на головную страницу сайта | к оглавлению раздела

Григоров Николай Олегович

 

 
Григоров Николай Олегович - доцент Гидрометеорологического университета.
В течение 20 лет проводит практику, как преподаватель Гидрометеорологического университета в поселке Даймище Гатчинского района



содержание

Круиз по Волге

Путевые заметки о поездке на теплоходе по Волге летом 2005 года
(маршрут Петербург – Волгоград – Петербург)

      Круиз по Волге был запланирован еще на 2004 год, но его осуществление оказалось возможным только летом 2005 года. Путевки мы с женой Наташей купили заранее, первый взнос внесли еще в апреле. Сроки круиза – с 7 августа по 27 августа. Маршрут – Санкт-Петербург – Волгоград - Санкт-Петербург. Стоимость путевки – 30800 руб. с человека.

 

7 августа, воскресенье.

    Итак, сегодня в 21-00 началось наше путешествие по Волге на теплоходе «Дмитрий Пожарский». До Речного вокзала дотащились с трудом. У нас огромный чемодан на колесах, но это оказывается очень удобно. Для нас уже приготовлена каюта на средней палубе, двухъярусная, с умывальником и горячей водой, но без туалета и без душа. Ванна и туалет здесь только в «люксах».

   На причале стоят 15 теплоходов, все они уходят вечером – на Валаам, в Кижи, в Соловки и так далее. А наш теплоход, оказывается, курсирует по Волге как челнок, подсаживая туристов в Череповце, Ярославле, Костроме и других городах. В Питере село всего-то 49 человек, а вообще на судне 240 туристов.

   Погода пасмурная, небо в тучах. Сидим и смотрим, как теплоход отчаливает. Это нелегкий маневр, суда стоят у причалов довольно плотно, и очень легко задеть их. Но у нас, видимо, опытный капитан, и вот мы уже плывем по Неве, проплываем под новым Обуховским мостом, который должен стать частью окружной дороги кругом Петербурга. Мост вантовый, очень высокий, и довольно красивый.

   Нас кормят ужином. Еда так себе, что-то на 500 руб. в день не тянет. От силы на 300. У нас попутчицы – соседи по столу – две женщины из Вологды и мужчина из Костромы. После ужина оргсобрание, где выясняется, что теплоход базируется в Череповце, и в этом «милом городе на Шексне» (так он назван в путевке) мы будем стоять 6 часов на пути туда и 10 часов на обратном пути. Что там делать столько времени?

   Ложимся спать в 12-00, идем по Неве к Петрокрепости.


8 августа, понедельник.

    Спал я плохо, уснул под утро. Наташа не лучше. Ничего, надо привыкнуть к обстановке. Встаем в 8 часов, завтрак в 9. Мы уже идем по Свири. Чудесная северная река – берега поросли лесом, много птиц – утки, чайки летят за теплоходом. За нами в некотором отдалении следует трехпалубник «Рылеев», он отчалил из Питера сразу же после нас. Идет он, как выяснилось, в Нижний Новгород. Погода ясная, солнечная, загораем в солярии на верхней палубе.

   Наши места средней комфортности. Выше расположены одноместные каюты и два «люкса». В одном из них едет престарелая пара, оказывается, они из Израиля, эмигрировали давно, а вот теперь каждое лето ездят по России на теплоходах. Наш теплоход построен в 1959 году в Германии и выглядит кое-где довольно ветхо. Но идет неплохо, 25-27 километров  в час. Скоро проходим Свирский шлюз. Здесь, в Свирьстрое стоянка. Нам предлагают автобусную экскурсию в Свято-Троицкий Свирский монастырь за дополнительную плату – 350 руб. с носа. После долгих раздумий согласились, и об этом не пожалели.

   До монастыря 35 км, он расположен на северном берегу Свири. Здесь 300 лет назад Александру Свирскому было видение святой троицы, после чего был построен монастырь. Здесь же хранится его нетленное тело. Это действительно так – нам показали его мощи. Ни я, ни Наташа не особенно религиозны, но все же мы поставили свечку в церкви монастыря.

   Монастырь небольшой, там живут 20 монахов. Нашу экскурсию вел один из священников. Удивляться этому не нужно, туризм является одним из источников дохода для монастыря, и значительная часть наших уплаченных за поездку денег осталась там. Монастырь очень красив, отчасти реставрирован. Поражают яркие фрески ни стенах церкви. Их всего-навсего отмыли от красок, которыми они были замазаны при социализме, а больше не реставрировали. Тем не менее, краски фресок становятся год от году ярче. Что тут скажешь?

   Место, где стоит монастырь, замечательное. Под высоким обрывом голубое озеро, особенно красивое под ярким солнцем. Вокруг сосновый лес, почва песчаная, как на Карельском перешейке в его приморской части. Мы взяли святой воды из источника и в тот же день почти всю выпили.

   Обратно возвращаемся за полчаса до отплытия. На пристани продают товары местного производства, сувениры, мороженое.

   Вечером хотели послушать концерт, который был организован затейником. Но как-то все примитивно, на уровне «похлопали, теперь потопали!» Так что быстро ушли. Спать легли в 11 вечера.


9 августа, понедельник.

   В эту ночь спали гораздо лучше. Утром просыпаемся, когда теплоход уже подходит к Кижам. Там у нас стоянка с 10 до 14 часов. За нами, как приклеенный, следует «Рылеев». Погода солнечная, жарко. Идем смотреть Кижский погост. Мы уже не раз его видели. Он обветшал, хотя многое реставрируется. Что поделаешь, время подтачивает работу древних мастеров. Надо либо заменять сгнившие части, либо оставить разрушаться. Здесь выбрали первый путь. Главная церковь укреплена каркасом, его постарались сделать незаметным, но не везде это получилось. После осмотра погоста гуляем по острову. Вижу знакомые приборы – метеостанция! Поспела малина, Наташа с аппетитом клюет ягоды. Народ купается в Онежском озере. Вода прозрачная, но холодная. В 14 часов все теплоходы уходят – наш «Пожарский» идет в Петрозаводск.

   До Петрозаводска 4 часа ходу. Приходим в 6 вечера. Город большой – 240 тысяч жителей. Столица Карелии, как-никак! Нас встречает женщина-экскурсовод и бодро ведет по городу. У самой пристани – памятник Петру Первому, основателю города. Петрозаводск – брат-близнец Петербурга, основан он тоже в 1703 году, только с разницей в 1 месяц. В центре города – памятник Ленину, а центральный проспект называется… правильно, Проспект Ленина! Очень все-таки консервативная вещь – топонимика. Город был полностью разрушен во время войны, а затем восстановлен заново. Не нужно быть ясновидцем, чтобы понять, какие названия присваивали улицам в то время.

   А вот первым губернатором города был, оказывается, тот самый Г.Р. Державин, которого вспоминал Пушкин в стихах: «Старик Державин нас заметил, и, в гроб сходя, благословил». Он, оказывается, был еще и государственным деятелем! И неплохим, судя по тому, что благодарные петрозаводчане поставили ему памятник, хотя губернатором он был всего один год.

   Экскурсия кончается, и у нас есть еще полтора часа, чтобы побродить по городу. Здесь очень приятная набережная, замечательный вид на Онежское озеро. Заходит солнце. Небо приобретает какой-то желто-зеленый свет. Типично северный закат. На пристани продают онежский камень шунгит, который обладает свойством очищать воду и излечивать болезни. Мы купили такой камушек величиной с кулак, стоит это 40 рублей.

   Вечером пьем джин-тоник, отмечая поступление Кирилла в институт. После отхода теплохода в 22-00 еще долго сидели на палубе, любуясь Онежским озером.

10 августа, суббота.

