Агния Львовна Барто
AgniyaBarto.Ru - Агния Барто. Стихи для детей.
Крупнейший сайт о творчестве Агнии Львовны Барто.
Основан на сборнике стихов под редакцией самой Агнии Львовны (последний и самый лучший авторский сборник) без соблюдения хронологии, по тематическим или жанровым разделам. Тексты стихов для детей и юношества, а так же для самых маленьких; киносценарии, воспоминания, переводы, видео, аудио и дополнительные материалы (биография, статьи о Агнии Львовне Барто). Юмор и сатира в творчестве Агнии Львовны Барто. К 103-летию со дня рождения поэтессы.

Агния Барто

собрание сочинений Gatchina3000.ru



В начало

 

Барто Агния Львовна

Записки детского поэта

Дневники 1974 года



Пошло у нас поветрие - в последние годы почти все поэты пишут свои стихи для детей от лица ребенка. А это опасно: ведь здесь явственно выступает малейшая неточность ребячьей интонации, каждая фальшивинка, подделка под 'детскость'. Некоторые поэты считают, что детское 'я' условно, пишет ведь не ребенок, а взрослый, и совсем необязательно так настойчиво следить за органичностью детской речи. Но естественность интонации не просто слуховая память поэта, а способность художественно перевоплощаться в ребенка, и только дар полного перевоплощения охраняет автора от речевой фальши, иначе она нет-нет да и проскользнет. Поэты приходят по-разному: один с первой книги проявляет себя как мастер, у другого одаренность раскрывается медленно, постепенно. Думается мне, что поэту, еще не овладевшему своим дарованием, легче проявить себя не в стихотворном монологе ребенка, а в стихах, написанных от третьего лица. И еще вот почему сложно писать от лица ребенка: надо, чтобы юный читатель понимал отношение автора к чувствами поступкам юного героя, то есть понимал многое, стоящее за этим ребяческим 'я'. Иначе стихотворение плоско, в нем нет второго плана, поэтической глубины. 'Одноплановое' детское 'я' становится немалой бедой в поэзии для детей. Одно утешение - поветрие всегда временно.

***

Казалось бы, в воспитании детей гуманные идеи одерживают победу в европейских странах. Нo в западногерманской газете 'Ноес герихтсцейтунг' прочла такое о6ъявление: 'Родители и учителя могут приобрести в нашем специализированном магазине плетки для использования в школе и дома'. Вот так спускаешься с небес на нашу грешную землю.

***

Бывает, что встречаешься с человеком не месяцы, а годы, и кажется, что знаешь о нем многое, а раскроется он для тебя благодаря какому-то факту, небольшой подробности, которую услышишь со стороны. О болгарке Свободе Кацабовой, крупной, седой женщине, всегда приветливой и внешне спокойной, я знала многое. Ее муж, известный болгарский революционер, погиб молодым, его убили фашисты в 1923 году, когда ему было двадцать семь лет. Оставил он Свободе двух маленьких детей. Знала я, что позднее ее с дочкой и сыном направили в Москву. Она стала работать учительницей и воспитательницей в Иванове, в детском доме. Это был первый интернациональный детдом, построенный ивановскими текстильщиками, там жили дети арестованных и погибших коммунистов разных стран. Тринадцать лет проработала Свобода в этом детдоме, там выросли и ее дети. Знала я, что в начале войны семнадцатилетний болгарин Благой, сын Свободы, проучившись несколько месяцев в военном училище, ушел добровольцем на фронт. Погиб в бою у деревни Арбузовка. А недавно мне рассказали, что Свобода все тринадцать лет ее работы в детдоме не позволяла своим двум детям называть ее мамой. Вокруг были сироты, и она думала о них. Именно такая подробность может раскрыть до конца глубину души человеческой.

***

Дважды, что6ы проверить свое впечатление, смотрела документальный фильм 'Мой отец'. Там есть эпизод: шестиклассницы пишут сочинение, оно так и называется 'Мой отец'. С первых кадров я насторожилась — разные бывают отцы, и не каждому подростку легко раскрыть свои чувства, написать, например, о плохом отце или плохое об отце. Шестиклассники склонились над тетрадями. Оператор уловил жилое выражение лиц. Один пишет увлеченно, другой кусает губы. Может быть, просто не находит нужных слов? 3а кадром — голос учительницы, она читает нам, зрителям, отрывки из разных сочинений: кто-то по-хорошему гордится своим отцом, кто-то хочет, чтобы отец уделял ему 6ольше внимания.

Кто-то из школьников пишет в своем сочинении, что у его папы не твердое слово, 'обещает, но часто не выполняет'. Упрек, отцу! Но справедливый ли? Никаких примеров мальчик не приводит, а дети могут быть и пристрастными. Получила же я однажды письмо, где одиннадцатилетний мальчик просил меня сказать по радио, что у него 'плохое детство', потому что папа 'до сих пор не купил велосипеда, все обещает'. Детей и душевному такту стоит учить.

За кадром учительница продолжает читать отрывки из сочинений. Одна из девочек горячо пишет о своем отце, о его заботливости, доброте... А в конце приписка: 'У меня нет отца, но я хотела 6ы, что6ы он был таким'. Ну что ж, может быть, все правильно? Зрители ведь не знают, кому из школьников принадлежат те или иные слова об отце. А родителям — поучение?!

Но вот перед нами такие кадры: за партой худенькая стриженая шестиклассница с обручем на волосах. Крупно: лицо девочки. Глаза, полные слез. Перед ней чистый листок бумаги. Она не написала ничего. Учительница подходит к ней, понимающе обнимает. Не только учительнице, но и зрителям понятно, что здесь с отцом связано какое-то семейное неблагополучие. Девочка, плача, выходит из класса. Не смогла она ни слова написать об отце, может быть, хотела спрятать свою беду, зачем же ее боль крупным планом обнажать перед миллионами телезрителей? Нелегко ей будет видеть эти кадры. Фильм-то документальный... Нет, нельзя так!

***

'По молодости лет она не знала, что человек может дать только то, что может'.

Прочла в журнале такую фразу. Перечитала еще раз: 'человек может дать только то, что может'. Неверно это! Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может. Да и кто способен установить границы его возможности? 'Я могу только то, что я могу!' - мысль рассудочная, бескрылая. Она-то и лишает человека стремления сделать больше, чем он может.