| |
|
|
Агния Барто |
|
Барто Агния ЛьвовнаЗаписки детского поэтаЗнакомствоОколо двух лет назад зашла ко мне журналистка из города Владимира — корреспондент газеты «Комсомольская искра», и попросила прочесть стихи ее земляка Алексея Шлыгина — тоненькую тетрадочку. Я пообещала: если стихи покажутся мне интересными, напишу автору. — Нет, пожалуйста, прочтите при мне, я ему все дословно передам. —- Но через третье лицо я могу дать лишь общие оценки, а поэту интересен разбор отдельных строф и строк, я позвоню во Владимир, если будет нужно. — У него нет телефона... И он уже восемь пет лежит неподвижно. Я открыла тетрадку и стала вслух читать стихи Алексея Шлыгина и говорить о них так, как если бы он сидел передо мной. Журналистка очень быстро, почти стенографически все записывала. Стихи были неровными, но в них чувствовалась настоящая детскость, свой глаз и умная улыбка. Сомнения не было: Алексей Шлыгин — способный поэт. И детский! Отдельные строчки я предложила сократить, доработать и через некоторое время получила от автора новые варианты стихов. С радостью убедилась, что он все понял. «Третье лицо» — Элла Рогожинская — оказалась хорошей связной. Несколько стихотворений я отобрала для «Мурзилки», они были хорошо встречены редакцией и напечатаны в четырех номерах. Теперь я уже с интересом стала ждать новых стихов Алексея Ивановича. Довольно долго их не было. Но вот открываю дверь, стоит невысокая женщина с девочкой лет десяти. «Снова поиски»,— подумала я и спросила: — Вы кого-нибудь ищете? — Нет. — Стихи пишете? Вы или девочка? — Мой муж...— сказала женщина и протянула мне толстую светлую папку, на которой было написано: «А. Шлыгин. Стихи», На первой странице я прочла: Знакомство Перелатана шубенка, И дырявые пимы... То ль мальчишка, То ль девчонка, То ль опенок средь зимы. Встречный мог пройти и мимо, А вот взял и не прошел. — Как, товарищ, ваше имя? - Лена. — Очень хорошо! Как звоночек, голос Ленин. - Сам-то чей же? - Сам-то? Ленин... ...Если даже и опорки На твоих ногах, дружок. Хорошо скатиться с горки, Хорошо слепить снежок! Да и взрослому не грех Пробежать вприпрыжку, Чтоб хрустел морозный снег, Словно кочерыжка... Было шумно, было славно. Жаль, что кончилась игра. — Ну, Елена Николавна, До свиданья. Мне пора. Дрогнул грустный голос Ленин: — Не пущу тебя домой! Я же Лена, Ты же Ленин, Ты же Ленин! Значит, мой!.. (А в глазенках столько света): — Догони еще хоть раз... - Подчиняюсь, коли это Государственный приказ... В небе плыло солнце ало, Собиралось на покой. Долго-долго вслед махала Лена Ленину рукой. А Ильич за важным делом Засидится допоздна — Чтоб обула и одела Всех своих детей Страна. Так просто, по-детски сказано: — Не пущу тебя домой! Я же Лена, Ты же Ленин, Ты же Ленин! Значит, мой! Много стихов написано о Ленине, и иногда молодые поэты, боясь не найти своего поворота этой важной и дорогой для каждого темы, не решаются взяться за нее... А вот Алексей Шлыгин решился. Стихотворение его еще требовало тщательной работы, движение сюжета тормозилось, был оттенок умильности в строчках: «Как звоночек, голос Ленин», «А в глазенках столько света». Несколько рискованно сближать так впрямую «голос Ленин» и «Ленин». Но написаны стихи по-своему и от души. Темы стихов Шлыгина самые разные, и в лучших из них веселая наблюдательность. Сразу можно сказать, что стихотворение «Строители» написано не десять лет назад, не пять, а именно сейчас. Строители Я беру за томом том — Возвожу за домом дом. Я из папиных томов Много выстрою домов. Светлых, прочных, Крупноблочных... Вот один высотный дом. Вот другой высотный дом, в юго-западном районе — Между шкафом и окном... Руки в брюки — Ходит Шурка, Чинно, важно, Грудь вперед. Не положит ни брошюрки, Лишь советы подает: - Эту книгу надо с краю, Эту книгу надо — вниз... (Будто я и сам не знаю, Где фундамент, Где карниз...) Кто ты — каменщик иль плотник? Что-то я не разгляжу... - Я ответственный работник, Я тобой руковожу... Говорю ему:—Шалишь! Шурка хмурит брови: —Ишь, Как с начальством говоришь!.. Даже в caмыx эпитетах — «светлых», «прочных, крупноблочных» и в строчках: Вот один высотный дом, Вот другой высотный дом, В юго-западном районе — Между шкафом и окном...— живые подробности сегодняшнего дня и характеристика точная: Не положит ни брошюрки. Лишь советы подает!.. В первых письмах Алексей Иванович ни словом не обмолвился о том, как трудно болен, видимо, не хотел никаких скидок. Позднее написал несколько слов о себе: болен с детства, все же семилетку окончил; поступил в политехникум, но здоровье ухудшилось, и он вынужден был оставить ученье. Через несколько лет сдал экстерном за одиннадцатилетку. Потом заочно закончил Народный университет имени Крупской, Стал работать (на дому) художником-оформителем. Волевой человек! Послала ему телеграмму: «В стихах много хорошего.,. Работайте и дальше так». Потом написала подробное письмо со всеми своими соображениями, замечаниями и советами по поводу стихотворения «Знакомство». Почти два года работал над ним Шлыгин. И вот оно вновь лежит передо мной в улучшенном варианте. Одна из исправленных строчек теперь звучит так: Встречный подал оуку Лене: - Сам-то чей же? - Сам-то? Ленин. Другая так; Заступила тропку Лена: — Не пущу тебя домой... Улыбнулась: — Ты же Ленин, Ты же Ленин! Значит, мой! Появились новые строфы: Не резон — стоять на месте На ветру, на холоду, И знакомство, честь по чести, Продолжалось на ходу. - Убедительно вполне, Но... уйти придется мне. - Ладно уж,— сказала Лена,— Если надо, так иди... Завтра выйдешь? - Непременно. - Ну смотри, не подведи!.. Напоследок, про запас Догони еще хоть раз! - Подчиняюсь, коли это Столь ответственный приказ. Исчезла умильность, сюжет развивается последовательней, интонация стала естественней. Стихотворение можно было печатать. Обрадовали меня и новые стихи Алексея Шлыгина. Некоторые тоже еще требовали работы, но он стал смелее вводить в них видение, ощущения, лексику современного ребенка. Одно из стихотворений — о детстве Володи Ульянова. Видимо, тема «Знакомства» по-настоящему увлекла молодого поэта и не оставляет его. |
|