  Ночь была очень теплой, несмотря на то, что шли по открытому Онежскому озеру. Проснулись от того, что теплоход стукнулся бортом о стенку первого шлюза Волго-Балта. Всего их шесть – до Белого озера, и еще один, на реке Шексне. Сегодня нам предстоит все их пройти.

   Но с утра стоянка в Вытегре. Это маленький уездный городок Вологодской области, всего 12 тысяч жителей. Экскурсовод ведет нас, показывая местные достопримечательности. Запомнилось только то, что здесь жил поэт Николай Клюев, с восторгом воспринявший революцию, но потом быстро разобрался, что к чему, и стал публично обвинять советскую власть. Разумеется, был расстрелян.

    Нам очень понравилось вологодское мороженое – оно даже вкуснее питерского! Купили маленький тазик для стирки белья, эта проблема уже требует решения. Купили слив, чтобы пополнить запас витаминов. А вот газет свежих нет, их завозят сюда только два раза в неделю. Боже, сохранились же такие медвежьи углы!

   В 14 часов теплоход отходит. Идем по Волго-Балту. Довольно быстро пропадает мобильная связь. Впереди 5 шлюзов. Ко второму шлюзу приходим довольно скоро. Вместе с нами в шлюз входит теплоход «Феликс Дзержинский», причем корабли стоят настолько близко, что нетрудно перепрыгнуть с одного на другой. Третий, четвертый и пятый шлюзы расположены друг за другом. Интересно смотреть с самого высокого шлюза вниз, можно наблюдать четыре уровня воды. На прохождение каждого шлюза тратится около часа, так что скорость передвижения существенно уменьшается. Это для теплоходов, мы проходим шлюзы вне очереди, а ведь баржи стоят в очереди часами! Последний, шестой шлюз, поднимает нас на высоту 80 метров над уровнем Онежского озера и примерно на 180 метров над уровнем моря. Это самый высокий уровень нашего пути.

   Вода в Волго-Балте какая-то мутная, желтая. Но канал очень облагородили с тех пор, как мы проплывали здесь в 1984 году. Я помню какие-то затонувшие суда вдоль берегов. Сейчас ничего этого нет, берега чистые, выложены камнями. Места очень красивые, холмы, поросшие лесом, который издали кажется голубоватым. Попадаются деревни. Даже издали видно, что они достаточно бедные – в окраске преобладает серый цвет. Серые крыши, иногда крытые старой дранкой, некрашеные избы. Такое я видел только в детстве. А вот в вологодской области так живут по сей день.

   Погода жаркая. Народ загорает на верхней палубе. Видим несколько чересчур увлекшихся личностей, страдающих от солнечных ожогов. Вообще публика явно провинциальная. Довольно много пожилых, едет какая-то парочка пенсионеров, им под 80. Старички довольно бодрые, правда, мужчине стало плохо на Валааме, после пешей экскурсии к монастырю, 12 километров в оба конца. Но ничего, оправился. Дай Бог всякому в его возрасте вообще пройти хотя бы километр! Отрадно, что люди в старости могут себе позволить такие дорогие поездки. Мы решили, что это ветераны войны, у которых пенсия достаточно высокая.

   Выше шестого шлюза канал становится очень узким, только-только разойтись двум судам. Мимо плывет множество барж, в основном, везут нефть или лес. А где же волжские помидоры?..

  Считается, что мы находимся в водоохранной зоне, поэтому душ в этот день не работает. Денек, конечно, можно и потерпеть.

   К 11 часам вечера мы еще далеко до Белого озера, которое нам предстоит пройти ночью. Ночью я почувствовал вход в открытое озеро, так как из открытого окна стало сильно дуть. Выглянув, увидел замечательную картину – суда идут друг за другом, светятся огнями, оставляя светящуюся дорожку на воде. Это была первая ночь, когда мы не страдали от жары.

11 августа, четверг.

   Сегодня и я и Наташа впервые отказались от завтрака. Котлету с макаронными рожками мы есть не стали. Выпили в каюте кофейку с булочкой. Интересно, почему такая примитивная еда? Где свежие овощи, где молодая картошка, где фрукты? Теплоход-то пришел с Волги! Из фруктов подают марокканские апельсины, прошлогодние яблоки и железобетонные зеленые груши с ярлычком «South Africa»[1]. Ну, ничего себе! Этак действительно, и 500 рублей в день будет мало!

   Ночью прошли Белое озеро и сейчас плывем по Шексне к Рыбинскому водохранилищу. Шексна – речка широкая, по пути один шлюз недалеко от Череповца. Он опускает нас на 10 метров вниз.

   В 14 часов прибываем в Череповец. Здесь у нас так называемое «свободное время». Делать-то здесь особенно нечего. У команды дел по горло, теплоход загружают всем необходимым, а мы идем гулять по городу. Первое впечатление – город большой, много современных зданий, очень оживленное движение по улицам и проспектам. Улицы узкие, светофоров мало, и перейти улицу трудно. Названия улиц типично социалистические – улица Ленина, Коммунистическая, Советская, Карла Либкнехта и так далее. Современные здания и коттеджи соседствуют с «хрущобами» и безликими деревянными домами-коробками времен 20-х годов ХХ века. Есть и красивые деревянные домики с резными наличниками. Купили какую-то ватрушку, которая оказалась малосъедобной – несладкая, и почему-то с запахом лука.

   Погода портится. Уже с утра небо постепенно покрывается облаками, начинает накрапывать дождь. Ветра практически нет. Типичная картина теплого фронта,  но тогда, значит, мы находимся в зоне циклона. Запрашиваю погоду SMS-ками. И вот ответы – в Самаре (там отдыхает мой брат) – тепло, солнечно, во Владимире (там наташина сестра) – дождь, в Петербурге дождя нет. Сопоставляю это с северо-западным направлением ветра, прихожу к выводу, что мы действительно, на периферии циклона, центр которого находится от нас к северо-востоку. Значит, можно надеяться, что, двигаясь на юг, мы выйдем из зоны его влияния. Так, кстати, и получилось в дальнейшем.

   В Череповце на берег сходят около 50 человек, и столько же садятся. Заинтересованные, довольные лица, и вот в 19 часов под звуки марша «Прощание Славянки» теплоход отчаливает. Проезжаем металлургический комбинат. Жуткая картина – десятки огромных труб выбрасывают в атмосферу дым и всякую прочую гадость. На берегу горы металлолома, привезенного водным путем на переработку. По загазованности и экологическому неблагополучию Череповец один из первых городов в России.

  Уже в сумерках выходим в Рыбинское водохранилище. Интересно наблюдать, как навстречу нам одна за другой из сумрака дождя появляются баржи и пропадают за кормой. Видели какую-то моторную лодку, которая боролась с волнами, приближаясь к берегу. Вдалеке на берегу видны деревни, но почему-то не видно огней. Нет электричества? Вряд ли, видны столбы электропередач.

   Спать легли рано, около 10-30.

12 августа, пятница.

   Спали плохо. Ночью хохотала какая-то подвыпившая дама, разбудив нас около 2 часов. Ночью прошли Рыбинск, я сквозь сон почувствовал, как теплоход стукнулся о стенку Рыбинского шлюза. Волга нас встретила туманом, из-за чего мы стоим на якоре. Но задержка небольшая, всего на час – к 9 утра туман рассеялся, и мы идем к Ярославлю. Погода проясняется, сквозь остатки тумана проглядывает солнце. Это верный признак того, что погода будет хорошей.

   В 11 часов подходим к Ярославлю. Очень красивый вокзал, все вокруг сверкает чистотой и цветами. Времени немного – в 13-30 теплоход должен уйти. Нас рассаживают в автобусы. Сразу же за причалом – памятник Ленину. Ильич указывает нам путь. Следую его указаниям, мы попадаем на территорию бывшего монастыря. Сейчас он реставрируется, но монахов здесь нет. Гид рассказывает о князе Ярославе, который и основал город, но в то время его еще не называли «мудрым». Герб Ярославля – медведь, это животное здесь любят, так что на территории монастыря живет медведица, она показывает разные трюки по сигналу женщины, которая за ней ухаживает.

