на головную страницу сайта | к оглавлению раздела

Василий Васильевич Каменский

АВИАТОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 
Василий Васильевич Каменский (1884—1961) — поэт, писатель-футурист, один из первых русских пилотов.
В мемуарах он описывает свой первый полет, который произошел на Гатчинском аэродроме.



(...) Повезло!

Благодаря дружбе с авиатором В. А. Лебедевым, который теперь был директором большого Петербургского товарищества авиации, мне удалось приобрести аэроплан «блерио».

Я перевез аппарат на гатчинский аэродром для тренировки, арендовал ангар. (...)

Целые дни я проводил в Гатчине.

У меня для «блерио» инструктора не было (обещал приехать Лебедев, но он на «блерио» не летал, да так и не приехал), и пришлось мне на собственный риск взяться за ученье совершенно самостоятельно.

Сначала я рулировал, бегая по аэродрому с поднятым хвостом аэроплана.

Потом, наконец, решил взять руль на себя и вот, разогнавшись, взял: аэроплан незаметно поднялся и пошел неровно, то и дело норовя качнуться в роковую сторону.

Тут я мигом понял, что нужна величайшая выдержанность и моментальная находчивость: ведь чуть потерялся — и аппарат грохнется.

Не жизни жаль, а — разобьется прекрасная машина. Я выровнял руль, дал к земле, выключил контакт и чисто спланировал.

Слышу легкий звенящий толчок шасси. Колеса бегут по поляне.

Стоп!

Замираю от счастья...

О, пусть авиаторы ставят рекорды высоты, пусть летают черт знает как головокружительно, пусть получают тысячные призы — я им не завидую, нет!

Этот маленький мой первый полет, моя воздушная дерзость; мой чистокровный риск и удачный спуск — это такой величайший праздник моей жизни, такая личная победа, что, право, не забыть этого никогда во веки веков.

Правда, отсюда еще далеко, высоко до настоящего авиатора, но то, что произошло, легендарно, неповторимо.

И по тому времени первых лет авиации — чудо, если вспомнить о том, какие тогда были несовершенные аэропланы, неустойчивые, жидкие «блерио».

А мой «блерио» — даже истрепанный.

И еще: я совершил полет без конструктора, полагаясь на небольшой запас технических знаний.

Словом, я соскочил с аппарата баснословным счастливцем.

Несколько сторожей и рабочих при ангарах (они же и аппарат перед полетом держали, ожидая знака поднятой руки — «отпускай»), эти единственные свидетели моего начала, поздравили меня с успехом.

Я вернулся домой, в Петербург, именинником, сразу влетел в комнату работавшего Аркадия Аверченко и ему первому поведал восторги.

Аверченко прокричал «ура», схватил с полки свою новую книгу рассказов, подписал: «от земного Аркадия — небесному Василию», подарил с объятиями, и мы отправились в «Вену» справить торжество.

Едва чокнулись перед устрицами, подвалили сатириконцы: развеселый Алексей Радаков с бакенбардами Пушкина, долговязый черный Реми, ейропеец Яковлев, всегда всклоченный, «точно с постели сброшенный» поэт В. Воинов, тихий, но острый, как шило, В. Князев и совсем тихий, флегматичный Саша Черный.

Перед сном Аверченко прошептал:

— В этот час все желают друг другу спокойной ночи. Ничего подобного, я прошу, в случае смертельного падения с аэроплана, черкнуть мне открытку с того света: не пожелают ли там подписаться на «Сатирикон».

Я обещал.

А утром, чуть свет, был в Гатчине.

В эту тихую, безветреную погоду хорошо тренироваться — так делают все авиаторы.

С трепетом влюбленного я смотрел на свою красавицу птицу, осторожно выводил из ангара на аэродром, пробовал мотор, несколько раз снова бегал на «блерио» по широким полянам и теперь, более уверенный, взлетал, делал виражи и садился благополучно.

Торжествовал.

Вскоре после восхода солнца начинался обычный ветер, полеты прекращались до вечера, когда опять стихало.

В один из вечеров случилась авария: я поднялся, полетел и начал опускаться, как вдруг впереди на поляне появилась лошадь с телегой.

Я сделал крутой поворот и треснулся об землю, сломав хвост «блерио» и поцарапав себе ноги до обильной крови.

Ко мне бросились другие ученики-авиаторы, рабочие, сторожа и помогли выбраться из машины.

Но скоро я отремонтировал аппарат и ноги и уехал с «блерио» в Пермь, на берег Камы, к нижним Курьям. (...)


 

  • Источники:
  • Каменский В. В. Кафе поэтов. Путь энтузиаста: Мемуары //Каменский В. В. Степан Разин; Пушкин и Дантес: Худож. проза и мемуары. — М.: Правда, 1991. — С. 550—552.
  • Cборник "Литературный портрет Гатчины", подготовленный ЦГБ имени А.И. Куприна и посвященный 200-летию города Гатчины (1796—1996).

© Copyright HTML Gatchina3000, 2004

на головную страницу сайта | к оглавлению раздела