Корейко .ru - настоящие 'Двенадцать стульев' и 'Золотой теленок' Ильфа и Петрова
... подлинная энциклопедия советской жизни 1920-х - 1930-х годов

Корейко .ru


Авторская редакция романов Ильфа и Петрова


« Двенадцать стульев » и « Золотой телёнок »


без купюр и цензуры

 
 
 
   

Комментарий

Двенадцать стульев. Оглавление
Комментарий. Оглавление

Глава 39. Вид на малахитовую лужу

... штаны из... чертовой кожи, коломянки... «Чертова кожа» — плотная хлопчатобумажная ткань, получившая столь экзотичное название за необычайную прочность, способность долго не намокать и легкий глянец, придающий некоторое сходство с выделанной кожей. Коломянка (от нем. Kalamank) — льняная ткань, тоже плотная и гладкая.

... в... рубашечках «апаш»... Имеются в виду рубашки с отложным незастегивающимся, открывающим горло воротником. Считалось, что такой фасон популярен среди парижских бандитов — апашей (от фр. apache — название племени индейцев, используемое в значение «налетчики», «разбойники», «грабители» и т. п.), которые принципиально не носили галстуков, повязывая прямо на шею под воротник яркий платок.

... мы чужие на этом празднике жизни... Остап обыгрывает распространенную романтическую формулу, которая, например, использована в классическом стихотворении М. Ю. Лермонтова «Дума»: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, /Как пир на празднике чужом». Пятигорск (и вообще Кавказ) в сознании интеллигентов устойчиво ассоциировался с биографией и поэзией -М. Ю. Лермонтова, что обусловливает обращение к его темам в соответствующих главах романа «Двенадцать стульев».

... Хорошо излагает, собака... Вероятно, аллюзия на строки из стихотворного цикла Н. А. Некрасова «Песни о свободном слове»: «Хорошо поет, собака, /Убедительно поет!»

... же не манж... жур... Воробьянинов строит французскую фразу ошибочно.

... говорит по-французски хуже, чем Мильеран... А. Мильеран (1859—1943) был в 1920—1924 годах президентом Франции, затем избирался в Сенат, его политическая деятельность довольно часто обсуждалась в советской периодике.

... повалил густой дым... конек-горбунок... Аллюзия на сказку в стихах П. П. Ершова «Конек-горбунок».

... становится теперь в третью позицию... Речь идет об одной из традиционных, определенных балетными правилами позиций, с которых начинается движение в танце: ноги выпрямлены в коленях, ступни развернуты перпендикулярно друг другу — так, чтобы правая пятка была прижата к середине левой ступни.

... Гебен... копек... брод... Немецкая фраза также строится с грубыми ошибками.

... система... каждая общественная копейка должна быть учтена... Бендер переосмысляет постоянно цитируемые в советской периодике 1920-х годов высказывания Ленина о принципиальном значении «учета и контроля» при социализме.

... двинулся стрелковым шагом... Стрелками в Российской империи принято было называть солдат пехотных полков, то есть авторы подразумевают, что Остап шагает ритмично, быстро и широко, как пехотинцы на марше. Однако здесь иронически обыгрывается и другое значение: на воровском жаргоне «стрелок» — «нищенствующий», «просящий подаяние», «мошенник», а Бендер учил компаньона именно просить подаяние, сам же при этом планировал очередную мошенническую операцию.

... видели Родзянко?.. М. В. Родзянко (1859—1924) — один из лидеров октябристов, в 1911—1917 годах — председатель Государственной думы, впоследствии — эмигрант. Из-за высокого роста, дородности и вообще «монументальной» — по словам современников — внешности он стал своего рода думским символом.

... Пуришкевич в самом деле был лысый?.. В. М. Пуришкевич (1870—1920) — праворадикальный публицист, поэт, один из основателей экстремистских организаций «Союз русского народа» и «Союз

Михаила Архангела», депутат Государственной думы с 1907 года, участник убийства Распутина. По причине одиозных политических воззрений подвергался нападкам либеральной прессы, в связи с чем его обширная лысина стала постоянной мишенью карикатуристов.

... Не пой, красавица... песни Грузии... дальний... Неточно цитируется первая строфа стихотворения А. С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне...», или, что более вероятно, популярный романс М. А. Балакирева на пушкинские стихи.

... судьба хранила этого сытого жулика... Неожиданная — применительно к «голубому воришке» — реминисценция знаменитых пушкинских стихов из I главы романа «Евгений Онегин»: «Судьба Евгения хранила...»

© Михаил Одесский, Давид Фельдман