   Слышу английскую речь – какой-то старик безуспешно пытается что-то спросить. Заговариваю с ним, он рад услышать английский, а интересует его древняя церковь, которую он почему-то называет «Larger». Не очень понимаю его, но с помощью одной девушки выясняем, что это собор Ильи Пророка, один из красивейших в Ярославле. А старик оказывается профессором истории из Австралии, из Канберры. Ух, куда его занесло!..

   Вот и церковь Ильи Пророка. С одной стороны площади зеленые купола собора, а с другой – здание бывшего обкома КПСС. Весьма символичное противостояние. В церкви – древние иконы Х111 века, фрески, которые не потускнели до сих пор, очень красивые позолоченные украшения. И вот это-то бесценное богатство собирались в 1937 году взрывать. Услышав об этом, местные жители прорвали стоявшее вокруг церкви оцепление и вошли в церковь, оставаясь там до тех пор, пока приказ не отменили, и не увезли динамит и прочие адские машины. Кто знает атмосферу тех лет, тот поймет, как непросто было пойти на такой протест. Но церковь уцелела.

    Удивительное все-таки варварство! Следуя такой логике, можно было взорвать и Храм Василия Блаженного, и Исаакиевский собор. С чем тогда останемся? Девушка с веслом, рабочий и колхозница?

   Я должен заметить, что в автобусной экскурсии запоминается только то, что осматриваешь, выйдя наружу. Пояснения по ходу движения практически бесполезны, впечатлений никаких.

   К 13-15 возвращаемся на причал. Мой знакомый профессор с удовольствием выпивает бутылку пива. Мы с Наташей тоже – одну на двоих. Теплоход отчаливает и берет курс вверх по Волге, на Кострому.

   Погода стоит жаркая, Наташа загорает на верхней палубе. Я предпочитаю отдыхать в каюте. За Ярославлем берега низкие, леса почти нет, поля. Деревни здесь уже не «серые», домики веселенькие, много церквей. Я помню, что когда мы плыли здесь в 1984 году, церкви стояли сильно разрушенные. Сейчас многое восстановлено. Поняли все-таки, что это богатство России!

   В 17 часов приходит SMS от Гали Масловой, моей дальней родственницы из Костромы. Нас встретят в Костроме её дети, Илья и Женя. Действительно, встречают. Илья со своей девушкой Леной. Лена прекрасно держится, очень симпатичная, приветливая. У Жени волосы завязаны пучком на затылке. Ему уже 28 лет.

   Женя и Илья ведут нас по Костроме. Времени немного, стоянка всего 2,5 часа. Идем к памятнику Сусанину. Это сравнительно новый памятник, поставлен он в 60-х годах. Раньше здесь стоял другой памятник, изображающий царя на вершине гранитной колонны, а внизу – фигура Сусанина, отдавшего «жизнь за царя». Естественно (!) памятник был снесен, а затем, спустя долгое время, установлен другой. От  прежнего памятника осталась только гранитная колонна, она сейчас лежит на площади с мемориальной табличкой.

   Галя посылает нам пол-литровую баночку малинового варенья, малосольные огурчики. В 8 часов расстаемся с Ильей и Женей и продолжаем путешествие.

   Вечером я снова встречаю профессора, долго разговариваем, знакомимся. Его зовут Лез, он приехал из Австралии через Франкфурт-на-Майне. Это не первый его визит в Россию, он уже бывал здесь, и путешествовал на поезде из Москвы во Владивосток. Пришел в шок от подвыпивших мужиков, которые дрались в купе из-за бутылки пива или еще чего-то. Я не совсем понимаю его речь, ведь он «native speaker»[2], тем более, австралиец. За час мы успеваем обсудить с ним мировые и местные проблемы. Его очень интересует, почему коммунистический режим пошел на восстановление дворцов Пушкина, Павловска и Петергофа после войны. Я объясняю, что эти ансамбли находились под охраной ЮНЕСКО. Вообще его очень интересует Россия, он приехал изучать русский быт, привычки, и русскую душу. Похоже, наши интересы взаимоприемлемы – мне интересно попрактиковаться в английском и узнать больше об этом человеке.

   В 11 часов вечера короткая стоянка в Плесе, известном благодаря Левитану и его картине «Вечерний звон». Но сейчас темно, на набережной работает только пивная и ресторан, нам там делать нечего. У причала лоток с бельем местного и иностранного производства. Наташа внимательно все осмотрела, но ей так ничего и не приглянулось.

13 августа, суббота.

   Утро пасмурное. Прохладно. Надеваем свитера. Около 10 часов проходим Городецкое водохранилище. Шлюзы здесь большие, причем два – один параллельно другому, для увеличения проходимости судов. Плывем к Нижнему Новгороду. По берегам – промышленный пейзаж, много заводов, какие-то краны. Но вот открывается вид на Нижний. Город действительно красив! На высоком берегу, в том месте, где Ока впадает в Волгу, виден Кремль, несколько заслоненный современными застройками. Особенно выделяется высотный дом, построенный в 70-х годах, заслонивший прекрасную церковь. Движение по реке очень оживленное. Теплоходы, баржи… Здесь снова встречаем нашего знакомца «Рылеева». Он заканчивает здесь свой круиз и начинает новый – в Ростов на Дону.

   В 14 часов начинается экскурсия. – автобусно-пешеходная. Мой знакомый Лез попытался поспевать за гидом, но не может – он сильно хромает. Едет на автобусе. Остановка около Воскресенской церкви. Её построил граф Строганов в петровские времена. Строганов тогда был самый богатый человек в России, его называли «петровским кошельком». Церковь просто великолепна – красивейшие купола, отделанные разноцветными резными плашками, прекрасные резные наличники у окон. Когда в Нижний приехал Петр, он остановился у Строганова, и пошел в эту церковь на молитву. Но Строганов, как это бывает с богатыми людьми, переборщил – лику одного из святых был придан облик самого графа! Увидев это, Петр встал с колен, заявив «Холопу кланяться не буду!» и велел закрыть церковь. Заново её открыли только при Екатерине Второй.

   Затем по плану – домик Каширина, деда Максима Горького. Он стоит в каком-то глухом переулке, мы туда не заезжаем, только осматриваем из окна автобуса. Потом едем на последнюю квартиру Горького, которую он снимал в Нижнем в начале века, до 1904 года, пока не уехал из России. Он тогда был уже известным писателем, и мог себе позволить снимать 10-комнатную квартиру на первом этаже. Квартира сохраняется очень тщательно, сохранился даже подлинный букетик цветов, которые Горький подарил своей невесте, и которые она потом, будучи его женой, хранила до своей смерти. Я узнаю обстановку начала ХХ века, даже электропроводка на роликах! Но, в общем, жил Горький очень неплохо.  Даже по современным понятиям.

   Далее едем в Кремль. Там, как и в Москве, много административных зданий, и это смешение стилей очень мешает восприятию. С Кремля открывается великолепный вид на Волгу и Оку. Рядом с Кремлем – панорама, где установлен памятник Чкалову. Сегодня суббота, в городе играют свадьбы, и по Кремлю бродят свадебные процессии. Тут же, в Кремле, музей оружия времен Второй Мировой войны. Танк Т-34, «Катюша», самолет ЛА-5 и т.д.

    После экскурсии – 1,5 часа свободного времени. Мы с Наташей бродим по «местному Арбату» - пешеходной улице. Много магазинов, улица узкая, похожа на улицу Верди в Ницце. Покупаем воды, мороженого и едем на трамвае вниз к пристани.

