Николай Гоголь
Выбранные места из переписки с друзьями
Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
Оглавление 'Переписка с друзьями'
XXIV
ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕНА ДЛЯ МУЖА В ПРОСТОМ ДОМАШНЕМ БЫТУ, ПРИ НЫНЕШНЕМ
ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ В РОССИИ
Долго думал я, на кого из вас напасть: на вас или на вашего мужа?
Наконец решаюсь напасть на вас: женщина скорей способна очнуться и
двинуться. Положенье вас обоих, хотя вы считаете себя на верху блаженства,
по мне, не только не блаженно, но даже хуже положения тех, которые считают
себя в горе и несчастии. У вас обоих есть много хороших качеств душевных,
сердечных и даже умственных, и нет только того, без чего все это ни к чему
не послужит: нет внутри себя управленья собою. Никто из вас не господин
себе. В вас нет характера, признавая характером крепость воли. Ваш муж,
чувствуя этот недостаток в себе, женился нарочно затем, чтобы найти в жене
себе возбужденье на всякое дело и подвиг. Вы за него вышли замуж затем,
чтобы он был вашим возбудителем во всяком деле жизни. Оба друг от друга ждут
того, чего нет у обоих. Говорю вам: положенье ваше не только не блаженно, но
даже опасно. Вы оба расплыветесь и распуститесь среди жизни, как мыло в
воде; все ваши достоинства и добрые качества исчезнут в беспорядке действий,
который один сделается вашим характером, и станете вы оба -олицетворенное
бессилие. Молите бога о крепости. У бога можно все вымолить, даже и
крепость, которую, как известно, никакими средствами не может достать
бессильный и слабый человек. Поступите только умно. "Молись и к берегу
гребись", -говорит пословица. Произносите в себе и поутру, и в полдень, и
ввечеру, и во все часы дня: "Боже, собери меня всю в самое меня и укрепи!"
-и действуйте в продолженье целого года так, как я вам сейчас скажу, не
рассуждая покуда, зачем и к чему это. Всю хозяйственную часть дома возьмите
на себя; приход и расход чтобы был в ваших руках. Не ведите общей расходной
книги, но с самого начала года сделайте смету всему вперед, обнимите все
нужды ваши, сообразите вперед, сколько можете и сколько вы должны издержать
в год, сообразно вашему достатку, и все приведите в круглые суммы. Разделите
ваши деньги на семь почти равных куч. В первой куче будут деньги на
квартиру, с отопкою, водой, дровами и всем, что ни относится до стен дома и
чистоты двора. Во второй куче - деньги на стол и на все съестное с
жалованьем повару и продовольствием всего, что ни живет в вашем доме. В
третьей куче -экипаж: карета, кучер, лошади, сено, овес, словом - все, что
относится к этой части. В четвертой куче - деньги на гардероб, то есть все,
что нужно для вас обоих затем, чтобы показаться в свет иль сидеть дома. В
пятой куче будут ваши карманные деньги. В шестой куче - деньги на
чрезвычайные издержки, какие могут встретиться: перемена мебели, покупка
нового экипажа и даже вспомоществование кому-нибудь из ваших родственников,
если бы он возымел внезапную надобность. Седьмая куча - богу, то есть деньги
на церковь и на бедных. Сделайте так, чтобы эти семь куч пребывали у вас
несмешанными, как бы семь отдельных министерств. Ведите расход каждой особо,
и ни под каким предлогом не занимайте из одной кучи в другую. Какие ни
представлялись бы вам в это время выгодные покупки и как бы ни соблазняли
они вас своею дешевизною, не покупайте. На это можете отважиться потом,
когда побольше укрепитесь. А теперь не позабывайте ни на миг, что все это
вами делается для покупки твердого характера, а это покупка покамест для вас
нужнее всякой другой покупки, и потому будьте в этом упрямы. Просите бога об
упрямстве. Даже и тогда, если бы оказалась надобность помочь бедному, вы не
можете употребить на это больше того, сколько находится в определенной на то
куче. Если бы даже вы были свидетелем картины несчастия, раздирающего
сердце, и видели бы сами, что денежная помощь может помочь, не смейте н
тогда дотрогиваться до других куч, но поезжайте по всему городу, по всем
вашим знакомым и старайтесь преклонить их на жалость: просите, молите,
будьте готовы даже на униженье себя, чтобы это осталось вам в урок, чтобы вы
помнили вечно, как вы были доведены до жестокой необходимости отказать
несчастному, как вы должны были из-за этого подвергнуться унижению и даже
осмеянью публичному; чтобы это не выходило у вас из ума, чтобы вы через это
