Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Николай Васильевич

собрание сочинений Gatchina3000.ru



В начало

 

Николай Гоголь

Выбранные места из переписки с друзьями

Споры



			Оглавление 'Переписка с друзьями'





XI
     СПОРЫ
     (Из письма к Л***)

     Споры о  наших  европейских  и  славянских  началах,  которые,  как  ты
говоришь, пробираются уже в гостиные, показывают только то, что мы  начинаем
просыпаться, но еще не вполне проснулись; а потому не мудрено, что  с  обеих
сторон наговаривается весьма много дичи. Все эти славянисты и европисты, или
же староверы и нововеры, или же восточники и западники, а что  они  в  самом
деле, не умею сказать, потому что покамест они мне кажутся только карикатуры
на то, чем хотят быть, - все они говорят о двух  разных  сторонах  одного  и
того же предмета, никак не догадываясь, что ничуть не спорят  и  не  перечат
друг другу. Один подошел слишком близко к строению, так что видит одну часть
его; другой отошел от него слишком далеко, так что видит весь фасад,  но  по
частям  не  видит.  Разумеется,  правды  больше  на  стороне  славянистов  и
восточников, потому что  они  все-таки  видят  весь  фасад  и,  стало  быть,
все-таки говорят о главном, а не о частях. Но  и  на  стороне  европистов  и
западников тоже есть правда, потому что  они  говорят  довольно  подробно  и
отчетливо о той стене, которая стоит перед их глазами; вина их в том только,
что из-за карниза, венчающего  эту  стену,  не  видится  им  верхушка  всего
строения, то есть главы, купола и все,  что  ни  есть  в  вышине.  Можно  бы
посоветовать обоим - одному попробовать, хотя на  время,  подойти  ближе,  а
другому отступиться немного подалее. Но на это они не согласятся, потому что
дух гордости обуял обоими. Всякий из  них  уверен,  что  он  окончательно  и
положительно прав, и что другой окончательно и положительно лжет. Кичливости
больше на стороне славянистов: они хвастуны;  из  них  каждый  воображает  о
себе, что он открыл Америку, и  найденное  им  зернышко  раздувает  в  репу.
Разумеется, что  таким  строптивым  хвастовством  вооружают  они  еще  более
противу  себя  европистов,  которые  давно  бы  готовы   были   от   многого
отступиться, потому что и сами начинают слышать многое, прежде не слышанное,
но упорствуют, не желая уступить слишком раскозырявшемуся человеку. Все  эти
споры еще ничего, если бы только они оставались в гостиных да в журналах. Но
дурно то, что два противоположные мнения, находясь в таком  еще  незрелом  и
неопределенном виде, переходят уже в головы многих  должностных  людей.  Мне
сказывали, что случается (особенно в тех  местах,  где  должность  и  власть
разделена в руках двух) таким образом,  что  в  одно  и  то  же  время  один
действует совершенно в европейском  духе,  а  другой  старается  подвизаться
решительно в древнерусском, укрепляя все  прежние  порядки,  противуположные
тем, которые замышляет  собрат  его.  И  оттого,  как  делам,  так  и  самим
подчиненным чиновникам приходит беда: они не знают, кого  слушаться.  А  так
как оба  мнения,  несмотря  на  всю  свою  резкость,  окончательно  всем  не
определились, то, говорят, этим пользуются всякого рода  пройдохи.  И  плуту
оказалась теперь возможность, под маскою славяниста или европиста, смотря по
тому, чего хочется начальнику, получить выгодное место и производить на  нем
плутни в качестве как поборника старины, так  и  поборника  новизны.  Вообще
споры суть вещи такого рода, к которым люди  умные  и  пожилые  покамест  не
должны приставать. Пусть прежде выкричится хорошенько молодежь: это ее дело.
Поверь,  уже  так  заведено  и  нужно,  чтобы  передовые   крикуны   вдоволь
выкричались затем именно, дабы умные могли в это время надуматься вдоволь. К
спорам прислушивайся, но  в  них  не  вмешивайся.  Мысль  твоего  сочинения,
которым хочешь заняться, очень умна, и я даже уверен, что исполнишь это дело
лучше всякого литератора. Но об одном тебя прошу: производи  его  в  минуты,
сколько возможно, хладнокровные и спокойные. Храни тебя бог от запальчивости
и горячки, хотя бы даже в малейшем выражении. Гнев везде неуместен, а больше
всего в деле правом, потому что затемняет  и  мутит  его.  Вспомни,  что  ты
человек не только немолодой, но даже и весьма в летах. Молодому человеку еще
как-нибудь пристал гнев; по крайней мере, в глазах некоторых он придает  ему
какую-то картинную наружность. Но если старик начнет горячиться, он делается
просто гадок; молодежь как раз подымет его  на  зубки  и  выставит  смешным.
Смотри же, чтоб не сказали о  тебе:  "Эк,  скверный  старикашка!  всю  жизнь
валялся на боку, ничего не делая, а теперь выступил  укорять  других,  зачем
они не так делают!" Из уст старика должно исходить слово  благостное,  а  не
шумное и спорное.  Дух  чистейшего  незлобия  и  кротости  должен  проникать
величавые речи старца, так, чтобы молодежь ничего не нашлась сказать  ему  в
возраженье, почувствовав, что неприличны будут ее речи и что седина есть уже
святыня.

1844