    Погода проясняется, выглядывает солнце. В 18 часов мы отчаливаем. Берега Волги изменяются – правый берег, в полном соответствии с законом Бэра, высокий, часто попадаются песчаные обрывы, овраги, но в основном – лесистые холмы. Лес не такой, как у нас. Исчезли ели, редко попадаются сосны, в основном – лиственные породы. На холмах то и дело возникают купола церквей. Как приятно их видеть восстановленными!

   Около 9 часов вечера, когда уже стемнело, теплоход вдруг заворачивает в какую-то тихую заводь. По берегам лежат списанные на металлолом старые корабли. Народ волнуется – неужели что-то случилось с нашим судном, нужен ремонт? Нет, это просто встреча команды со своими родными. Здесь, оказывается, зимняя база нашего теплохода. В течение 15 минут на берег сносятся вещи, покупки, происходит обмен детьми. Да, дети команды тут же, среди нас, и частенько носятся по всему теплоходу. Уже в темноте теплоход отчаливает из этой «гавани погибших кораблей».

   Мы сейчас плывем на восток, поэтому солнце садится гораздо раньше, чем в Питере. Вероятно, мы уже находимся в другом часовом поясе. Но на нашем теплоходе действует московское время в течение всего маршрута.

   Ночью в помещения теплохода залетает очень много поденок, они облепляют все светильники. Утром уборщица стряхивает их тряпкой.

14 августа, воскресенье

    Итак, прошла неделя – треть нашего путешествия. Утром просыпаемся и видим Чебоксарский шлюз. В самом городе Чебоксары остановки сейчас нет, это будет на обратном пути. Погода ясная, безветренная, воздух подернут легкой утренней дымкой. В 9 часов проходим небольшую пристань Иошкар-Ола, до самого города с тем же названием около 80 км., а пристань находится  здесь.

   Наташа загорает на верхней палубе. Попутно сушит футболки на спинке шезлонга. Я сижу с ней некоторое время, но долго на солнце не выдерживаю, слишком жарко. Правый берег по-прежнему холмистый. Скоро Волга становится очень широкой, мы въехали в зону Куйбышевского водохранилища. Самому городу вернули старое название – Самара, а вот водохранилище так и сохраняет память о Валериане Владимировиче. Кстати, сам он в Самаре был-то всего только один раз. Но до Самары еще сутки пути, а пока теплоход подходит к Казани.

   С 14 часов автобусная экскурсия по Казани. В автобусе жарко до невозможности, хотя это комфортабельный «Икарус». Первое впечатление от Казани: весь город – сплошная стройка. Через две недели отмечается 1000-летие Казани, ожидается приезд Путина и всей московской знати. Ремонтируется каждое второе здание. Строителей сюда собрали, наверно, со всей России. Но усилия их не прошли даром. Город красив! Сверкают новенькими красками фасады домов, тротуары выложены плиткой, в городе множество цветов, газонов и клумб. Мы проезжаем мимо «Черного озера», здесь была тюрьма для политических заключенных, где сидела Евгения Гинзбург, мать Василия Аксенова и автор книги «Крутой маршрут». А вот и Казанский Университет. Какие здания! Москва позавидует! В Казани очень сильная химическая промышленность, и денег на науку, здесь, кажется, не жалеют. Отрадно видеть.

    Мы едем к Казанскому Кремлю. Прежде всего поражает воображение новая мечеть, она построена совсем недавно. Она не просто красива – она прекрасна! Здание из белого мрамора, с голубым куполом и четырьмя минаретами. Оказывается, при постройке мечети главное – ориентировка на Мекку. Нас пропускают внутрь. При входе проходим через металлоискатель, охранники тщательно осматривают наши вещи, несмотря на то, что при входе в Кремль мы уже подвергались подобной процедуре. Все понятно, боятся терактов. Мы входим в мраморный вестибюль, главное в нем – восьмиконечная звезда на полу, составленная из двух квадратов. Затем поднимемся по лестнице и оказываемся на небольшой площадке, откуда виден главный зал мечети. Этот зал находится над вестибюлем, образуя как бы второй этаж. На полу – коврики для молитвы, справа небольшой алтарь для муллы, это маленькая башенка, куда ведет лестница с несколькими ступенями. Но мулла не может подниматься выше третьей сверху ступени. Выше – пророк Мохаммед, ну а еще выше – сам Аллах. Женщины молятся отдельно, для них предусмотрен балкон, примерно такой же, как в театре, только отгороженный белой решетчатой стенкой с красивой резьбой. Ведь никто не должен видеть лицо женщины! Только муж. Ну, а Аллах, как известно, видит и сквозь стены. Сверху свисает большая люстра, украшенная голубыми и зелеными стеклами. В той же цветовой гамме выложены витражи со сложным рисунком. На стенах – арабская вязь, где записаны 99 имен Аллаха (всемогущий, мудрый, добрый, справедливый и т.д.) В мечетях не должно быть никаких изображений (мусульманских икон просто не существует), поэтому украшают мечеть геометрическими рисунками.

    Полюбовавшись новой мечетью, мы идем в православный собор. Он подревнее мечети, и находится тут же, в Кремле, рядом с ней. Здесь соседствуют две религии, и это, кажется, одно из тех мест, где соседство вполне мирное. Ведь 48% жителей Казани – татары, примерно столько же русских, и 3-4% других национальностей. Впечатление полного согласия, никаких признаков национализма мы не видели и о них не слышали. Собор, как водится, использовался не по назначению, но в начале 90-х годов передан церкви. Фрески и иконы не сохранились, все написано заново. Но выглядит очень красиво.

   После посещения Кремля автобус отвозит туристов к пристани, но в запасе еще 1,5 часа, мы с Наташей выходим и идем по пешеходной улице Баумана. Улица в том же стиле, что и в Нижнем. Хочется пить, покупаем воды, мороженое. Но вот фруктов купить не удалось, мы их тут не видели.

   К 17-30 на маршрутке прибываем к пристани. В 18-00 теплоход отплывает дальше. Плывем по воде, зеленой от водорослей. Все-таки водохранилища здорово нарушили экологический баланс волжских вод. Берег по-прежнему холмистый, поросший лиственным лесом. Солнце заходит совсем рано, в 20-15. В сумерках я видел какие-то углубления в скалистых берегах. Пещеры?

   Около 19-30 вечера – гроза, но она непродолжительная. Снова небо ясное, мы идем вниз, к Самаре.


15 августа, понедельник

   Ночь была очень теплой – даже ветер не приносил прохлады. Просыпаемся около 8 часов. Правый берег – сплошные горы. Жигули! Здесь Волга делает большую петлю, огибая Жигулевскую возвышенность. Красота! Напоминает Закарпатье – горы, покрытые лиственным лесом, долины, овраги. Около 10 часов проходим шлюз Куйбышевского водохранилища. Здесь уровень воды понижается столь сильно, что пришлось сделать два последовательных шлюза (и два параллельных, как везде на Волге). Далее правый берег очень высокий.

   До 12 часов беседую с Лезом на палубе. Обсуждаем мировые проблемы. В 12 часов Лез знакомит меня еще с одним англоговорящим пассажиром. Его зовут Сергей, это молодой человек 27 лет, путешествует он с женой Викой, а живут они в Костроме. Сергей, оказывается, учился в Питере, в Технологическом институте. Лез приглашает нас с женами в бар на пиво, мы соглашаемся. Вика очень симпатичная, приятная женщина. Жены наши не говорят по-английски, приходится переводить. Беседа идет вокруг России, Сталинграда, Ленинграда и Второй Мировой войны. Пьем пиво. Две бутылки на человека – для меня немного много, чувствую легкое головокружение, но пью и беседую с удовольствием.

   Нам предлагают посетить в Самаре бункер, заготовленный для Сталина во время войны. Как известно, сам Сталин из Москвы во время войны не уезжал, но бункер для него был заготовлен. Мы охотно соглашаемся, но Лез отказывается – для него это не представляет интереса.

