РУСАЛКА ШЕЛЕ
Как-то раз, на исходе декабрьского воскресенья, у края
полыньи, темнеющей на Неве неподалеку от Петропавловской крепости, стоял
одинокий гражданин. В руках у него была искусственная шуба и красная
мохеровая шапочка затейливой вязки. Взгляд его был сумрачен и направлен
в черную воду.
Неожиданно рядом с одиночкой появился некто в мохнатом го ловном уборе,
именуемом в народе «шапка из Дружка» и подвергнутом порицанию в газетных
статьях. Обладатель шапки, видимо, газет не читал и поэтому нес голову
достаточно высоко. Был он многословен и суетлив.
— Это что это здесь, а? Что будет-то, я спрашиваю? С берега смотрю:
рыбу, что ли, ловят? Или заплыв организуется?.. А может, вы, извините,
топиться хотите? Так это напрасно. И место плохое выбрали. Ленинград
— город-музей под открытым небом. Иностранцы приезжают в большом количестве...
А вы — в самом центре.
Нехорошо это. Неэтично.
Сумрачный гражданин с трудом отлепил взгляд от водной глади и перевел
его на говорившего: — Топиться я пока подожду. Так что не волнуйтесь
и идите своей дорогой.
— А вы мне не указывайте, — обиделся разговорчивый человек. — Когда
захочу, тогда и пойду. У меня, может, тут дело. И если хотите знать...
Однако последующие слова, которые собирался произнести обладатель
мохнатой шапки, встали у него поперек горла, и, вероятно, именно из-за
этого рот его так и остался незакрытым. А произошло это оттого, что
вода в полынье неожиданно пришла в движение, забурлила и из пучины показалась
нагая женщина. Лицо ее было туманно и недвижно.
Если бы вы, читатель, присутствовали при этом сверхъестественном явлении
и не потеряли самообладания, то отметили бы для себя, что выходящая
из воды дама похожа на боттичеллевскую Венеру — прямо один к одному.
Но словоохотливый незнакомец не способен был ни рассуждать, ни вспоминать.
Увидев нечто невообразимое, он, издав горлом тихий писклявый звук, сорвал
с головы свою позорную шапку, метнул ее в сторону нагой дивы, а потом
бросился к берегу.
Между тем гражданин с искусственной шубой не проявил никакого беспокойства,
а шагнул к краю полыньи и, протянув руку, помог прекрасной женщине выбраться
на лед. Скрыв наготу красавицы искусственным мехом и нахлобучив красную
шапочку на ее зеленые волосы, он издал несколько восклицаний, которые
издают обычно на вокзале встречающие, приветствуя долгожданного гостя.
Купальщица взяла мужчину под руку и, наваливаясь всем телом, нетвердо
и медленно пошла с ним от полыньи.
Дорогая ушанка надоедливого прохожего, медленно намокая, погружалась
в воду.
— А я уже начал волноваться,— сказал мужчина, которого, кстати, звали
Михаилом Ватрушкиным. Он выбрал скамейку, защищенную от ветра одним
из бастионов крепости, и усадил на нее зеленоволосую спутницу. — Думал,
что сегодня опять зря прожду. Ну как ты, дорогая?
— Не отпускали. Очень долго не отпускали, — нараспев произнесла русалка
Шеле, ибо как вы, вероятно, уже начали догадываться, это была одна из
тех немногочисленных русалок, которые еще обитают в Неве и Ладожском
озере. Замечу, кстати, что в Обводном канале русалок давно нет.
— Не замерзнуть бы тебе, — забеспокоился Михаил, глянув на босые ноги
своей подруги, припорошенные снегом.
— Ты забыл, любимый, — печально улыбнулась русалка, — у меня нет ног.
Это просто гипноз. Чтобы не травмировать твою психику.
— В таком случае, не мерзнет ли у тебя... хвост? — сердито сказал
Ватрушкин и закурил.
— Тяжело здесь, Миша, тяжело. И дышать трудно, и звуки мешают.
