырицы, где провел детские годы. В 1930-е годы жил и работал в Красногвардейском районе Всеволод Кочетов. Очерки о послевоенной Гатчине написаны Константином Фединым, Александром Розеном, Алексеем Толстым. Добрыми словами вспоминали город своего детства журналистка Елена Кононенко и детский поэт Леонид Куликов. Человек корчагинской судьбы, Леонид Иванович Куликов, гатчинские воспоминания хранил в душе всегда:

«...И опять я вижу нашу школу, Гатчину — зеленый городок, И те
дни, когда в глазах веселых не таился грусти огонек».
Всеволод Рождественский, Александр Кушнер — чье поэтическое сердце не забилось в радостном озарении вдохновенного чувства? Множество восторженных слов посвящают красоте гатчинских парков наши современники — местные поэты и прозаики. Сотни страниц повестей, романов, воспоминаний содержат упоминания и факты из истории гатчинских земель. Кропотливый краеведческий поиск продолжается, и кто знает, какие удивительные сюрпризы преподнесет нам судьба, чьи имена и чьи воспоминания еще дополнят литературный портрет нашего города?

А. ТРИШИНА.

 

© Copyright Алена Тришина, 1995.
© Copyright
ЦГБ имени Куприна, 1995.

на головную страницу сайта | к оглавлению раздела