   Подходим к Самаре. Впервые об этом городе упоминается в 1586 году. Сейчас это второй по величине город на Волге после Нижнего. Нас везут на автобусах по Самаре, показывают здания, большинство из которых – новые. На одной из площадей стоит памятник Чапаеву. Он изображен на коне вместе со своими сподвижниками. Затем нас ведут в какой-то дворик, где над небольшой дверью первого этажа дома надпись «Бункер Сталина». Дверь совершенно обычная, с тем же успехом здесь смотрелась бы надпись «Жилконтора». Но за дверью лестница ведет не вверх, а вниз. Спуск в шахту, стены которой укреплены, как тоннель метро. Глубина бункера 32 метра. Кроме основного, предусмотрен и второй выход, в соседний дом. Внизу находится личный кабинет Сталина с телефонами, небольшой прихожей для личного секретаря, а также зал заседаний, человек на 30. Обратно подниматься очень тяжело, особенно после выпитого пива.

   После экскурсии немного походили по Самаре. Улицы плавно спускаются к набережной, где расположены пляжи, лучшие из тех, что мы видели на Волге.

   Сильно устали, тем более погода очень жаркая. В 19 часов отчалили. Самара – самая восточная точка нашего пути (180 восточнее Питера), поэтому солнце здесь садится уже в 8 часов вечера. Теплый ветерок обдувает нас на палубе. Наташа прогуливается, а мы с Лезом обсуждаем вопросы войны и мира.

16 августа, вторник

   Ночь была не только теплой – душной. Правда, около 3 часов ночи задул сильный ветер, и окно пришлось закрыть. Утром просыпаемся – справа горы. На этот раз они абсолютно безлесые, только в ложбинках кое-какие деревца. К Волге спускаются обрывы белого цвета. Что это – мел, кварцевый песок? Одно ясно – эта почва непригодна для растительности, но служит сырьем для изготовления цемента, ибо то и дело попадаются цементные заводы.  Сверяемся с картой – это «Змеевы горы». Да, если здесь почва такая бедная, то ясно, почему голод 30-х годов так сильно затронул Поволжье.

   В 11-30 на средней палубе – урок танцев. Молодая симпатичная женщина учит туристок танцевать «танец живота». Я посмотрел на нее – ей Богу, она танцует лучше, чем та дама, которую я видел в Египте! Я об этом ей сказал и выразил свое восхищение. Эти уроки танцев стали у нас потом очень популярны, даже Наташа потом училась танцевать!

   В 12-30 – зеленая стоянка на каком-то островке близь села Усовка. Песчаный пляж. Все радостно высыпали на берег, купаемся. Вода теплая, по ощущению около 230. Солнце палит немилосердно. К счастью, у нас есть крем от загара, Наташа оценила его в полной мере.

   На берегу уже южная растительность – вишня, ковыль, чахлые сосенки, слива, акации. В Волге, оказывается, водится рыба – одна женщина на наших глазах поймала руками (!) довольно крупную рыбешку, правда, тут же её и выпустила. Блаженствуем на песке часа два, затем теплоход отчаливает, и мы плывем дальше.

   Вчера мы немного устали в Самаре – от жары, от душного автобуса, от бункера Сталина. Сегодня – отдых. Разговариваем с Лезом о разных проблемах. Теперь я понимаю почти все, что он говорит, слух приноровился. Лез с Сергеем пьют пиво, я – сок. Пива в жару мне не хочется. Затем сидим или бродим с Наташей по палубе, любуясь лунной дорожкой на воде. Солнце заходит рано, около 8 часов вечера.

   Спать сегодня легли в 10 часов. Завтра – самая дальняя точка нашего путешествия, Волгоград.

17 августа, среда

    Утро ясное. Идем вдоль Волгоградского водохранилища. Оно образовалось в 1959 году, после постройки Волжской ГЭС. Волга разлилась так широко, что противоположный берег водохранилища почти не виден. Но вот в 10 часов показывается широченная плотина Волжской ГЭС. За ней в дымке – заводы, здания, и в бинокль уже видна характерная фигура «Мать-Родина» - женщина с мечом в руке. Волгоград! Проходим два последовательных шлюза. Обед сегодня рано, в 12-30, чтобы оставить время на экскурсию по Волгограду. В 13-00 пристаем к берегу.

   Жарко. Как потом оказалось, в этот день было +380 в тени. Первое впечатление от города – помпезность времен конца 40-х – 50-х годов. Да как иначе могло быть, если после войны 90% старых зданий было разрушено? Строили новые, в стиле той эпохи, еще и с учетом статуса города-героя. Огромная колоннада по бокам лестницы, спускающейся к пристани. Нас ждет автобус. Внутри душно до невозможности, несмотря на вентиляцию. Чувствуем себя не очень хорошо.

   Второе впечатление – город очень красив. Много цветов. Типично южные растения – пирамидальные тополя, акации, множество роз. В городе есть «Метротрам» - это, собственно, обычный трамвай, но для увеличения скорости его путь иногда проходит под землей. Этакая комбинация трамвая и метро.  Едем по улицам, названия типично советские, никто их не менял и менять не собираются. Нам показывают «Аллею героев», где жили бойцы после войны, «Дом Павлова», который обороняли в течение долгого времени. Едем к панораме «Сталинградская битва», это на манер панорамы «Бородинская битва» в Москве. Заход внутрь экскурсией не предусмотрен, едем к Мамаеву кургану, на вершине которого и находится монумент «Мать-Родина». Автобус останавливается внизу, а мы бредем вверх по лестнице.

   Мамаев курган высок. Недаром во время войны  за него шли такие ожесточенные бои. Но сегодня невыносимо жарко, и на половине подъема мы останавливаемся. Хватит. Не хватало только сердечных приступов. Доходим до монумента «Солдат с гранатой», я фотографирую памятник, слушаем записанные на пленку сводки военных лет. Звучит голос Левитана (не художника – диктора!). По бокам лестницы – бетонные стены с лепными фигурами бойцов во время боя. Обстановка немного давит, что в сочетании с духотой не очень приятно.

   Отстав от экскурсии, возвращаемся вниз. Едем на троллейбусе в центр, изнывая от духоты. Порция мороженого и стакан холодной газированной воды возвращают радость жизни. Идем на рынок, покупаем огромный арбуз, который впоследствии доехал с нами до Питера, помидоры, сливы. Все это здесь по меньшей мере вдвое дешевле,  чем у нас. Тяжело нагруженные бредем на корабль, и тут же делаем второй заход на рынок – две дыни, кое-какие фрукты. Покупаем цветы для прощальной церемонии при отплытии теплохода, об этом нас предупредили.

   В 18-00 отплываем под марш «Прощание Славянки». Пассажиры стоят вдоль борта теплохода с цветами в руках. Звучат фрагменты из песен военных лет, теплоход разворачивается, и вот, впереди, на середине Волги появляется памятник речникам, погибшим в годы войны при доставке грузов в Сталинград. Звучит команда капитана: «Приспустить государственный флаг России!» Объявляется минута молчания, пассажиры бросают в Волгу цветы. Затем звучит неторопливая песня «Журавли» («Мне кажется порою, что солдаты…»).

   В Волгограде все, в основном, посвящено военной теме. Поэтому и у нас этот день стал, по сути дела, днем памяти Сталинградской битвы.

   Вижу на палубе Леза. На вопрос о самочувствии он отвечает «Half alive, half dead[3] Он все-таки взобрался на Мамаев курган! Вот здоровый человек! Дай Бог каждому так в 75 лет! 

   В 7-8 часов вечера снова проходим шлюзы Волжской ГЭС. Какая благодать – свежий ветерок водохранилища на палубе! Страшно подумать, что было бы, если бы мы путешествовали на автобусе, а не на теплоходе, где с теневой стороны всегда прохладно, где есть душ, а вечером можно развалиться на койке и читать книжку.