— Транспорт, никуда не денешься. — Он смотрел в темноту. — И предприятия
разные чадят. Жизнь в большом городе предполагает...
— Не о том я, не о том, — перебила Шеле. В голосе ее появились цыганские
интонации. — Послушай: весь воздух наполнен звуками. Я слышу, что было
здесь вчера, позавчера, год назад. Звуки остаются, лишь стираются немного
от времени. За полчаса до нас на этой скамейке бранились. Неужели ты
не слышишь? А вот слова любви... вот кто-то плачет... сморкается. Все
это давит, давит на уши, как большая глубина.
— Хочешь, уйдем отсюда.
— Куда мы можем уйти? Здесь нет ни частицы свободного пространства:
все звучит, движется. Как вас много, людей! И каждый спрятан в свою
раковину, тащит ее на себе, ранит других острыми створками, и никто
не видит этого. А я вижу. Мне здесь всегда страшно, Миша.
— Это потому, что ты меня больше не любишь.
Ватрушкин бросил докуренную до фильтра сигарету. Стало совсем холодно.
Зеленые волосы русалки в бледном свете фонаря поблескивали сквозь тонкий ледок, схватывающийся вокруг ее головы.
— Как я могу не любить тебя? — удивилась Шеле и в знак большой любви
прикоснулась холодным носом к Мишиной руке.
Михаил убрал руку.
— Если бы ты любила меня, мы жили бы вместе.
Русалка вздохнула и попыталась намотать на палец прядь заледе невших
волос.
— Для этого тебе надо утонуть, милый. Но я никогда не соглашусь на
такое. И знаешь, почему? Я не уверена, что ты достанешься мне. У меня
есть еще старшие незамужние сестры... На всякий случай держись подальше
от воды.
— Ты могла бы жить у нас. В конце концов, в квартире есть ванная комната...
Шеле вздрогнула.
— Помнишь, что было с твоей мамой, когда ты привел меня знакомиться,
а я через десять минут нырнула в ванну прямо в одежде? А мои волосы?
— Да... Зеленый цвет, по ее мнению, слишком экстравагантен. Но ты
можешь перекраситься.
— Испортить волосы? Я готова. Но мы все равно не сможем жить вместе.
Твоя мама не догадывается, кто я на самом деле, но в одном она права
— я из другого теста.
— Насчет другого теста надо было думать раньше. — Ватрушкин оглянулся
на реку. — Как бы полынья не замерзла.
— Что ж. Поспешим. Думать раньше... Кто же об этом думает? А... как
там Машенька?
— Спросила все-таки. Ты вспоминаешь о ней... там?
— Редко, но вспоминаю.
— Редко... Хоть бы притворилась, что ли. Мама говорит, что ты навесила
мне ребенка, а сама улизнула. Не понимаю, как ты можешь не тосковать
о своей дочери?
— Ты забываешь, мой Миша, кто я. Слушай! Каждый год русал ки могут
откладывать до миллиона икринок. Они красные и прозрачные, как полуденный
янтарь. В южных морях у коралловых островов появляется на свет наше
потомство. Можем ли мы помнить их всех? Любить их? Я люблю тебя. Этого
достаточно. Никто из моих сестер не знает этого чувства. Надо мной смеются.
— Молчи! Иногда мне кажется, что ты просто громадная рыби на. Хищная
и холодная.
— Ты, наверное, ругаешь меня, милый? — Русалка прильнула щекой к мутоновому
воротнику его пальто. — Ты недоволен своей Шеле.
— У меня есть фотография, если хочешь, — Михаил неуверенно расстегнул
на пальто пуговицу.
— Не надо! — Шеле неожиданно сильно прижала его руку, сосульки на
ее волосах встревоженно вздрогнули. — Все люди для меня на одно лицо.
Что смотреть? Такая же девочка, как и те, которые плещутся на мелководье
в жаркие дни. Они забавны и только.
— Ужасно, — Михаил застегнул пуговицу и задумался.
— Ты снова загрустил, милый, но мне уже пора, я не успею утешить тебя.
