Шатова Любовь

 

МАЛЕНЬКИЕ ЛЕГЕНДЫ

 

ПРИЗВАНИЕ

Как хотелось мне работать во Дворце!

Но как далек он был от меня. И — словно божественное внушение: в нужный час приснился мне Александр Второй.

Доброжелательный взгляд производит гипнотическое действие. А голос произносит:

— Делай как задумала.— И, понимая мое сомнение, он более властно повторяет те же слова.

Утром достаю книгу «Русская государственность в портретах и мнениях. Свет и тени Российской короны». Да, точно, вот его портрет: Александр Второй, принявший 1-го марта 1881 года в центре Петербурга ужасную смерть от рук народовольцев. Теперь на том месте стоит храм Спас-на-Крови.

Одна из последних легенд, родившаяся в городе о нем: возрождение Санкт-Петербурга начнется сразу после реставрации Спаса-на-Крови. А духовная поддержка Александра Второго, как видите, помогает мне. Сон мой стал былью.

 

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ВЫСТРЕЛ

Утром идем на работу мимо Павла. Навстречу нам из тумана проясняются очертания Дворца.

— Мой Дворец! — гордо говорит мне девушка-милиционер. В этот день она впервые заступает на дежурство.

Рабочий день прошел спокойно, а вечером, после всего ритуала закрытия, ее напарник дежурный пожарный забеспокоился:

— Куда она вышла, что-то долго ее нет?

И бывший летчик, бывалый офицер Сергеев в поисках Анны спустился в подвал тайного хода, прославивший в свое время бегство Керенского. Теперь реставраторы готовят находящийся там грот к открытию.

Представшая нам картина захватывает дух. Отступающая к выходу спиной Анна держит пистолет на боевом взводе.

— Окликну — испугается, выстрелит в упор. Что ей там померещилось? Призрак, наверное.

Спрятавшись за выступ лестницы, летчик ласково окликнул девушку:

— Аня, что случилось?

Но вечер закончился благополучно.

Все легенды, призраки и тени старого замка остались на своих местах и в нашей памяти.

Только Анны теперь уже нет во Дворце. Перешла охранять банк кооператива, уехала учиться.

 

ШАГИ ПАВЛА

Светлой памяти О. П. Кретовой посвящается

 

Май 1992 года. Солнце. За несколько минут до открытия Дворца сидят на скамейках перед Иорданским входом смотрители.

— Женщины, вспоминайте сегодня добрым словом Ольгу Павловну. Она поехала в онкологический диспансер. Она обречена. Рак пищевода, — сообщила смотритель Ирина Федоровна.

И я вспоминаю, как Ольга Павловна рассказывала недавно мне:

— Как-то раз осталась одна в Белом зале, смотрители ушли за зарплатой. Экскурсий не было, и я, набравшись смелости, сказала: «Павел, я одна, приходи, расскажешь свою тайну». И впрямь, послышался неясный шум, дунул свежий ветер, раздался скрип паркета, потом все ближе шаги, стук ботфортов. Легкий озноб пробежал по моему телу. Мне стало страшно и жутко.

— Павел, не надо! Останься там, где ты есть!

И все стихло.

В августе Ольги Павловны не стало.

Ольга Павловна, как узнать твою тайну?

 

СМОТРИТЕЛИ-БАБУШКИ

Им приятно вспоминать этот случай.

— Что вам больше всего понравилось? — спросили группу американских школьников, посетивших Гатчинский Дворец.

— Бабушки! — хором ответили они с акцентом.

Даже внешне красива старость этих женщин в окружении прекрасных произведений искусства, одухотворенная и освещенная богатством их внутреннего мира.

Доброго вам здоровья, дорогие бабушки!

 

РАССКАЗ-ВОСПОМИНАНИЕ СМОТРИТЕЛЯ
А. Е. КАРМАЗАНОВОЙ


В памяти немногих оставшихся в живых коренных гатчинцев остались некоторые отрывочные воспоминания о довоенной поре.

— Мы часто в детстве бегали во Дворец, — рассказывала мне в залитом солнечным светом Желтом зале смотритель экспозиции западно-европейского искусства Анна Епифановна Кармазанова. — Пап, дай пять копеек, пап, ну дай пять копеек,— выпрашивали мы у отца.

— Помидоры да капусту лучше бы полили, — сердито отвечал отец. И, уступая нашим слезным просьбам, давал деньги. Счастливые, опять мы бежали из дома на Лесной, что была в Мариенбурге, во Дворец, быстрей в Подземный ход, в грот «Эхо». Как заходили и как выходили, уж точно теперь не помню, знаю только, что нам всем это доставляло большую радость.

Отрывками из такого далекого теперь детства вспоминается Арсенальное каре, где в одной из комнат хранили и показывали вещи убитого Павла Первого: камзол, ботфорты, порванная белая ночная рубашка, шарф, каким его душили, походная кровать с простыней, залитой красной краской, воспроизводившей и напоминавшей кровь. А какая там кровь может быть, когда душили его этим шарфом.