   Сегодня вечером выдают свежее белье. Прошло 10 дней – ровно половина срока нашего путешествия.

18 августа, четверг

   Утром слева – снова белые откосы Хвалынских гор. Сегодня я, наконец, узнал – это примеси мела. Горы замечательно выглядят под лучами утреннего солнца. Они тянутся на десятки километров. Свежий ветерок не дает чувствовать жару. Вся первая половина дня проходит в бездумном сидении на палубе. Наташа загорает, а потом пробует учиться танцевать танец живота! Конечно, получается не так здорово, как у нашей учительницы, но и то неплохо! Народ не стесняется, здесь всё всем прощают! Я практикуюсь в английском в компании Леза и Сергея. Пива не пью, пью сок. Лез каждый день поглощает по 4-5 бутылок, приводя в легкое недоумение продавщиц нашего бара.

    Очередная остановка теперь в Саратове. Туда прибываем в 2 часа, на час раньше запланированного. Но нас уже ждут, симпатичная молодая женщина ведет нашу группу на пешеходную экскурсию. Рассказывает она с душой, слушать очень приятно. Мы видели и слушали много экскурсоводов, но эта саратовская женщина была, пожалуй, лучшим гидом. Я с удовольствием ей сказал об этом и поблагодарил, когда экскурсия была окончена. В Саратове, вроде бы и смотреть нечего, но она рассказывает о происхождении называния города (Сары-Даг – красная гора), об интересных людях, которые жили в городе – Чернышевский, Столыпин, Юрий Гагарин, актер Табаков. Погода портится, к концу экскурсии пошел довольно сильный дождь, к счастью, непродолжительный. Гуляем по пасмурному Саратову, заходим на рынок. Арбузы здесь еще дешевле, чем в Волгограде, но куда нам больше? В общей сложности гуляли почти 4,5 часа. Устали.

   Отчаливаем под песню «Огней так много золотых на улицах Саратова…». Не знаю, что появилось раньше – эта песня или огни, но фонари Саратова, действительно, отделаны светло-желтым стеклом, а металлическая часть позолочена. С теплохода виден памятник погибшим воинам, напоминающий еще одну песню – стелла, окруженная плывущими в небе журавлями.

   Саратовский мост через Волгу имеет длину около 3 километров. Для его постройки посередине реки намыли песчаный островок, и теперь мост состоит как бы из двух отдельных мостов, поднимающихся над Волгой, как крылья чайки. Сейчас строится еще один мост километрах в 10 выше по течению.

    Вечером пробуем волгоградскую дыню – весьма посредственная.

19 августа, суббота.

   Ночью спали хорошо. Духота исчезла. Утром 210. На небе облачка. Наташа снова отплясывает танец живота, потом мы с Лезом, Сергеем и Викой пьем пиво. Он рассказывает, как, будучи в Питере в 2002 году, неудачно упал в маршрутке, рассек себе бровь, и его отправили в больницу. Больницу он называет «ugly»[4], там осмотрели его, подлечили бровь и сказали – это ерунда, а вот сердце у вас плохое, надо ставить кардиостимулятор! Он пришел в ужас и пожелал немедленно лететь в Австралию. Ему отвечают – вы не вынесете перелета, вам нельзя в самолет! Хорошо, говорит, тогда ставьте мне американский стимулятор. Выписали через Москву американский стимулятор, поставили. По приезде в Австралию он пошел к своим врачам. Те сказали – ну что же, поставили, это и неплохо! Так и ходит с кардиостимулятором по сей день. Я проникся уважением к этому человеку, который с больным сердцем сумел подняться на Мамаев курган, и может выпивать столько пива в день!

    Я тогда еще не знал всех его возможностей….

    В 16-00 – зеленая стоянка. Там уже стоит теплоход, который арендовала какая-то фирма для проведения праздничного мероприятия. С теплохода звучит оглушительная музыка. На берегу невозможно даже разговаривать! Прохладно, купаться не хочется… Походили по берегу. Берег гористый, почва сухая, деревья лиственных пород, невысокие. Возвращаемся на теплоход.

   Эта стоянка не доставила никакого удовольствия. Я заметил, что если громкость музыка превышает некоторый предел, то эффект превращается в прямо противоположный – вместо удовольствия раздражение и головная боль. Даже с моим тугим слухом.

   Вечером проходим Самару, знакомую уже нам по пути вниз. После захода солнца – незабываемая картина, полная луна над темными горами в облаках, лунная серебристая дорожка на воде.

20 августа, суббота

    Утро пасмурное. Холодный ветер, температура всего 130. И это после волгоградской жары! Плывем вверх по реке, не выходя из кают.

   Ночью я чувствовал себя неважно, почти всю ночь не спал, и теперь тихо дремлю на койке. Правый берег Волги по-прежнему высокий и обрывистый. Я видел три пещеры. В этот день должен был быть заход в село Болгары, но из-за сильного ветра заход отменен. Вместо этого повторная стоянка в Казани с 18 до 21 часа.

   В Казани я не выхожу по причине нездоровья. Наташа идет прогуляться по городу. Походила по Кремлю, повидала те места, которые мы не посетили в первый раз. При отходе от Казани видели новую мечеть, подсвеченную прожекторами в темноте. Очень красиво! Эта мечеть теперь вполне может стать символом Казани.

   К вечеру небо немного проясняется, хотя ветер не стихает.

21 августа, воскресенье

   Проснулись рано – в 6-30. Небо совершенно ясное, хотя день довольно ветреный. Мое нездоровье прошло, и мы готовимся к выходу в г. Чебоксары, куда пришли в 7 утра. Какой приятный сюрприз – на пристани нас встречает оркестр, девушка в национальном чувашском костюме предлагает хлеб-соль! Оказывается, сегодня праздник – отмечается 536-я годовщина города Чебексары (по-чувашски – Шупокшар). Выходит, нам повезло!

   Идем на экскурсию. С нами Лез, я ему пытаюсь переводить по ходу дела. Но ходить ему трудно, а местность холмистая, поэтому примерно через час он идет обратно к теплоходу.

   Впечатление о Чебоксарах – город гораздо лучше и больше, чем мы ожидали. В городе много церквей. Ведь Чебоксары – столица Чувашии, а чуваши – единственный из тюркских народов, принявший православие при Иване Грозном. Не совсем, правда, добровольно – были введены, как теперь говорят, мощные экономические рычаги (отмена налогов на долгое время для перешедших в православие, усиление налогов для оставшихся язычниками). Но, во всяком случае, никаких ужасов инквизиции не было.

   Это дела прошлые. А в советские времена при строительстве Чебоксарской ГЭС уровень воды поднялся на 12 метров, и вода вплотную подступила к городу. Следов этого теперь уже не видно. В пейзаж города прекрасно вписался большой новый залив, через который перекинули три моста, а посередине устроили большой фонтан. Сегодня он работает, в честь праздника. На одной стороне залива – монастырь, рядом с ним – пристань, а на другой – главная площадь города, там сегодня проходит ярмарка, народное гулянье, а вечером будет салют. Над заливом возвышается прекрасный монумент «Мать-Чувашия», женщина в чувашском костюме с раскинутыми руками. Мы прошлись по небольшой пешеходной улице. Наташа купила кое-что из одежды, две бутылки чувашского бальзама «Парне», его надо добавлять по чайной ложке в чай при простуде и недомоганиях. Трижды посетили храмы, которые попадались по пути. В последний раз это был храм в монастыре над пристанью.