Прикоснись на прощание к моим глазам, лбу, рукам, это так приятно. У
тебя теплые пальцы. Каждое твое прикосновение становится вечным. Я ощущаю
это всегда и поэтому никогда не тоскую по тебе.
— Послушай, Шеле...— Михаил захлопал по карманам в поисках сигарет.
— У нас дурацкие отношения. Неужели мне снова придется ждать полгода
— и все ради того, чтобы посидеть с тобой на скамейке и послушать о
вчерашних звуках или прошлогоднем снеге, черт бы их побрал?
— Ах, не говори так! Ты словно смешиваешь себя со всеми теми, кто
для меня на одно лицо. Теперь полгода страшного труда, немыслимых унижений,
чтобы снова посидеть с тобой на скамейке. Я даю тебе все, что могу дать.
— Нет, не все. Не все,— сказал Ватрушкин расстроенно. Он вдшел наконец
сигареты и теперь пытался закурить, пряча в ладонях гаснущую спичку.—
Ты живешь, витая в небесах, то есть в глубинах. А здесь, на земле, —
жизнь, каждодневная борьба за существование. Подводные течения всякие,
почище ваших. Мы, между прочим, в очереди на кооператив стоим. Если
бы ты жила с нами, мы могли бы получить трехкомнатную квартиру, а так
нам светят только две комнаты, понимаешь ты — две!
— Но я... — встрепенулась Шеле.
— Правильно, ты у нас прописана, но все вокруг знают, что жена со
мной не живет. А «доброжелателей» у меня предостаточно — пишут в инстанции.
Неужели ты не можешь полгода полежать в ванне ради того, чтобы у твоей
дочери была нормальная жилплощадь?
Пока Ватрушкин говорил, русалка Шеле несколько раз тревожно оглядывалась
на полынью.
— О-о, — простонал Миша, — какая же ты эгоистка! Твои отношения, связи
со всякой там нечистью типа кикимор, водяных, знакомства с интеллектуальными
утопленниками — для тебя все. Это же так важно и интересно. Представляю
тебя на полночном коктейле в честь вновь прибывшего, которого вы сами
же со своими милыми родственничками и защекотали... Короче, я могу рассчитывать
на твою помощь? Да или нет?
Русалка поглядела на маленькую желтую луну и чему-то улыбнулась. Потом
она поднялась и направилась к незамерзшей еще полоске воды.
— Да или нет? — услышала она снова, прежде чем шагнуть в полынью.
Поднялся сноп брызг, и через мгновение по непроглядной поверхности,
усыпанной ледяными игольчатыми пластинками, ударил широкий хвостовой
плавник. «Держись подальше от воды», вспомнил Ватрушкин и отпрянул от
ставшего вдруг очень скользким края льда. Он стоял долго, не замечая,
что по лицу его скатываются холодные брызги, и очнулся только когда
почувствовал за спиной какое-то движение. Ватрушкин резко обернулся.
Зловещего вида человек с неразличимым в сумерках лицом шел прямо на
него, словно собирался столкнуть в воду. Ватрушкин расставил ноги и
стиснул кулаки.
— Что надо? — грубо спросил он, готовый к отпору, и с облегчением
услышал в ответ:
— Товарищ, я очень извиняюсь... Я где-то здесь свою шапочку обронил.
Вы не видели?
Данные литературные произведения перенесены
в электронную форму из сборника «Творение»
(сборник стихов, рассказов и фантастических новелл, написанных участниками
литературной студии «Меридиан»), который посвящен двухсотлетию города
Гатчины.
© на произведения
принадлежат авторам данных произведений.
© на сборник «Творение»:
© Михаил Кононов, составление,
1996.
® CORVUS, Издательский Дом
«Корвус», Санкт-Петербург, 1996.
Также Литературная редакция: Елена Анфимова, Алена Тришина.
Авторы сборника выражают благодарность Комитету по культуре и
Администрации города Гатчины за доброе содействие в издании этой книги.
В работе над книгой принимали участие Дом культуры города Гатчины,
Центральная библиотека имени А.И. Куприна (г. Гатчина), Литературная
студия «Меридиан».