Все перечисленные вещи снял с себя император, ложась в постель в последний раз. Еще, помню, были комнаты с платьями императриц. Особенно выделялось платье Елизаветы Петровны со шлейфом, который поддерживал арапчонок, вылепленный из воска.

В какой из комнат была эта выставка — не скажу, но то, что это было в Арсенальном каре, я хорошо помню.

 

ПОРТРЕТНАЯ МАГИЯ

Как в каждом старинном замке, в нашем тоже есть привидения. Они живут в мифах и легендах, в устах и сердцах гатчинцев, любящих Дворец.

Навечно остались юными, как на портретах Боровиковского, великие княжны Александра, Екатерина, Елена, Анна, Мария, Ольга — дочери Павла Первого, прекрасно воспитанные, образованные, в большинстве своем рано вышедшие замуж и умершие в юном возрасте. Иногда их воздушные видения возникают на лестничных переходах дивного замка. В восторге юности они проносятся по залам или вдруг застывают в задумчивости.

«Портретная магия»... Невольно отмечаешь внимание художника к внутреннему миру человека. В созданных, к примеру, тем же Боровиковским женских образах он как бы демонстрирует способность к возвышенным чувствам, к сердечным переживаниям, которые являются признаками достойной и добродетельной души. В создании подобного портрета важную роль играют колористические свойства произведений. Боровиковский накладывал краски на грунт хотя и плотным, но тонким и ровным слоем, многочисленными лессировками достигая богатства, как бы переливчатости тонов. Красочная поверхность приобретала своего рода сияние...

В залах среди этих портретов много лет проработала ветеран войны Зинаида Михайловна Швачко.

Об этих портретах и о том, какими трудолюбивыми были в жизни эти девушки, любила рассказывать она одиночным экскурсантам. Как умели княжны не только танцевать, вышивать, рисовать, но и подоить корову на ферме, косить травы на лугу. Как сама Мария Федоровна — их мать, жена Павла, была большой мастерицей в работе по кости (изделия хранятся в Эрмитаже), да и в других искусствах.

 

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ОХОТА ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ

Будучи великой княгиней, Екатерина Алексеевна участвовала во всех охотах Елизаветы Петровны, но особенно не увлекалась этой забавой. В своих записках она писала об охотах в Ораниенбауме:

«Мы каждый божий день ездили на охоту. Случается иногда до тридцати раз садиться на коня. Сказать по правде, я очень равнодушна к охоте, но страстно люблю верховую езду, и чем более в ней опасностей, тем она мне милее».

Екатерина Алексеевна не очень любила псовую охоту, она лю била охоту по птице и в Ораниенбауме ежедневно стреляла уток. В тех же записках она писала: «...поутру я вставала часа в три и одевалась без прислуги. Мой старый егерь дожидался меня, чтобы идти на морской берег к рыбачьей лодке. Пешком, с ружьем на плече, мы пробирались садом до берега моря и садились с моей легавой собакой в лодку, которой правил рыбак. Я стреляла уток в тростнике на берегу моря. Иногда сильный ветер уносил нашу лодку в открытое море».

Старый набожный егерь щедро делился знаниями, навыками, опытом, шептал для удачи заговор охотника на уток, гусей, тетеревей. Вслед за ним Екатерина повторяла на русском: «...на море, на Окиане, на острове Буяне, на зеленой осоке сидит птица, всем птицам старшая и большая, держит она грамоту неписаную, и велит она всем птицам слетаться на мои озера и болота и велит всем птицам сидеть от утра до вечера, от утренней зари до вечерней, от ночи до полуночи. Заговариваю я, раба Екатерина, уток, гусей, тетеревей, всякую птицу ведомую и неведомую сидеть несходно по мой приход, по мое крепкое слово, во веки ненарушимое».

Возвращались с добычей, довольные, в ожидании следующей зари.

 

Данные литературные произведения перенесены в электронную форму из сборника «Творение» (сборник стихов, рассказов и фантастических новелл, написанных участниками литературной студии «Меридиан»), который посвящен двухсотлетию города Гатчины.
© на произведения принадлежат авторам данных произведений.
© на сборник «Творение»: © Михаил Кононов, составление, 1996.
® CORVUS, Издательский Дом «Корвус», Санкт-Петербург, 1996.
Также Литературная редакция: Елена Анфимова, Алена Тришина.
Авторы сборника выражают благодарность Комитету по культуре и Администрации города Гатчины за доброе содействие в издании этой книги.
В работе над книгой принимали участие Дом культуры города Гатчины, Центральная библиотека имени А.И. Куприна (г. Гатчина), Литературная студия «Меридиан».


на головную страницу сайта | к оглавлению раздела