   Отплываем в 14 часов. Настроение прекрасное, погода великолепная. Три часа пути – и вот перед нами следующий город, Козьмодемьянск. Это уже республика Мари-Эл. Здесь многое связано с Иваном Грозным, во время правления которого город был основан. На самом берегу Волги стоит часовенка, её строительство и положило начало городу. Позже город прославился тем, что служил прообразом города Васюки из романа Ильфа и Петрова «12 стульев», города, где Остап Бендер давал свой знаменитый сеанс шахматной игры. Поэтому в городе многое связано с этим романом – кафе «Отец Федор», шахматные клетки на разделочных сувенирных досках, рисунки шахматных фигур на помойных баках, и реклама какого-то мероприятия под названием «Бендериада».

   Городок маленький. Здесь время замерло. Остап Бендер мог бы приехать сюда и сейчас, он вряд ли заметил бы перемены. Старые, обветшавшие здания, где жили обыватели города, современных зданий почти нет, если не считать закрытого на большой замок ларька с выцветшей надписью «Мороженое». Даже магазинов, и тех не видели! Вечер, воскресенье, все закрыто! Идем в этнографический музей под открытым небом. Это различные крестьянские строения марийцев. Немного напоминает «Музей станционного смотрителя» в Выре, но экспонатов гораздо больше. Тут и избы, и амбары, и колодцы, баня по-черному, и даже ветряная мельница! Действующая! Нас пустили наверх, и я впервые увидел устройство мельницы. Просто, остроумно и эффективно! Механизм немного напоминает датчик анеморумбометра М-63. Кстати, именно этот датчик и виден за забором на высокой мачте – там местная метеостанция.

   В 20-30 покидаем Козьмодемьянск под звуки мелодии из кинофильма «12 стульев». Солнце здесь садится уже позже, в 20-30, все-таки сказывается наше движение на северо-запад. Ветер совершенно стих, вечер ясный и тихий. Надеемся на хорошую погоду завтра.

    Вечером – мероприятие, выборы «Мисс Круиз». Я не присутствовал, а Наташа сходила посмотреть. Наши знакомые – Вика и Сергей – завоевали второе место! Что до меня, я бы дал Вике и первое, она очень симпатичная женщина и прекрасно держится.

22 августа, понедельник

      Утро пасмурное, но теплое. С 8-00 до 9-00 техническая стоянка в Нижнем Новгороде (нужно пополнить запас продуктов). Мы решаем выйти на берег и снова полюбоваться храмом Воскресенья Христова. По пути покупаем творог, сливы, помидоры. Теплоход отчаливает от Нижнего и идет вверх.

    Надо сказать, что выше Нижнего движение судов становится гораздо более оживленным, чем в среднем и нижнем Поволжье. То и дело плывут баржи, теплоходы, «Метеоры». Берега Волги становятся низменными и песчаными. В окрестностях Нижнего пейзаж по берегам индустриальный, природа скрыта за промышленностью.

   С 11 до 12 часов – традиционная беседа с Лезом и Сергеем. Сегодня Лез нам рассказывает, что он написал статью о Второй Мировой войне в популярный австралийский журнал. В ней он пишет, что западные СМИ, прежде всего Голливуд, недооценивают роль русских войск в победе над фашизмом. Оперируя цифрами, он доказывает, что Советский Союз внес наибольший вклад, и имел самые большие потери из всех воевавших стран. Эту статью он дает нам почитать. Что же, все правильно.

   В 14 часов проходим Городецкий шлюз и входим  в Горьковское водохранилище. Еще полтора часа пути по водохранилищу, и в 15-30 пристаем к пристани г. Чкаловска. Городок чуть поменьше села Рождественно, все дома деревянные, за исключением одного большого административного здания, выстроенного еще до войны. По сути дела, это деревня, причем даже не из самых больших.

    Нас ведут в музей Чкалова. В большом кирпичном ангаре стоят самолеты, на которых он летал, в том числе знаменитый АНТ-25 с красными крыльями. На нем он совершил свой беспосадочный перелет в Ванкувер (Канада). Полет длился 56 часов. Осмотрели фюзеляж – узкая труба, туда едва-едва втиснуто место для пилота, а ведь экипаж состоял из трех человек! А если организм ощутит кое-какие потребности?.. Я уже не говорю – поспать, это вообще невозможно. Н-да, тесновато…

   Рядом домик Чкалова, где он родился и вырос. Дом, по деревенским понятиям, большой – 8 комнат. Содержится в порядке и чистоте, перед домом цветник. Экскурсовод рассказывает о жизни Чкалова. Кстати, потом выяснилась одна нестыковка – нам говорят, что Чкалов учился в Череповецком училище, но оно было закрыто, и он вынужден был оттуда уйти. А в Череповце мы узнали, что училище не закрывалось, а вот молодой Чкалов был, оказывается, исключен оттуда за хулиганство. Да, великие люди в детстве иногда любили пошалить.

   Больше, собственно, здесь смотреть нечего. Можно было бы искупаться в Волге, но погода пасмурная, температура около 200, и купаться не хочется. Приходим на теплоход за час до отплытия и бездумно прогуливаемся по палубе.

   Вика и Сергей завтра заканчивают свое путешествие в Костроме, поэтому мы решаем вечером посидеть за бокалом вина вместе с Лезом. Лез давно обещал рассказать нам какую-то романтическую историю. Сегодня он выполняет свой обещание. Оказывается, пять лет назад он встретил в России очень симпатичную женщину, полюбил её, по приезде в Австралию развелся с женой, пригласил женщину в Австралию и женился на ней! Ай да профессор! Женщине 55 лет, сейчас она ждет его в Петербурге. Пока он путешествует, она работает по своей прежней специальности – гидом-переводчиком.

   Кстати, Лез задает нам (и себе) вопрос – почему русские женщины такие тонкие? Я немного переиначиваю его вопрос – почему женщины на Западе такие полные? Ответ мы находим сразу же – из-за привычки к «фаст-фуд», бутербродам и еды в «Макдональдс». Боюсь, России грозит то же самое через десяток-другой лет. А жаль! Мне, грешному мужику, наши женщины нравятся!

23 августа, вторник

   Встаем рано – в 6-30, но теплоход уже подходит к Костроме. Там нас будет ждать Галя. Поэтому решаем не ждать завтрака (он будет в 8-30), а поесть в каюте и сразу же идти на берег. В 8 часов высаживаемся. Гали не видно. Звоню Илье. Ответ – через полчаса она будет около памятника Сусанину. Не спеша, проходим через рынок, он здесь совсем рядом с пристанью. Идем к Сусанину. Галю привозит Женя, её второй сын, на машине. Погода довольно холодная. Прогуливаемся, не спеша, беседуя о том, о сем. Галя дарит нам очередной номер журнала «Губернский Дом», посвященный памяти её деда, А.А. Григорова, почетного гражданина Костромы. Сама Галя сейчас занимает пост предводителя Костромского дворянства.

   Наташа покупает комплект белья, которое не надо гладить. Затем Галя нас ведет в музей дворянского быта. Там ее знают. Молодой парень, энтузиаст своего дела, в течение 20 минут показывает нам свой небольшой музей – здесь экспонаты и сведения о славных людях г. Костромы.

   У пристани появляются Вика с Сережей. Они возили Леза в свою квартиру, в гости. Теперь они провожают его обратно к теплоходу. Мы прощаемся с Галей, за ней приезжает на своей машине Илья, её третий сын. Теплоход отчаливает. Вика и Сергей долго машут руками нам вслед. Четыре часа ходу – и мы в Ярославле.

    В Ярославле высаживаются многие туристы. Сменяется и состав команды. Выходит и учительница танцев. На прощанье она выстраивает всех своих учениц на причале, и под музыку с теплохода они выплясывают «танец живота»! Народ в восторге!

    Погода становится чуть потеплее, но жары уже нет. Стоянка в Ярославле 4 часа. Экскурсии не предусмотрено, мы решаем просто побродить по городу. Наташа не прочь выпить кофе с пирожным, но в первом кафе нам предлагают чашечку кофе за 70 руб, а пирожные… из Петербурга! Нет, спасибо! К счастью, находим другую вполне приличную кофейню, где  и то и другое можно приобрести за 35 рублей.