приучались обрезывать себя в расходах по каждой куче и заранее помышлять о
том, чтобы к концу года оставался от каждой остаток для бедных, а не
сходились бы только концы с концами. Если вы будете держать это в голове
своей беспрестанно, то вы никогда не заедете без надобности сильной в
магазин и не купите себе неожиданно для себя самой какое-нибудь украшенье
для камина или стола, на что так падки у нас как дамы, так и мужчины
(последние еще больше и суть не женщины, а бабы). Ваши прихоти будут
невольно и нечувствительно сжиматься, и дойдет наконец до того, что вы
почувствуете сами, что вам не нужно иметь больше одной кареты и пары
лошадей, больше четырех блюд за столом, что званый обед может также насытить
людей и на простом сервизе, с прибавкой одного лишнего блюда да бутылки
вина, разнесенного без всяких тонкостей в простых рюмках. Вы даже не только
не сгорите от стыда, если пойдет по городу слух, что у вас не comme il
fault* , но еще посмеетесь тому сами, уверившись истинно, что настоящее
comme il fault есть то, которое требует от человека тот самый, который
создал его, а не тот, который приводит в систему обеды, даже и не тот,
который сочиняет всякий день меняющиеся этикеты, даже и не сама мадам
Сихлер. Заведите для всякой денежной кучи особенную книгу, подводите итог
всякой куче каждый месяц и перечитывайте в последний день месяца все вместе,
сравнивая всякую вещь одну с другою, чтобы уметь узнавать, во сколько раз
одна нужнее другой, чтобы видеть ясно, от какой прежде нужно отказаться в
случае необходимости, чтобы научиться мудрости постигать, что из нужного
есть самое нужнейшее.
*светскость, соблюдение светских приличий (франц.)
Держитесь этого строго в продолжение целого года. Крепитесь и будьте
упрямы, и во все это время молитесь богу, чтобы укрепил вас. И вы окрепнете
непременно. Важно то, чтобы в человеке хотя что-нибудь окрепнуло и стало
непреложным; от этого невольно установится порядок и во всем прочем.
Укрепясь в деле вещественного порядка, вы укрепитесь нечувствительно в деле
душевного порядка. Распределите ваше время; положите всему непременные часы.
Не оставайтесь поутру с вашим мужем; гоните его на должность в его
департамент, ежеминутно напоминая ему о том, что он весь должен принадлежать
общему делу и хозяйству всего государства (а его собственное хозяйство не
его забота: оно должно лежать на вас, а не на нем), что он женился именно
затем, чтобы, освободя себя от мелких забот, всего отдать отчизне, и жена
дана ему не на помеху службе, но в укрепленье его на службе. Чтобы все утро
вы работали порознь, каждый на своем поприще, и через то встретились бы
весело перед обедом и обрадовались бы так друг другу, как бы несколько лет
не видались, чтобы вам было что пересказать друг другу и не попотчевал бы
один другого зевотой. Расскажите ему все, что вы делали в вашем доме и
домашнем хозяйстве, и пусть он расскажет вам все, что производил в
департаменте своем для общего хозяйства. Вы должны знать непременно существо
его должности, и в чем состоит его часть, и какие дела случилось ему вершить
в тот день, и в чем именно они состояли. Не пренебрегайте этим и помните,
что жена должна быть помощницей мужа. Если только в течение одного года вы
будете внимательно выслушивать от него все, то на другой год будете в силах
подать ему даже совет, будете знать, как ободрить его при встрече с
какою-нибудь неприятностью по службе, будете знать, как заставить его
перенести и вытерпеть то, на что у него не достало бы духа, будете его
истинный возбудитель на все прекрасное.
Начните же с этого дня исполнять все, что я вам теперь сказал.
Крепитесь, молитесь и просите бога беспрерывно, да поможет вам собрать всю
себя в себе и держать себя. Все у нас теперь расплылось и расшнуровалось.
Дрянь и тряпка стал всяк человек; обратил сам себя в подлое подножье всего и
в раба самых пустейших и мелких обстоятельств, и нет теперь нигде свободы в
ее истинном смысле. Эту свободу один мой приятель, который вами лично не
знаем, но которого, однако же, знает вся Россия, определяет так: "Свобода не
в том, чтобы говорить произволу своих желаний: да, но в том, чтобы уметь
сказать им: нет". Он прав, как сама правда. Никто теперь в России не умеет
сказать самому себе этого твердого "нет". Нигде я не вижу мужа. Пусть же
бессильная женщина ему о том напомнит! Стало так теперь все чудно, что жена
же должна повелеть мужу, дабы он был ее глава и повелитель.
1846
|