    Покупаем второй комплект белья. Снова любуемся храмом Ильи Пророка, гуляем по набережной Волги. В 20 часов теплоход отчаливает.

   Вечером с Лезом обсуждаем демографические проблемы России. Он в шоке от квартиры Сергея и Вики. Как можно жить в такой маленькой квартире (у них двухкомнатная), да еще с мамой? Как можно решаться родить ребенка (не говоря уже о двоих, троих), имея всего по 500-600$ дохода в месяц? Я доказываю, что это возможно. Он не верит – как обучать детей на такие деньги, как лечить, как воспитывать? Я привожу в пример Галю из Костромы – у неё 5 детей. Лез только руками разводит. Еще он спрашивает – почему наши дома такие страшные, безликие, грязные? Почему квартиры такие маленькие? Я рассказываю ему, что до 50-х 60-х годов большинство людей жили в коммунальных квартирах, объясняю, что это такое. Говорю о том, что тогдашнее правительство поставило цель любыми средствами дать людям отдельные квартиры. И люди были рады выехать даже в такие маленькие, но свои квартиры. Он слушает, но качает головой. Для него это слишком непривычно.

    В Ярославле около 100 человек сошло на берег. Сели гораздо меньше. На ужине столы свободны, за столом у нас уже нет соседей.

24 августа, суббота

   Ночью вошли в Рыбинское водохранилище. Все, прощай, Волга! Утром в 8 часов мы уже на подходе к Череповцу. Виден металлургический комбинат. Пристаем к пристани, где предстоит простоять 10 часов. Погода ясная, но прохладно – около 180.

   В течение двух часов идет экскурсия по «милому городу на Шексне». Город большой, он даже больше Вологды, областного центра. Узнаем об истории названия города, оно произошло из-за высокого холма в форме черепа. На этом холме более 500 лет назад был построен монастырь. Он стоит и сейчас, но уже просто как храм.

   В городе мало чего примечательного. Походили до обеда, купили кастрюлю, нужную в хозяйстве, здесь они все-таки подешевле. После обеда сходили на рынок, купили слив, огурцов. Затем просто ходили по улицам и ждали отплытия.

   В Череповце на теплоход село довольно много туристов, которые плывут в круиз до Питера и обратно. Но все-таки теплоход полностью не загружен.

   В 20 часов, наконец, снимаемся и плывем вверх по Шексне. Очень приятно снова увидеть знакомый пейзаж – еловые леса, низкие песчаные берега, островки… Все, прибыли на Север! Завтра последняя стоянка в Горицах и поездка в Кириллово-Белозерский монастырь.

25 августа, четверг

   Утром просыпаемся в Горицах. Маленькая пристань, но стоят два огромных теплохода. На четырехпалубнике «Михаил Шолохов» едут немцы. В 9 часов на автобусах едем в Кириллово-Белозерский монастырь. До него 7 километров. Дорога живописная, холмы, поля, перелески, озера. На берегу одного из больших озер – монастырь. Это был самый крупный из северных монастырей России. В 1612 году он выдержал осаду польских войск.

   Мы с Наташей уже были здесь в 1984 году. Тогда постройки были в полном запустении, по стенам монастыря росли кусты. Сейчас многое реставрировано, приведены в порядок архимандричьи палаты, там размещены иконы  15-16 веков. Реставрированы и экспонируются некоторые кельи для рядовых монахов. Но до полной реставрации еще очень далеко. Часть монастыря передана епархии, там живут 2 монаха и несколько трудников. Эту часть они приводят в порядок сами. Церкви монастыря закрыты и не реставрируются.

   После осмотра монастыря возвращаемся на пристань и в 13 часов отчаливаем. Все, теперь без остановки до Питера!

    Погода просто чудесная – последний всплеск уходящего лета. Тепло, около 250, нет ветра, небо абсолютно ясное. Плывем вверх по Шексне. В 15 часов входим в Белое озеро. Оно довольно большое, около 25-30 километров в диаметре, и имеет почти круглую форму. Но озеро неглубокое, не глубже 10 метров. Озеро естественное, река Шексна вытекает из него в Волгу, а в озеро впадает речка Ковда, в которую мы и входим около 17 часов. На водоразделе между Ковдой и Вытегрой был прорыт канал, оснащенный системой шлюзов. Так была построена Мариинская система. В 60-х годах на месте старой системы шлюзов была построена новая, канал углубили, образовался Волго-Балт.

   Устье Ковды напоминает болото. Заросли куги, торчащие из воды пни. Странная картина, кажется, что теплоход идет по болоту! Потом местность немного повышается, а сама речка сужается. Берега становятся лесистыми. Места глухие, не видно признаков жилья, не работают мобильники. При вечернем освещении наслаждаемся картиной медленной смены пейзажей прекрасной северной реки. Солнце заходит уже около 9 часов вечера.

26 августа, пятница.

   Итак, сегодня последний день! Завтра утром, в 9 часов мы должны причалить в Питере. Нас будет встречать Света на машине.

   Ночью мы прошли все шлюзы Волго-Балта.    Просыпаемся в последнем шлюзе, выше Вытегры. Отсюда уже совсем близко до Онежского озера. В 7-30 утра входим в голубые воды Онеги. Погода – просто мечта! – тихая, безветренная, ясная. Два с половиной часа ходу по озеру – и вот мы входим в Свирь. Она очень красива в верхнем и нижнем течении, только в Свирьстрое пейзаж сменяется индустриальным. Река пока довольно узкая, лес по берегам уже начинает окрашиваться в осенние краски – желтеют березы, краснеют листья осины. Мы с Лезом сидим на палубе, обсуждая наше путешествие. Скоро к нам присоединяется еще одна женщина средних лет, Зина, она профессиональный переводчик, и говорит по-английски бегло и с явным удовольствием. В час Лез уходит на завтрак, а мы с Зиной продолжаем болтать по-английски. Наслаждаемся одним из последних летних дней, прекрасным пейзажем. Эта беседа доставила мне истинное удовольствие, хочется думать, что и ей тоже.

    Проходим деревню Новые Мандроги. Это бутафорская деревня, построенная специально для туристов. Там построены дома в стиле прошлого века, есть кузница, конюшня, и параллельно – волейбольная площадка, шашлыки, бар, ресторан. Делать там особенно нечего.

    Около 17 часов подходим к Свирьстрою. Здесь нам пришлось подождать, пока в шлюз зайдет огромная баржа с бревнами. Мы заходим за ней. После шлюза плывем практически прямо на запад.

   Приходит SMS – завтра в Питере по прогнозу дожди. Трудно поверить, никаких признаков плохой погоды. Ветер восточный, слабый, тепло. Ну, посмотрим.

28 августа, суббота.

    Около 11 часов ночи вдруг остановка в устье Свири. Оказывается, где-то случился пожар на барже, и пока её тушили и убирали с фарватера, мы стояли 2,5 часа. Затем вошли в Ладожское озеро. Ветер, сильная качка! Ночь почти не спали.

   Утром объявление – «В Петербург мы придем с задержкой, сейчас плывем по Ладоге, впереди просторы нашей родины, счастливого отдыха!» Чрезвычайно содержательная информация! Потом выясняется, что придем в Питер около 12 часов. За окном – дождь. Прогноз таки оказался верным! Плывем по Неве. Дождь потихоньку перестает. Вот и пристань. Нас встречает наши друзья на машине, Леза встречает жена. Все, путешествие закончено!

 Н. Григоров

7.08 – 3.09. 2005г,

Петербург – Волгоград – Петербург.



[1] Южная Африка

[2] Носитель языка

[3] Полужив, полумертв!

[4] ужасная


© Григоров Николай Олегович


© Copyright HTML Gatchina3000, 2006

на головную страницу сайта | к оглавлению раздела